Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 18:13, курсовая работа
В условиях развития мирохозяйственных связей происходит процесс интеграции экономик отдельных государств и развития платежных систем, в частности, в направлении развития безналичных форм расчетов, которые, в свою очередь, нашли широкое применение в современном мире. Одним из инструментов безналичных расчетов является пластиковая карта. Быстрое распространение «пластиковых денег», превращение в массовый инструмент расчетов, неуклонный рост их популярности среди широких групп населения служит наглядным свидетельством того, что эта форма расчетов выгодна основным категориям участников системы.
Введение
5
1 Банковские пластиковые карточки как инструмент безналичных расчетов
7
1.1 История возникновения и развития пластиковой карты
7
1.2 Понятие и виды пластиковых карт
10
1.3 Преимущества пользования пластиковыми картами
14
2 Международные платежные системы
17
2.1 Международная платежная система Visa International
17
2.2 Международная платежная система MasterCard Worldwide
20
2.3 Международная платежная система American Express
26
2.4 Международная платежная система Diners Club
30
2.5 Международная платежная система JCB Card
33
2.6 Роль международных платежных систем в Республике Беларусь
37
3 Механизм совершения операций с использованием банковских пластиковых карточек
41
Заключение
46
Список использованных источников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 5 |
1 Банковские пластиковые карточки как инструмент безналичных расчетов | 7 |
1.1 История возникновения и развития пластиковой карты | 7 |
1.2 Понятие и виды пластиковых карт | 10 |
1.3 Преимущества пользования пластиковыми картами | 14 |
2 Международные платежные системы | 17 |
2.1 Международная платежная система Visa International | 17 |
2.2 Международная платежная система MasterCard Worldwide | 20 |
2.3 Международная платежная система American Express | 26 |
2.4 Международная платежная система Diners Club | 30 |
2.5 Международная платежная система JCB Card | 33 |
2.6 Роль международных платежных систем в Республике Беларусь | 37 |
3 Механизм совершения операций с использованием банковских пластиковых карточек | 41 |
Заключение | 46 |
Список использованных источников | 48 |
ВВЕДЕНИЕ
В условиях развития мирохозяйственных связей происходит процесс интеграции экономик отдельных государств и развития платежных систем, в частности, в направлении развития безналичных форм расчетов, которые, в свою очередь, нашли широкое применение в современном мире. Одним из инструментов безналичных расчетов является пластиковая карта. Быстрое распространение «пластиковых денег», превращение в массовый инструмент расчетов, неуклонный рост их популярности среди широких групп населения служит наглядным свидетельством того, что эта форма расчетов выгодна основным категориям участников системы. В большинстве экономически развитых стран пластиковая карта является неотъемлемым атрибутом сферы торговли и услуг. Проведение операций с помощью платежных карт показывает степень интегрированности банковской системы и общества. Достаточно сказать, что безналичная оплата товаров и услуг в промышленно развитых странах достигает 90% в структуре всех денежных операций.
Пластиковая карта как альтернатива наличным деньгам была придумана прежде всего для удобства потребителей. По существу это средство расчётов не только популярно, но и общедоступно в большинстве стран с развитой финансовой культурой. Стать обладателем пластиковой карты одной из международных платёжных систем может любой человек, имеющий какой-либо стабильный доход.
Актуальность выбранной для исследования темы заключается в перспективах развития и дальнейшего увеличения доли безналичных расчетов в общей массе финансовых операций. Банковские карты позволят сократить объем наличного денежного обращения, снизить расходы, связанные с осуществлением кассовых операций, хранением и транспортировкой наличных денежных средств и существенно ускорить безналичные расчеты.
На сегодняшний день существует ряд широко известных международных пластиковых систем, которые отличаются спектром предоставляемых услуг, особенностями функционирования, географическими регионами действия.
