Анализ современного состояния и развития малого и среднего предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Настоящая Программа ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан на 2005 - 2007 годы разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 18 февраля 2005 года "Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации", пунктом 11 протокола совещания у Премъер-Министра Республики Казахстан Ахметова Д.К. от 19 февраля 2005 года № 007-222.

Содержание

1. Введение
2. Анализ современного состояния и развития малого и среднего предпринимательства.
2.1. Общее положение
2.2. Анализ законодательства в сфере малого и среднего предпринимательства
2.3. Инфраструктура поддержки предпринимательства
2.4. Мировой опыт поддержки предпринимательства
2.5. Анализ видов деятельности, передаваемых в конкурентную среду
2.6. Совершенствование законодательства в сфере малого и среднего
предпринимательства
2.7. Выработка эффективных механизмов дебюрократизации экономики и устранение административных барьеров
2.8. Сокращение теневого оборота в малом и среднем предпринимательстве
2.9. Передача непрофильных функций предприятий и акционерных компаний с государственным участием в рыночную среду, в первую очередь, малому и среднему предпринимательству
2.10. Обеспечение создания жизнеспособных инфраструктурных систем на основе кластерно-сетевого подхода
2.11. Участие предпринимательства в инновационной экономике
3 Экономическая часть
4. Заключение
5. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Анализ современного состояния и развития малого и среднего предпринимательства.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

Также будет повышен  размер минимального оборота по реализации для обязательного учета по НДС с 12000 месячного расчётного показателя (11,7 млн. тенге) до 15000 МРП (14,6 млн. тенге). В мировой экономике на долю малых предприятий приходится свыше 60 процентов занятых, доля выпускаемой ими продукции в ВВП достигает 50 процентов.

В международной практике развитию малого предпринимательства  придается большое значение, исходя из приоритетности создания новых рабочих  мест и обеспечения устойчивого  экономического роста.

В Казахстане официальная  доля вклада субъектов малого предпринимательства в ВВП в 2003 году составила 16 процентов.

Исходя из сложившейся  ситуации, государство должно создать  благоприятные условия для максимального  расширения сфер деятельности субъектов  малого предпринимательства и их активизации, в связи с чем, законопроектом предлагаются вышеуказанные меры, что позволит существенно увеличить их долю в ВВП.

Внести изменения в Закон Республики Казахстан "Об инвестициях" для упрощения порядка получения субъектами малого и среднего предпринимательства инвестиционных налоговых преференций.

Вышеперечисленные меры потребуют внесения соответствующих  изменений в нормативные правовые акты Республики Казахстан.

Для формирования ценовой  информации, имеющейся в таможенных органах, будет изменена "Методика формирования ценовой информации", с детализацией описания товара в зависимости от основных характеристик.

С целью разработки мер  по стимулированию перехода предприятий  малого бизнеса к организованным формам торговли и развития внутреннего  рынка товаров будут продолжены исследования по структуре и оценке объемов внешнеторговых операций, осуществляемых по каналам "челночной" торговли.

Указанные меры позволят наладить четкую схему взаимодействия всех контролирующих органов на таможенной границе, провести серьезное обследование рынка челночной торговли, оценить его объемы и влияние на платежный баланс государства.

В целях сокращения размеров теневого сектора и объемов наличного  оборота и неформальной занятости  на транспорте, в строительстве и  торговле в среднесрочной перспективе необходимо:

стимулирование кооперации - преобразование, объединение и  укрупнение в союзы, бюро и т.д.;

создание условий для  перетока трудовых ресурсов из неформальной экономики в официальную;

постепенный переход  от наличной формы оплаты на электронный, автоматизированный.

Будет предусмотрено  расширение безналичной формы расчетов за товары и услуги с утверждением категории торговых (обслуживающих) организаций, обязанных принимать  платежи с использованием платежных  карточек.

В частности будет предусмотрено обязательное использование карточных терминалов для организаций, оказывающих услуги (рестораны, бары, гостиницы, кассы по продаже проездных документов и т.д.).

