Анализ показателей эффективности исполдьзования сырья и материалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:31, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотреть методы анализа и повышения эффективности использования сырья и материалов, а также рассмотреть практическое применение этих методов на примере конкретного предприятия.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
1. раскрывается сущность методы анализа и повышения эффективности использования сырья и материалов;
2. рассматриваются методы оценки эффективности использования сырья и материалов;
3. иллюстрируется применение этих методов на примере конкретного предприятия – ЗАО «Север», занимающегося производством и продажей посуды;
4. методами системного анализа (с использованием системного подхода) разрабатываются рекомендации по повышению эффективности использования сырья и материалов на ЗАО «Север».

Содержание

Введение
1. Материальные ресурсы как объект учета и анализа
1.1 Сырье и материалы: понятие, сущность и значение для производственного процесса
1.1.1 Оценка качества планов материально-технического снабжения
1.1.2 Оценка потребности в материальных ресурсах
1.2 Нормативное регулирование учета материальных ресурсов и запасов
1.3 Документооборот использования сырья и материалов как
источник анализа
1.3.1 Формы первичных учетных документов
1.3.2 Организация внутреннего контроля и документооборот
1.4. Методика оценка эффективности использования материальных ресурсов
1.4.1 Свод показателей эффективности
1.4.2 Оценка влияния материальных ресурсов на объем производства продукции
2. Анализ показателей эффективности исполдьзования сырья и материалов на ЗАО «Север»
2.1 Краткая характеристика ЗАО «Север»
2.2 Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами
2.3 Расчет коэффициентов эффективности использования сырья и материалов за три отчетных периода
2.4 Сравнительный анализ значений коэффициентов за три периода
2.5 Сетевой график реализации мероприятий по снижению норм потребления сырья и материалов
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Анализ показателей эффективности исполдьзования сырья и материалов.doc

— 228.00 Кб (Скачать)

- по себестоимости  каждой единицы;

- по средней себестоимости;

- по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО);

- по себестоимости  последних по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ЛИФО).

По себестоимости каждой единицы оцениваются материалы, используемые в особом порядке (драгоценные  металлы, драгоценные камни и  т. п.), а также материально-производственные запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга. Данный метод применяется только в исключительных случаях. Поэтому подробнее остановимся на наиболее распространенных способах списания материалов в производство. Большинство предприятий при меняют при отпуске материалов на производственные цели метод оценки по средней себестоимости, которая определяется по каждому виду (группе) материалов как частное от деления общей себестоимости вида (группы) материалов на их количество. Материалы могут расходоваться не только на основное производство, но и по другим направлениям (вспомогательные производства, общецеховые или общехозяйственные расходы, обслуживающие хозяйства и т. п.). В последнем случае в учетной политике организации необходимо также предусмотреть вариант и методику распределения величины таких отклонений между различными счетами затрат (например, пропорционально стоимости материалов по учетным ценам, списанным на соответствующие счета учета затрат). Оценка запасов методом ФИФО основана на допущении, что материальные ресурсы используются в течение отчетного периода в последовательности их закупки, т.е. ресурсы, первыми поступающие в производство (в торговле - в продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени закупок с учетом стоимости ценностей, числящихся на начало месяца. При применении этого метода оценка материальных ресурсов, находящихся в запасе (на складе) на конец отчетного периода, производится по фактической себестоимости последних по времени закупок, а в себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) учитывается стоимость ранних по времени закупок. Метод ЛИФО основан на противоположном допущении, чем метод ФИФО, т.е. ресурсы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности по времени закупок. При применении этого метода оценка материальных ресурсов, находящихся в запасе (на складе) на конец отчетного периода, производится по фактической себестоимости ранних по времени закупок, а в себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) учитывается стоимость поздних по времени закупок. Наряду с рекомендациями по снижению норм расходом сырья и материалов будут даны рекомендации по изменению учетной политики конкретного предприятия в целях более эффективного оценивания и расходования сырья и материалов.

