Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 00:20, курсовая работа
Цель: изучить пути проведения антиинфляционной политики и особенности ее реализации в Республике Беларусь.
Задачами этой работы являются:
1. Раскрыть наиболее полно все аспекты антиинфляционного регулирования.
2. Изучить опыт проведения антиинфляционной политики на примерах развитых стран и стран с переходной политикой.
3. Раскрыть проведение антиинфляционных мер в переходной экономике Республики Беларусь.
Изучение содержания инфляционной политики с учетом зарубежного опыта на данном этапе развития белорусской экономики поможет в дальнейшем найти наиболее эффективные способы улучшения сложившейся ситуации и повысить уровень жизни населения. Успешное развитие денежно-кредитной системы напрямую зависит от проведения стабильных мер со стороны государства. Республике Беларусь просто жизненно необходимы решительные сдвиги не только в создании благоприятных условий для ведения бизнеса, но и привлечения инвестиций, особенно в сферу производства потребительских товаров и услуг.
4. Инфляция делает невыгодным долгосрочное инвестирование.
5. Инфляция приводит к обесцениванию амортизационного фонда фирм, что затрудняет процесс нормального воспроизводства. Инфляция уменьшает и реальную ценность всех других сбережений (вклады, облигации, страховки). Люди сберегают намного меньше, точно также, как и компании, которые большинство своих средств вкладывают обратно в производство, что ведет к сокращению финансовых ресурсов общества, сворачиванию производства.
6. Инфляция приводит к скрытой конфискации денежных средств у населения и предприятий через налоги. Это имеет место вследствие того, что налогоплательщики из-за роста номинального дохода автоматически попадают в более высокую группу налогообложения [3, c.74-76].
1.2 Государственная антиинфляционная политика: понятие и методы.
Так, как инфляция порождает в экономике целый комплекс негативных последствий, государство должно осуществлять политику, направленную на предотвращение ее развития.
Антиинфляционная политика - система мер по предупреждению и преодолению инфляции. Принимаемые государством меры зависят от характера и уровня инфляции. Но при этом мы должны учитывать тот факт, что ограничение инфляции может сопровождаться возникновением других, не менее сложных макроэкономических проблем: роста безработицы и спада производства[3,c.122].
Антиинфляционная политика может быть рассчитана на долгосрочную перспективу (стратегическая) или на получение быстрых результатов (тактическая). Антиинфляционная стратегия ориентируется на устранение причин, вызвавших инфляционный рост цен, и уменьшение инфляционных ожиданий.
Регулирование денежного обращения. К нему, в частности, относится: регулирование денежной массы; регулирование скорости оборота денег; поддержание курса национальной валюты ограничение бюджетного дефицита.
Регулирование
денежной массы направленно в первую очередь
на предотвращение инфляции спроса. Соотношение
между денежной и товарной массами может
быть выражено формулой:
Где
М – количество денег, V – скорость обращения
денег, Р – уровень цен за год, Q – количество
произведенных товаров. Если предположить,
что V и Q постоянны, то следовательно:
Таким образом, регулирование количества денег, находящихся в обороте, позволяет, при прочих равных условиях, регулировать инфляцию.
Регулирование
скорости оборота денег. Если представить
ситуацию, что М и Q постоянны, то количество
денег, требующихся в обращении, зависит
от скорости их обращения.
Чем выше скорость оборота, тем выше рост цен, следовательно, мы должны уменьшить скорость оборота. Мы можем это сделать при помощи повышения ставки рефинансирования, то есть величину процента, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, а также увеличивая норму резервных отчислений, то есть долю денежных средств, которую коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке. Деньги становятся дороже, и инвестиционный спрос уменьшается.
Повышение обменного курса национально курса (ревальвация), замедляют скорость денежного оборота, вследствие чего люди перестают избавляться от своих денег.
Ограничение бюджетного дефицита. Осуществляется путем сокращения государственных расходов и увеличения налогов. Таким образом можно воздействовать на избыточный совокупный спрос.
Регулирование цен и доходов. Ограничение цен и доходов позволяет воздействовать на рост издержек производства и соответственно на обусловленное им увеличение цен. При низких темпах роста инфляции потребительские доходы эффективно регулируются с помощью системы налогообложения. Доходы фирм, кроме налогов, регулируются также с помощью изменения учетной ставки ссудного процента и величины резервных фондов. Если инфляция увеличивается, применяется индексирование доходов, которое позволяет установить пропорции роста заработной платы от роста цен. Это вызывает снижение темпов инфляции из-за того, что доходы увеличиваются медленнее, чем цены.