Значительную долю в  составе теневой экономики в  сфере торговли составляет "челночная", уличная; базарная торговля; мелкие торговые точки, которые включают завоз и реализацию товаров сомнительного качества из стран с традиционно развитой системой производства фальсифицированной и контрафактной продукции, а также реализацию подобной продукции отечественных производителей, продукции низкого качества и в антисанитарных условиях, представляющих опасность для здоровья населения.

С целью повышения  продовольственной безопасности, а  также снижения размеров неформальной занятости, находящейся вне системы социального обеспечения необходимо создание условий и стимулов по постепенному переходу неорганизованных видов торговли в более цивилизованные формы. В целях повышения социальной привлекательности торговых точек на рынках, необходимо внедрять общепринятые мировые нормы и правила торговли, стандарты обслуживания, придавая им цивилизованную форму путем преобразования рыночной торговли в торговые центры.

Для повышения безопасности объектов промышленного и гражданского строительства, усиления требований к строительным организациям по соблюдению ими норм расхода строительных материалов на возведение объектов необходимо осуществить переход к системе выполнения государственного заказа на строительство объектов социальной инфраструктуры по типовым проектам с основными технико-экономическими показателями, соответствующими нормативным удельным показателям, установленным для регионов.

В качестве одной из мер  по сокращению неформальной занятости  в строительстве (привлечение лиц  без регистрации из соседних государств на сезонную и низкоквалифицированную работу с минимальной оплатой) предлагается введение гибкой системы квотирования импорта рабочей силы, ориентированной на специфичность, сезонность, масштабность, позволяющей оперативно реагировать на происходящие изменения в экономике в целом по республике и регионах.

С целью повышения  эффективности и осуществления  единого комплексного контроля за автомобильными перевозками по территории Республики Казахстан предлагается совершенствование  действующей системы контроля за автоперевозками с определением оптимального количества постов транспортного контроля.

Кроме того, будут внесены  изменения и дополнения в Уголовный и Административный кодексы Республики Казахстан, в части привлечения к ответственности лиц, дающих взятку должностным лицам с целью получения незаконной выгоды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.9. Передача непрофильных функций предприятий и акционерных компаний с государственным участием в рыночную среду, в первую очередь, малому и среднему предпринимательству

          В Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 18 февраля 2005 года "Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации" поставлена задача закончить работу по передаче непрофильных функций государственных предприятий и мегахолдингов, прежде всего крупных государственных компаний и монополий, малому и среднему бизнесу, что является частью Общенационального плана мероприятий Правительства Республики Казахстан по реализации Послания, включающая в себя проведение инвентаризации видов деятельности государственных предприятий.

Основным принципом  при проведении данной работы будет  минимизация участия государства  в рыночных взаимоотношениях хозяйствующих  субъектов, которая будет основываться на следующих подходах:

определение действительного  количества государственных предприятий;

сверка соответствия учредительных документов фактическим  назначениям государственного предприятия;

определение законности создания государственных предприятий  на праве хозяйственного ведения;

определение экономической  целесообразности и эффективности  хозяйственно-экономической деятельности государственных предприятий на праве хозяйственного ведения;

подготовка обоснованных предложений по возможности передачи государственных предприятий в конкурентную среду;

дальнейшая разработка методических рекомендаций для осуществления  анализа видов деятельности государственных  предприятий.

Исходя из вышеизложенных принципов, Правительством Республики Казахстан проведен предварительный  анализ государственных предприятий, который показывает что уже в текущем году из 4892 предприятий в рыночную среду, возможно, передать 1186 предприятий или 24%.