Цель работы – рассмотреть основные международные платежные системы и оценить их роль в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы – изучить историю возникновения пластиковой карты, рассмотреть преимущества пользования пластиковыми картами, понять различия между различными международными системами пластиковых карт, изучить роль международных платежных систем в Республике Беларусь, рассмотреть механизм совершения операций с использованием пластиковых карт.
Данная курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе рассматриваются основные теоретические аспекты данной темы (понятие пластиковой карты, история возникновения). Вторая глава является основной и содержит информацию об основных международных платежных системах и производится оценка роли международных платежных систем в Республике Беларусь на современном этапе. В третьей главе рассматривается механизм совершения операций с использованием банковских пластиковых карт.
1 БАНКОВСКИЕ ПЛАСТИКОВЫЕ КАРТОЧКИ КАК ИНСТРУМЕНТ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
1.1 История возникновения и развития пластиковой карты
Идея пластиковой карточки была выдвинута еще в XIX веке
Эдуардом Беллами (Edward Bellami, 1887), однако впервые кар-
тонные кредитные карточки начали применяться в крупных американских отелях, нефтяных компаниях и магазинах США только в 20-е годы прошлого столетия. Эти товарные карточки имели два назначения – следить за счетом клиента и обеспечить механизм записи его покупок. Их появление было логическим продолжением оплаты в рассрочку. С 1914 торговые предприятия стали выпускать карточки для самых богатых клиентов, чтобы привязать их к своей сети магазинов и продавать им наиболее дорогие товары. В начале 20-х нефтяные компании стали выпускать «карты учтивости» (courtesy cards), с помощью которых водители могли делать покупки на любой бензоколонке [7,с.5-6]. В 1928 начался выпуск Charga-Plates, пластинок с выбитым адресом. В следующие 30 лет крупные компании предложили такие нововведения, как минимальная месячная плата, плата за финансовые услуги, 30-дневный период отсрочки по платежам – и все ради максимального дохода от операций по картам. Жесткая конкуренция заставила компании пойти на значительные расходы и начать эмиссию кредитных карт. В 1936-м году растущая индустрия авиаперевозок, возглавляемая American Airlines, предложила собственную кредитную схему, получившую название Universal Air Travel Plan (UATP). Сначала выпускалась купонная книжка против депозита клиента, а затем кредитный план развился в операцию, схожую с операцией по кредитной карте.
Эра современной универсальной карты началась в 1949 с образования Diners Club. А.Блумингдейл, Ф.Макнамара и Р.Снайдер представили план нового типа карт. Эта карта, став универсальной, позволяла бы делать покупки в торговых точках по всей стране. Важным пунктом плана было введение третьей стороны в кредитных операциях. Diners Club становилась посредником между покупателем и фирмой, обеспечивая кредит одному и другому и беря плату за услуги.
Однако потенциальные клиенты не спешили становиться держателями карты, пока ее не стали принимать повсюду. Продавцы не хотели участвовать в этой программе, поскольку не видели спроса на карты. Их также не устраивал размер скидки за кредит, которую требовала Diners Club (7 %). Еще одним препятствием для универсальных карт стало сопротивление со стороны авиакомпаний, нефтяных компаний и крупных торговых фирм, выпускавших свои карты. Они не желали давать скидку третьей стороне и боялись, что новая карта ослабит их отношения с клиентами.
Несмотря на трудности, основатели Diners Club были уверены в успехе. После войны в Америке начался бурный рост индустрии кредита. Впервые большая часть американцев стала зарабатывать больше, чем это требовалось для основных нужд. За Diners Club появились T&E (Travel&Entertainment) компании карт, занимающиеся туризмом и развлечениями.
