Анализ современного состояния и развития малого и среднего предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Настоящая Программа ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан на 2005 - 2007 годы разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 18 февраля 2005 года "Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации", пунктом 11 протокола совещания у Премъер-Министра Республики Казахстан Ахметова Д.К. от 19 февраля 2005 года № 007-222.

Содержание

1. Введение
2. Анализ современного состояния и развития малого и среднего предпринимательства.
2.1. Общее положение
2.2. Анализ законодательства в сфере малого и среднего предпринимательства
2.3. Инфраструктура поддержки предпринимательства
2.4. Мировой опыт поддержки предпринимательства
2.5. Анализ видов деятельности, передаваемых в конкурентную среду
2.6. Совершенствование законодательства в сфере малого и среднего
предпринимательства
2.7. Выработка эффективных механизмов дебюрократизации экономики и устранение административных барьеров
2.8. Сокращение теневого оборота в малом и среднем предпринимательстве
2.9. Передача непрофильных функций предприятий и акционерных компаний с государственным участием в рыночную среду, в первую очередь, малому и среднему предпринимательству
2.10. Обеспечение создания жизнеспособных инфраструктурных систем на основе кластерно-сетевого подхода
2.11. Участие предпринимательства в инновационной экономике
3 Экономическая часть
4. Заключение
5. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Анализ современного состояния и развития малого и среднего предпринимательства.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

Цели и предмет деятельности государственных предприятий, указанные  в учредительных документах, вследствие неконкретного изложения норм законодательства, не всегда в буквальном чтении соответствуют основному назначению, либо предполагают возможность занятия практически любыми видами деятельности.

 

 

2.6. Совершенствование законодательства в сфере малого и среднего

предпринимательства

Законодательство в сфере малого и среднего предпринимательства. Произошедшие изменения в предпринимательской среде в течение последних десяти лет, ставят на первый план необходимость проведения ревизии действующих нормативных правовых актов, регулирующих вопросы предпринимательства, на предмет устранения имеющихся противоречий, приведения их в соответствие с требованиями современного состояния развития экономики и создания максимально прозрачного законодательства в сфере малого и среднего предпринимательства.

Также в целях исключения из правового поля устаревших и неэффективных норм права целесообразно на законодательном уровне закрепить обязанность всех государственных органов и акционерного общества "Фонд развития малого предпринимательства" по проведению постоянного мониторинга подзаконных актов, в том числе и ведомственного характера.

Это послужит дополнительным механизмом адекватного реагирования государственных органов на изменения  в законах и иных нормативных  правовых актах.

Кроме того, необходимо:

внести поправки в Закон Республики Казахстан "О нормативных правовых актах" и в Регламент Правительства Республики Казахстан, которые будут обязывать все государственные органы проводить постоянный мониторинг действующих подзаконных актов, входящих в сферу их компетенции;

внедрить периодическую (раз в  полугодие) отчетность государственных  органов в вышестоящие инстанции  по результатам проводимого мониторинга;

каждый нормативный правовой акт, в том числе и законы, закрепить  за конкретным уполномоченным государственным  органом, который будет обязан своевременно приводить их в соответствие с законодательными актами либо принимать меры по прекращению их действия.

Более детальный порядок ведения  указанного мониторинга должен определяться Правительством Республики Казахстан.

Эти меры позволят обеспечить законность применяемых нормативных правовых актов и не допустить той ситуации, которая сложилась в настоящее время в системе действующего законодательства.

В целях устранения излишнего и  неэффективного государственного регулирования предпринимательской деятельности при разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам малого и среднего предпринимательства необходимо производить детальный прогноз воздействия нормативного правового акта в рамках регламентируемых им общественных отношений.

