Анализ прибыли и рентабельности производственно-хозяйственной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 18:13, реферат

Описание работы

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятие получает главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на фондовых и валютных биржах и т.д.).

Работа содержит 1 файл

2045.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

 

  1. Изменение уровня рентабельности продаж за счет изменения цены единицы продукции:

DRц = Rусл1 – Rбаз = 20,16% - 17,15% =  3,01%.

  1. Изменение уровня рентабельности за счет изменения себестоимости единицы продукции:

DRс = Rотч – Rусл1 = 20,13% - 20,16% =  - 0,03%.

  1. Общее изменение уровня рентабельности:

DR = Rотч – Rбаз = 20,13% - 17,15% =  2,98%.

Тот же результат можно  получить как сумму изменений  за счет влияния каждого фактора:

DR = 3,01 + (-0,03) = 2,98 %

Полученные результаты свидетельствуют о том, что увеличение уровня рентабельности произошло, как  и в предыдущем анализе, в связи  с повышением среднего уровня цен. При увеличении цены единицы изделия с 5,30 грн. до 5,50 грн. рентабельность продаж повысилась на 3,01%.

Рост себестоимости  реализованной продукции на 118,762 тыс. грн. вызвал снижение уровня рентабельности на 0,03%.

В итоге общее изменение  уровня рентабельности в 2004 г. по сравнению с 2003 г. составило 2,98 %. Т.е. с каждой гривны продаж предприятие стало получать прибыли на 2,98 коп. больше в отчетном году по сравнению с предыдущим.

3.5.3. Анализ рентабельности  производственного капитала

Проведем анализ рентабельности производственного капитала, исчисляемой как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных средств и материальных оборотных фондов:   

Анализ будем проводить  аналогично факторному анализу рентабельности в предыдущих пунктах, т.е. методом  цепных подстановок.

 

Таблица 3.5.3.

Расчет влияния факторов первого  уровня на изменение уровня рентабельности производственного капитала в отчетном году по сравнению с предыдущим

 

Показатель

Условия расчета

Порядок расчета

Уровень рентабельности, %.

Балансовая прибыль, тыс. грн.

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. грн.

Среднегодовая стоимость остатков оборотных средств

База

1780,920

13789,240

980,460

П0/(F0+E0)

12,06%

Усл1

2198,470

13789,240

980,460

П1/(F0+E0)

14,89%

Усл2

2198,470

12289,830

980,460

П1/(F1+E0)

16,57%

Отчет

2198,470

12289,830

1029,360

П1/(F1+E1)

16,51%


 

  1. Изменение уровня рентабельности производственной деятельности за счет изменения величины балансовой прибыли:

DRп = Rусл1 – Rбаз =  14,89% - 12,06% = 2,83%.

 

  1. Изменение уровня рентабельности за счет изменения среднегодовой стоимости ОПФ:

DRф = Rусл2 – Rусл1 = 16,57% - 14,89% =  1,68%

  1. Изменение уровня рентабельности за счет изменения среднегодовой стоимости остатков оборотных средств:

DRс = Rотч – Rусл2 = 16,51% - 16,57% =  -0,06%

  1. Общее изменение уровня рентабельности производственной деятельности:

DR = Rотч – Rбаз = 16,51% - 12,06% =  4,45%.

Тот же результат можно  получить как сумму изменений  за счет влияния каждого фактора:

DR = 2,83 + 1,68 +(-0,06) = 4,45 %

По результатам  проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

Наибольшее увеличение уровня рентабельности производственной деятельности произошло в связи  с повышением величины балансовой прибыли. При увеличении величины прибыли  на 417,55 тыс. грн. уровень рентабельности увеличился на 2,83%.

За счет уменьшения среднегодовой стоимости ОПФ на 1499,41 тыс. грн. уровень рентабельности увеличился на 1,68%.

Увеличение среднегодовой  стоимости остатков оборотных средств на 48,9 тыс. грн. привело к уменьшентю рентабельности за счет влияния этого фактора на 0,06%

В итоге общее изменение  уровня рентабельности производственной деятельности в 2004 г. по сравнению с 2003 г. составило 4,45%. Т.е. с каждой гривны стоимости ОПФ и ОС, предприятие стало получать прибыли на 4,45 коп. больше в отчетном году по сравнению с предыдущим.

 

 

3.6. Подсчет резервов  увеличения суммы прибыли и  рентабельности

3.6.1. Резервы увеличения  прибыли

Основными источниками  резервов увеличения суммы прибыли является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.(рис. 3.6.1).