С целью передачи непрофильных функций предприятий и акционерных  обществ с участием государства  в рыночную среду, в первую очередь, малому и среднему предпринимательству будут проведены следующие работы:

разработка методических рекомендаций для осуществления  анализа видов деятельности государственных  предприятий и акционерных обществ  с государственным участием;

четкое закрепление  государственных функций, исполняемых  исключительно государственными органами, учреждениями и предприятиями, с  передачей непрофильных государственных  функций в рыночную среду;

проведение инвентаризации видов деятельности государственных предприятий и естественных монополистов, учредительных документов национальных компаний, субъектов естественных монополий и их дочерних, зависимых и совместно-контролируемых организаций на предмет выявления непрофильных функций для передачи их в конкурентную среду, малого и среднего предпринимательства;

проведение анализа  целесообразности участия государства  в некоторых акционерных обществах  и товариществах с ограниченной ответственностью;

создание достаточной  степени прозрачности финансово-хозяйственной деятельности компаний;

осуществление передачи управления пакетом акций ряда стратегически  важных государственных компаний специально создаваемой государственной холдинговой  компании;

определение перечня  государственных предприятий, подлежащих передаче в конкурентный рынок, и государственных предприятий, преобразуемых в государственные учреждения;

определение перечня  государственных предприятий, преобразуемых  в государственные учреждения;

осуществление контроля со стороны уполномоченных государственных органов над деятельностью государственных предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.10. Обеспечение создания жизнеспособных инфраструктурных систем наоснове кластерно-сетевого подхода

Кластерно-сетевой подход. Понятие "кластер" определяется в  экономической литературе как индустриальный комплекс, сформированный на базе территориальной концентрации производственных и/или сервисных фирм, создателей технологий и ноу-хау, связующих рыночных институтов и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости.

В основе кластерно-сетевого подхода лежит концепция "коллективной эффективности". Кластерно-сетевой  подход направлен на преодоление  изолированности малого и среднего предпринимательства через:

создание кластера (вертикальную и горизонтальную интеграцию);

межфирменную кооперацию на основе общих деловых интересов;

гибкую специализацию.

Именно кластерно-сетевой  подход в дальнейшем должен стать  основой государственной поддержки  и иницировать "цепную реакцию" путем сплетения в единую сеть субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе между собой и образуя основы кластера) - институты инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства - общественные неправительственные организации - экспертные советы по поддержке малого и среднего предпринимательства при государственных органах - крупный системообразующий бизнес - органы власти.

Кластерно-сетевой подход дает возможность предприятиям малого и среднего предпринимательства  реализовать свой потенциал через  объединение своих усилий, преодоление изолированности и развитие межфирменной кооперации. Именно кластерно-сетевой подход к развитию малого и среднего предпринимательства помогает вывести их на экспортные рынки и успешно там конкурировать.

Для решения этой задачи можно привлечь потенциал Ассамблеи народов Казахстана, путем создания эффективного механизма обмена информацией по субъектам малого и среднего предпринимательства между национальными диаспорами, тем самым создается база для взаимной кооперации.

Также использовать связи диаспор с исторической родиной, для привлечения передовых технологий, инвесторов, создания путей выхода на внешние рынки.

Опыт развитых стран  показывает, что межфирменная кооперация имеет место тогда, когда предприятия  расположены в непосредственной близости друг от друга и имеют общие деловые интересы, такие как рынки сбыта, доступ к инфраструктуре, зарубежные конкуренты. В рамках таких кластеров совместные инициативы предприятий более сильны из-за наличия критической массы заинтересованных сторон, использования ресурсосберегающих технологий, так как фиксированные издержки распределяются между сторонами, координации и согласованности усилий, в особенности, перед лицом зарубежной конкуренции.

Для решения данной задачи необходимо продолжить работу по повышению эффективности использования имеющейся инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и принятия мер по преодолению функциональных и территориальных различий в развитии инфраструктуры и разработать экономическую модель развития малого и среднего предпринимательства на основе кластерно-сетевого подхода.

Финансовый супермаркет. Акционерное общество "Фонд развития малого предпринимательства", как  системообразующий элемент государственной  поддержки, будет Финансовым супермаркетом  по принципу "одного окна" путем создания при нём центров поддержки предпринимательства (далее - центры), при его территориальных подразделениях для оказания услуг малому предпринимательству, включая районный уровень, и с участием микрокредитных организаций.

Информация о работе Анализ современного состояния и развития малого и среднего предпринимательства