Анализ прибыли и рентабельности производственно-хозяйственной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 18:13, реферат

Описание работы

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятие получает главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на фондовых и валютных биржах и т.д.).

Работа содержит 1 файл

2045.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

 

Показатель

2003

2004

Отклонение (+,-)

Темп роста

Объем реализованной  продукции, тыс. шт.

1959,320

1985,584

26,264

101,34%

Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки (ВР)

10384,396

10920,712

536,316

105,16%

Полная себестоимость  реализованной продукции (ПС)

8603,478

8722,240

118,762

101,38%

Прибыль от реализации продукции (П)

1780,918

2198,472

417,554

123,45%


 

Прибыль от реализации продукции  в 2004 году по сравнению с 2003 возросла на 417,554 тыс. грн.(2198,47-1780,918), или на 23,45%.

Проведем факторный  анализ методом цепных подстановок, последовательно базовую величину каждого фактора отчетной величиной (табл. 3.3.4) аналогично тому, как это было сделано в п. 3.3.1.

По данным табл. 3.3.4 можно  установить, как изменилась сумма  прибыли за счет каждого фактора.

Следует отметить, что  в данном случае на изменение уровня прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим влияло три фактора первого уровня:

  • объем реализованной продукции;
  • себестоимость единицы продукции;
  • уровень среднереализационных цен.

Это связано с тем, что в условиях рассматриваемого предприятия нет структурных сдвигов в ассортименте выпускаемой продукции, т.к. оно выпускает всего один вид продукции.

 

Таблица 3.3.4

 

Расчет влияния факторов первого  уровня на изменение суммы прибыли  от реализации продукции

 

Показатель

Условия расчета

Порядок расчета

Сумма прибыли, тыс. грн.

Объем реализации, тыс. шт.

Цена единицы продукции, грн.

Себестоимость единицы  продукции, грн.

База

1959,320

5,30

4,391

00)VРП0

1780,918

Усл1

1985,584

5,30

4,391

00)VРП1

1804,791

Усл2

1985,584

5,50

4,391

10)VРП1

2201,907

Отчет

1985,584

5,50

4,393

11)VРП1

2198,472


 

1. Изменение прибыли  за счет изменения объема реализации  продукции:

DПvрп = Пусл1 – Пбаз = 1804,791 - 1780,918 = 23,873 тыс. грн.

2. Изменение прибыли  за счет изменения цены единицы  продукции:

DПц = Пусл2 – Пусл1 = 2201,907 - 1804,791 = 397,117 тыс. грн.

3. Изменение прибыли  за счет изменения себестоимости  единицы продукции:

DПс = Потч – Пусл2 = 2198,472 - 2201,907 = -3,435 тыс. грн.

4. Суммарное изменение  прибыли: 

DП = Потч – Пбаз = 2198,472 - 1780,918 = 417,554 тыс. грн.

Этот же результат  получаем как сумму отклонений прибыли  за счет влияния отдельных факторов:

23,873 + 397,117 + (-3,435) = 417,554 тыс. грн.

Анализ показывает, что  наибольшее влияние на увеличение прибыли  в отчетном году оказало повышение  уровня среднереализационных цен (397,117 тыс. грн.).

Следует отметить отрицательное  влияние увеличения уровня себестоимости  на общую сумму прибыли: незначительное повышение себестоимости единицы  продукции (на 0,002 грн.) уменьшило общую сумму прибыли на 3,435 тыс. грн.

Незначительное уменьшение прибыли вследствие повышения себестоимости  было компенсировано за счет увеличения цены единицы продукции, а также  за счет увеличения объема выпуска продукции. И в итоге общая сумма прибыли в отчетном году увеличилась на 417,554 грн. по сравнению с предыдущим годом. И это, несомненно, является положительным результатом хозяйственной деятельности предприятия за отчетный год.

 

 

 

 

 

3.4. Анализ влияния рынков  сбыта на уровень среднереализационных цен

Как было видно из предыдущих пунктов, уровень цен, их изменение оказывает сильное влияние на уровень прибыли, поэтому при анализе прибыли предприятия нельзя не учитывать те факторы, которые непосредственно влияют на уровень цен на продукцию рассматриваемого предприятия.

На изменение уровня цен оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы.

При анализе деятельности ООО фармацевтическая компания «Биолакт» особое внимание следует уделить рассмотрению влияния такого фактора, как рынки сбыта, т.к. этот фактор оказывает значительное влияние на уровень среднереализационных цен. Известно, что в условиях современной украинской экономики большинство предприятий испытывают нехватку т.н. «живых» денег. Поэтому в практике наших предприятий часто встречаются такие виды хозяйственных операций, как бартер, взаимозачеты, взаимное списание задолженностей, и др.

Рассматриваемое предприятие  реализует свою продукцию по достаточно широкому спектру сбытовых каналов. В силу вышеуказанной специфики, а также в силу нехватки оборотных средств предприятие вынуждено устанавливать различные уровни цен на свою продукцию для разных покупателей. Например, бóльшую часть своей продукции предприятие реализует по договорным ценам многочисленным оптовым покупателям (в основном, это юридические лица), но часть продукции предприятие реализует ООО «Биофарма» в счет оплаты за аренду завода, часть продукции реализуется по линии взаимозачетов с различными поставщиками сырья, и т.д.

