Анализ современного состояния и развития малого и среднего предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Настоящая Программа ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан на 2005 - 2007 годы разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 18 февраля 2005 года "Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации", пунктом 11 протокола совещания у Премъер-Министра Республики Казахстан Ахметова Д.К. от 19 февраля 2005 года № 007-222.

Содержание

1. Введение
2. Анализ современного состояния и развития малого и среднего предпринимательства.
2.1. Общее положение
2.2. Анализ законодательства в сфере малого и среднего предпринимательства
2.3. Инфраструктура поддержки предпринимательства
2.4. Мировой опыт поддержки предпринимательства
2.5. Анализ видов деятельности, передаваемых в конкурентную среду
2.6. Совершенствование законодательства в сфере малого и среднего
предпринимательства
2.7. Выработка эффективных механизмов дебюрократизации экономики и устранение административных барьеров
2.8. Сокращение теневого оборота в малом и среднем предпринимательстве
2.9. Передача непрофильных функций предприятий и акционерных компаний с государственным участием в рыночную среду, в первую очередь, малому и среднему предпринимательству
2.10. Обеспечение создания жизнеспособных инфраструктурных систем на основе кластерно-сетевого подхода
2.11. Участие предпринимательства в инновационной экономике
3 Экономическая часть
4. Заключение
5. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Анализ современного состояния и развития малого и среднего предпринимательства.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

В последующем данные услуги будут переданы в рыночную среду.

При этом услуги по бухгалтерскому учету и налогообложению будут  оказываться централизованно опытными бухгалтерами, включая ведение бухгалтерской  и налоговой отчетности.

Услуги по оказанию правовых консультаций и адвокатуре будут осуществляться централизованной юридической службой, группой квалифицированных специалистов, несущих полную материальную и моральную ответственность за взятые на себя обязательства, что приведет к максимальному снижению непроизводственных расходов субъектов малого предпринимательства.

Центры, кроме того, будут  содержать библиотеки, имеющие финансовую и правовую литературу, и Интернет-центры, где субъекты малого предпринимательства  или клиент финансового супермаркета могут воспользоваться услугами Интернета, Интернет-каталогом Фонда, заказать свои web-сайты.

Центры будут содействовать  субъектам малого предпринимательства  налаживанию контакта с зарубежными  или отечественными компаниями, поставщиками оборудований, покупателями продукций и франчайзерами.

Такие централизованные площадки позволят существенно сэкономить и рационально использовать ограниченные средства субъектов по постоянному  содержанию в их штате бухгалтеров, аудиторов и юристов.

В целом, Фонд дальше продолжит  оказание финансовой поддержки предпринимательству через:

развитие сети микрокредитных организаций, которые будут сердцем  финансового супермаркета, путем  кредитования 300 микрокредитных организаций;

на 1 этапе в 2005 году будет  создано около 160 микрокредитных организаций в большинстве районных центров и малых городах;

создание системы гарантирования кредитов банков второго уровня, предоставляемых  субъектам малого предпринимательства;

совершенствование системы  кредитования за счет лизинговых операций, проектного финансирования, осуществляемых за счет собственных средств Фонда.

Фонд будет содействовать  частным предприятиям в переходе на международные стандарты качества и компенсировать им 50% расходов по их внедрению.

Наряду с массовой поддержкой субъектов малого предпринимательства будет создан механизм поиска и отбора наиболее перспективных проектов среднего бизнеса, способных сыграть значительную роль в процессе диверсификации экономики Республики Казахстан.

Для максимально эффективной  работы фонда, как источника финансирования, целесообразна кооперация Фонда с неправительственными организациями, предлагающими доступные услуги по финансовому анализу предприятий, маркетинговым исследованиям, прединвестиционной подготовке проекта, сопровождению проектов, обучению передовым системам управления персоналом.

При этом в дальнейшем приоритет государственного финансирования малого и среднего предпринимательства  будет определяться в рамках реализации экономической модели развития малого и среднего бизнеса на основе кластерно-сетевого подхода.

