Анализ затрат и себестоимости

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Основным видом деятельности любой производственной организации является изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг с целью их последующей реализации (продажи) потребителям. Производственный процесс представляет собой совокупность всех действий людей и средств труда, необходимых для создания продукции (работ, услуг).В процессе производства организация несет определенные затраты, необходимые для изготовления продукции (работ, услуг). Затраты ,в свою очередь, участвуют в определении себестоимости продукции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….3
1. Сущность и характеристика понятий «затраты» и «себестоимость» ……………………5
1.1 Понятие и сущность затрат………………………………………………………….5
1.2 Понятие и сущность себестоимости……………………………………………….13
2. Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции…………………………..18
2.1 Анализ и управление структурой затрат на продукцию……………………………18
2.2 Анализ и управление себестоимостью продукции…………………………………...20
Заключение………………………………………………………………………………..…….35
Список литературы……………………………………………………………………………..36
Приложения

Работа содержит 1 файл

МОЙ курсач.docx

— 127.09 Кб (Скачать)

Для того, чтобы провести анализ безубыточности производства, обязательнымусловием является деление затрат организации на постоянные и переменные. Для расчета объема выручки, покрывающего постоянные и переменные затраты, производственные организации в своей практической деятельности используют такие показатели, как маржинальный доход, его средняя величина и норма.

Для вычисления точки безубыточности (порога рентабельности) используются три метода: графический, уравнений и маржинального дохода.

При графическом методе нахождение точки безубыточности (порога рентабельности) сводится к построению комплексного графика “затраты - объем - прибыль”.

Рис. 2.1 График точки безубыточности

Изображенная на рисунке точка  безубыточности (порога рентабельности) - это точка пересечения графиков валового объема продаж и совокупных затрат. В точке безубыточности объем  продаж равен совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю.. Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если организация продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше - получает прибыль.[29]

Для определения точки безубыточности (порога рентабельности) в международной  практике также используют метод уравнений, основанный на исчислении прибыли организации по формуле:

 

Объем продаж – Переменные затраты  – Постоянные затраты = Прибыль (1)

 

Детализируя порядок расчета показателей  формулы, ее можно представить в  следующем виде:

(Цена за единицу* Количество единиц товара) - (Переменные затраты на единицу* Количество единиц товара) - Постоянные затраты = Прибыль                  (1)

Следует отметить так же, что в зависимости от разделения затрат на постоянные и переменные, общие суммарные затраты на производство продукции можно представить  в виде следующей формулы:

          З=А+В*VВП                                                            (3)

где A – сумма постоянных расходов; 
B – ставка переменных расходов на единицу продукции; 
VBП – объём производства продукции.

Таким образом в данном подразделе были рассмотрены методики анализа и управления затратами  на предприятии.

2.2 Анализ и управление  себестоимостью продукции

Под управлением себестоимостью товаров понимается планомерный  процесс формирования затрат на производство всех товаров и себестоимости  отдельных изделий, контроль за выполнением  заданий по снижению себестоимости  произведенных товаров.

Следует отметить, что главная цель анализа себестоимости – выявление  возможностей более рационального  использования производственных ресурсов, снижение затрат на производство и  реализацию и обеспечение прибыли.

Результаты анализа служат основой  для принятия управленческих решений  на уровне руководства организацией и являются исходным материалом для  работы финансовых менеджеров.

В процессе анализа затрат на производство и себестоимости выпускаемых  товаров:

  • изучает величину совокупных затрат за отчетный период и темпы ее изменения по сравнению с плановыми данными, в динамике и с темпами изменения объема продаж;
  • оценивает структуру затрат, удельного веса каждой статьи в их совокупной величине и темпы изменения величины затрат по статьям по сравнению с плановыми данными и в динамике;
  • сравнивает фактическую производственную и полную себестоимость по основным видам товаров и по их совокупности с плановыми показателями и в динамике, рассчитывает влияние основных факторов на отклонение указанных показателей;
  • исследует постоянные и переменные затраты, устанавливает точки безубыточности по основным видам продукции и в целом по организации;
  • исследует показатели вклада на покрытие, запаса финансовой прочности и операционного рычага;
  • оценивает себестоимость продукции по структурным подразделениям, сопоставляет прямые затраты с их плановой величиной в увязке с объемом выпуска продукции, а общепроизводственные и общехозяйственные расходы - с плановой сметой;
  • определяет долю непроизводственных затрат и тенденций ее изменения по сравнению с данными прошлого периода;
  • устанавливает обоснованность выбора базы распределения различных видов затрат (общепроизводственных, общехозяйственных и т.д.).

