Анализ современного состояния и развития малого и среднего предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Настоящая Программа ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан на 2005 - 2007 годы разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 18 февраля 2005 года "Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации", пунктом 11 протокола совещания у Премъер-Министра Республики Казахстан Ахметова Д.К. от 19 февраля 2005 года № 007-222.

Содержание

1. Введение
2. Анализ современного состояния и развития малого и среднего предпринимательства.
2.1. Общее положение
2.2. Анализ законодательства в сфере малого и среднего предпринимательства
2.3. Инфраструктура поддержки предпринимательства
2.4. Мировой опыт поддержки предпринимательства
2.5. Анализ видов деятельности, передаваемых в конкурентную среду
2.6. Совершенствование законодательства в сфере малого и среднего
предпринимательства
2.7. Выработка эффективных механизмов дебюрократизации экономики и устранение административных барьеров
2.8. Сокращение теневого оборота в малом и среднем предпринимательстве
2.9. Передача непрофильных функций предприятий и акционерных компаний с государственным участием в рыночную среду, в первую очередь, малому и среднему предпринимательству
2.10. Обеспечение создания жизнеспособных инфраструктурных систем на основе кластерно-сетевого подхода
2.11. Участие предпринимательства в инновационной экономике
3 Экономическая часть
4. Заключение
5. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Анализ современного состояния и развития малого и среднего предпринимательства.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

                                   План:

 

1. Введение

2. Анализ современного состояния и развития малого и среднего предпринимательства.

2.1. Общее положение

2.2. Анализ законодательства в сфере малого и среднего предпринимательства

2.3. Инфраструктура поддержки предпринимательства

2.4. Мировой опыт поддержки предпринимательства

2.5. Анализ видов деятельности, передаваемых в конкурентную среду

2.6. Совершенствование законодательства в сфере малого и среднего

предпринимательства

2.7. Выработка эффективных механизмов дебюрократизации экономики и устранение административных барьеров

2.8. Сокращение теневого оборота в малом и среднем предпринимательстве

2.9. Передача непрофильных функций предприятий и акционерных компаний с государственным участием в рыночную среду, в первую очередь, малому и среднему предпринимательству

2.10. Обеспечение создания жизнеспособных инфраструктурных систем на основе кластерно-сетевого подхода

2.11. Участие предпринимательства в инновационной экономике

3 Экономическая  часть

4. Заключение

5. Список литературы

 

 

                                             

 

                                         

                                          1. Введение

         Настоящая Программа ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан на 2005 - 2007 годы разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 18 февраля 2005 года "Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации", пунктом 11 протокола совещания у Премъер-Министра Республики Казахстан Ахметова Д.К. от 19 февраля 2005 года № 007-222.

          До настоящего времени государственная поддержка малого предпринимательства в Казахстане акцентировалась на предоставлении налоговых преференций и льготного финансирования за счет государственных финансов, которая приносила определенный краткосрочный эффект, но велась не на системных началах. Это было обусловлено тем, что перспективы и задачи развития малого предпринимательства рассматривались только в контексте его собственных проблем, без взаимосвязи с общей системой целей и приоритетов экономического развития государства на долгосрочную перспективу.

        С учетом принятия и реализации Стратегии индустриально-инновационного развития до 2015 года, основной целью которой является повышение конкурентоспособности страны, необходимо пересмотреть государственную политику поддержки и развития малого и среднего предпринимательства и выстроить новую идеологию взаимоотношений государства и предпринимательства.

          Сегодня назрела ситуация, когда малое и среднее предпринимательство должно использовать свою гибкость, мобильность, рыночную объективность для ускоренного поиска своего места в инновационной экономике. Государство, в свою очередь, должно создать благоприятные условия для реализации инициатив предпринимательской среды и нацелить свою помощь на те предприятия малого и среднего предпринимательства, которые имеют наибольший потенциал с точки зрения своей конкурентоспособности и повышения научно-технологического потенциала страны.

Для реализации поставленных задач Правительство Республики Казахстан принимает ускоренные меры развития малого и среднего предпринимательства. Данная Программа рассматривается как переходный этап к новой государственной политике поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на основе кластерно-сетевого подхода и к новой идеологии взаимоотношений государства и бизнеса.

