Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 00:20, курсовая работа
Цель: изучить пути проведения антиинфляционной политики и особенности ее реализации в Республике Беларусь.
Задачами этой работы являются:
1. Раскрыть наиболее полно все аспекты антиинфляционного регулирования.
2. Изучить опыт проведения антиинфляционной политики на примерах развитых стран и стран с переходной политикой.
3. Раскрыть проведение антиинфляционных мер в переходной экономике Республики Беларусь.
Изучение содержания инфляционной политики с учетом зарубежного опыта на данном этапе развития белорусской экономики поможет в дальнейшем найти наиболее эффективные способы улучшения сложившейся ситуации и повысить уровень жизни населения. Успешное развитие денежно-кредитной системы напрямую зависит от проведения стабильных мер со стороны государства. Республике Беларусь просто жизненно необходимы решительные сдвиги не только в создании благоприятных условий для ведения бизнеса, но и привлечения инвестиций, особенно в сферу производства потребительских товаров и услуг.
Прирост индекса потребительских цен в 2006 году устанавливался на уровне 7-9%, фактически он составил 6,6%, таким образом, приоритетная цель денежно-кредитной политики в 2006 году была достигнута, поэтому на 2007 год планировалось еще большее снижение данного показателя до уровня 6-8%.
Для этого применялась система промежуточных монетарных ориентиров, в качестве которых использовались обменные курсы белорусского рубля к российскому рублю и к доллару США, а также показатель активной рублевой денежной массы.
Однако повышение цен и изменение условий поставки в Республику Беларусь энергоносителей из Российской Федерации вызвало ряд негативных тенденций в развитии денежно-кредитной сферы. Поддержание стабильности цен и обменного курса белорусского рубля потребовало относительного ужесточения монетарной политики (увеличения процентных ставок и ограничения ликвидности банковской системы).
Это вызвало некоторые изменения в системе целевых ориентиров денежно-кредитной политики на 2008 гг.
Во-первых, Национальный банк отказался от установления коридора колебаний обменного курса белорусского рубля по отношению к российскому. Данное решение было мотивировано тем, что одновременное использование в качестве промежуточных целевых показателей курса белорусского рубля к российскому рублю и доллару США затрудняет проведение оперативной курсовой политики.
Во-вторых, конечной целью денежно-кредитной политики в 2008 году признана защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, что означает отход от применения элементов политики инфляционного таргетирования и может рассматриваться как регрессивный шаг Национального банка и противоречие между стратегическими направлениями развития денежно-кредитной политики, закрепленными в Программе развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы.
Данный документ предусматривает, что конечной целью денежно-кредитной политики в 2006 – 2010 годах станет обеспечение с помощью монетарных инструментов снижения темпов инфляции и поддержания ее на низком уровне, при этом роль обменного курса национальной валюты в качестве промежуточного целевого ориентира денежно-кредитной политики будет постепенно уменьшаться.
Мировой финансовый кризис является одной из самых главных причин повышенной инфляции в 2008-2010 гг.
Инфляционный процессы характерны для того сектора белорусской экономики, который работает преимущественно на внутренний рынок. В то же время экспортно-ориентированный сектор белорусской экономики, подчиняясь влиянию законов мирового рынка, попал в попал в зону действия внешней монетарной дефляции и демонстрирует спад при одновременном снижении уровня цен.
Для внутреннего сектора характерны процессы структурной инфляции.
Основными каналами появления кризиса в нашей стране явились:
- снижение спроса на белорусские товары на внешних рынках;
-ухудшение условий, и, как следствие, снижение объемов кредитования белорусских банков и предприятий реального сектора нерезидентами;
-девальвация валют торговых партнеров Беларуси.
Внутренние проблемы белорусской экономики, проявившиеся в условиях кризиса, отличаются от мировых и связаны прежде всего с незавершенностью реформ. Отсутствие рыночной конкурентной среды, незаконченная реструктуризация создаю в нашей стране питательную почву для инфляции. Антиинфляционная политика, необходимая для оздоровления экономики, проводится в Беларуси на макроэкономическом уровне, в соответствии с рекомендациями международного валютного фонда. Однако нельзя не отметить многие побочные эффекты, связанные с её осуществлением, и показать необходимость проведения такой политики на микроуровне, а также дополнение ee “стимулирующими” мерами.
