Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:52, курсовая работа
Основным видом деятельности любой производственной организации является изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг с целью их последующей реализации (продажи) потребителям. Производственный процесс представляет собой совокупность всех действий людей и средств труда, необходимых для создания продукции (работ, услуг).В процессе производства организация несет определенные затраты, необходимые для изготовления продукции (работ, услуг). Затраты ,в свою очередь, участвуют в определении себестоимости продукции.
Введение……………………………………………………………………………………….3
1. Сущность и характеристика понятий «затраты» и «себестоимость» ……………………5
1.1 Понятие и сущность затрат………………………………………………………….5
1.2 Понятие и сущность себестоимости……………………………………………….13
2. Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции…………………………..18
2.1 Анализ и управление структурой затрат на продукцию……………………………18
2.2 Анализ и управление себестоимостью продукции…………………………………...20
Заключение………………………………………………………………………………..…….35
Список литературы……………………………………………………………………………..36
Приложения
Себестоимость продукции является важнейшим обобщающим показателем, представляющим собой результат производственной деятельность.
На предприятии рассчитываются следующие основные показатели:
- себестоимость единицы конкретного вида продукции,
- себестоимость валовой продукции,
- себестоимость товарной продукции,
-себестоимость реализованной продукции,
- себестоимость незавершенного производства,
-себестоимость готовой продукции.
- процент снижения затрат
по сравниваемой товарной
По объему учитываемых затрат различаются следующие виды себестоимости:
- цеховая себестоимость, включающая в себя затраты на производство продукции в пределах цеха;
- производственная
- полная себестоимость
- показатель, объединяющий производственную
себестоимость продукции (
-технологическую
Себестоимость продукции (работ,
услуг) является одним из важных обобщающих
показателей деятельности фирмы (предприятия),
отражающих эффективность использования
ресурсов; результаты внедрения новой
техники и прогрессивной
Чем больше себестоимость, тем выше будет цена при прочих равных условиях. Разницей между ценой и себестоимостью является прибыль. Следовательно, для увеличения прибыли необходимо повысить цену или снизить себестоимость. Снизить ее можно путем сокращения включенных в нее затрат.
В соответствии с п.1 Положения
о составе затрат по производству
и реализации продукции (работ, услуг),
включаемых в себестоимость, и о
порядке формирования финансовых результатов,
учитываемых при
Как экономическая категория
себестоимость продукции
1. учёт и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
2. база для формирования
оптовой цены на продукцию
предприятия и определения
3. экономическое обоснование
целесообразности вложения
4. определение оптимальных размеров предприятия;
5. экономическое обоснование
и принятие любых
Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие своих коллективов и др. Реальное определение себестоимости на предприятии необходимо для :
- маркетинговых исследований
и принятия на их основе
решений о начале производства
нового изделия (оказания
- определение степени
влияния отдельных статей
- ценообразования;
- правильного определения
финансовых результатов работы,
а соответственно и
Следует отметить, что себестоимость
может быть плановой, фактической
и нормативной. Плановая себестоимость
определяется в начале планируемого
года исходя из плановых норм расходов
и иных плановых показателей на этот
период. Фактическая себестоимость
определяется в конце отчетного
периода на основании данных бухгалтерского
учета о фактических затратах
на производство. Плановая себестоимость
и фактическая себестоимость
определяются по одной методике и
по одним и тем же калькуляционным
статьям, что необходимо для сравнения
и анализа показателей
Индивидуальная себестоимость
обусловливается конкретными
Среднеотраслевая
Таким образом, изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятиях. Но для правильной оценки и анализа себестоимости продукции недостаточно знать лишь определение этого показателя. Очень важной стороной в этом вопросе является рассмотрение и изучение статей затрат предприятия, включаемых в себестоимость.
Себестоимость отдельных видов продукции определяется путем составления калькуляций, в которых показывается величина затрат на производство и реализацию единицы продукции. Калькуляции составляются по статьям расходов, принятым в данной отрасли промышленности. Различают три вида калькуляций: плановую, нормативную и отчетную. В плановой калькуляции себестоимость определяется путем расчета затрат по отдельным статьям, а в нормативной - по действующим на данном предприятии нормам, и поэтому она в отличие от плановой калькуляции в связи со снижением нормативов в результате проведения организационно-технических мероприятий пересматривается, как правило, ежемесячно. Отчетная калькуляция составляется на основе данных бухгалтерского учета и показывает фактическую себестоимость изделия, благодаря чему становятся возможными проверка выполнения плана по себестоимости изделий и выявление отклонений от плана на отдельных участках производства.
Так же различают сметную и фактическую калькуляции. Сметные калькуляции разрабатываются на новую продукцию, впервые выпускаемую предприятием. Фактическая калькуляция отражает общую сумму фактически использованных затрат на производство и реализацию продукции.
