Антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 00:20, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить пути проведения антиинфляционной политики и особенности ее реализации в Республике Беларусь.
Задачами этой работы являются:
1. Раскрыть наиболее полно все аспекты антиинфляционного регулирования.
2. Изучить опыт проведения антиинфляционной политики на примерах развитых стран и стран с переходной политикой.
3. Раскрыть проведение антиинфляционных мер в переходной экономике Республики Беларусь.
Изучение содержания инфляционной политики с учетом зарубежного опыта на данном этапе развития белорусской экономики поможет в дальнейшем найти наиболее эффективные способы улучшения сложившейся ситуации и повысить уровень жизни населения. Успешное развитие денежно-кредитной системы напрямую зависит от проведения стабильных мер со стороны государства. Республике Беларусь просто жизненно необходимы решительные сдвиги не только в создании благоприятных условий для ведения бизнеса, но и привлечения инвестиций, особенно в сферу производства потребительских товаров и услуг.

Работа содержит 1 файл

Osnovnaya.docx

— 80.13 Кб (Скачать)

  В 1992 г. экономика республики характеризовалась высокими темпами инфляции. С 1993 года в экономической жизни Беларуси очень резко возросли значение и роль иностранной валюты и иностранных кредитов. Если учесть, что производство валового внутреннего продукта (в фактически действовавших ценах) составило в 1993 году 9775,8 млрд. рублей, то валютная составляющая кредитной эмиссии (на конец 1993 года) составила: 5279 млрд. руб. . В целом кредитная эмиссия (валютная и рублевая) составила в Республике Беларусь в 1993 году 7408,02 млрд. руб. А относительно 1992 года она возросла, как это легко подсчитать, в 19,53 раза.

  В 1994 году основные параметры денежно-кредитной политики предыдущего года были сохранены, что и позволило банковской системе республики увеличить «рублевые и инвалютные кредиты экономике и населению – в 20,5 раза».

  Особенностью 1995 года явилась валютная стабилизация, позволившая приостановить процесс активной долларизации экономики Беларуси.

  Соответственно, приток свежей валюты в страну не мог компенсировать вынужденную работу рублевого «печатного станка», направленного на поддержание рахитичного экономического роста и финансирование непосильных для данной политики бюджетных расходов [10, с8]. В 1999 г. произошел сильный рост инфляции: потребительские цены увеличились в 3,5 раза, этому способствовали в основном негативные внешние факторы:

  -неблагоприятные условия для развития сельского хозяйства;

  -последствия кризиса в РФ;

  -отсутствие внешних источников кредитования при наличии дефицита торгового баланса;

  -рост цен на нефть (потребности республики возросли в 2,5 раза)

  Снижение среднемесячного прироста ЧРВК до 3,6% в 2000 г. по сравнению с 9,8% в 1999 г. существенно изменило ситуацию в денежной сфере. Был стабилизирован рыночный курс белорусского рубля, что позволило сравнительно легко перейти на единый курс. Инфляция за 10 месяцев в 2,4 раза по производственным ценам и в 1,87 раза по потребительским ценам соразмерна суммарной рублевой денежной эмиссии (приросту денежной базы в 1,86 раза). А если учесть, что на инфляцию в 2000 г. влияла значительная эмиссия в конце прошлого года, то следует констатировать, что инфляция 2000 г. адекватна эмиссионной политике. С одним замечанием: рост производственных цен в этом году значительно опережает потребительские цены. Этому соответствует два объяснения:

  1. девальвация официального курса через инфляцию издержек импортных энергоносителей повлияла на производственные цены;

  2. существенно повысились в 2000 г. долларовые цены на энергоносители (нефть). [12, c.3-5]

  В 1999-2003 гг., несмотря на существенное снижение темпов инфляции, спад производства не сменился подъемом даже в наиболее благополучных экспортно-сырьевых отраслях

  Ограничению инфляционных процессов в 2004 году способствовало уменьшение темпов девальвации обменного курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам и, прежде всего, к доллару США. 
Ключевую роль в ограничении девальвационных и инфляционных процессов в стране оказало прекращение использования кредитов Национального банка для финансирования дефицита государственного бюджета, в том числе за счет покупки государственных ценных бумаг на первичном рынке.

  Проведение эффективной ценовой политики и стабилизация валютного курса позволила в 2003 году снизить инфляцию до 1,9% в среднемесячном исчислении. Индекс потребительских цен снизился с 207,5% в 2000 году до 125,4% в 2003 году. Индекс цен производителей промышленной продукции снизился с 268% в 2000 году до  128,1% в 2003  году и составил  102,1% в среднемесячном исчислении.

