Антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 00:20, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить пути проведения антиинфляционной политики и особенности ее реализации в Республике Беларусь.
Задачами этой работы являются:
1. Раскрыть наиболее полно все аспекты антиинфляционного регулирования.
2. Изучить опыт проведения антиинфляционной политики на примерах развитых стран и стран с переходной политикой.
3. Раскрыть проведение антиинфляционных мер в переходной экономике Республики Беларусь.
Изучение содержания инфляционной политики с учетом зарубежного опыта на данном этапе развития белорусской экономики поможет в дальнейшем найти наиболее эффективные способы улучшения сложившейся ситуации и повысить уровень жизни населения. Успешное развитие денежно-кредитной системы напрямую зависит от проведения стабильных мер со стороны государства. Республике Беларусь просто жизненно необходимы решительные сдвиги не только в создании благоприятных условий для ведения бизнеса, но и привлечения инвестиций, особенно в сферу производства потребительских товаров и услуг.

Работа содержит 1 файл

Osnovnaya.docx

— 80.13 Кб (Скачать)

  Главная цель политики ЕЦБ – поддержание ценовой стабильности в зоне евро. Ведущая роль в обеспечении ценовой стабильности в Евросоюзе принадлежит ЕЦБ, который, с учетом международного опыта и специфики трансмиссионного механизма в зоне евро, разработал и реализует совместно с национальными центральными банками гибкую стратегию единой денежно-кредитной политики.

  Из понятия «ценовая стабильность» вытекает первая важная отличительная черта стратегии антиинфляционной политики ЕЦБ – применение специфического агрегированного индекса цен, именуемого «Гармонизированным индексом потребительских цен (ГИПЦ)». Использование нового индекса нацелено на гармонизацию национальных индексов потребительских цен всех стран зоны евро с охватом широкого перечня потребительских расходов. Это позволяет оценить степень поддержания ценовой стабильности в зоне евро.

  Вторая особенность стратегии ЕЦБ заключается в количественном определении понятия ценовой стабильности, которая понимается как рост в годовом исчислении ГИПЦ в зоне евро в пределах ниже 2%. Она должна поддерживаться в среднесрочной перспективе.

  Третья особенность стратегии ЕЦБ по обеспечению ценовой стабильности в зоне евро заключается в создании особых условий, благоприятствующих эффективной работе передаточного механизма денежно-кредитной политики. В целях реализации данного подхода ЕЦБ создал комплексный механизм денежно-кредитной политики, в рамках которого можно принимать решения об уровне краткосрочных процентных ставок.

  Четвертая особенность стратегии обеспечения ценовой стабильности в зоне евро определяется органической взаимосвязью единой денежно-кредитной политики ЕЦБ с единой политикой валютного курса, которая призвана играть вспомогательную роль по отношению к первой, соответствовать решению ее цели и не противоречить ей. ЕЦБ принадлежит исключительная компетенция принимать решения и проводить валютную интервенцию на мировом валютном рынке.

  Базовым элементом стратегии денежно-кредитной политики ЕЦБ являются прогнозирование ценовой динамики в еврозоне и оценка рисков ее существенных отклонений от целевого ориентира с помощью «двух опор»(two-pillar approach). Первая опора предписывает ведущую роль изменению агрегата денежной массы М3. Базовый ориентир ее роста был установлен на уровне 4,5%, и затем он всегда утверждался без изменений. Вторая опора оценки ценовой стабильности в зоне евро представляет широкую оценочную базу с использованием других индикаторов, содержащих информацию о возможной динамике ценовых тенденций и рисках ценовой стабильности на пространстве ЭВС. В их числе индикаторы финансового рынка и другие экономические показатели, включая  различные прогнозы. ЕЦБ регулярно публикует прогнозные оценки экономической ситуации в зоне евро на двухлетнюю перспективу.

  Проведение денежно-кредитной политики обычно обеспечивается операционными системами центральных банков. Операционная система ЕСЦБ призвана воздействовать на процентные ставки денежного рынка; контролировать амплитуду и частоту их колебаний; информировать рынки о денежно-кредитной политике ЕЦБ. Для проведения денежно-кредитной политики ЕСЦБ использует три основных инструмента: операции на открытом рынке; предоставление суточных кредитов; регулирование минимальных обязательных резервов.

  Благодаря выработанной антиинфляционной стратегии и несмотря на трудности, ЕЦБ в целом удается поддерживать ценовую стабильность в зоне евро, оставляя без изменений установленные в октябре 1998 ориентиры годового роста ГИПЦ (2%) и денежного агрегата М3 (4,5%), несмотря на различия в темпах инфляции и увеличения денежной массы в странах зоны евро[6, с.35-38].