Правильное исчисление себестоимости продукции имеет важное значение: чем совершеннее методы калькулирования, тем легче выявить посредством анализа резервы снижения себестоимости продукции.
На промышленных предприятиях применяется три основных метода калькулирования себестоимости: позаказный, попередельный и нормативный.[15]
Позаказный метод применяется чаще всего в индивидуальном и мелкосерийном производстве, а также для калькулирования себестоимости работ ремонтного и экспериментального характера. Метод этот состоит в том, что затраты на производство учитываются по заказам на изделие или группу изделий. Фактическая себестоимость заказа определяется по окончании изготовления изделий или работ, относящихся к этому заказу, путем суммирования всех затрат по данному заказу. Для исчисления себестоимости единицы продукции общая сумма затрат по заказу делится на количество выпущенных изделий.
Попередельный метод калькулирования себестоимости находит применение в массовом производстве с коротким, но законченным технологическим циклом, когда выпускаемая предприятием продукция однородна по исходному материалу и характеру обработки. Учет затрат при этом методе осуществляется по стадиям (фазам) производственного процесса. Например, на текстильных комбинатах - потрем стадиям: прядильное, ткацкое, отделочное производства.
Нормативный метод учета и калькулирования является наиболее прогрессивным, ибо позволяет вести повседневный контроль по снижению себестоимости продукции. В этом случае затраты на производство подразделяются на две части: затраты в пределах норм и отклонения от норм расхода. Все затраты в пределах норм учитываются без группировки, по отдельным заказам. Отклонения от установленных норм учитываются по их причинам и виновникам, что дает возможность оперативно анализировать причины отклонений, предупреждать их в процессе работы. При этом фактическая себестоимость изделий при нормативном методе учета определяется путем суммирования затрат по нормам и затрат в результате отклонений и изменений текущих нормативов.
Основными показателями, определяемыми предприятием по себестоимости продукции, являются:
- себестоимость единицы продукции в рублях;
- затраты на рубль товарной
продукции, рассчитываемые как
отношение затрат на
- процент снижения затрат
по сравниваемой товарной
Существуют новые виды и методы учета затрат и калькулирования себестоимости. Система «директ-костинг» - модификация системы калькулирования себестоимости по переменным издержкам.Смысл заключается в том, что планирование и учет себестоимости осуществляется только в части переменных затрат, т.е. только переменные издержки распределяются по носителям затрат. Оставшуюся часть издержек (постоянные затраты) собирают на отдельном счете и в калькуляцию не включают, их периодически списывают на финансовые результаты т.е. учитывают при расчете прибыли и убытков за отчетный период. По переменным расходам оцениваются также запасы – остатки готовой продукции на складах и незавершенное производство.
На первых этапах практического применения в себестоимость включались лишь прямые расходы, а косвенные расходы списывались на финансовые результаты. Отсюда и название системы – директ-костинг (система учета прямых затрат).
Система «стандарт-кост» как продолжение нормативного метода учета затрат. Система «стандарт-кост» для отечественного учета является новым методом. Смысл системы «стандарт-кост» заключается в том, что учет вносится то, что должно произойти, а не то, что произошло, учитывается не сущее, а должное, и обособленно отражаются возникшие отклонения. Основная задача, которую ставит перед собой данная система, - учет потерь и отклонений в прибыли предприятия.
Таким образом, себестоимость представляет собой совокупность затрат живого и овеществленного труда , классифицируется по ряду признаков и имеет различные методы калькуляции.
2.АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ И СЕБЕСТОИМОТЬЮ ПРОДУКЦИИ
2.1. Анализ и управление структурой затрат на продукцию
Руководителю любой
Одним из действенных инструментов
в определении точки
Этот вид анализа является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности организации. Он помогает организации выявить оптимальное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом продаж, минимизировать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, используя данный метод, могут дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы организации.
Ключевыми элементами анализа безубыточности производства являются маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), производственный леверидж и маржинальный запас прочности.
Маржинальный доход - это разница между выручкой организации от реализации продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат.
Порог рентабельности (точка безубыточности) - это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка организации от реализации продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам, т.е. это тот объем продаж, при котором организация не имеет ни прибыли, ни убытка.[29]
Производственный леверидж - это механизм управления прибылью организации в зависимости от изменения объема реализации продукции (работ, услуг).
Маржинальный запас прочности - это процентное отклонение фактического объема продаж от реализации продукции (работ, услуг) от порогового (порога рентабельности).
Анализ «затраты — объем — прибыль» — это анализ поведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь затрат, объема производства, объема продаж (дохода), и прибыли. Он выступает инструментом управленческого планирования и контроля. Указанные взаимосвязи формируют основную модель финансовой деятельности; что позволяет менеджеру использовать результаты анализа по данной модели для краткосрочного планирования и оценки альтернативных решений.