Необходимо создание в отраслях конкурентной среды для ограничения цен фирм-монополистов. При относительно высоких темпах инфляции применяется «замораживание» цен и заработных плат.
Также можно регулировать цены с помощью таможенных пошлин и тарифов. Так, при увеличении издержек производства снижение пошлин на сырье, оборудование, комплектующие и т.п. позволяет затормозить рост цен. Либеральная миграционная политика позволяет привлечь более дешевую иностранную рабочую силу, что позволяет снизить уровень заработной платы.
Политика регулирования денежного обращения (монетарная политика), применяется в основном для воздействия на инфляцию спроса. Политика регулирования цен и доходов (немонетарная политика) применяется для воздействия на инфляцию предложения. Однако полностью разграничить эти методы невозможно. Мы можем в данном случае говорить лишь о преобладающем воздействии этих мер регулирования на различные виды инфляции [7, c.94].
2. Зарубежный опыт антиинфляционного регулирования.
2.1 Антиинфляционная политика в странах с развитой экономикой.
Зарубежный опыт такой страны, как Великобритания, представляет особый интерес в изучении стратегии преодоления инфляции. В 20 столетии в экономической жизни это страны произошли существенные изменения, связанные с усилением вмешательства государства в экономику. Особенно показателен в этом отношении период после 2-ой мировой войны.
В 60-е годы были последовательно разработаны программа развития английской экономики, а затем «национальный план». И программа, и план остались нереализованными, однако результатом попыток их внедрения было усиление темпов инфляции и ухудшение других показателей экономического развития.
Темпы инфляции в конце 70-х годов составили 15% в год - невиданный до того времени в Великобритании уровень. Инфляционные процессы нашли отражение в ускоренной динамике цен на потребительские товары и услуги [13, с.13].
Выход из кризиса был найден правительством консерваторов во главе с М.Тэтчер. В основе политики правительства консерваторов лежали идеи экономического либерализма. Важнейшее положение этой концепции заключалось в том, чтобы сократить регулирующую функцию государства в хозяйственной жизни общества, усилить значение рыночных механизмов.
В области денежного обращения, финансов и банковского дела консерваторы исходили из монетаристской концепции, ставящей задачу жесткого ограничения денежной суммы в обращении. Средствами для достижения этой цели должны были стать ослабление налогового контроля над функционированием рынка, повышение роли кредитно-денежных институтов, радикальное изменение структуры бюджетного механизма, в частности, отход от прямого и прогрессивного налогообложения частных лиц и предпринимателей [9, с.265].
Одним из ведущих направлений деятельности правительства тори стала борьба с инфляцией. Были сокращены займы, предоставляемые государством частному сектору, стали строго контролировать темпы роста денежной массы в обращении, был отменен контроль над ценами и заработной платой, повышены ставки процента [2, с.55].
Важным инструментом борьбы с инфляцией и в целом воздействия государства на хозяйственную жизнь был государственный бюджет. Более 90% доходов английского бюджета в конце 70-х - начале 80-х годов составляли налоги.
Существенной составной частью антиинфляционных мер консерваторов было их стремление к ограничению государственных расходов. Проводилась политика сокращения внутреннего потребления.
Антиинфляционная политика правительства М.Тэтчер имела положительные результаты. Уже в 1982 - 1983 гг. темпы инфляции снизились до 5%, в конце 80-х гг. - до 3,5 в год, то есть до величины, рекомендуемой монетаристской школой [16, с.15].
Другим важнейшим направлением реформ был курс на значительное сокращение или (в ряде отраслей хозяйства) на полную ликвидацию государственного предпринимательства. Это выразилось, прежде всего, в осуществлении широкой денационализации предприятий государственного сектора экономики и преимущественном стимулировании частного бизнеса.
Результаты реформаторской деятельности правительства консерваторов проявились очень быстро. Рост личного потребления населения благотворно сказывался на снижении темпов инфляции. Кроме того, положительное воздействие оказал и важнейший элемент налоговой политики правительства – снижение подоходного налога.
