Анализ рентабельности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 01:35, контрольная работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование рентабельности организации.
Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
- дано определение понятия рентабельности, раскрыто его значение для финансового анализа и охарактеризованы основные области его применения;

Содержание

Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы повышения рентабельности 5
1.1 Экономическая сущность понятия рентабельность 5
1.2 Основные показатели оценки рентабельности 9
2. Анализ рентабельности на примере ООО «Роспроект-инжиниринг» 16
2.1 Краткая характеристика предприятия 16
2.2 Расчет и факторный анализ показателей рентабельности хозяйственной деятельности 19
2.3 Резервы увеличения рентабельности 26
3. Пути повышения рентабельности 28
Заключение 35
Список использованной литературы 38

Работа содержит 1 файл

ЧИСТОВИК.doc

— 687.00 Кб (Скачать)

     Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Являясь важнейшим обобщающим показателем экономической эффективности деятельности предприятия, рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Показатели рентабельности отражают факторную среду формирования прибыли предприятий, применяются при анализе эффективности управления предприятием, при определении долгосрочного благополучия организации, используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.

     Поэтому вопрос формирования и увеличения показателя рентабельности – чрезвычайно актуален, что и послужило основанием выбора темы исследования

     Целью данной курсовой работы является исследование рентабельности организации.

     Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:

     - дано определение понятия рентабельности, раскрыто его значение для финансового анализа и охарактеризованы основные области его применения;

     - рассмотрена система показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции;

     - проведен анализ деятельности предприятия;

     - проанализированы показатели рентабельности на конкретном предприятии;

     - намечены резервы повышения рентабельности;

     - сформулированы и обоснованы основные, возможные пути увеличения рентабельности.

     Структура курсовой работы:

     Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы. Первая глава посвящена раскрытию понятия рентабельности, определению ее функций и роли в формировании финансовых ресурсов предприятия.

     Во второй главе дана общая характеристика ООО «Роспроект-инжиниринг» - одного из российских предприятий в сфере создания и эксплуатации автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета электроэнергии, определены виды и цели деятельности предприятия, приведена организационная структура предприятия.

     Во второй главе работы, на примере конкретных данных ООО «Роспроект-инжиниринг», показано влияние на рентабельность изменений выручки от реализации работ, а так же факторы и резервы увеличения рентабельности, цены на выполняемы работы, объем реализации работ и его структура.

     В третьей главе на основе изучения динамики показателей и факторов рассмотрены основные направления повышения рентабельности и предложения по достижению значительного финансового результата. 

 

     1. Теоретические основы повышения рентабельности

     1.1 Экономическая сущность понятия рентабельность 

     Промышленное производство основано на взаимодействии трех основных факторов: основного капитала, оборотного капитала и рабочей силы. Использование основного и оборотного капитала работниками обеспечивает выпуск продукции. Сопоставление конечного результата хозяйственной деятельности предприятия с затратами живого и овеществленного труда на его достижение характеризует эффективность производства. Эффективность производства относится к числу ключевых категорий рыночной экономики, которая непосредственно связана с достижением конечной цели общественного производства в целом и каждого предприятия в отдельности. В общем виде экономическая эффективность производства представляет собой количественно соотношение двух величин: результатов хозяйственной деятельности и производственных затрат. Эффективность производства характеризует и его результативность. Определение эффективности производства начинается с установления критериев эффективности – главного признака оценки эффективности, раскрывающего его сущность. В качестве исходных количественных критериев эффективности деятельности предприятия выступают следующие показатели.

     - годовая норма прибыли,

     - чистая текущая стоимость,

     - период возврата капитальных вложений,

     - точка (норма) безубыточности,

     - фондоотдача,

     - фондоемкость,

     - производительность труда,

     - рентабельность.

     Таким образом, результативность функционирования коммерческой организации чаще всего оценивается показателями прибыли и рентабельности, они наиболее часто из всех вышеперечисленных применятся при оценке экономической эффективности, которые в свою очередь зависят от организации производственного процесса, его ритмичности, эффективности использования отдельных видов имущественного потенциала, т. е. динамики финансово-хозяйственной деятельности. Экономический потенциал, которым располагает предприятие, используется им для решения поставленных задач, в число которых входит обеспечение стабильно прибыльной работы. Контроль, анализ и постоянное совершенствование факторов прибыли и рентабельности представляю, поэтому один из наиболее важных и востребованных разделов работы. Динамичность и результативность деятельности могут оцениваться с различной степенью детализации в зависимости, в частности, от доступной информационной базы.

     Для оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия недостаточно только определить абсолютные показатели, такие как прибыль. Прибыль является итоговым экономическим показателем деятельности предприятия, свидетельствующим об эффективности, однако не позволяющим определить степень эффективности, т. е. насколько предприятие эффективно. Прибыль не позволяет соизмерить финансовый результат с издержками на его достижение. Для более объективной оценки должны быть задействованы относительные характеристики финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Таким показателем является рентабельность.