  2.2 Антиинфляционная политика в странах с переходной экономикой.

  Рассмотрим пример борьбы с инфляцией в Польше.

  Рост самостоятельности предприятий и усиление давления на власть со стороны трудящихся приводили к росту денежных доходов населения. В результате обострялась проблема дефицита. Требовалось повышать цены, чтобы обеспечить сбалансированность экономики. Инфляция же, с одной стороны, приводила к забастовкам на крупных предприятиях и к акциям неповиновения, а с другой - к усилению диспропорций, поскольку продукция, на которую цены не были повышены, оказывалась нерентабельна [15, с.7].

  Непосредственное движение к радикальной реформе обозначилось с того момента, как страна вошла в гиперинфляцию. Тогда Польша решила провести экономическую программу Бальцеровича, которая началась в январе 1990 года. Как известно, она получила название «шокотерапия».

  Самым ярким шагом реформы стала либерализация почти всех оставшихся цен. 90% цен теперь вообще не регулировалось государством, по 5% требовалось уведомление соответствующих органов о желании их изменить и по оставшимся 5% сохранялся приоритет административных решений.

  Но, думается, главным элементом программы Бальцеровича стала ликвидация бюджетного дефицита. Без нее либерализация цен могла бы лишь ускорить темпы инфляции и углубить нестабильность экономики.

  В итоге с государственным бюджетом произошли поистине чудесные превращения. Вместо дефицита в 6,1%, имевшего место в 1989 г., возникло даже небольшое положительное сальдо, т.е. доходы превысили расходы. Дефицит так называемого расширенного правительства (бюджет плюс внебюджетные фонды), составлявший 7,4% ВВП в 1989 г., сменился положительным сальдо в 3,1% [15, с.10].

  Поскольку использование разного рода энергоносителей и транспортных услуг осуществляется при производстве и продаже любого товара, ценовой шок распространился на всю экономику. Удорожание коснулось практически всех видов товаров и услуг.

  В январе цены в среднем выросли на 79,6%, причем на продовольствие они увеличились особенно заметно - примерно в два раза. Но уже в феврале инфляция составила 23,8%, а с марта и до конца года колебалась на уровне 3-6% (в целом за год цены выросли на 585,5%).

  Однако Бальцерович не просчитался в главном. В том, что инфляцию можно приостановить с помощью жесткой финансовой политики. Устранение бюджетного дефицита усилило январский шок, но зато стабилизировало дальнейшую ситуацию.

  Антиинфляционная политика Бальцеровича составляла целый комплекс мер. Одной из ключевых стала так называемая политика доходов, путем принудительного сдерживания роста заработной платы.

  Политика доходов по Бальцеровичу проводилась достаточно тонко. Поляки отпустили цены и, конечно, при высокой инфляции не могли заморозить доходы. Поэтому было введено условие, согласно которому фонд зарплаты мог увеличиваться по мере инфляции, но с определенным отставанием; повышение цен компенсировалось только на 30% в январе и на 20% в феврале.

  Правда, надо учесть, что негативным моментом такой стратегии всегда является снижение стимулов к труду. Ведь даже тот, кто работает эффективно, становится из-за инфляции беднее. Кроме того, если из-за ограничений доходов снижается спрос на потребительские товары, то, соответственно, и производство медленнее перестраивается на выпуск именно этих, самых нужных населению товаров: нет спроса - нет предложения. Нельзя исключить того, что политика доходов стала дополнительным фактором, обусловившим большое падение производства в период начала реформы.

  Полякам удалось в основном решить проблему инфляции. Конечно, темп роста цен, сохранявшийся в 1990 г., был бы слишком велик для любой страны с развитой экономикой. Однако для страны, которая только переходила к нормальному рынку из состояния гиперинфляции и должна была еще приспосабливать свою структуру цен к новым условиям, иметь всего лишь 3-6% инфляции в месяц было не так уж плохо [15, с.12].

  Среди республик бывшего СССР примерами успешно проведенной шоковой терапии можно считать антиинфляционную политику, проводимую с середины 1992 г. в Эстонии, Латвии, в меньшей степени в Литве. Введя собственную валюту, эти страны защитили себя от влияния инфляционных процессов в странах рублевой зоны. Одновременно была осуществлена либерализация цен, ликвидировано большинство субсидий и дотаций, бюджетный дефицит был сведен к минимуму.  [7, c.104]

  Мировой опыт подтверждает приоритетность цели снижения инфляции в экономической политике, а также свидетельствует о наличии богатого арсенала инструментов для ее достижения.