 

 

2. Анализ современного состояния и развития малого и среднего предпринимательства

2.1. Общее положение

      Стабилизация социально-экономического положения в стране оказала положительное влияние на развитие малого и среднего предпринимательства.

        По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, на 1 января 2005 года в республике зарегистрировано 208,4 тыс. юридических лиц, из них малые предприятия составляют 195,7 тыс., средние - 10,67 тыс. предприятий. При этом субъекты малого предпринимательства составляют 93,9% от общего количества.

Численность граждан, занятых  в малом предпринимательстве (юридические  лица), достигла на 1 января 2005 года 524,6 тыс. человек, к 2003 году на соответствующую  дату рост составил 8,7%.

Доля вклада субъектов  малого предпринимательства в валовом  внутреннем продукте (далее - ВВП) в 2003 году составила 16,2%, то есть оценочно малое и среднее предпринимательство дает около 25%.

Увеличение дохода от реализации товаров и услуг юридических  лиц - субъектов малого предпринимательства  за 2004 год составило к 2003 году 8,7%.

Сложившаяся отраслевая структура малых предприятий  практически не меняется в последние  годы. Из общего количества активных юридических  лиц - субъектов малого предпринимательства  доминирующее положение занимают сферы  торговли, ремонта автомобилей и изделий домашнего пользования - 40,5% от общего количества активных в сфере малого предпринимательства с суммарной численностью занятых 163,6 тыс. человек (31% от общей численности занятых в малом предпринимательстве).

В 2003 году доля теневой  экономики составила 22,6% от ВВП, в то время как за период с 1992 по 1998 годы в среднем данный показатель оценивался в интервале от 30 до 38%.

На сегодняшний день предприниматели пытаются скрыть свою деятельность от налогов, ведя двойную  бухгалтерию, занимаясь подпольным производством и фиктивными сделками, либо участвуя в других теневых операциях.

 

 

2.2. Анализ законодательства в сфере малого и среднего

предпринимательства

Сегодня экономические  изменения в Казахстане намного  опережают преобразования в правовой сфере. Такая ситуация не является исключением и в сфере малого и среднего предпринимательства.

К примеру, в системе  действующего права присутствуют подзаконные  акты, которые, продолжая действовать "де-юре", вступают в противоречие с позднее принятыми нормативными правовыми актами, создают коллизии либо устаревают, теряя правовую значимость.

Указанное имеет место  потому, что со стороны уполномоченных государственных органов не ведется  постоянный мониторинг собственных  нормативных правовых актов и  актов других государственных органов, принятых по их инициативе.

По состоянию на 15 декабря 2004 года действующими значатся 10 195 постановлений  Правительства Республики Казахстан, в том числе и акты по утрате и внесению изменений и дополнений. Из действующих постановлений Правительства Республики Казахстан 420 самостоятельных нормативных правовых акта непосредственно регулируют предпринимательскую деятельность.

С другой стороны, действующее законодательство не содержит механизма, обеспечивающего "отторжение" незаконных актов из системы действующего законодательства.

При обосновании необходимости  принятия нормативного правового акта по вопросам малого и среднего предпринимательства  не осуществляется всесторонний анализ целесообразности и последующей  эффективности государственного регулирования отдельных проблем малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, в настоящее время  практически отсутствует механизм отслеживания последующей результативности действия нормативных правовых актов, не определены показатели и критерии такой результативности.

Жизнедеятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, в  которой встречается достаточно административных барьеров, можно разделить  на три этапа:

регистрация и перерегистрация;

функционирование и развитие;

ликвидация.

На каждом из вышеперечисленных  этапов встречаются многочисленные проблемы, которые оказывают влияние  на гибкость, активность и мобильность  субъектов малого и среднего бизнеса, в конечном итоге, тормозят их развитие.

Особо стоит отметить существующую законодательную базу разрешительной системы, которая охватывает 216 законодательных актов и является причиной высоких издержек по ведению бизнеса.