В 1958 American Express, крупнейшая компания дорожных чеков, и Carte Blanche одновременно вышли на рынок универсальных кредитных карт. В этом же году первый и второй банки страны – Bank of America и Chase Manhattan Bank также приступили к операциям с кредитными картами. Однако Сhase Manhattan был вынужден продать свои операции в 1962. Основные причины были следующими: сложности при передаче информации, мошенничество и злоупотребление. Основным препятствием в этом бизнесе стало отсутствие единой общенациональной сети, что особенно било по мелким банкам, развивавшим локальный рынок карт. [7, с. 9]
В 1966 Bank of America начал лицензии другим банкам на проведение операций с картами BankAmericard. Решение о расширении операций на всю страну встретило противодействие других крупных банков и привело к образованию второй национальной системы карт, получившей название Interbank Cards Association.
В конце 60-х Bank of America и Interbank провели совместную кампанию рассылки карт по почте. За короткое время число держателей карт увеличилось на миллионы. Одновременно происходил стремительный рост числа фирм, связанных с национальными системами карт. Это заставило банки, выпускавшие независимые карты, присоединяться к одной из двух национальных систем. К 1978 году более 11 тысяч банков присоединились к одной или к двум системам. Годовые продажи достигли 44 млрд. долларов, 52 млн. американцев владели по крайней мере двумя банковскими картами.
Americard поменяла имя на VISA в 1976 году. Цель – международное признание. MasterCharge в 1980 году стала MasterCard. С 1969 по 1981 год число банков, присоединившихся к MasterCard увеличилось с 4461 до 12504, присоединившихся к VISA – с 3751 до 12518. Первоначально и VISA и MasterCard запрещали практику выпуска банком обеих карт. Однако под давлением судебных властей, обвинявших компании в нарушении антитрестовского законодательства, банки получили право выпускать две карты одновременно.
Кредитные карты существовали в Европе с начала 50-х, когда British Hotel & Restaurant Association выпустила карту BHR. Среди американских компаний, действовавших в Европе, доминировала Diners Club. В 1972 Americard заявила о начале операций в 72 странах, но быстрое распространение происходило только в Великобритании, где компания приобрела карту Barclay’s. Европейские банки не торопились подписывать соглашение, подчиняя себя крупнейшему банку Америки. Эти опасения сработали на руку Interbank, достигшего соглашений с EuroCard, крупнейшей системой универсальных карт в Европе, и с Acsess, крупнейшей системой Великобритании. [17]
MasterCard была менее успешной в Японии. JCB-банк, дочернее предприятие American Express, возглавлял рынок, имея в два раза больше клиентов, чем VISA и MasterCard вместе взятые. Япония, несмотря на поздний старт индустрии карт, обошла к 1980 все европейские страны и вышла на второе место после США по количеству карт.
1.2 Понятие и виды пластиковых карт
На сегодняшний день существует множество определений банковских пластиковых карт.
Банковская пластиковая карточка - это платежный инструмент, посредством которого ее держатели могут осуществлять безналичные расчеты за товары и услуги или получать наличные денежные средства в банкоматах (АТМ) либо пунктах выдачи наличных (ПВН).
Понятие «банковская карта» состоит в том, что она признается инструментом безналичных расчетов, предназначенным для совершения физическими лицами операций с денежными средствами, находящимися у эмитента соответствующих банковских карт.
Л. Г. Ефимова полагает, что банковские карты являются «инструментом безналичных расчетов» и подчеркивает, что «особенности расчетов с использованием банковских карточек определяются главным образом договорами участников карточных расчетов и внутренними документами платежных организаций».
И.А. Спиранов определяет банковские карты как средства составления расчетных документов, а в случае снятия наличных денежных средств не у эмитента карты, а в другом банке (эквайрере) обладает качествами и расчетного, и кассового документа. [3, с.111]
Пластиковая карточка содержит определенную информацию о счете и является только средством доступа к денежным средствам на счете держателя. Она является инструментом проведения платежа, а не самим средством платежа.
С развитием международных платежных систем появились разные виды предлагаемых пластиковых карточек, которые различаются по своему назначению, функциональным и техническим характеристикам. Существует множество признаков, по которым можно классифицировать карточки международных платежных систем (рисунок 1.1).