  Средние темпы инфляции в промышленно развитых странах являются низкими с начала 1990-х годов, что отражает успехи в проведении мер по стабилизации инфляции 1970-х - начала 1980-х годов. В частности, ее темпы в среднем колеблются на уровне 2—3%, хотя в начале 1980-х годов они составляли около 9%. Низкие и в основном постоянные показатели инфляции весьма близки к объявленным или подрозумеваемым центральными банками целевым показателям инфляции.

  С начала 1990-х годов средние темпы инфляции существенно снизились и в странах с формирующимся рынком — во многих случаях с двух-трехзначных величин до примерно 5% в настоящее время. В результате всех положительных преобразований наблюдаются подвижки в шкале интенсивности инфляции (приложение А). Если раньше умеренной считалась инфляция на уровне 15—30%, то сейчас интервал уменьшился до 7—10%. 

  3 . Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

  3.1 Ситуация и причины инфляции в Республике Беларусь

  После распада СССР все страны, входившие в него, столкнулись с множеством экономических и других проблем. Не исключение и наша республика.

  Эти проблемы были вызваны в первую очередь непрекращающимся спадом экономической активности и продолжающимся ныне резким (обвальным) падением объемов производства и сбыта большинства товаров и услуг, производимых в Беларуси. Следствием этого явилась гиперинфляция [10, с.2].

  Но на сегодняшний день можно сказать, что ситуация с инфляцией в Республике Беларусь стабильна. Если проанализировать изменение уровня инфляции за последнее десятилетие, то будет видно, что инфляционная политика нашей страны добилась больших успехов.

  

  График 1 – динамика изменения ИПЦ в Республике Беларусь

  Согласно основным направлениям  денежно-кредитной политики Республики Беларусь уровень инфляции в 2010 году прогнозируется в размере 6-8%[20].

  Но, стоит отметить, что существуют и негативные моменты,  из-за которых инфляция увеличивается. Это значительный рост рублевой денежной массы, множественность курсов национальной валюты, инфляция издержек, в большей степени обусловленная энерго- и ресурсозависимостью отечественной промышленности, а также необоснованное в ряде случаев завышение цен и тарифов.

  Основными причинами инфляции в Республике Беларусь являются:

  -дефицит государственного бюджета. Сюда можно отнести чрезмерную эмиссию денег в наличной и безналичной формах, расширение масштабов банковского кредитования сверх реальных потребностей хозяйства, дотации для неэффективного производства, чрезмерные расходы на социальные программы, содержание огромного бюрократического аппарата. Высокая степень бюджетизации экономики и неэффективное ведение хозяйствования.

  -ограничение конкуренции. Монополия крупнейших корпораций, фирм, компаний, которые самостоятельно устанавливают цену на рынке и определяют собственные издержки. В Беларуси очень много монополистических предприятий, как в добывающей отрасли (например: «Белоруськалий»), так и в остальных производствах (ОАО «Атлант», РУПП «Витязь», ОАО «Белтрансгаз», ОАО «Амкодор» и т.д.).

  -долларизация экономики. Долларизация представляет собой процесс замещения слабой национальной валюты твердой валютой, в данном случае долларами, которые в большей или меньшей степени выполняют все функции денег, но, прежде всего, используются как средства сбережения. Например в январе-октябре 2009 года население Беларуси купило валюты в банках на 781,4 млн. долларов США больше, чем продало.

  -мировой кризис. Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 году, оказал влияние на всю мировую экономику и на каждую страну в отдельности по разному. Глубина поражения экономики у каждого государства разная, это зависит, прежде всего, от экономической устойчивости страны. Экономику Беларуси рецессия затронула позже и в меньшей степени, чем у наших соседей.

  Вышеперечисленные причины являются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране. Значительное влияние оказывает воздействие повышения цен на импортируемые товары, например, такие как газ, нефть. Не последнюю роль играют так называемые «инфляционные ожидания», когда население начинает запасаться товарами, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся. Да и внешние долги не снижают инфляции, так по состоянию на 1 января 2010 года он составил 22 млрд. 29,9 млн. долларов США, что в расчете на душу населения составляет 2,3 тыс. долларов США по сравнению с 1,6 тыс. долларов США на начало 2009 года. [3, с.134] 

  3.2 Инфляция в Республике Беларусь в период 1991-2010.

  Ощущая свалившуюся на них (в 1990–1992 годах) ответственность за судьбу белорусской экономики и пытаясь поддержать национальных производителей, т.е. предотвратить их банкротство, Правительство РБ и Национальный банк все последние годы активно осуществляли соответствующую денежно – кредитную политику. Она фактически свелась сначала к непосредственному, а затем к все более опосредуемому коммерческими банками, интенсивному кредитованию отраслей народного хозяйства и населения Республики Беларусь. Прямое валютное кредитование экономики Беларуси в 1991–1992 годах было незначительно.

Информация о работе Антиинфляционная политика