Отмечен значительный рост ВВП, более быстрыми темпами стали развиваться английская промышленность, а также непромышленные отрасли хозяйства: торговля, связь, транспорт. Развитию промышленности способствовало привлечение инвестиций на замену и модернизацию оборудования, внедрение новых энерго- и ресурсосберегающих технологий. Постоянно росли капиталовложения в нефтедобычу.
Итак, в результате энергичной деятельности правительства консерваторов в экономической жизни Великобритании произошли перемены к лучшему: остановлен спад производства в промышленности, резко сокращен уровень инфляции.
Далее хотелось бы рассмотреть проведение успешной антиинфляционной политики администрацией Рейгана в США в 1981-1988 гг., которая получила название рейганомика.
В своем первом варианте «рейганомика» довлела к монетаризму, поскольку в качестве решающих мер борьбы с высокой инфляцией в ней предусматривались заметное сокращение социальных и хозяйственных государственных расходов, ликвидация на этой основе дефицита федерального бюджета и последовательное проведение жесткой ограничительной кредитно-денежной политики. Целью «рейганомики» провозглашалась борьба со стагфляцией, т.е. параллельные и взаимосвязанные меры против и высокой инфляции, и высокой безработицы. Как только обнаружилось, что жесткое следование монетаристким рекомендациям ведет к чрезмерному спаду производства и усугубляет проблему безработицы (ситуация 1982 г.), программа принципиально пересматривается (в США это трактовалось как переход от «рейганомики-1» к «рейганомике-2») [9, с.280].
Осуществление программы «рейганомика-2» дало блестящие результаты. Галопирующая инфляция была снижена до устойчиво-ползучих форм, безработица сократилась до умеренных размеров. Огромную роль при достижении этих результатов сыграло налоговое стимулирование производства и сбережений населения, включая его наиболее состоятельные слои. Максимальная ставка индивидуального подоходного налога снизилась с 70% до 33% при резком уменьшении прогрессивности шкалы налогообложения. Налог на прибыль корпораций был уменьшен на максимальном уровне с 46% до 34%.
Были значительно сокращены государственные расходы, но, тем не менее, они продолжали увеличиваться выше запланированного предела, т.к. возрастали военные расходы, а также администрация отказалась от планируемого ранее сокращения некоторых важных социальных и хозяйственных затрат. В результате администрация Рейгана отказалась от ликвидации или даже смягчения дефицита федерального бюджета. В качестве решающей меры администрация Рейгана использовала покрытие этого дефицита за счет роста государственного долга – прежде всего, использование сбережений населения и предпринимательства (что не вело к чрезмерной денежной эмиссии). Это повлекло за собой повышение процентных ставок, что при некоторых негативных последствиях имело и положительное для экономики США значение – способствовало привлечению в страну значительных капиталов из других стран.
Администрация Рейгана уже в 1982 г. отказалась от курса жесткой ограничительной денежно-кредитной политики, а стала в зависимости от экономической конъюнктуры чередовать ее с либеральным вариантом.
Также очень интересны меры инфляционного регулирования, проводимые в ЕС.
В соответствии с Маастрихтским договором от 7 февраля 1992 г. и Пактом стабильности экономического роста, утвержденным Амстердамским договором о создании Европейского союза(ЕС), единая денежно-кредитная и валютная политика ЕЦБ(европейского центрального банка) является ключевым элементом комплекса мер по обеспечению устойчивости евро и поддержанию макроэкономического равновесия в Евросоюзе.
Особенность создания европейского экономического и валютного союза заключается во влиянии двух важнейших факторов на денежно-кредитную политику и макроэкономическое регулирование. Во-первых, единая денежно-кредитная политика ЕЦБ распространяется на зону евро и 15 входящих в нее с 1 января 2008г. государств, различающихся макроэкономическими, структурными, финансовыми и иными условиями функционирования. Во-вторых, централизованная денежно-кредитная политика является единой сферой, в которой независимый наднациональный Европейский центральный банк принимает самостоятельные решения, при этом, что налоговая, бюджетная, структурная и ряд других направлений экономической политики остаются в компетентности национальных правительств. С одной стороны эти особенности возлагают повышенную ответственность на ЕЦБ за судьбу европейского валютного союза, а с другой – способны вызвать неоднозначные последствия для поддержания макроэкономической сбалансированности и в отдельных странах Евросоюза, так и в ЭВС. Эти особенности во многом определяют специфику стратегии и практики денежно-кредитной политики в ЕС.