Анализ современного состояния и развития малого и среднего предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Настоящая Программа ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан на 2005 - 2007 годы разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 18 февраля 2005 года "Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации", пунктом 11 протокола совещания у Премъер-Министра Республики Казахстан Ахметова Д.К. от 19 февраля 2005 года № 007-222.

Содержание

1. Введение
2. Анализ современного состояния и развития малого и среднего предпринимательства.
2.1. Общее положение
2.2. Анализ законодательства в сфере малого и среднего предпринимательства
2.3. Инфраструктура поддержки предпринимательства
2.4. Мировой опыт поддержки предпринимательства
2.5. Анализ видов деятельности, передаваемых в конкурентную среду
2.6. Совершенствование законодательства в сфере малого и среднего
предпринимательства
2.7. Выработка эффективных механизмов дебюрократизации экономики и устранение административных барьеров
2.8. Сокращение теневого оборота в малом и среднем предпринимательстве
2.9. Передача непрофильных функций предприятий и акционерных компаний с государственным участием в рыночную среду, в первую очередь, малому и среднему предпринимательству
2.10. Обеспечение создания жизнеспособных инфраструктурных систем на основе кластерно-сетевого подхода
2.11. Участие предпринимательства в инновационной экономике
3 Экономическая часть
4. Заключение
5. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Анализ современного состояния и развития малого и среднего предпринимательства.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

         В зависимости от функциональной направленности структура институтов инфраструктуры определяется следующим образом:

финансовые институты;

общественные организации, отраслевые ассоциации;

бизнес-инкубаторы, индустриальные и  технологические парки;

информационно-аналитические, маркетинговые, консалтинговые, обучающие центры;

международные институты.

Финансовые институты, созданные  по инициативе государства, представлены следующими организациями:

акционерное общество "Фонд развития малого предпринимательства" и его региональные филиалы;

лизинговые компании;

микрокредитные и микрофинансовые  организации.

АО "Фонд развития малого предпринимательства" (далее - Фонд). Основная цель деятельности Фонда - эффективное использование  собственных финансовых средств и средств, выделяемых государством на развитие малого предпринимательства.

         Фонд имеет филиалы во всех областных центрах и в городе Астане. Ссудный портфель Фонда на 1 января 2005 года составлял 15,4 млрд. тенге за счет собственных средств, средств республиканского бюджета и займов Европейского Банка Реконструкции и Развития (далее - ЕБРР) и Азиатского Банка Развития. Согласно Соглашения о займе с ЕБРР в 2005 году предстоит большой отток финансовых ресурсов.

        Средства Фонда сыграли свою позитивную роль в процессе становления малого предпринимательства в стране, но не обеспечили существенного снижения процентных ставок для конечного заемщика и не способствовали реализации долгосрочных производственных проектов.

        С начала деятельности Фонда по настоящее время за счет только собственных средств профинансировано 577 проектов на сумму 6,3 млрд. тенге. Текущая задолженность по данным средствам составляет 5,9 млрд. тенге.

Отраслевая структура выданных средств представлена следующим образом: основной объем финансирования приходится на промышленное производство - 39%, сельское хозяйство и переработку сельскохозяйственной продукции - 29,5%, сферу услуг и транспорт - 23%.

        Финансовая поддержка развития субъектов малого предпринимательства Фондом позволила создать порядка 250 тыс. рабочих мест во всех регионах нашей республики.

       Проблемы Фонда: это - недоступность инвестиционных средств для малого предпринимательства вследствие недостаточности у них залоговых средств.