Анализу принадлежит важнейшая  роль в обеспечении оптимального уровня себестоимости, а, следовательно, максимизации прибылей и повышении  конкурентоспособности организации.

Важно так же то, что управление себестоимостью может принести должный  эффект лишь опираясь на реальные данные. По общему признанию специалистов в  этой области, управление себестоимостью - подсистема общей информационной системы организации, поэтому нельзя ограничивать его функции только производственным учетом. Оно связывает  между собой такие сферы как  менеджмент, маркетинг, анализ, финансовый учет, производственный учет.

Рассмотрим различные виды анализа  себестоимости:

1. Факторный анализ себестоимости.

В настоящее время при  анализе фактической себестоимости  произведенных товаров, выявлении  резервов и экономического эффекта  от ее снижения используется факторный  анализ.

Поскольку себестоимость- это комплексный результирующий показатель, и знание условий его формирования важно для эффективного управления организацией, интерес представляет оценка влияния на этот показатель различных факторов или причин при их изменении в процессе производства, в частности – отклонения от плановых значений, значений в базовом периоде и т.п.

Экономические факторы наиболее полно охватывают все элементы процесса производства - средства, предметы труда  и сам труд. Они отражают основные направления работы коллективов  предприятий по снижению себестоимости: повышение производительности труда, внедрение передовой техники  и технологии, лучшее использование  оборудования, удешевление заготовки  и лучшее использование предметов  труда, сокращение административно-управленческих и других накладных расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь.[29]

К важнейшим группам факторам, оказывающим существенное влияние  на себестоимость, можно отнести  следующие:

1) Повышение технического  уровня производства: внедрение  новой, прогрессивной технологии; механизация и автоматизация  производственных процессов; улучшение  использования и применение новых  видов сырья и материалов; изменение  конструкции и технических характеристик  изделий. 

Для данной группы факторов относительно каждого мероприятия  рассчитывается экономический эффект, который выражается в снижении затрат на производство. Экономия от осуществления  этих мероприятий определяется сравнением величины затрат на единицу продукции  до и после внедрения мероприятий  и умножением полученной разности на объем производства в планируемом  году:

ЭК = (З0 – З1) * Q,                                                (4)

где ЭK - экономия прямых текущих затрат;

З0 - прямые текущие затраты на единицу продукции до внедрения мероприятия;

З1 - прямые текущие затраты на единицу продукции после внедрения мероприятия

Q - объем выпуска товаров в натуральных единицах от начала внедрения мероприятия до конца планируемого периода.

2) Совершенствование организации  производства и труда включают  в себя изменения в организации  производства, формах и методах  труда при развитии специализации  производства; совершенствования управления  производством и сокращения затрат  на него; улучшение использования  основных средств; улучшение материально-технического  снабжения; сокращения транспортных  расходов; прочих факторов, повышающих  уровень организации производства. Если совершенствовать технику  и организацию производства одновременно,  то необходимо установить экономию  по каждому фактору в отдельности  и включить в соответствующие  группы. Если такие представляется невозможным, то экономия может быть рассчитана исходя из целевого характера мероприятий либо по группам факторов.

Снижение текущих затрат происходит в результате совершенствования  обслуживания основного производства. Весомое уменьшение затрат живого труда  может произойти при увеличении норм и зон обслуживания, сокращении потерь рабочего времени, уменьшении числа  рабочих, не выполняющих норм выработки. Эту экономию можно рассчитать, путем  умножения количества высвобождающихся рабочих на среднюю заработную плату  в предыдущем году (с начислениями на социальное страхование и с  учетом расходов на спецодежду, питание  и т.п.). Дополнительная экономия возникает  при совершенствовании структуры управления организации в целом. Она выражается в сокращении расходов на управление и в экономии заработной платы и начислений на нее в связи с высвобождением управленческого персонала.