В этой связи при разработке проекта  нормативного правового акта, затрагивающего вопросы малого и среднего предпринимательства, на законодательном уровне предлагается:

ввести обязательное требование по проведению всестороннего анализа  проблемы, которую предлагается решить путем принятия нормативного правового акта;

представлять детальное обоснование  необходимости государственного урегулирования проблемы путем принятия нормативного правового акта, в том числе  с указанием причин невозможности  решения проблемы рыночными механизмами в силу их отсутствия либо недостаточности;

предусматривать четкие механизмы  и мероприятия, обеспечивающие результативность принимаемого нормативного правового  акта;

представлять прогнозы экономических, правовых и социальных последствий, финансовые расчеты необходимых расходов и предполагаемых выгод для субъектов малого и среднего предпринимательства и государства;

обосновать преимущества выбранных  методов и механизмов достижения целей принятия нормативных правовых актов;

определить показатели и критерии результативности нормативных  правовых актов по вопросам малого и среднего предпринимательства, достижение которых являлось целью его принятия. Невыполнение намеченных показателей  может служить основанием для  пересмотра либо отмены нормативного правового акта;

ввести обязательное публичное  обсуждение проекта нормативного правового  акта, затрагивающего вопросы малого и среднего предпринимательства  посредством средств массовой информации;

ввести обязательное рассмотрение проектов нормативных правовых актов по вопросам малого и среднего предпринимательства в соответствующих Экспертных советах по поддержке малого и среднего предпринимательства, образованных при государственных органах;

при внесении в Правительство нормативно-правового акта в обязательном порядке приложить экспертное заключение Экспертного Совета по предпринимательству.

При этом к мероприятиям по отслеживанию последующей результативности подзаконных актов привлекать субъекты малого и среднего предпринимательства  и представителей их объединений с возможностью размещения государственного социального заказа, а также акционерного общества "Фонд развития малого предпринимательства".

Необходимо также определиться, какие мероприятия будет включать в себя отслеживание результативности, и какие значения должны содержаться в отчете о результативности подзаконного акта.

Кроме того, следует установить, что обязательным условием введения в действие подзаконных актов  по вопросам малого и среднего предпринимательства  будет их официальное опубликование.

По вопросам проведения проверок субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо законодательно закрепить:

контрольно-надзорные  органы должны осуществлять свою деятельность по проверке субъектов предпринимательства  в порядке и на условиях, определенных только законодательными актами. В них должна быть исключена компетенция государственных органов на издание подзаконных актов, регламентирующих вопросы проведения проверок. То есть, порядок проведения проверок не должен определяться подзаконными актами - нормативными правовыми решениями Правительства Республики Казахстан, министерств, акиматов и др.;

правовые нормы, регулирующие вопросы проведения проверок, целесообразно  предусмотреть в законодательных  актах, определяющих статус контрольно-надзорных органов;

в законодательных актах, определяющих статус контрольно-надзорных  органов, следует предусмотреть  особые подходы к проверкам субъектов  малого и среднего предпринимательства  с учетом социальной значимости их развития;

исключение репрессивного характера административных взысканий для субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственной правовой статистике и специальных учетах" органы правовой статистики (прокуратуры) вправе отказывать в регистрации актов о назначениях проверок хозяйствующих субъектов в случаях нарушения законодательства при их назначении.

С целью совершенствования  законодательства будут разрабатываться  проекты законов "О частном  предпринимательстве", где четко будут расписаны все нормы, регламентирующие контрольно-надзорные функции, и "О лицензировании", где четко утверждаются нормы по лицензированию предпринимательской деятельности, а также "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях" с целью исключения репрессивного характера административных взысканий для субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.7. Выработка эффективных механизмов дебюрократизации экономики и устранение административных барьеров

         Основные усилия по дебюрократизации экономики и административных барьеров будут направлены на создание максимально благоприятного режима, минимального регулятивного поля для деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

В области дебюрократизации экономики.

         В проекте закона "О частном предпринимательстве" будут четко расписаны компетенции государственных органов по вопросам регулирования предпринимательской деятельности, основные принципы ее государственной поддержки, вопросы консультативно-совещательных органов по проблемам предпринимательства, механизмы регистрации и ликвидации субъектов предпринимательства, в том числе и малого и среднего, и государственного администрирования предпринимательской деятельности, ответственных государственных органов при осуществлении контроля и надзора и взаимодействие власти с бизнес - сообществом.