       Микрокредитные и микрофинансовые организации являются 3-м уровнем системы кредитования страны и призваны удовлетворять потребности в финансовых услугах предпринимателей, неохваченных, в силу ряда объективных факторов (большие административные расходы, отсутствие кредитной истории, рентабельных проектов и ликвидного обеспечения) заинтересованностью банковского сектора. Микрокредитные и микрофинансовые организации, осуществляющие только кредитование за счет своего капитала, грантов и взносов участников программ для мелких предпринимателей, представляют наименее регулируемый со стороны государства уровень системы кредитных отношений. Вместе с тем, деятельность данных организаций, с учетом рисков, связанных с обслуживанием целевой группы заемщиков, является наиболее затратоемкой в сравнении с деятельностью других кредитных учреждений. Также в своей деятельности микрокредитные и микрофинансовые организации помимо выдачи микрокредитов, занимаются обучением и предоставлением консультационной помощи по ведению малого бизнеса потенциальным заемщикам для снижения собственных рисков. Таким образом, наряду с решением экономических задач, микрокредитные и микрофинансовые организации параллельно задействованы в решении социальных задач, направленных на развитие предпринимательской инициативы, обеспечение самозанятости экономически активной части населения, увеличение его общего уровня жизни и приобщение к кредитной культуре. Также одной из задач развития сектора микрокредитования являются легализация и вывод из теневого сектора мелких финансовых посредников.

          По данным Государственного статистического регистра Республики Казахстан количество микрокредитных организаций на 1 января 2005 года составило 177 единиц, из них активно действующие составляют 40,7% (72 единиц), во временном простое - 10,2% (18 единиц), одна организация находится в процессе ликвидации, остальные находятся на стадии становления.

        Основным фактором, сдерживающим развитие системы микрокредитования до настоящего времени было отсутствие концептуального подхода к развитию системы микрокредитования, комплексной поддержки со стороны государства данного сектора для повышения в последующем привлекательности микрокредитных организаций для потенциальных инвесторов.

         Общественные организации и отраслевые объединения (ассоциации) играют связующую роль между государством и гражданами в решении социальных проблем, в вопросах формирования гражданского общества и являются одним из механизмов регулирования общественных отношений в предпринимательской среде.

         Казахстанские неправительственные общественные организации сравнительно молоды. Большинство из существующих организаций было зарегистрировано в течение последних пяти лет и не накопило достаточного опыта в реализации проектов развития предпринимательства, не создало имидж серьёзных партнеров, как для государственных органов, так и для представителей целевой аудитории.

           Поэтому неправительственные общественные организации разобщены, действуют независимо друг от друга, порой их действия противоречат действиям друг друга. Значительное число казахстанских неправительственных общественных организаций конкурируют за гранты иностранных и международных донорских организаций, в связи с чем разрабатывают и реализуют проекты, созвучные с миссиями и программами доноров, а не с реальными проблемами и потребностями субъектов малого и среднего предпринимательства.

              На данный момент нет адекватной неправительственной организации, способной увязать в систему интересы государства в развитии приоритетных отраслей экономики и конкретно взятых субъектов малого и среднего предпринимательства. В связи с тем, что в основной массе деятельность неправительственных организаций сводится к решению общих вопросов, без привязки к конкретному проекту и четкой формулировки задач, местные исполнительные органы не рассматривают неправительственные общественные организации в качестве равноправных партнёров и не вовлекают их в реальный процесс принятия решений.

            В Казахстане не существует единого органа, осведомленного и анализирующего все многообразие проектов и программ, реализуемых представительствами международных организаций и иностранных фондов, и поддерживающего эффективную обратную связь между Правительством Республики Казахстан и представительствами зарубежных институтов поддержки.

Стало практикой для  большинства иностранных организаций, что главным итогом их работы является предоставление заказчику презентабельного отчета о результатах "освоения" выделенных средств (при этом кроме  заказчика результаты работ никому больше не представляются, в лучшем случае о выполняемых работах информированы только органы, в отношении которых реализуется тот или иной проект). Часто международными организациями реализуются в Казахстане дублирующие проекты, инициированные разными иностранными и международными институтами.

При Правительстве Республики Казахстан в 2002 году создана Комиссия по вопросам малого и среднего предпринимательства (далее - Комиссия), в состав которой  входят представители государственных органов и республиканских общественных объединений. Комиссия является консультативно-совещательным органом, и ее решения носят рекомендательный характер.

