Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:18, курсовая работа
Настоящая Программа ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан на 2005 - 2007 годы разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 18 февраля 2005 года "Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации", пунктом 11 протокола совещания у Премъер-Министра Республики Казахстан Ахметова Д.К. от 19 февраля 2005 года № 007-222.
1. Введение
2. Анализ современного состояния и развития малого и среднего предпринимательства.
2.1. Общее положение
2.2. Анализ законодательства в сфере малого и среднего предпринимательства
2.3. Инфраструктура поддержки предпринимательства
2.4. Мировой опыт поддержки предпринимательства
2.5. Анализ видов деятельности, передаваемых в конкурентную среду
2.6. Совершенствование законодательства в сфере малого и среднего
предпринимательства
2.7. Выработка эффективных механизмов дебюрократизации экономики и устранение административных барьеров
2.8. Сокращение теневого оборота в малом и среднем предпринимательстве
2.9. Передача непрофильных функций предприятий и акционерных компаний с государственным участием в рыночную среду, в первую очередь, малому и среднему предпринимательству
2.10. Обеспечение создания жизнеспособных инфраструктурных систем на основе кластерно-сетевого подхода
2.11. Участие предпринимательства в инновационной экономике
3 Экономическая часть
4. Заключение
5. Список литературы
Цели и предмет деятельности государственных предприятий, указанные в учредительных документах, вследствие неконкретного изложения норм законодательства, не всегда в буквальном чтении соответствуют основному назначению, либо предполагают возможность занятия практически любыми видами деятельности.
Законодательство в сфере малого и среднего предпринимательства. Произошедшие изменения в предпринимательской среде в течение последних десяти лет, ставят на первый план необходимость проведения ревизии действующих нормативных правовых актов, регулирующих вопросы предпринимательства, на предмет устранения имеющихся противоречий, приведения их в соответствие с требованиями современного состояния развития экономики и создания максимально прозрачного законодательства в сфере малого и среднего предпринимательства.
Также в целях исключения из правового поля устаревших и неэффективных норм права целесообразно на законодательном уровне закрепить обязанность всех государственных органов и акционерного общества "Фонд развития малого предпринимательства" по проведению постоянного мониторинга подзаконных актов, в том числе и ведомственного характера.
Это послужит дополнительным механизмом адекватного реагирования государственных органов на изменения в законах и иных нормативных правовых актах.
Кроме того, необходимо:
внести поправки в Закон Республики Казахстан "О нормативных правовых актах" и в Регламент Правительства Республики Казахстан, которые будут обязывать все государственные органы проводить постоянный мониторинг действующих подзаконных актов, входящих в сферу их компетенции;
внедрить периодическую (раз в
полугодие) отчетность государственных
органов в вышестоящие
каждый нормативный правовой акт, в том числе и законы, закрепить за конкретным уполномоченным государственным органом, который будет обязан своевременно приводить их в соответствие с законодательными актами либо принимать меры по прекращению их действия.
Более детальный порядок ведения указанного мониторинга должен определяться Правительством Республики Казахстан.
Эти меры позволят обеспечить законность применяемых нормативных правовых актов и не допустить той ситуации, которая сложилась в настоящее время в системе действующего законодательства.
В целях устранения излишнего и неэффективного государственного регулирования предпринимательской деятельности при разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам малого и среднего предпринимательства необходимо производить детальный прогноз воздействия нормативного правового акта в рамках регламентируемых им общественных отношений.
В этой связи при разработке проекта нормативного правового акта, затрагивающего вопросы малого и среднего предпринимательства, на законодательном уровне предлагается:
ввести обязательное требование по проведению всестороннего анализа проблемы, которую предлагается решить путем принятия нормативного правового акта;
представлять детальное
предусматривать четкие механизмы и мероприятия, обеспечивающие результативность принимаемого нормативного правового акта;
представлять прогнозы экономических, правовых и социальных последствий, финансовые расчеты необходимых расходов и предполагаемых выгод для субъектов малого и среднего предпринимательства и государства;
обосновать преимущества выбранных методов и механизмов достижения целей принятия нормативных правовых актов;
определить показатели и критерии результативности нормативных правовых актов по вопросам малого и среднего предпринимательства, достижение которых являлось целью его принятия. Невыполнение намеченных показателей может служить основанием для пересмотра либо отмены нормативного правового акта;
ввести обязательное публичное обсуждение проекта нормативного правового акта, затрагивающего вопросы малого и среднего предпринимательства посредством средств массовой информации;
ввести обязательное рассмотрение проектов нормативных правовых актов по вопросам малого и среднего предпринимательства в соответствующих Экспертных советах по поддержке малого и среднего предпринимательства, образованных при государственных органах;
при внесении в Правительство нормативно-
При этом к мероприятиям по отслеживанию последующей результативности подзаконных актов привлекать субъекты малого и среднего предпринимательства и представителей их объединений с возможностью размещения государственного социального заказа, а также акционерного общества "Фонд развития малого предпринимательства".
Необходимо также определиться,
какие мероприятия будет
Кроме того, следует установить, что обязательным условием введения в действие подзаконных актов по вопросам малого и среднего предпринимательства будет их официальное опубликование.
