Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 18:13, курсовая работа
В условиях развития мирохозяйственных связей происходит процесс интеграции экономик отдельных государств и развития платежных систем, в частности, в направлении развития безналичных форм расчетов, которые, в свою очередь, нашли широкое применение в современном мире. Одним из инструментов безналичных расчетов является пластиковая карта. Быстрое распространение «пластиковых денег», превращение в массовый инструмент расчетов, неуклонный рост их популярности среди широких групп населения служит наглядным свидетельством того, что эта форма расчетов выгодна основным категориям участников системы.
Введение
5
1 Банковские пластиковые карточки как инструмент безналичных расчетов
7
1.1 История возникновения и развития пластиковой карты
7
1.2 Понятие и виды пластиковых карт
10
1.3 Преимущества пользования пластиковыми картами
14
2 Международные платежные системы
17
2.1 Международная платежная система Visa International
17
2.2 Международная платежная система MasterCard Worldwide
20
2.3 Международная платежная система American Express
26
2.4 Международная платежная система Diners Club
30
2.5 Международная платежная система JCB Card
33
2.6 Роль международных платежных систем в Республике Беларусь
37
3 Механизм совершения операций с использованием банковских пластиковых карточек
41
Заключение
46
Список использованных источников
Рисунок 2.17 – Банковская карточка Diners Club
*Источник: [18].
Преимущества карты Diners Club:
Оплата товаров и услуг в более 14,5 миллионах торгово-сервисных предприятий в 185 странах мира и более 160 000 предприятий по России;
Беспроцентный кредит на срок до 50 дней. В случае несвоевременной оплаты счета, проценты будут начисляться исключительно как штрафы за просрочку из расчета 0,066% от суммы задолженности за каждый день просрочки;
Комиссии за операции по карте не взимаются;
Отсутствие ограничений в размере транзакций. Покупка может быть совершена на любую доступную на карте сумму;
Самый низкий процент мошеннических операций по картам (0,0058% от оборота платежной системы);
Информирование о состоянии счета по SMS, e-mail или через Интернет.
Привилегии международного клуба:
Посещение более 133 салона бизнес и первого класса в аэропортах мира в рамках бонусной программы;
Программа страхования для держателей карт и членов его семьи во время путешествия;
«Diners Bonus Club» - бонусная программа, позволяющая накапливать баллы при использовании карты и обменивать их на всевозможные подарки из бонусного каталога и мили авиакомпаний Трансаэро и членов Альянса Sky Team (Аэрофлот, Delta, Alitalia, Air France и т.д.);
Привилегии и скидки при аренде автомобилей в компании HERTZ;
Организация туристических, деловых и лечебно-оздоровительных поездок любого уровня;
Услуги VIP обслуживания в аэропортах мира;
Специальные предложения от деловых партнеров Diners Club;
Программа защиты карты от несанкционированного использования;
Круглосуточная поддержка клиентов;
Бесплатный журнал “Diners Club LifeStyle” для членов клуба;
«Diners Club Services» - центр обслуживания держателей карт, список возможностей которого охватывает многие сферы жизни, где клиенту может понадобиться помощь. Специалисты помогут организовать отдых и деловые поездки, забронировать гостиницы и билеты на любой вид транспорта, приобрести билеты на мероприятия и выставки по всему миру и многое другое.[14]
Компания ООО «Дайнерс Клаб» выпускает карточки через банки-сублицензиаты. В соответствии с сублицензионным соглашением банку предоставляется право выпускать карточки стандартного дизайна с логотипом международной системы Diners Club International; при этом существует возможность нанесения на карточку собственного логотипа банка.
В случае назначения сублицензиатом банк приобретает следующие потенциальные выгоды. Во-первых, утверждение в качестве банка-сублицензиата подтверждает его высокую репутацию и надежность со стороны одной из ведущих мировых платежных систем. Во-вторых, размещение логотипа банка на карточке повышает его престиж. Банк приобретает право на эмиссию надежной элитной международной карты, как для корпоративных клиентов, так и для физических лиц.
При этом банк самостоятельно определяет тип карточки и режим расчетов с владельцами карточки, то есть:
рассчитывает лимиты расходования средств и депозитные суммы, привлекаемые с клиентов в качестве гарантийного покрытия;
устанавливает сроки погашения клиентской задолженности и определяет проценты по просроченной задолженности, которые полностью удерживаются банком;
устанавливает и начисляет соответствующий кредитный процент, который также удерживается банком в случае работы по кредитной схеме;
устанавливает комиссию при открытии и ведении счетов СКС (специальных карточных счетов).