Следствием антиинфляционной политики стало уменьшение количества денег в экономике. В результате обратного действия банковского мультипликатора за I полугодие 2009 г. объем денежного агрегата М2 сократился на 14 %, а денежная база сократилась еще больше — на 20 %. Это негативно сказывается на экономике, так как монетизация ВВП (невысокая и в докризисный период) существенно уменьшилась. Сокращение рублевой денежной массы в условиях инфляции, согласно количественной теории денег, неизбежно должно привести к сокращению ВВП (при условии сохранения постоянной скорости обращения денег). Скорость обращения денег, в свою очередь, достигла в марте 2009 г. по агрегату M1 наивысшего с 2005 г. уровня — 1,62 оборота в мес., а по агрегату М2 — 0,66 оборота в мес. (наивысший уровень в сентября 2007 г) [11, c.24].
Жесткая монетарная политика и ухудшение результатов хозяйственной деятельности белорусских предприятий, что выразилось в сокращении остатков денежных средств на их счетах, привели к уменьшению ресурсной базы белорусских банков.
В 2009г.
в стране увеличились риски превращения
обеспеченного кредитного финансирования
в спекулятивное, когда денежных поступлений
кредитополучателя перестает хватать
на погашение основного долга, что чревато
перерастанием промышленной рецессии
в кризис банковской системы. Опасения
такого рода вызывает падение уровня рентабельности
белорусских предприятий и нарастание
высокими темпами проблемной кредитной
задолженности [11, c.22-25]
3.4 Перспективы антиинфляционной политики в Республике Беларусь
Анализ возможных вариантов режима денежно-кредитной политики Республики Беларусь на среднесрочную перспективу позволяет сделать следующие выводы: в качестве альтернативы таргетированию обменного курса в сложившихся в Республике Беларусь условиях следует рассматривать одну из форм инфляционного таргетирования. При этом использование полноценного инфляционного таргетирования видится в настоящее время преждевременным, поскольку основные предпосылки применения этого режима в Республике Беларусь вряд ли выполнимы в ближайшем будущем. К числу этих предпосылок относятся, в частности, наличие ценовой стабильности в качестве основной долгосрочной цели денежно-кредитной политики; отсутствие любых других количественных промежуточных ориентиров, кроме прогноза инфляции на период от года до трех лет, на выполнение которого политика центрального банка ориентирована законодательно и фактически; обеспечение большей самостоятельности центрального банка.
В Республике Беларусь долгосрочная цель денежно-кредитной политики, во-первых, носит двойственный характер и инфляция является далеко не единственным целевым ориентиром денежно-кредитной политики. Во-вторых, в условиях прямого, а также косвенного ценового регулирования, влияние административных факторов ограничивает способность Национального банка воздействовать на динамику инфляции. В-третьих, способность проводить денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение ценовой стабильности с использованием лишь прогноза по инфляции, требует наличия сложных экономических моделей, эффективное применение которых по объективным причинам вряд ли возможно в настоящее время в Республике Беларусь. В-четвертых, немедленный и полный отказ от обеспечения стабильности курса может повлечь рост инфляционных и девальвационных ожиданий.
Поэтому с учетом приведенных выше аргументов немедленный переход к полноценному инфляционному таргетированию в Республике Беларусь затруднен. В этой связи в качестве альтернативы таргетированию обменного курса возможно использование Национальным банком облегченного варианта инфляционного таргетирования.
Важной особенностью этого режима, в отличие от полноценного инфляционного таргетирования, является возможность устанавливать наряду с ориентирами по инфляции и другие контрольные показатели. Это позволяет сохранить денежную массу и обменный курс в качестве инструментов антиинфляционной политики Национального банка. Данный аспект имеет значение, поскольку, во-первых, изменение этих переменных оказывает прямое воздействие на динамику цен в экономике страны, а во-вторых, Национальный банк может эффективно контролировать их изменение.
Применение этого режима позволило бы переориентировать политику Национального банка на поддержание низкой инфляции при одновременном сохранении обменного курса в качестве инструмента денежно-кредитного регулирования и отсутствии необходимости внесения кардинальных изменений в существующие подходы к денежно-кредитному регулированию.