1.3 Документооборот  использования сырья и материалов  как источник анализа

1.3.1 Формы первичных  учетных документов

Унифицированные формы первичных документов

В соответствии с пунктом 1 статьи Закона о бухгалтерском  учете все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Причем такие документы принимаются к учету только в том случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Такие унифицированные  формы первичных документов принимаются  соответствующими постановлениями Госкомстата РФ.

Неунифицированные формы первичных документов

Если для подтверждения  совершенных в учете операций унифицированные формы каких-либо первичных документов отсутствуют, предприятия вправе самостоятельно разработать такую документацию.

При этом необходимо соблюдать  требования законодательства в части  принятия к учету первичных документов, которые должны иметь следующие  обязательные реквизиты (п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете):

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной  операции;

д) измерители хозяйственной  операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной  операции и правильность ее оформления.

1.3.2 Организация  внутреннего контроля и документооборот

Под документооборотом  понимается создание или получение  от других предприятий, принятие к учету, обработка и передача в архив первичных документов. Движение же первичных документов в бухгалтерском учете регламентируется графиком документооборота, который может быть оформлен в виде схемы, таблицы или иным способом как приложение к учетной политике предприятия. Графиком устанавливается рациональный документооборот, то есть предусматривается оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждого первичного документа, определяется минимальный срок его нахождения в подразделении. График документооборота может содержать перечень работ по созданию, проверке и обработке документов в каждом подразделении предприятия, а также конкретных исполнителей с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ. Ответственность за соблюдение графика документооборота, а также за своевременное и доброкачественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие их и подписавшие. Контроль за соблюдением графика документо6борота осуществляет, как правило, главный бухгалтер предприятия. Для составления схем документооборота применяются различные методики. Наиболее распространенные заключаются в описании процесса учета по рабочим местам учетных служб. По итогам такого описания составляются перечни входящих и исходящих документов по каждому рабочему месту учетных работников. Затем происходит группировка документооборота по подразделениям, объединяемая затем в общую схему документооборота по предприятию в целом. Однако следует отметить, что схема документооборота разрабатывается каждым предприятием самостоятельно. Для обеспечения сохранности имущества, законности и целесообразности ведения финансово-хозяйственной деятельности, а также достоверности учетных и отчетных данных в организации должна быть налажена система внутрихозяйственного контроля.

В этой связи Положение  о внутреннем (внутрихозяйственном) контроле может быть утверждено руководителем  предприятия как в виде самостоятельного документа, таки в составе учетной политики в качестве ее приложения. К числу позиций, которые целесообразно было бы включить в состав Положения о внутреннем контроле, можно отнести следующие:

- наличие в организации  необходимых документов, устанавливающих и объясняющих ее учетную политику, методы и процедуры учета;

- периодичность внесения  необходимых поправок и дополнений  в документы, устанавливающие  и объясняющие правила и методы  бухгалтерского учета;

- существование распределения  сфер ответственности и делегированных полномочий, включая перечень конкретных лиц, наделенных полномочиями утверждения различных видов типичных и не типичных операций (правом подписи финансовых документов);

- предусматривается, что лица, распоряжающиеся  денежными средствами и материальными ценностями, не ведут бухгалтерский учет операций с этими активами и не имеют доступа к учетным регистрам, кроме кассира, который ведет кассовую книгу;

- наличие у главного бухгалтера  организации достаточных полномочий, позволяющих ему контролировать работу своих сотрудников и состояние учета в различных подразделениях, в том числе расположенных в разных местах;

- ограничение доступа к главной  бухгалтерской книге и сопутствующим  записям кругом лиц, отвечающим  за ее ведение;

- осуществление проверки (утверждения)  всех без исключения бухгалтерских  проводок уполномоченными сотрудниками  соответствующего уровня;

- применение руководством  организации (бухгалтерии) процедур  контроля за вводимыми в компьютерную  бухгалтерскую программу данными с целью обеспечения уверенности в том, что все утвержденные операции по вводу данных обработаны правильно и проведены через данную электронную систему единственный раз;