         Также, в каждом законодательном акте, регламентирующем вопросы проведения проверок, будет предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для их назначения с учетом специфики задач, выполняемых тем или иным контрольно-надзорным органом, так как именно отсутствие такого четкого перечня дает возможность многим контрольно-надзорным органам многократно назначать свои проверки, формально не нарушая действующее законодательство.

Правительство Республики Казахстан будет улучшать инструменты  по проведению анализа и ведению  мониторинга административных барьеров с целью их уменьшения.

Будут сокращены диапазоны  размеров административных штрафов, установленных в зависимости от масштаба бизнеса, снижен размер штрафа за правонарушение, совершенное впервые.

В области устранения административных барьеров.

Основу бюрократической  системы государства создает  разрешительная система. Поэтому для четкой регламентации разрешительной системы государственного регулирования видов предпринимательской деятельности:

в сфере государственной  монополии разработан единый законодательный  акт, регламентирующий сферу государственной  монополии, с четким определением термина "государственная монополия";

в сфере лицензирования будет разработан новый закон "О  лицензировании" прямого действия, в рамках которого будет представлен  исчерпывающий реестр лицензируемых  видов деятельности:

запрещено расширение лицензируемых видов на подзаконном уровне;

проведена четкая регламентация  государственных функций, в области  лицензирования, которая обеспечит  необходимую доступность, прозрачность лицензионного порядка;

упрощены квалификационные требования, которые обеспечат их постоянность.

В сфере сертификации будут сертифицированы отдельные  наименования продукции, работ (процессов) и услуг только на предмет показателей  их безопасности и осуществлен процесс  сертификации на основе международного законодательства по правилам Всемирной торговой организации.

В сфере стандартизации - осуществлено приведение стандартизации в соответствие с международным  правом и нормами международных  стандартов качества.

В сфере аккредитации. Процедура аккредитации будет иметь  сугубо добровольный характер и осуществляться негосударственными, некоммерческими общественными организациями, а часть ее будет передана в категорию лицензирования.

В сфере государственных  закупок для снятия административных барьеров будет также продолжена работа по максимальному привлечению субъектов малого и среднего предпринимательства к поставке товаров (работ и услуг) для государственных нужд.

Реализация гарантий прав на свободу предпринимательской  деятельности зависит не только от государства, но и от самих предпринимателей и их общественных объединений. Каждый предприимчивый казахстанец должен влиться в предпринимательскую среду, найти себя в инновационной экономике.

 

 

 

 

 

 

2.8 Сокращение теневого оборота в малом и среднем

предпринимательстве

Одной из основных причин ухода предпринимателей в теневой бизнес являются высокие издержки ведения легального бизнеса. В этой связи необходимо проведение мероприятий по снятию административных барьеров, проведению легализации имущества, созданию условий по достаточной доступности кредитных ресурсов, достижению полноценной развитости инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и комплекса мероприятий по повышению сознательности менеджмента в малом и среднем бизнесе.

В настоящей Программе  предусмотрены ускоренные меры поддержки развития малого и среднего предпринимательства в области снятия административных барьеров, создания условий достаточной доступности кредитных ресурсов, развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, а также повышения сознательности менеджмента в малом и среднем предпринимательстве.

С целью проведения мероприятий  по легализацию имущества будет  принят Закон Республики Казахстан "Об амнистии в связи с легализацией имущества".

Правительство Республики Казахстан уже подготовило изменения в налоговое законодательство в части режима налогообложения малого бизнеса.

А именно, с 2006 года будут  расширены сферы применения специального налогового режима на основе упрощенной декларации:

для индивидуальных предпринимателей - увеличив количество наемных работников с 15 до 25 человек и предельного дохода с 4,5 до 9 млн. тенге;

для юридических лиц - увеличив количество наемных работников с 25 до 50 человек и предельного  дохода с 9 до 20 млн. тенге.

Информация о работе Анализ современного состояния и развития малого и среднего предпринимательства