Однако практическое применение даже этого режима требует выполнения ряда условий. Во-первых, необходима четкая иерархия целевых ориентиров, предполагающая законодательное закрепление приоритета за прогнозными показателями инфляции и раскрытие механизма разрешения возможного конфликта между промежуточными целевыми ориентирами. Во-вторых, необходим уход от множественности целевых ориентиров и публикация в основных направлениях денежно-кредитной политики только основных целевых параметров, к числу которых помимо прогноза инфляции могут относиться обменный курс или денежная масса. Как следствие, именно эти важнейшие показатели должны согласовываться с органами государственного регулирования при подготовке проектов основных направлений. В-третьих, необходимо дальнейшее совершенствование системы прогнозирования и анализа денежно-кредитной политики.
Соблюдение рассмотренных выше основных условий, перечень которых, тем не менее, не является исчерпывающим, позволит использовать в среднесрочном периоде облегченное инфляционное таргетирование при проведении денежно-кредитной политики в Республике Беларусь. В дальнейшем, по мере развития экономики и совершенствования рыночных институтов, воздействие административных рычагов на инфляцию будет ослабевать. Соответственно, денежно-кредитная политика будет приобретать все большее влияние на экономику и, в частности, на динамику внутренних цен, а Национальный банк при соблюдении принципа его достаточной автономности сможет перейти к использованию режима полноценного инфляционного таргетирования.
В антиинфляционной политике белорусского государства важное место занимают административные мероприятия по ограничению роста цен. В настоящее время Министерство экономики устанавливает фиксированные цены на нефть и продукты из белорусской нефти, водку белую и спирт, другую алкогольную продукцию (минимальные предельные цены), отдельные виды экспортной продукции (минимальные цены), тарифы на перевозку пассажиров, грузов и багажа железнодорожным транспортом в местном сообщении.
С учетом значительного влияния сумм платежей за жилищно-коммунальные услуги на уровень жизни населения тарифы на них утверждаются ниже, чем затраты организаций на их оказание. Убытки организаций от оказания населению жилищно-коммунальных услуг возмещаются за счет бюджетных дотаций, средств целевого сбора на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда, доходов от аренды и частично за счет перекрестного субсидирования.
Совершенствование системы ценообразования заключается в ее направленности на создание условий для реализации приоритетов государственной экономической политики и стабильного роста жизненного уровня населения страны, повышения конкурентоспособности экономики, эффективного использования всех видов ресурсов (трудовых, материальных, финансовых). Реализация данной цели подразумевает решение следующих задач:
-задействование возможных системных подходов, заключающихся в постепенном (по мере создания соответствующих условий) снижении уровня инфляции до целевых показателей проекта Концепции программы социально-экономического развития на 2006 — 2010 гг
-создание механизмов, стимулирующих снижение себестоимости товаров (работ, услуг), особенно материальных затрат, с целью повышения ценовой конкурентоспособности белорусских товаров;
-уменьшение дотационности и прекращение перекрестного субсидирования в отдельных отраслях совместно с принятием мер, направленных на рост доходов населения;
-ликвидация отраслевых и других перекосов цен, препятствующих осуществлению эффективной воспроизводственной деятельности;
-приведение антимонопольного регулирования в соответствие с международными нормами с учетом открытости национальной экономики;
-гармонизация ценовой политики стран единого экономического пространства;
-правовая защита национальных производителей, в том числе от демпинговой политики импортеров;
-увязка ценообразования с денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, валютной политикой, политикой доходов и социальной защиты населения, с изменениями условий функционирования на внутреннем и внешнем рынках;
-совершенствование системы органов государственного управления, отвечающих за вопросы ценообразования, и уточнение их функций.
Совершенствование ценообразования осуществляется путем его дальнейшей либерализации, придания данной системе гибкости и прозрачности с акцентом на использовании преимущественно свободных цен (тарифов). Проведение государственной ценовой политики должно основываться на использовании сбалансированных административных и экономических методов и инструментов. Важнейшим принципом ценового регулирования должно стать обеспечение действенного контроля со стороны государства за уровнем цен в монопольных отраслях; создание условий добросовестной конкуренции; обеспечение соотношения между изменением цен на потребительские товары и услуги и оплатой труда, межотраслевых ценовых пропорций [18, с.386 ].