При государственных  органах в 2002 - 2003 годы созданы Экспертные советы по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства (далее - Совет), в состав которых входят их сотрудники и представители ассоциаций и общественных объединений предпринимателей. Решения Совета носят рекомендательный характер.

Основной задачей Комиссии и  Советов является выработка предложений и рекомендаций по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства.

Главная проблема взаимодействия субъектов  и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства - это  отсутствие единого координирующего органа или института, который бы инициировал и организовал процесс взаимодействия между участниками.

 

 

 

 

2.4. Мировой опыт поддержки предпринимательства

В зарубежных странах  развитию малого предпринимательства  придается большое значение, исходя из приоритетности создания новых рабочих мест и обеспечения устойчивого экономического роста.

По данным Программы развития Организаций  Объединенных Наций, количество малых  предприятий превышает 95% от общего количества всех предприятий. В мировой  экономике на долю таких предприятий приходится свыше 60% занятых, а их доля в ВВП достигает 50%.

Мировой опыт свидетельствует, что  при становлении рыночных отношений  особенно малое предпринимательство  нуждается в государственной  поддержке. При этом решающее значение имеют форма и цель государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства, которая должна сводиться не к защите бизнеса от конкуренции или созданию для него особых, "тепличных" условий, а обеспечению таких условий, которые бы постоянно стимулировали внутрифирменный процесс генерации технологического совершенствования и обучения для повышения конкурентоспособности фирмы. Об этом говорит и практика многих стран, которые сделали прорыв в экономике в последнее время.

Меры поддержки малого и среднего предпринимательства направлены на решение проблем, возникающих по поводу небольших размеров компаний, посредством:

облегчения доступа к новым  технологиям (предоставление технологий и экономической информации, консультации и обучение);

облегчения доступа к рынкам капитала (налоговые льготы, особые нормы амортизации, государственные инвестиционные субсидии, льготное кредитование в виде финансирования разницы между рыночной и льготной кредитными ставками;

внедрения кластерно-сетевого подхода, который содействует развитию инфраструктуры предпринимательства.

Страны, в которых реализованы  программы поддержки малого и  среднего предпринимательства на основе кластерно-сетевого подхода - это Италия, США, Япония, Германия, Корея, Дания, Великобритания, Франция, Мексика, Чили, Бразилия. Для примера приведем реализацию в ряде стран, как развитых, так и развивающихся, программ поддержки малого и среднего предпринимательства, основанных на кластерно-сетевом подходе.

    1. Италия. Впервые кластерно-сетевой подход применен в Италии в 70-е годы. С точки зрения кластерного подхода к развитию малого и среднего бизнеса наиболее интересен опыт Италии, который получил название "третья Италия"¹, с которого и началось развитие данного подхода. В то время как в конце 70-х гг. "первая" и "вторая" Италия переживали экономический кризис, северо-восточная и центральная части страны демонстрировали высокий экономический рост. В ряде секторов, где действовали в основном малые и средние предприятия (текстильное и кожевенное производство, производство обуви, керамики, мебели), были сформированы кластеры, в рамках которых субъекты малого и среднего предпринимательства смогли не только создать новые рабочие места, но и успешно выйти на экспортные рынки. В то время как крупные предприятия Германии и Великобритании переживали спад, кластеры малого и среднего предпринимательства "третьей Италии" смогли увеличить производство и экспорт. Более того, кластеры малого и среднего предпринимательства оказались способны постоянно внедрять инновации в производственный процесс.
    2. США. Более 50% ВНП, более половины инноваций, более 2/3 национальной рабочей силы задействовано в малом предпринимательстве. Малое предпринимательство в США сыграло решающую роль в оздоровлении экономики страны. Для этого в США существует структура, оказывающая помощь развитию данного сектора - администрация малого бизнеса США (создана в 1953 году). Смысл деятельности - в формировании качественных, ориентированных на клиента полномасштабных программ, и своевременном информировании сообщества предпринимателей обо всех новшествах.
    3. Германия. Основной принцип поддержки германского кластерно-сетевого подхода - это упор на следующие рыночные механизмы:
    4. приоритет на самостоятельность малого и среднего предпринимательства, а не государственную поддержку;
    5. неэффективные предприятия должны уйти с рынка;
    6. основное требование для оказания государством финансовой помощи малому и среднему предпринимательству - кредитоспособность.
    7. Корея. Насчитывается около 3 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, что составляет 99,5% всех компаний. В том числе доля малых компаний составляет 97%. Малые компании в Южной Корее являются важнейшим источником трудоустройства, поскольку в них занято87 % экономически активного населения страны (свыше 10 млн. человек). На долю малого и среднего предпринимательства приходится половина производства ВВП страны и 43% южнокорейского экспорта.
    8. Израиль. Созданы объекты инфраструктуры поддержки, многие из них государственные. Существует целый ряд фондов, как государственных, так и частных, оказывающих помощь в финансировании предприятий, а государственные субсидии составляют примерно 3/4 необходимых для раскрутки бизнеса средств, 1/4 средств - это вклад самого предпринимателя.