Рис 3.6.1. Блок-схема подсчета резервов увеличения прибыли от реализации продукции

 

1. Для определения резервов роста прибыли за счет резервов увеличения объема реализации продукции необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации продукции умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида:

На рассматриваемом  предприятии при существующем оборудовании и уровне организации производства максимальный объем производства может достигать значения 2200 тыс. шт. в год.

Таким образом, резерв роста  объема реализации продукции составляет:

2200 - 1985,584 = 214,416 тыс. шт.

В отчетном году сумма прибыли, приходящаяся на единицу продукции составила:

2198,470 тыс. грн. / 1985,584 тыс. шт. = 1,107 грн/шт.

Резерв роста прибыли  составляет:

214,416 * 1,107 = 237,405 тыс. грн.

2. Резервы увеличения прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг подсчитываются следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста:

Расчеты экономистов  предприятия показали, что при более высоком уровне организации рабочего времени (сокращение простоев, непроизводительных потерь времени и т.д.), при оптимизации потоковых процессов на предприятии, при более рациональном использовании основных и оборотных средств предприятия себестоимость можно снизить на 0,20 грн.

При этом прибыль увеличится на следующую величину:

0,20*(1985,584 + 214,416) = 440,000 тыс. грн.

3. Что касается такого фактора, как качество продукции, то в данном случае его рассматривать нецелесообразно, поскольку предприятие выпускает продукцию только одного сорта в соответствии с требованиями ГОСТа.

4.  Аналогично тому, как был подсчитан резерв увеличения прибыли за счет уменьшения себестоимости можно подсчитать резерв увеличения прибыли за счет увеличения цены.

Лактационные продукты, производимые предприятием являются товаром, спрос на который малоэластичен. Поэтому при незначительном повышении отпускной цены спрос на данную продукцию останется на прежнем уровне. Конечно, этот резерв следует использовать очень осторожно, т.к. необоснованное повышение цены может вынудить покупателя отказаться от покупки товара данной фирмы.

Уровень среднереализационных цен может быть увеличен путем  поиска более выгодных рынков сбыта, где эту продукцию возможно реализовать  по более высоким ценам.

При оптимизации структуры  рынков сбыта на данном предприятии  реально повысить уровень среднереализационных цен на 0,15 грн.

Повышение прибыли в  этом случае составит:

Р­Пц = 0,15*(1985,584 + 214,416) = 330,000 тыс. грн.

В заключение анализа  необходимо обобщить все выявленные резервы роста прибыли 

 

Табл. 3.6.1.

Влияние резервов роста прибыли на ее изменение

Источник резервов

Соответствующее увеличение прибыли, тыс. грн.

Увеличение объема продаж

237,405

Снижение себестоимости продукции

440,000

Оптимизация структуры  сбыта1

330,000

Итого

1007,405


 

3.6.2. Резервы увеличения  рентабельности

Основными источниками  резервов повышения уровня рентабельности продаж являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение себестоимости товарной продукции. Для подсчета резервов может быть использована следующая формула:

,

где Р­R – резерв роста рентабельности;

       Rв   – рентабельность возможная;

Rф  – рентабельность фактическая;

Р­П – резерв роста прибыли от реализации продукции;

VРПвi - возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов его роста;

Свi - возможный уровень себестоимости i-х видов продукции с учетом выявленных резервов снижения;

Пф – фактическая  прибыль от реализации продукции;

   Иф - фактическая сумма затрат по реализованной продукции.

Резерв повышения  уровня рентабельности составит:

Р­R = (2198,470 + 1007,405)*100 / (2200*4,393)  - (2198,470 / 8722,240) = 32,92 %

Мы видим, что после  внедрения описанных выше мероприятий рентабельность производственной деятельности может увеличиться на 32, 92% и составить: 25,20 + 32,92 = 58,12%

 

 

 

 

Выводы

На основе проведенного анализа можно сделать следующие  выводы:

1) Прежде всего, нельзя  не заметить, что результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия в 2004 году заметно улучшились по сравнению с 2003 г. А именно:

  • Прибыль от реализации продукции увеличилась на 23,45%
  • Рентабельность продаж увеличилась на 17,38%

 Все это говорит  об успешном функционировании предприятия в отчетном году. Более того, сравнивая темпы роста прибыли и выручки от реализации, можно сделать вывод, что предприятие идет по интенсивному пути развития, т.е. при незначительном росте выпуска продукции  показатели прибыли и рентабельности выросли на довольно значительную величину. Это говорит о достаточно эффективном использовании предприятием своих ресурсов.