Имея гарантированный пакет сервисных услуг высокого класса, банк может удерживать часть взносов клиентов в виде вознаграждения от продажи карт. Он удерживает с ООО «Дайнерс Клаб» потранзакционную комиссию по карточкам, выпущенным банком. Приобретая право на эмиссию карточек, банк автоматически наделяется полномочиями распространять их через сеть своих банков-агентов, взаимоотношения с которыми устанавливает самостоятельно.
Если банк — новый участник платежной системы имеет свою торговую сеть по обслуживанию карт, то возможно наделение банка правом заключать договоры об обслуживании держателей карточек Diners Club International в торговых и сервисных предприятиях.
2.5 Международная платежная система JCB Card
Японская компания JCB была основана в 1961 г. С первых же лет существования она стала оказывать экономическое сопротивление попыткам международных платежных систем Visa и MasterCard завоевать японский рынок банковских услуг, осуществляемых с использованием банковских карт. Сегодня компания JCB является лидером на рынке кредитных карт Японии и активно развивается уже в качестве международной платежной системы.
В США, JCB карты известны мало и используются гораздо реже, чем Visa, MasterCard, Discover, или American Express. Однако данные карты действительны к уплате в различных отелях, авиакомпаниях, магазинах Apple, а также компаниями, предоставляющими аренду автомашин. JCB принимают к оплате в американских супермаркетах, газовых станциях, сетях японских ритейлеров.
Для увеличения точек приёма карт, JCB заключила партнёрское соглашение с American Express и на многих рынках карты их равнозначны. Это относится к рынкам стран юго-восточной Азии, Австралии а также сам рынок Японии.
Общее число пользователей системы на сегодняшний день составляет 59 млн. Человек, приобретающих ежегодно товары и услуги на сумму в 62 млрд долларов. Данные карты принимаются к оплате в 11 млн. точек в 190 странах мира. Карты JCB позволяют путешественникам из Японии, Китая, Кореи в странах Европы, Азии и северной Америки могут пользоваться бесплатным интернетом в аэропортах.
Система JCB предоставляет клиентам широкий спектр услуг, аналогичный остальным платёжным системам. Это и операции с банковским счётом при помощи карты; бронирование отелей, гостиниц, билетов; оплата услуг в различных точках мира при помощи карты и т.д. По статистике, среднее списание средств с карты JCB в США составляет $250, American Express - $125, при том, что Visa только $50. Клиенты, использующие эту систему тратят в среднем больше тех клиентов, которые пользуются другими системами. Объясняется это в первую очередь тем, что большая часть клиентов JCB - японцы, имеющие достаточно высокий уровень жизни. С другой стороны число выпущенных на сегодня карт JCB меньше числа карт Visa более чем 20 раз, что естественно говорит о том, что есть эти карты у тех людей которые очень активно ими пользуются.
Типы JCB Card:
JCB (рисунок 2.18)- обычная карта для большинства клиентов. Данная карта предлагает широкий спектр услуг, описанных выше.
Рисунок 2.18 – Банковская карточка JCB
*Источник: [16].
JCB J-1 (рисунок 2.19) - карта, предназначенная для студентов и учащихся в возрасте от 18 до 25 лет. Карта включает страховку для путешествия и другие сервисы, которые сопряжены с жизнью студента.
Рисунок 2.19 – Банковская карточка JCB J-1
*Источник: [16].
JCB Grande (рисунок 2.20) - держатели этой карты получают право на бесплатное медицинское обслуживание, где акцептуются данные карты, им предоставляется страхование путешествий, а также страхование багажа.
Рисунок 2.20 – Банковская карточка JCB Grande
*Источник: [16].
JCB Ladies Card - это женская карта, предоставляющая пакет специальных услуг для женщин.
JCB Gold (рисунок 2.21) - обеспечивает гораздо более широкий пакет страхования, включая страхование от несчастных случаев. Кроме того, включает в себя страхование багажа, перевозимого самолетами или внутри гостиницы (при условии оплаты за билет, или услуги кредитной картой JCB). Gold Card дает 0,5% скидки, на сумму, списываемую с карты при проведении различных операций.
Рисунок 2.21 – Банковская карточка JCB Gold
*Источник: [16].
JCB Class (рисунок 2.22) - золотые карты, предназначенные для избранных клиентов.
Рисунок 2.22 – Банковская карточка JCB Class
*Источник: [16].
JCB Corporate Card (рисунок 2.23) совмещает JCB Gold, JCB Grande и JCB Card. Держатель такой карты проводит операции по счету юридического лица — клиента банка.
Рисунок 2.23 – Банковская карточка Corporate Card
*Источник: [16].
В Японии JCB ориентируется главным образом на высший и средний класс потребителей с высоким уровнем дохода и дифференцированным спросом.[16]
При этом JCB отличается от других международных платежных систем («Виза», «Мастер Кард» — все они гораздо крупнее) усиленным акцентом на развитие своих карт не только и не столько в качестве средства платежа, сколько в качестве средства доступа к услугам в области туризма и развлечений.
