Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:52, курсовая работа
Основным видом деятельности любой производственной организации является изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг с целью их последующей реализации (продажи) потребителям. Производственный процесс представляет собой совокупность всех действий людей и средств труда, необходимых для создания продукции (работ, услуг).В процессе производства организация несет определенные затраты, необходимые для изготовления продукции (работ, услуг). Затраты ,в свою очередь, участвуют в определении себестоимости продукции.
Введение……………………………………………………………………………………….3
1. Сущность и характеристика понятий «затраты» и «себестоимость» ……………………5
1.1 Понятие и сущность затрат………………………………………………………….5
1.2 Понятие и сущность себестоимости……………………………………………….13
2. Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции…………………………..18
2.1 Анализ и управление структурой затрат на продукцию……………………………18
2.2 Анализ и управление себестоимостью продукции…………………………………...20
Заключение………………………………………………………………………………..…….35
Список литературы……………………………………………………………………………..36
Приложения
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Сущность и характеристика
понятий «затраты» и «
1.1 Понятие
и сущность затрат…………………………………
1.2 Понятие
и сущность себестоимости………………
2. Анализ и управление
затратами и себестоимостью
2.1 Анализ и управление структурой затрат на продукцию……………………………18
2.2 Анализ и управление себестоимостью продукции…………………………………...20
Заключение…………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложения
Введение
Основным видом деятельности любой производственной организации является изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг с целью их последующей реализации (продажи) потребителям. Производственный процесс представляет собой совокупность всех действий людей и средств труда, необходимых для создания продукции (работ, услуг).В процессе производства организация несет определенные затраты, необходимые для изготовления продукции (работ, услуг). Затраты ,в свою очередь, участвуют в определении себестоимости продукции.
В данной работе рассматривается сущность и характеристика понятий «затраты» и «себестоимость»,их анализ и эффективное управление ими на предприятии. Руководителю любой организации на практике приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат организации, объема и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на финансовом результате организации. Для этого необходимо грамотно анализировать структуру и динамику изменения или отклонения от норм затрат и себестоимости, а затем, в соответствии с этим, принимать наиболее экономически рациональное управленческое решение.
Высокая значимость и необходимость применения на практике проблемы «Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции» определяют несомненную актуальность данного исследования.
Для того, чтобы качественно проанализировать и отразить в данной работе сущность понятий «затраты» и «себестоимость»,их анализ и управление ими на предприятии была поставлена следующая цель:
-раскрыть понятия «затраты» и «себестоимость»,их классификацию и характеристику, а также рассмотреть методологию их анализа и возможности управления ими на предприятии.
Для достижения цели были сформулированы и определены задачи:
-собрать информацию, необходимую для рассмотрения в разрезе данной темы ;
- проанализировать информацию и выбрать ту, которая позволит раскрыть тему наиболее полно и качественно;
-систематизировать и
упорядочить материал по
- привести классификацию затрат и себестоимости и их основные характеристики;
-проанализировать основные
экономические показатели, отражающие
динамику изменению структуры
затрат и себестоимости или
обобщающие показатели
-привести методологию
анализа и управления
Предметом исследования является изучение понятий «затраты» и «себестоимость» в разрезе экономического анализа. При подготовке работы были изучены труды А.И.Алексеева, Ю.В.Васильева, А.В.Малеева, Л.И.Ушвицкого, Г.В.Шадрина,Г.В. Савицкой,А.Л. Басовского,О.В, Грищенко и т.д. Так же источником информации послужили журнал «Экономический анализ :теория и практика» , ПБУ 10/99 и ресурсы Интернет. Кроме того, широко использовались различные справочники, энциклопедические материалы, литературные источники, официальные материалы и документы и др.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и библиографический список. Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты понятий «затраты» и «себестоимость»; во второй главе рассматривается анализ и управление затратами и себестоимостью продукции.
1.СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА
ПОНЯТИЙ «ЗАТРАТЫ» И «
1.1 Понятие и сущность затрат
Особенности управления производством в современных условиях хозяйствования заключаются в том, что каждой организации в процессе производственной деятельности необходимо постоянно соизмерять доходы с затратами, просчитывать свои возможности и прежде, чем принимать какое-либо решение, касающееся своего производства, руководитель должен знать, - принесут ли эти изменения дополнительный доход. Управление затратами по своей сущности это управление деятельностью предприятия, так как охватывает все стороны происходящих производственных процессов.
Цена продукции на рынке – это взаимодействие спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции устанавливается в зависимости от рыночного спроса и предложения. Но затраты это совершенно другое понятие: они могут увеличиваться или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом руководстве.
В настоящее время организация должна самостоятельно принимать решение, в каких разрезах классифицировать затраты; насколько детализировать места возникновения затрат и каким образом их увязать с центрами ответственности; вести учет фактических либо плановых (нормативных), полных либо частичных (переменных, прямых, ограниченных) затрат.