 

Рассчитаем изменение средней цены реализации в зависимости от рынков сбыта продукции (табл. 3.4.1).

 

Таблица 3.4.1.

Влияние рынков сбыта продукции  на изменение средней цены единицы  продукции

 

Рынки сбыта

Цена за шт., грн.

Объем реализации, тыс. шт.

Структура реализации, %

Изменение средней цены за шт., грн.

план

факт

план

факт

+,-

Реализовано ООО «Биофарм»

5,10

293,182

198,558

15

10

-5

-0,255

По договорным ценам

5,50

1563,636

1687,746

80

85

+5

0,275

Прочие

5,30

97,727

99,279

5

5

-

-

Всего

-

1954,545

1985,584

100

100

-

0,02


 

 

В связи с изменением рынков сбыта продукции средний  уровень цены 1 банки увеличился на 0,02 грн., а сумма прибыли - на 39,712 тыс. грн. ( 0,02 грн.* 1985,854 тыс. шт. ).

Таким образом, мы видим, что в результате увеличения на 5% в общей массе доли продукции, продаваемой по договорным, более высоким ценам, сумма прибыли увеличилась на 39,712 тыс. грн.

 

 

3.5. Анализ рентабельности деятельности  предприятия

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько  групп:

  1. показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
  2. показатели, характеризующие рентабельность продаж;
  3. показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут  рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность  производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения валовой (Прп) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (И):

, или 

Она показывает, сколько  предприятие имеет прибыли с  каждой гривны, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Рентабельность  продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (ВР). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: показывает, сколько прибыли имеет предприятие с продаж гривны. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

, или 

В процессе анализа следует  изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

3.5.1. Анализ рентабельности  производственной деятельности  предприятия

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого  показателя имеет вид:

Проведем расчет влияния  факторов первого порядка на изменение  уровня рентабельности в целом по предприятию в отчетном году по сравнению  с предыдущим способом цепных подстановок, используя данные табл. 3.3.3., 3.3.4.

Т.к. предприятие выпускает один вид продукции, то структурный фактор учитываться не будет.

На основе данных вышеуказанных  таблиц, составим табл. 3.5.1, в которой покажем влияние каждого фактора на изменение уровня рентабельности.

 

Таблица 3.5.1.

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение уровня рентабельности производственной деятельности в отчетном году по сравнению с предыдущим

 

Показатель

Условия расчета

Порядок расчета

Уровень рентабельности, %.

Объем реализации, тыс. шт.

Цена единицы продукции, грн.

Себестоимость единицы продукции, грн.

База

1959,320

5,30

4,391

00)VРП0/(С0* VРП0)

20,70%

Усл1

1985,584

5,30

4,391

00)VРП1/(С0* VРП1)

20,70%

Усл2

1985,584

5,50

4,391

10)VРП1/(С0* VРП1)

25,26%

Отчет

1985,584

5,50

4,393

11)VРП1/(С1* VРП1)

25,20%


 

  1. Изменение уровня рентабельности за счет изменения объема реализованной продукции:

DRvрп = Rусл1 – Rбаз =  20,70% - 20,70% = 0.

  1. Изменение уровня рентабельности за счет изменения цены единицы продукции:

DRц = Rусл2 – Rусл1 = 25,26% - 20,70% =  4,56%.

  1. Изменение уровня рентабельности за счет изменения себестоимости единицы продукции:

DRс = Rотч – Rусл2 = 25,20% - 25,26% =  - 0,06%.

  1. Общее изменение уровня рентабельности:

DR = Rотч – Rбаз = 25,20% - 20,70% =  4,50%.

Тот же результат можно  получить как сумму изменений за счет влияния каждого фактора:

DR = 0 + 4,56 + (-0,06) = 4,50 %

 

Полученные результаты свидетельствуют о том, что увеличение уровня рентабельности произошло в  связи с повышением среднего уровня цен. При увеличении цены единицы изделия с 5,30 грн. до 5,50 грн. рентабельность повысилась на 4,56%.

Рост себестоимости  реализованной продукции на 118,762 тыс. грн. вызвал снижение уровня рентабельности на 0,06%.

В итоге общее изменение  уровня рентабельности в 2004 г. по сравнению с 2003 г. составило 4,50%. Т.е. с каждой гривны, затраченного на производство и реализацию продукции, предприятие стало получать прибыли на 4,5 коп. больше в отчетном году по сравнению с предыдущим.

3.5.2. Анализ рентабельности  продаж предприятия

Детерминированная факторная  модель показателя рентабельности продаж, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:

В условиях рассматриваемого предприятия, Уровень рентабельности продаж зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия (предприятие производит один вид продукции):

Аналогично тому как это было сделано в п. 3.5.1. составим табл. 3.5.2., где и покажем влияние каждого фактора на уровень рентабельности продаж предприятия.

Таблица 3.5.2.

Расчет влияния факторов первого  уровня на изменение уровня рентабельности продаж в отчетном году по сравнению с предыдущим

 

Показатель

Условия расчета

Порядок расчета

Уровень рентабельности, %.

Цена единицы продукции, грн.

Себестоимость единицы  продукции, грн.

База

5,30

4,391

00)/Ц0

17,15%

Усл1

5,50

4,391

10)/Ц1

20,16%

Отчет

5,50

4,393

11)/Ц1

20,13%

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности производственно-хозяйственной деятельности предприятия