Микрокредитные организации  будут осуществлять политику географического  охвата и расширения доступа конечных заемщиков к различным формам финансовых услуг, начиная от микрокредитования  до проектного финансирования и лизинга. Сеть микрокредитных организаций и их представители в "глубинных районах" будут осуществлять принцип "одного окна" в отдаленных регионах республики, осуществляя функции отделения финансового супермаркета. В последующем, сеть микрокредитных организаций будет расширять услуги за счет взаимодействия на основе агентских соглашений с различными финансовыми институтами, в том числе банками второго уровня.

Создание микрокредитных организаций расширит доступ финансовых институтов, осуществляющих кредитование малого предпринимательства, к финансовым ресурсам международных финансовых институтов (Всемирный банк, ЕБРР, Азиатский банк развития, Исламский банк развития и др.), будет осуществляться путем оказания поддержки финансовым институтам (упрощение процедур, снижение показателя достаточности капиталов).

Кабинеты правовой информации.

Кабинеты будут создаваться  совместно с местными исполнительными  органами и территориальными органами Министерства юстиции в регионах по принципу "одного окна", и ими  будут проводиться:

работы по повышению правовой информированности субъектов предпринимательства посредством создания "кабинетов правовой информации" с целью приближения услуг к местам предпринимательской деятельности;

ежегодные мониторинги  деятельности субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства по районам и городам республики для осуществления оценки качества, количества, доступности предоставляемых ими услуг, с дальнейшей передачей советам по конкурентоспособности информации и ее анализ.

В части создания принципиально новой идеологии взаимодействия государства с частным сектором.

В связи с проведенной  административной реформой исполнительной власти государства, после которой  принятие политических решений возложено  на центральные органы власти, а  реализационные соответственно комитетам и местным исполнительным органам. Требует реформирования и существующая модель взаимоотношений власти и бизнес - сообществ.

На региональном уровне:

экспертные советы по поддержке малого и среднего предпринимательства, действующие при местных исполнительных органах будут выведены на принципиально новый уровень, с передачей им основной роли в поддержке инициатив предпринимательства, в т.ч. малого и среднего предпринимательства.

Экспертные советы по поддержке малого и среднего предпринимательства при местных исполнительных органах в среднесрочной перспективе должны будут преобразоваться в советы по конкурентоспособности, т.е. они должны будут решать задачи, стоящие перед малым и средним предпринимательством, а не заниматься анализом и экспертизой существующей ситуации.

На уровне центральных  исполнительных органов:

При центральных исполнительных органах будут созданы экспертные советы с участием представителей аккредитованных  отраслевых Ассоциаций предпринимателей, которые в последующем с участием неаккредитованных ассоциаций образуют общенациональный союз предпринимателей.

На республиканском  уровне:

Исполнительным органом  общенационального союза предпринимателей будет Совет предпринимателей при  Президенте Республики Казахстан, рабочим  органом, которого станет государственный уполномоченный орган по вопросам предпринимательства совместно с Общенациональным союзом предпринимателей, аккумулирующий предложения от региональных советов по конкурентоспособности, Комиссии по вопросам развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, экспертных советов по поддержке малого и среднего предпринимательства при государственных органах, общественных неправительственных организаций. Далее представленные предложения будут систематизированы для дальнейшего формирования общей политики.

Необходимо обеспечить переход ответственности за развитие малого и среднего предпринимательства  с центрального уровня на региональные. В рамках такого перехода основная миссия по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства будет принадлежать местным исполнительным органам. Правительство Республики Казахстан при этом будет осуществлять, главным образом, координирующую роль.

Новая идеология взаимодействия государства с частным сектором будет выстраиваться следующим образом.

Советы по конкурентоспособности  будут консолидировать предложения  бизнес-среды и представлять их в  Совет предпринимателей при Президенте Республики Казахстан. Совет предпринимателей также будет аккумулировать предложения  экспертных советов при центральных исполнительных органах, и вырабатывать конкретные механизмы принятия решений.

С целью повышения  эффективности работы Совета предпринимателей, будут проводиться консультации по внесенным в Правительство  Республики Казахстан проектам нормативных правовых актов, разработанных государственными органами по вопросам предпринимательства.

Впоследствии принятые решения через совет по конкурентоспособности  и финансовые супермаркеты будут  доведены до субъектов малого и среднего предпринимательства.