  Устойчивое снижение темпов инфляции наблюдалось и в 1 полугодии 2004 года. За 1 квартал цены на потребительские товары и услуги увеличились на 5%, или на 1,6% в среднемесячном исчислении, за 2-й квартал -3% или на 1% в среднемесячном исчислении. За 1-е полугодие в целом инфляция в среднемесячном исчислении составила 1,3%. Рост цен на продовольственные товары в июне 2004 года по сравнению с декабрем 2003 года дал 5,7% прироста сводного индекса цен, рост цен на непродовольственные товары дал 0,8% прироста сводного индекса цен, рост цен на услуги дал 1,6% прироста сводного индекса цен[15, c.541].

  Особенностью системы целевых ориентиров в 2005—2006 годах стало придание инфляции статуса приоритетного ориентира денежно-кредитной политики при одновременном использовании целевых параметров по обменному курсу и денежной массе. В данном случае Национальный банк в качестве основной краткосрочной цели денежно-кредитной политики определяет снижение инфляции. Для достижения этой цели используются ориентиры по обменному курсу, денежной массе и другие денежно-кредитные и макроэкономические показатели.

  Таким образом, в разные периоды в Республике Беларусь использовались подходы к денежно-кредитному регулированию, которые можно классифицировать как смешанные формы монетарного таргетирования и таргетирования обменного курса. В данном контексте важным является тот факт, что, несмотря на выстраивание определенной системы приоритетности целевых ориентиров в Основных направлениях денежно-кредитной политики, механизм разрешения возможных конфликтов между различными целевыми ориентирами в однозначной форме не присутствовал.

  В 2006 году сохранилась стратегическая направленность денежно-кредитной политики на создание условий для устойчивых темпов экономического роста и выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития.

  В соответствии с Основными направлениями конечной целью денежно-кредитной политики в 2006 году являлось ограничение 7-9 процентами темпов инфляции (прироста индекса потребительских цен) инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования наряду с другим и мерами экономической политики. Индекс потребительских цен в 2006 году составил 106,6 процента (100,5 процента в среднем за месяц) против 108 процентов в 2005 году (100,6 процента в среднем за месяц), что является его наиболее низким значением за последние 16 лет. Обеспечение прогнозного уровня инфляции в значительной мере зависело от скоординированных действий Правительства Республики Беларусь и Национального банка.

  Для достижения конечной цели Национальный банк применял систему монетарных ориентиров: показатели официального курса белорусского рубля к российскому рублю и активной рублевой денежной массы.

  Существенную роль в ограничении темпов инфляции играла курсовая политика Национального банка, которая реализовывалась в условиях воздействия ряда внешних и внутренних факторов. Наиболее значимыми из них являлись динамика курса российского рубля к доллару США и состояние внешней торговли Республики Беларусь.

  Выбранная Национальным банком политика курсообразования способствовала в 2006 году решению задачи снижения интенсивности инфляционных процессов как непосредственно, на основе сдерживания роста рублевого эквивалента импортных цен, так и косвенно, посредством снижения инфляционных и девальвационных ожиданий у населения и организаций.

  Одной из целей денежно-кредитной политики является обеспечение денежного равновесия в стране, то есть сбалансированности предложения денег со спросом на них на уровне, соответствующем целевым показателям инфляции и экономического роста.

  Использование в 2006 году Национальным банком показателя активной рублевой денежной массы (денежный агрегат М1) в качестве ориентира денежно-кредитной политики обусловлено значительным влиянием данного денежного агрегата на формирование совокупного спроса на товары и услуги в экономике. С учетом прогнозируемого спроса нефинансового сектора экономики на деньги рост данного денежного агрегата в 2006 году предусматривался в пределах 24-29 процентов. Вместе с тем в Основных направлениях допускалось отклонение фактических параметров денежного предложения и других денежно-кредитных показателей от прогнозируемых ориентиров, адекватное изменению спроса на деньги и обеспечивающее при этом достижение цели по снижению инфляции.[19]

  Прирост индекса потребительских цен в 2007 году составил 12,1 процента (или 1 процент в среднем за месяц) против 6,6 процента в 2006 году (или 0,5 процента в среднем за месяц). В декабре 2007 г. по сравнению с ноябрем потребительские цены выросли на 2,4 процента, о чем свидетельствуют данные рисунка 3.1.  При этом цены на продовольственные товары увеличились на 2,8 процента, на непродовольственные - на 0,8 процента, тарифы на услуги - на 3,7 процента.