Затраты – это выраженные в денежной форме расходы организаций на производство, обращение, сбыт товаров. [29]Для анализа затрат важность представляют отчетные данные, данные бухгалтерского учета (синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, соответствующие ведомости, журналы-ордера и в необходимых случаях первичные документы), плановые (сметные, нормативные) данные о затратах на производство и сбыт продукции и отдельных изделий (работ, услуг). Основными первичными документами, на основе которых производится отражение в учёте затрат на производство и обращение продукции, являются :
-договор на приобретение
-счета-фактуры, авансовые
Состав материалов, необходимых для проведения анализа затрат, представлен в приложении 1 .Одни затраты непосредственно связаны с производством товаров (затраты сырья, материалов, оплата труда рабочих и др.), другие – с управлением и обслуживанием производства (расходы на содержание аппарата управления, на обеспечение производственного процесса необходимыми ресурсами, на содержание основных средств в рабочем состоянии и т.д.), а остальные, не имея непосредственного отношения к производству, включаются в издержки производства (отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, социальные нужды населения и др.). Кроме того, часть затрат прямо включается в себестоимость конкретных видов готовых изделий, а другая часть, в связи с производством нескольких видов продукции, – косвенно. Поэтому для эффективного управления необходимо применять экономически обоснованную классификацию затрат по определенным признакам.
Данная классификация затрат формируется в помощь руководителю для принятия правильных, обоснованных решений, поскольку менеджер, принимая решения, должен знать, какие затраты и выгоды они за собой повлекут. Поэтому суть процесса классификации затрат – это выделить ту часть затрат, на которые может повлиять руководитель.Обобщенно классификация затрат организации для целей управления ими может быть представлена в следующей таблице:
Таблица 1.1 Классификация затрат для целей управления
Классификационные признаки с учетом функций управления |
Виды затрат |
1. Процесс принятия |
Явные и альтернативные; релевантные и нерелевантные; эффективные и неэффективные |
2. Процесс прогнозирования |
Краткосрочные и долгосрочные |
3. Процесс планирования |
Планируемые и не планируемые |
4. Процесс нормирования |
Стандарты, нормы, нормативы и отклонение от них |
5. Процесс координации |
По местам и сферам возникновения; функциям деятельности и центрам ответственности |
6. Процесс учета |
Одноэлементные и комплексные;
по статьям калькуляции и |
7. Процесс контроля |
Контролируемые и |
8. Процесс регулирования |
Регулируемые и нерегулируемые |
9. Процесс стимулирования |
Обязательные и поощрительные |
10. Процесс анализа |
Фактические; прогнозные, плановые; сметные; стандартные; общие и структурные; полные и частичные |
С точки зрения тактики и стратегии развития организации значимым является разделение затрат на явные и альтернативные, релевантные и нерелевантные, эффективные и неэффективные.
. Вмененные затраты — затраты, которые признаются в отдельных ситуациях, а в бухгалтерском учете обычно не признаются. Данная категория присутствует лишь в управленческом учете. Бухгалтер финансового учета не может позволить себе «вообразить» какие-либо затраты, так как он строго следует принципу их документальной обоснованности.
Альтернативные затраты — величина, которая теряется или приносится в жертву, когда в условиях ограниченных ресурсов выбор одного альтернативного варианта требует отказа от другого. [31]
В зависимости от специфики принимаемых решений затраты подразделяются на релевантные и нерелевантные. Релевантными (т.е. существенными, значительными) затратами можно считать только те затраты, которые зависят от рассматриваемого управленческого решения. В частности, затраты прошлых периодов не могут быть релевантными, поскольку повлиять на них уже нельзя.
На результаты принимаемых решений существенное влияние может оказать деление затрат на эффективные и неэффективные. Эффективные – это производительные затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты. Неэффективные - это затраты непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведен продукт. Неэффективные затраты – это потери на производстве. К ним относятся потери от брака, простоев, недостачи и порча товарно-материальных ценностей и др. Обязательность анализа неэффективных затрат обусловлена тем, чтобы не допустить проникновения потерь в планирование и нормирование.
К планируемым относятся производительные расходы организации, которые обусловлены его хозяйственной деятельностью и предусмотренные сметой затрат на производство. Они в соответствии с нормами, нормативами, лимитами и сметами включаются в плановую себестоимость товаров.
К планируемым расходам относят непроизводительные расходы, которые не являются неизбежными и не вытекают из нормальных условий хозяйственной деятельности организации, к ним относятся потери от брака, простоев и др. Эти расходы считаются прямыми потерями и потому в смету затрат на производство не включаются. Они отражаются только в фактической себестоимости товаров на соответствующих счетах в бухгалтерском учете, учет необходим для их предупреждения.
По местам возникновения затраты группируются и учитываются в разрезе производств, цехов, участков, отделов, бригад и других структурных подразделений организации, т.е. по центрам ответственности ,что представлено в Приложении 2 .
Такая группировка затрат позволяет организовывать внутренний хозрасчет и определять производственную себестоимость товаров и напрямую зависит от действующей организационной структуры.
Группировка затрат в соответствии с функциями, выполняемыми подразделениями организации имеет связь с группировкой по центрам ответственности. По данному признаку затраты подразделяются на снабженческо-заготовительные, технологические, коммерческо-сбытовые и организационно-управленческие. Это позволяет организовать функциональный учет, при котором затраты вначале собираются в разрезе сфер и функций деятельности организации, и только потом – по объектам калькуляции. Функциональный учет затрат способствует укреплению внутрихозяйственного расчета и усилению взаимосвязи и взаимозависимости между центрами затрат,что помогает менеджерам принимать совместные обоснованные решения и способствует повышению эффективности производственно-коммерческой деятельности организации.[29]