2.6 Роль международных платежных систем в Республике Беларусь
На протяжении многих лет основными платежными системами на рынке Республики Беларусь были Visa International и MasterCard Worldwide. Эти международные системы влились в экономику страны и стали неотъемлемой ее частью. Однако последние несколько лет доля международных платежных систем стала колебаться (рисунок 2.24). За один год она упала с 91% всех эмитированных карт до 78%.
Рисунок 2.24 – Доли различных платежных систем в Республике Беларусь
*Рассчитано на основе [20].
Зато платежная система «БелКарт» наоборот укрепляет свои позиции на отечественном рынке. Нельзя не заметить резкий скачок ее доли с 9% на начало 2009 года до 22% на начало 2010 года. В главном банковском ведомстве считают, что такое развитие системы «БелКарт» может защитить наш рынок и сэкономить на использовании «чужих» платежных систем. Причем в данном случае речь идет не просто о популяризации национального пластика. Согласно заявлению регулятора, все зарплатные проекты в стране переведут на отечественные карты. В соответствии с Концепцией развития национальной системы безналичных расчетов по розничным платежам, задача перевода предприятий на расчеты с сотрудниками посредством национальных карточек приобрела государственное значение, поскольку оборот денег, связанных с выплатой заработной платы, весьма существенен для экономики. Как говорит начальник главного управления платежной системы Нацбанка Иван Пищик, активное внедрение системы «Белкарт» поможет обезопасить страну и сэкономить на использовании иностранных платежных систем: «Если операции по карточкам, по тем же зарплатным проектам, проводятся не в Беларуси, а в процессинговых центрах Visa - в Лондоне, MasterCard - в Брюсселе и если возникнут какие-то проблемы, мы, мягко говоря, можем столкнуться с тем, что международные платежные системы, штаб-квартиры которых в основном находятся в США, могут создать нам определенные неприятности». В Нацбанке считают: поскольку все операции по пластиковым карточкам отслеживаются в иностранных процессинговых центрах, информация о транзакциях сохраняется и может контролироваться владельцами платежной системы. Белорусская же система будет автономной, что сделает информацию о ее клиентах недоступной для иностранцев. [4, с.46]
Развитие национальной платежной системы в Беларуси затрагивает интересы международных операторов: их рыночные доли на нашем региональном рынке чуть снизятся. Однако глобальные компании лояльно относятся к этому проекту: с точки зрения сокращения прибыли он не является для них чувствительным. Тем не менее им важно знать, по какому технологическому пути пойдет развитие конкретной региональной платежной системы — от этого зависит уровень сотрудничества и объем услуг, предлагаемых белорусским банкам. Для того чтобы определиться с этими вопросами, в Минск прибыла делегация корпорации VISA International во главе с вице-президентом Visa СЕМЕА по вопросам финансов и технологий Джеральдом Хокинсом.
В ходе пресс-конференции Дж. Хокинс оценил изменения, которые грядут в нише банковских пластиковых карт Беларуси, как естественные для развивающихся
рынков: «Мы верим в развитие карточного бизнеса в Беларуси — это регион, где пластиковые карты Visa уже получили значительное развитие, и оно продолжится. Здесь существует больше возможностей для перехода на современные технологии совершения электронных платежей по сравнению со странами с более зрелым рынком карт, которым начинает мешать значительное наследие платежных систем предыдущих поколений».
По мнению Дж. Хокинса, наряду с действующей в стране национальной платежной системой развитие бизнеса Visa будет дополнительным элементом. «Наш главный конкурент — это наличные деньги в обороте, а не другие операторы платежных систем. Очевидно, что их присутствие является положительным элементом, т.к. это позволяет совместно развивать интерес к использованию карт и способствует расширению рынка. Со своей стороны Visa будет содействовать развитию платежной системы в Беларуси: мы делимся опытом и технологиями, отработанными в мире, с белорусскими банками. Функционирование международной платежной системы на региональном рынке создает эффект масштаба и снижает издержки проведения электронных платежей», — подчеркнул он.
Региональный менеджер Visa по странам СНГ, глава представительства в Украине Светлана Георбелидзе отметила, что белорусские банки-партнеры уже предлагают новые дисконтные и бонусные программы по картам Visa, чтобы стимулировать использование карт в торговой сети. Кроме того, внедряются системы мониторинга для кредитных карт и карт с овердрафтом. Проявился интерес к таким новым технологиям Visa, как мобильные платежи и переводы VMT. По оценке менеджера, белорусский рынок имеет значительный потенциал развития, основанный на планах государства увеличить долю безналичных платежей в торговом обороте до 30%.