     Рассмотрим возникновение понятия рентабельность. Как правило, используются понятия «доходность», «прибыльность», «эффективность», которые зачастую отождествляются. Рентабельность - понятие производное от немецкого «RENTABEL», что переводиться как «рентабельный, доходный, прибыльный, выгодный, самоокупающийся» (словарь немецко-русского языка). Или от слова «рента», что в буквальном смысле означает доход. Рентабельность показатель экономической эффективности производства на предприятиях. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль.

     Можно привести еще одно понятие рентабельности: рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.

     Экономический эффект деятельности хозяйствующего субъекта выражается абсолютным показателем прибыли. Экономический эффект – показатель, характеризующий результат деятельности. Это абсолютный объемный показатель, измеряемый в денежной оценке; его можно суммировать в пространстве и времени (не учитывая временной стоимости денег). В ряде случаев по показателям прибыли нельзя сделать обоснованные выводы об уровне рентабельности. Поэтому используют коэффициенты эффективности (рентабельности), рассчитываемые как отношение полученного дохода (прибыли) к некоторому базовому показателю.

     Экономическая эффективность работы организации характеризуется относительными показателями — системой показателей рентабельности, или прибыльности (доходности) организации. В общем случае результативность, экономическая целесообразность и эффективность функционирования коммерческой организации измеряются абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.

     Экономическая эффективность – относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами и ресурсами, использованными для достижения этого эффекта. Значения этого показателя уже нельзя суммировать в пространстве и времени. Что касается единиц измерения показателей эффективности, то в зависимости от ситуации это могут быть доли единицы, проценты, рубли и др.

     Показатель эффективности рассчитывается в общем случае по формуле:  

      ; (1) 

     где – величина экономического эффекта;

       – величина ресурсов и затрат.

     Коэффициенты рентабельности (доходности), с одной стороны, представляют собой частный случай показателей эффективности, когда в качестве показателя эффекта в числителе дроби берется прибыль, а в знаменателе – величина ресурсов и затрат. Однако на практике, анализ далеко не всегда выполняется в строгом соответствии с канонами теории, поэтому, с другой стороны, «рентабельность» понимается в более широком смысле, нежели «эффективность».

     Расчет коэффициентов рентабельности, исходя из приведенного выше позволяет достаточно полно оценить эффективность деятельности предприятия. Так, рентабельность реализованной продукции показывает какую прибыль приносит предприятию рубль вложенных средств, но она не позволяет оценить эффективность использования предприятием его активов: основных и оборотных средств и его пассивов: собственных и заемных средств. Оценить эффективность использования основных и оборотных средств позволяет расчет коэффициента рентабельности активов, который показывает, сколько рублей прибыли приносит рубль всех вложенных в предприятие средств, но этот показатель не может дать ответ на сколько эффективно предприятие использует собственные и привлеченные источники финансирования. По этому для ответа на вопрос эффективно ли предприятие использует свои собственные средства, необходимо ли ему привлекать дополнительные займы и кредиты позволяет расчет коэффициента рентабельности собственных средств. Таким образом, расчет и сопоставление между собой коэффициентов этих трех групп позволит достаточно полно осветить эффективность основной деятельности предприятия, использования активов и пассивов, выявить сложившиеся тенденции, принять решения о необходимых мероприятиях по повышению рентабельности предприятия.

     Источниками для расчета коэффициентов рентабельности служат данные бухгалтерской и финансовой отчетности, внутренних регистров бухгалтерского учета на предприятии. К сожалению публикуемая бухгалтерская и финансовая отчетность не позволяет точно оценить рентабельность предприятия, т.к. на основе ее нельзя определить структуру выпускаемой (реализуемой) продукции, ее себестоимость и цену реализации, структуру заемных средств и расходы, связанные с возвратом заемных средств по каждому кредиту и займу, состав и структуру основных фондов, величину их износа. Источник для расчета коэффициентов рентабельности служит бухгалтерский баланс (форма №1), отчет о финансовых результатах (форма № 2), приложение к балансу (форма №5). 

     1.2 Основные показатели оценки рентабельности 

     Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования

     Состав системы показателей оценки рентабельности в определенной степени зависит от вида проводимого анализа. Принято выделять два вида финансового анализа: внутренний и внешний. Внешний финансовый анализ производится независимыми аналитиками и в основном базируется на общедоступной информации, поэтому он менее детализирован и более формализован. Информационная база внутреннего анализа гораздо шире, соответственно расширяются и возможности самого анализа.

     Независимо от вида проводимого анализа система показателей не может быть раз и навсегда жестоко заданной, более того, она должна постоянно корректироваться как по форме, так и по существу.

     Показатель рентабельности отражает соотношение прибыли предприятия и факторов, которые являются, по сути, предпосылками ее возникновения. Бухгалтерская отчетность позволяет рассчитать большое количество показателей рентабельности, поэтому их необходимо систематизировать в аналитические группы с целью упорядочения и обеспечения оптимальности при выполнении аналитических процедур.

     Показатели оценки рентабельности классифицируются следующим образом:

  1. Рентабельность продаж.

     - рентабельность продаж (норма общей прибыльности)

Информация о работе Анализ рентабельности организации