Имеются венчурные фонды, которые поддерживают бизнес-инкубаторы, в них выращивают новые, прежде всего инновационные проекты.

Таким образом, мировая  практика свидетельствует, что наиболее успешно технопарки и бизнес-инкубаторы развиваются в тех странах, где  государство поддерживает развитие научно-технических отраслей и где во главу этой политики поставлена задача оптимизации хозяйственной системы и восприимчивости к достижениям научно-технического прогресса.

Научно-промышленные парки  являются прообразами будущих технополисов - городов передовых технологий, научных исследований и проектно-конструкторских разработок. Для большинства развивающихся государств и стран с переходной экономикой стратегия на приоритетное развитие научно-промышленных парков - это прорыв в новые сферы деятельности на основе развития сети региональных центров высшего технологического уровня, интеллектуализации всего национального хозяйства.

В технополисах гармонично сочетаются наука, высокие технологии, традиционные национальные культуры и  создается новая общность творческих и всестороннеразвитых людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5. Анализ видов деятельности, передаваемых в конкурентную среду

В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 июня 1996 года № 790 "О Перечне республиканских государственных предприятий" в ведении государственных органов находится более 400 республиканских государственных предприятий, однако предварительный анализ показал, что их число на сегодняшний день составляет 509.

Всего по данным государственных  органов в республиканской и  коммунальной собственности находится 4892 предприятия.

В перечень юридических  лиц (акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью) с  участием государства в уставном капитале в лице центральных исполнительных органов включено 178 организаций. Местные  исполнительные органы являются учредителями и соучредителями 1061 акционерного общества и товарищества с ограниченной ответственностью.

Предварительный анализ деятельности предприятий с участием государства показал, что их деятельность уже не соответствует реалиям  сегодняшнего дня. Предприятия зачастую осуществляют несвойственную государству предпринимательскую деятельность, тем самым подменяя рынок фактической государственной монополией. Особенно данная практика присуща государственным предприятиям, осуществляющим свою деятельность за счет государственного заказа. Ряд государственных предприятий осуществляет деятельность, широко представленную в рыночной среде: торгово-посредническая деятельность, транспортные услуги, услуги сервисного характера, строительство, типографская и издательская деятельность, благоустройство, обслуживание зданий и сооружений, обслуживание оргтехники и создание программного продукта и т.п. Необходимо отметить, что крупные мегахолдинги имеют в своем составе дочерние организации, которые также осуществляют деятельность, перечисленную выше и являющуюся непрофильной по отношению к основной деятельности холдинга.

Информация о работе Анализ современного состояния и развития малого и среднего предпринимательства