  В 2007 году увеличение общего индекса потребительских цен на 68,6 процента было обусловлено ростом цен на продовольственные товары (годом ранее - на 51,5 процента), на 12,4 процента - ростом цен на непродовольственные товары (годом ранее - на 18,2 процента), на 19 процентов - ростом тарифов на платные услуги (годом ранее - на 30,3 процента).

  На характер динамики изменения индекса потребительских цен в 2007 году значительное влияние оказал рост издержек производства вследствие значительного роста цен на импортируемые из Российской Федерации энергоносители, рост цен на продукты питания на мировых рынках, а также прочие внутренние и внешние факторы[21].

  В период с 2008 по 2010 на инфляцию оказал очень большое влияние мировой кризис, из-за которого реальный уровень инфляции оказался больше прогнозируемого. На данный момент ситуация почти нормализовалась.

  3.3 Меры антиинфляционной политики в Республике Беларусь

  Всю совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.

  Фискальную и денежно-кредитную политику Республики Беларусь можно охарактеризовать как стимулирующую. В течение последних лет наблюдался дефицит государственного бюджета страны, т.е. превышение государственных расходов над доходами государственного бюджета. Этими мерами правительство стимулировало совокупный спрос. Валютная политика на определенном этапе экономического развития страны состояла в завышении курса белорусского рубля, что имело целью поддерживать покупательную способность населения.

  В сфере денежно-кредитной политики государство прилагало усилия по снижению ставки банковского процента и увеличению объема кредитования экономики. Данное обстоятельство снижало стимулы населения к хранению своих средств на банковских депозитах, однако повышало заинтересованность в получении кредитов от предприятий. Использование льготного государственного кредитования белорусских предприятий, многие из которых кредиты не возвращали, также являлось стимулирующим инструментом денежно-кредитной политики белорусского правительства. Последняя также обеспечила значительные темпы прироста валового внутреннего продукта во второй половине 1990-х гг., однако имела своим последствием достаточно высокую инфляцию.

  Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь направлена на снижение инфляции и поддержание стабильного обменного курса белорусского рубля. Для решения этой задачи начиная с 2001 года при проведении денежно-кредитной политики в Республике Беларусь в качестве важнейшего целевого ориентира использовался обменный курс белорусского рубля. Ранее денежно-кредитная политика основывалась преимущественно на применении целевых ориентиров, ограничивающих рост денежного предложения.

  Для достижения основной долгосрочной цели Национальный банк в различные годы использовал разные промежуточные целевые ориентиры или, в соответствии с отечественной терминологией, контрольные и индикативные показатели денежно-кредитной политики. В период с 1995-го по 2004 год в зависимости от макроэкономических условий достижения этой цели Национальным банком Республики Беларусь использовались промежуточные целевые ориентиры по денежной массе и обменному курсу. В 2005 году в практику денежно-кредитного регулирования вводятся отдельные элементы инфляционного таргетирования.

  В период с 1995-го по 2000 год для ограничения темпов роста цен в экономике страны Национальный банк использовал преимущественно ориентиры, связанные с приростом денежной массы, включая ориентиры по совокупной денежной массе и ее агрегатам, денежной базе, внутреннему кредиту и его составляющим. Это обусловлено тем, что для преодоления негативных последствий преобразований, характерных для большинства стран с переходными экономиками на начальных стадиях трансформационного процесса, в Республике Беларусь применялись директивные методы распределения ресурсов в экономике и, в частности, использовалось прямое кредитование Национальным банком Правительства Республики Беларусь и экономики страны в целом. Это стало одним из основных факторов избыточного роста денежного предложения с соответствующими последствиями для инфляции.

  Однако меры, направленные на ограничение денежного предложения, исчерпали себя, и начиная с 2001 года антиинфляционная политика проводится с использованием обменного курса в качестве промежуточного целевого ориентира. При этом Национальный банк по-прежнему контролирует параметры роста таких показателей, как денежная масса и ее агрегаты, денежная база, внутренний кредит и его элементы. Дополнительным аргументом в пользу приоритета обменного курса при проведении денежно-кредитной политики являлись обязательства в рамках создания экономического и валютного союза Беларуси и России.

  Особенностью системы целевых ориентиров в 2005—2006 годах стало придание инфляции статуса приоритетного ориентира денежно-кредитной политики при одновременном использовании целевых параметров по обменному курсу и денежной массе. В данном случае Национальный банк в качестве основной краткосрочной цели денежно-кредитной политики определяет снижение инфляции. Для достижения этой цели используются ориентиры по обменному курсу, денежной массе и другие денежно-кредитные и макроэкономические показатели[14, c.25-34].

Информация о работе Антиинфляционная политика