При улучшении использования  основных средств экономия рассчитывается как произведение абсолютного сокращения затрат (кроме амортизации) на единицу  оборудования (или других основных средств) на среднедействующее количество оборудования (или других основных средств).

Транспортные расходы  могут уменьшаться в результате сокращения затрат на доставку сырья  и материалов от поставщика до складов  организации, от заводских складов  до мест потребления; уменьшения расходов на транспортировку готовых изделий.

3) Изменение объема и  структуры товаров: изменение  номенклатуры и ассортимента  товаров, повышение качества и  объема производства товаров.  Изменения в данной группе  факторов могут стать причиной  относительного уменьшения условно-постоянных  расходов (кроме амортизации), относительного  уменьшения амортизационных отчислений. Условно-постоянные расходы не  зависят непосредственно от количества  выпускаемых товаров, с увеличением  объема производства их количество  на единицу товара уменьшается,  что приводит к снижению его  себестоимости. 

Относительная экономия на условно-постоянных расходах рассчитывается по формуле

ЭKП = (ТV * ЗУП0 ) / 100,                             (5)

где ЭКП - экономия условно-постоянных расходов;

ЗУП0 - сумма условно-постоянных расходов в базисном периоде;

ТV - темп прироста объема производства по сравнению с базисным периодом.

Относительное изменение  амортизационных отчислений рассчитывается иначе. Часть амортизационных отчислений (как и других затрат на производство) не включается в себестоимость, а  возмещается за счет других источников (спецфондов, оплаты услуг на сторону, не включаемых в состав товарной продукции, и др.), поэтому общая сумма амортизации может уменьшаться. Уменьшение определяется по фактическим данным за отчетный период. Общую экономию на амортизационных отчислениях можно представить в формуле:

ЭКА = ( АОК / QО - А1К / Q1 ) * Q ,                       (6)

где ЭКА - экономия в связи с относительным снижением амортизационных отчислений;

А0, А1 - сумма амортизационных отчислений в базисном и отчетном периоде;

К - коэффициент, учитывающий величину амортизационных отчислений, относимых на себестоимость продукции в базисном периоде;

Q0, Q1 - объем выпуска товаров в натуральных единицах базисного и отчетного периода.

Чтобы не было повторного счета, общую сумму экономии уменьшают (увеличивают) на ту часть, которая учтена по другим факторам.

Следует так же отметить, что изменение номенклатуры и  ассортимента товаров является одним  из важных факторов, влияющих на уровень  затрат на производство. При различной  рентабельности отдельных изделий (по отношению к себестоимости) сдвиги в составе товаров, могут привести как к уменьшению, так и к увеличению затрат на производство. Влияние изменений структуры товаров на себестоимость анализируется по переменным расходам по статьям калькуляции типовой номенклатуры. Расчет влияния структуры товаров на себестоимость необходимо увязать с показателями повышения производительности труда.

4) Улучшение использования  природных ресурсов: изменение состава  и качества сырья; изменение  продуктивности месторождений, объемов  подготовительных работ при добыче, способов добычи природного сырья;  изменение других природных условий.  Вышеперечисленные факторы отражают  влияние естественных (природных)  условий на величину переменных  затрат. Анализ их влияния на  снижение себестоимости продукции  проводится на основе отраслевых  методик добывающих отраслей  промышленности.

5) Отраслевые и прочие  факторы: ввод и освоение новых  цехов, производственных единиц  и производств, подготовка и  освоение производства; прочие факторы. 

Известно, что большинство  резервов заложено в снижении расходов на подготовку и освоение новых видов  производства товаров и новых  технологических процессов, в уменьшении затрат пускового периода по вновь  вводимым в действие цехам и объектам. Расчет суммы изменения расходов осуществляется по формуле:

ЭКП = ( З1/Q1 - З0/Q0 ) * Q ,                            (Ошибка! Текст указанного стиля в документе отсутствует.)

где ЭКП - изменение затрат на подготовку и освоение производства;

Информация о работе Анализ затрат и себестоимости