Процедуры регистрации и перерегистрации  в соответствии с действующим  законодательством требуют определенного  количества документов, которые выдаются различными организациями. В зависимости от конъюнктуры рынка субъекты малого и среднего предпринимательства регулярно меняют вид деятельности, что влечет за собой внесение изменений и дополнений в учредительные документы и извещение регистрирующего органа, а также получение различных видов разрешений.

Во многих странах для поддержки  деятельности субъектам малого и  среднего предпринимательства созданы  условия регистрации и перерегистрации  по принципу "одного окна". Например: во Франции, где насчитывается 2,4 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, процесс регистрации составляет 24 часа, остальные юридические лица регистрируются в течение 10 дней по принципу "одного окна". На сегодня уже и в Казахстане введена такая система, которую приветствует бизнес - сообщество.

Подавляющее большинство нарушений  в деятельности предпринимателей, квалифицируемых, в основном, как административные, выявляется посредством проведения проверок государственными органами, владеющими огромным количеством контрольно-надзорных функций.

Между тем:

правовые нормы, регулирующие вопросы  проверок, контроля и надзора, содержатся в различных нормативных правовых актах, и нет единого законодательного акта по этому вопросу;

в законодательных актах (Налоговый кодекс Республики Казахстан, Кодекс об административных правонарушениях Республики Казахстан, законы, определяющие статус некоторых государственных органов и др.) не предусмотрены особые подходы к проверкам субъектов малого и среднего предпринимательства и поэтому имеет место одинаковое отношение государственных органов к предпринимателям независимо от масштабов их деятельности;

отсутствуют четкое единое описание процедур и единый глоссарий  по вопросам проверок, контроля и надзора. Разными государственными органами применяется разная классификация проверок (рейдовая, комплексная, встречная, плановая, внеплановая, хронометражная, текущая и др.);

существующая практика оценки эффективности работы контрольно-надзорных  органов напрямую зависит от количества выявленных нарушений и наложенных штрафов;

в случае возникновения  чрезвычайной ситуации в деятельности субъектов предпринимательства (обрушение  здания, массовое отравление, гибель людей  и др.) одновременно не рассматривается  ответственность должностного лица, проводившего проверки на данном объекте.

Отдельные положения Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях препятствуют нормальному развитию малого и среднего предпринимательства.

В частности, завышенные размеры административных штрафов установлены одинаково как для субъектов малого предпринимательства, так и для крупного бизнеса, за исключением штрафов за административные правонарушения в области налогообложения.

Возможность должностного лица по своему усмотрению выбирать сумму штрафа в пределах установленных минимальных и максимальных размеров (от 5 до 2000 месячного расчетного показателя) в отношении каждого правонарушителя приводит к проявлениям коррупции.

Более того, высокие ставки штрафов подталкивают самих предпринимателей к выбору - либо выплатить штраф в соответствии с законом, либо откупиться "меньшей" взяткой.

          Существование обширного перечня видов работ, товаров и услуг, подлежащих лицензированию, аккредитации, стандартизации, сертификации, препятствует росту деловой активности, предпринимательской инициативы. Кроме того, существуют дополнительные разрешительные системы (разрешения, заключения и согласования), обуславливающие как выдачу лицензий, так и последующую лицензионную деятельность. Это реально тормозит функционирование и развитие предпринимательства в стране и особенно малого и среднего предпринимательства.

          Отдельно стоит отметить взаимоотношения государства и малого и среднего предпринимательства в свете реализации Закона Республики Казахстан "О государственных закупках", который должен был обеспечить прозрачность и максимальное участие субъектов малого и среднего предпринимательства в поставках товаров (работ и услуг) для государственных нужд. Однако на практике государственные заказчики фактически не применяют предусмотренные законом преференции для малого и среднего предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Инфраструктура поддержки предпринимательства

            Основной ролью государства на данном этапе экономического развития должно стать создание инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

          Инфраструктура поддержки предпринимательства - это совокупность организаций и объединений, содействующих развитию субъектов и оказывающих им услуги, необходимые для развития предпринимательства и обеспечивающие условия для ведения предпринимательской деятельности.

В настоящее время  в области поддержки предпринимательства  существует большое количество различных  институтов, сформированы базовые принципы, формы и механизмы поддержки.

Информация о работе Анализ современного состояния и развития малого и среднего предпринимательства