По вопросам проведения проверок субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо законодательно закрепить:
контрольно-надзорные органы должны осуществлять свою деятельность по проверке субъектов предпринимательства в порядке и на условиях, определенных только законодательными актами. В них должна быть исключена компетенция государственных органов на издание подзаконных актов, регламентирующих вопросы проведения проверок. То есть, порядок проведения проверок не должен определяться подзаконными актами - нормативными правовыми решениями Правительства Республики Казахстан, министерств, акиматов и др.;
правовые нормы, регулирующие
вопросы проведения проверок, целесообразно
предусмотреть в
в законодательных актах, определяющих статус контрольно-надзорных органов, следует предусмотреть особые подходы к проверкам субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом социальной значимости их развития;
исключение репрессивного характера административных взысканий для субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственной правовой статистике и специальных учетах" органы правовой статистики (прокуратуры) вправе отказывать в регистрации актов о назначениях проверок хозяйствующих субъектов в случаях нарушения законодательства при их назначении.
С целью совершенствования законодательства будут разрабатываться проекты законов "О частном предпринимательстве", где четко будут расписаны все нормы, регламентирующие контрольно-надзорные функции, и "О лицензировании", где четко утверждаются нормы по лицензированию предпринимательской деятельности, а также "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях" с целью исключения репрессивного характера административных взысканий для субъектов малого и среднего предпринимательства.
2.7. Выработка эффективных механизмов дебюрократизации экономики и устранение административных барьеров
Основные усилия по дебюрократизации экономики и административных барьеров будут направлены на создание максимально благоприятного режима, минимального регулятивного поля для деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
В области дебюрократизации экономики.
В проекте закона "О частном предпринимательстве" будут четко расписаны компетенции государственных органов по вопросам регулирования предпринимательской деятельности, основные принципы ее государственной поддержки, вопросы консультативно-совещательных органов по проблемам предпринимательства, механизмы регистрации и ликвидации субъектов предпринимательства, в том числе и малого и среднего, и государственного администрирования предпринимательской деятельности, ответственных государственных органов при осуществлении контроля и надзора и взаимодействие власти с бизнес - сообществом.
Также, в каждом законодательном акте, регламентирующем вопросы проведения проверок, будет предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для их назначения с учетом специфики задач, выполняемых тем или иным контрольно-надзорным органом, так как именно отсутствие такого четкого перечня дает возможность многим контрольно-надзорным органам многократно назначать свои проверки, формально не нарушая действующее законодательство.
Правительство Республики Казахстан будет улучшать инструменты по проведению анализа и ведению мониторинга административных барьеров с целью их уменьшения.
Будут сокращены диапазоны размеров административных штрафов, установленных в зависимости от масштаба бизнеса, снижен размер штрафа за правонарушение, совершенное впервые.
В области устранения административных барьеров.
Основу бюрократической системы государства создает разрешительная система. Поэтому для четкой регламентации разрешительной системы государственного регулирования видов предпринимательской деятельности:
в сфере государственной монополии разработан единый законодательный акт, регламентирующий сферу государственной монополии, с четким определением термина "государственная монополия";
в сфере лицензирования будет разработан новый закон "О лицензировании" прямого действия, в рамках которого будет представлен исчерпывающий реестр лицензируемых видов деятельности:
запрещено расширение лицензируемых видов на подзаконном уровне;
проведена четкая регламентация государственных функций, в области лицензирования, которая обеспечит необходимую доступность, прозрачность лицензионного порядка;
упрощены квалификационные требования, которые обеспечат их постоянность.
В сфере сертификации
будут сертифицированы
В сфере стандартизации - осуществлено приведение стандартизации в соответствие с международным правом и нормами международных стандартов качества.
В сфере аккредитации. Процедура аккредитации будет иметь сугубо добровольный характер и осуществляться негосударственными, некоммерческими общественными организациями, а часть ее будет передана в категорию лицензирования.
В сфере государственных закупок для снятия административных барьеров будет также продолжена работа по максимальному привлечению субъектов малого и среднего предпринимательства к поставке товаров (работ и услуг) для государственных нужд.
Реализация гарантий прав на свободу предпринимательской деятельности зависит не только от государства, но и от самих предпринимателей и их общественных объединений. Каждый предприимчивый казахстанец должен влиться в предпринимательскую среду, найти себя в инновационной экономике.
2.8 Сокращение теневого оборота в малом и среднем
Одной из основных причин ухода предпринимателей в теневой бизнес являются высокие издержки ведения легального бизнеса. В этой связи необходимо проведение мероприятий по снятию административных барьеров, проведению легализации имущества, созданию условий по достаточной доступности кредитных ресурсов, достижению полноценной развитости инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и комплекса мероприятий по повышению сознательности менеджмента в малом и среднем бизнесе.
В настоящей Программе предусмотрены ускоренные меры поддержки развития малого и среднего предпринимательства в области снятия административных барьеров, создания условий достаточной доступности кредитных ресурсов, развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, а также повышения сознательности менеджмента в малом и среднем предпринимательстве.
С целью проведения мероприятий по легализацию имущества будет принят Закон Республики Казахстан "Об амнистии в связи с легализацией имущества".
Правительство Республики Казахстан уже подготовило изменения в налоговое законодательство в части режима налогообложения малого бизнеса.
А именно, с 2006 года будут расширены сферы применения специального налогового режима на основе упрощенной декларации:
для индивидуальных предпринимателей - увеличив количество наемных работников с 15 до 25 человек и предельного дохода с 4,5 до 9 млн. тенге;
для юридических лиц - увеличив количество наемных работников с 25 до 50 человек и предельного дохода с 9 до 20 млн. тенге.
Информация о работе Анализ современного состояния и развития малого и среднего предпринимательства