2) Однако в работе  предприятия есть и некоторые  отрицательные моменты: 

  • Предприятие выпускает всего лишь один вид продукции одного сорта, т.е. отсутствует диверсификация производства, вследствие чего на показателях работы предприятия может сильно сказаться колебание спроса на его продукцию;
  • Часть своей продукции предприятие реализует по более низким ценам другим предприятиям в форме взаимозачетов, что отрицательно сказывается на его финансовых результатах;

По результатам  анализа можно сделать следующие  предложения:

А)  Во-первых, для получения  максимальной прибыли предприятие  должно наиболее полно использовать находящиеся в его распоряжении ресурсы, и в первую очередь оно должно использовать выявленный резерв по производству на имеющемся у него оборудовании дополнительной продукции. Увеличение выпуска снижает издержки на единицу продукции, т.е. затраты на ее  изготовление в расчете на единицу продукции снижаются, а следовательно, снижается себестоимость, что в конечном итоге ведет к увеличению прибыли от реализации продукции. Ну а кроме этого, дополнительное производство рентабельной продукции уже само по себе дает дополнительную прибыль. Таким образом, при увеличении выпуска и, соответственно, реализации рентабельной продукции увеличивается прибыль в расчете на единицу продукции, а также увеличивается количество реализуемой продукции, каждая дополнительная единица которой увеличивает общую сумму прибыли. Вследствие этого, увеличение выпускаемой рентабельной продукции при условии ее реализации дает значительный прирост объема прибыли. В нашем случае дополнительный прирост объема выпускаемой продукции может дать предприятию 237,405 тыс. грн. дополнительной прибыли.

Б) Снижение себестоимости  также значительно может увеличить получаемую предприятием прибыль. Как описывалось в предыдущем пункте, одним из факторов снижения себестоимости является увеличение объема выпускаемой продукции. Другими факторами являются:

  • Улучшение уровня организации производства, имеющее своей целью свести к минимуму или вообще ликвидировать нерациональные издержки,
  • Слаженная работа всех составляющих производственного процесса (основного, вспомогательного, обслуживающего производства)
  • Оптимизация потоковых процессов на предприятии

Проделанный анализ показал, что после проведения соответствующих  мероприятий по снижению себестоимости  предприятие может получить дополнительную прибыль в размере 440,000 тыс. грн.

В) Немаловажным фактором получения дополнительной прибыли является оптимизация структуры сбыта. При проведении данной оптимизации удельный вес продукции, реализуемой по договорным, более высоким ценам, должен увеличиться до своего максимального уровня, а в идеале – до 100%. Соответственно, доля продукции, реализуемой предприятием другим организациям по линии взаимозачетов по более низким ценам должна быть как можно ниже.

Анализ показал, что  является оптимизация структуры  сбыта увеличивает уровень среднереализационных цен. Дополнительная прибыль при этом составит 330,000 тыс. грн.

Как было показано в ходе проведенного анализа, при внедрении  предлагаемых мероприятий предприятие  может получить дополнительную прибыль  в размере 1007,45 тыс. грн. При этом рентабельность производственной деятельности увеличится на 32,92 %.

 

Список использованной литературы:

  1. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / Л.А. Богдановская, Г.Г. Виногоров, О.Ф. Мигун и др.;.- М.: Выш. шк., 1996.
  2. Балабанов И. Т. Экономический анализ – М.: 1996.
  3. Баканов М.И. , Шеремет А.Д. Теория экономического анализа - М.: Финансы и статистика, 1996.
  4. Ефимова О. В. Анализ финансового положения предприятия – М.:2003
  5. Ковалев В. В. Анализ финансового состояния и прогнозирование банкротства – М.: 1994.
  6. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки.- М. .: ИКЦ «Дис», 2003..
  7. Палий В.Ф.,. Суздальцева Л.П  Технико-экономический анализ производственно - хозяйственной деятельности предприятий – М.: Машиностроение, 1989
  8. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: ИП «Экоперспектива», 2003.
  9. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа - М.: ИНФРА- М, 1996.
  10. Шишкин А. К., Вартанян С.С., Микрюков В.А. Бухгалтерский учет и финансовый анализ на коммерческих предприятиях. –М.: Инфра –М, 1996.
  11. Экономический анализ /под ред. Краюхина Г. А. – М.: 2004.
  12. Бухгалтерская отчетность ООО ПКФ «Консалекс» за 2003 и 2004 гг.

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности производственно-хозяйственной деятельности предприятия