Необходимо отметить участие в развитии малого и среднего предпринимательства национальных компаний. Правительством Республики Казахстан при утверждении планов их развития будет предусмотрено обязательное привлечение национальных компаний в инфраструктурные проекты малого предпринимательства, что создаст предпосылки развитию малого и среднего бизнеса в регионах.

Это будет своеобразным примером передачи и вовлечения малого и среднего предпринимательства  в крупномасштабные проекты, реализуемые  национальными компаниями.

Так, в частности, уже  национальной компанией "Казатомпром" организована следующая работа.

Некоммерческая организация "Казатомпром - Демеу" (далее - компания) была создана в соответствии с  решением совета директоров ЗАО НАК "Казатомпром" для решения стратегических задач привлечения и удержания специалистов на градообразующих предприятиях НАК "Казатомпром" путем повышения качества жизни персонала проживающих в населенных пунктах.

Компания видит свою миссию в создании достойных жизненных  условий для работников предприятий и их семей, проживающих в поселках Таукент, Шиели, Кыземшек, в связи с чем, в настоящее время компанией разработаны и реализовываются программы развития малого и среднего бизнеса в этих поселках.

Все вышеперечисленные  меры помогут субъектам малого и среднего предпринимательства повысить свою конкурентоспособность, также конкурентоспособность Казахстана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.11. Участие предпринимательства в инновационной экономике

С целью эффективной  реализации Стратегии индустриально-инновационного развития до 2015 года и максимального участия в ней субъектов малого и среднего предпринимательства будут созданы предпосылки реализации инновационных проектов, основой, которых будет новая инновационная система открытого типа, обеспечивающая создание конкурентоспособного конечного продукта на основе использования отечественного и зарубежного научного потенциала.

Новая инновационная  система будет развивать научный  потенциал, сформирует многоуровневую инновационную инфраструктуру, будет  развивать элементы и механизмы финансовой инфраструктуры в части расширения предоставляемых видов грантов и создания венчурных фондов.

Для успешной реализации данных инициатив будет активизирована роль национального инновационного фонда по привлечению малого и  среднего предпринимательства в реализацию проектов с высоким потенциалом роста. Данные мероприятия будут реализованы через венчурное инвестирование с привлечением зарубежных венчурных фондов, что должно обеспечить приобретение передового зарубежного опыта.

Создание технологических бизнес-инкубаторов - структур, размещающих на своих площадях на определенный срок и условиях специально отобранные физические и юридические лица, создающие и реализующие технологические инновации, и оказывающих им консалтинговые, юридические, лизинговые и иные услуги.

Будет пересматриваться система предоставления грантов  прикладных научно-исследовательских  и опытно-конструкторских разработок, направленных на создание новых технологий, товаров, работ и услуг, являющихся потенциально перспективными с точки зрения коммерческого эффекта.

Будут предусматриваться  следующие формы грантов:

малые гранты - привлекаемые для проведения научно-исследовательских  и опытно-конструкторских разработок на сумму не более 7,2 млн. тенге (55 тыс. долларов США);

предпроектные гранты - для подготовки полного пакета документов (ТЭО, бизнес-планы и т.д.) не более 650 тыс. тенге (5 тыс. долларов США);

большие гранты - для завершений исследований и доведения для  полезной модели или изобретения  не более 33 млн. тенге (250 тыс. долларов США);

гранты для патентования - для оформления патентов за рубежом  на сумму не более 13,2 млн. тенге (100 тыс. долларов США).

В рамках Программы по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005 - 2015 годы предусматривается  создание национальных технологических  парков, информационных зон, зон ядерных  технологий и биотехнологий, парка новых материалов, нефтехимического технопарка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Заключение

В результате реализации Программы  были осуществлены следующие программы:

в 2005 - 2006 годах разработан и принят ряд законодательных  актов Республики Казахстан;

в 2005 году приняты меры по сокращению и систематизации контрольных и надзорных функций государственных органов в области малого и среднего предпринимательства;

в 2005 году разработана  экономическая модель развития малого и среднего предпринимательства  на основе кластерно-сетевого подхода;

Информация о работе Анализ современного состояния и развития малого и среднего предпринимательства