- существование методов контроля  за использованием и хранением  файлов на внешних накопителях и внутренних файлов, включая хранение необходимых данных в виде резервных копий;

- отделение функции  итоговой проверки и утверждения  финансовой отчетности от функции  ее подготовки;

- применение процедур  проверки, обеспечивающих подтверждение бухгалтерской отчетности соответствующими учетными записями, регистрами и прочей документацией;

- обеспечение достаточной  степени контроля за сохранностью  основных средств, материалов  и иного имущества;

- использование методов  контроля и существование средств обеспечения сохранности денежных средств в кассе и подотчетных сумм;

- регулярность проведения  инвентаризационных проверок с  внесением соответствующих данных  этих проверок в учетные регистры;

- финансовые, расчетные, кредитные  операции осуществляются финансовым отделом организации;

- обработку приходных  документов на поступившие материальные  ценности, обработку расчетных документов, учет реализации продукции (работ,  услуг), учетные регистры ведут  специалисты бухгалтерии, допущенные  к этой деятельности согласно должностным инструкциям;

- при поступлении первичных  документов в бухгалтерию они  подлежат обязательной проверке  по форме и содержанию;

- не принимаются к исполнению  и оформлению первичные документы  по операциям, которые противоречат  законодательству и установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных ценностей и т. п., В том числе порядку, установленному распорядительными документами руководства организации;

- принятые к учету первичные  документы должны иметь отметку, исключающую возможность их повторного использования. Ответственность за своевременное и качественное создание первичных документов, за достоверность содержащихся в них данных возлагается на составивших и подписавших их лиц;

- перечень должностных лиц, которые имеют право подписи на отпуск материальных ценностей, на приход и расход денежных средств, на принятие к учету представительских, командировочных расходов и других хозяйственных операций, определяется внутренними распорядительными документами организации;

- лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского  учета и во внутренней бухгалтерской  отчетности, обязаны хранить коммерческую  тайну;

- предоставление этой  информации внешним пользователям  не допускается, кроме случаев,  предусмотренных законодательством  и учредительными документами  организации.

1.4 Методика  оценка эффективности использования  материальных ресурсов

1.4.1 Свод показателей эффективности

Прежде чем давать свод показателей эффективности  использования сырья и материалов, дадим свод обозначений, которыми будем  пользоваться в настоящей работе.

Обобщающие  показатели:

МЕ – материалоемкость продукции;

МО – материалоотдача  продукции;

УМ – удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции;

КМ – коэффициент использования материалов.

Частные показатели:

СМЕ – сырьеемкость продукции;

ММЕ – металлоемкость продукции;

ТМЕ – топливоемкость продукции;

ЭМЕ – энергоемкость  продукции.

Прочие обозначения:

ТП – объем товарной продукции;

VВП – количество произведенной продукции;

УД – удельный вес  определенного вида продукции;

ЦП – уровень отпускных  цен на продукцию;

МЗ – сумма материальных затрат;

УР – расход материала  на единицу продукции;

ЦМ – стоимость  материалов;

Э – экономия;

М0, М1 – норма расхода материала до и после внедрения мероприятия;

VВПМ – выпуск продукции в натуральном выражении с момента внедрения мероприятия и до конца года;

ЗМ – затраты, связанные с внедрением мероприятия.

 

Теперь приступим собственно к коэффициентам, показывающим эффективность  использования сырья и материалов.

В процессе потребления  материальных ресурсов в производстве происходит их трансформация в материальные затраты, поэтому уровень их расходования определяется через показатели, исчисленные исходя из суммы материальных затрат.

Для оценки эффективности  материальных ресурсов используется система  обобщающих и частных показателей (табл.1).

Применение обобщающих показателей в анализе позволяет  получить общее представление об уровне эффективности использования материальных ресурсов и резервах его повышения.

Частные показатели используются для характеристики эффективности  потребления отдельных элементов  материальных ресурсов (основных, вспомогательных  материалов, топлива, энергии и др.), а также для установления снижения материалоемкости отдельных изделий (удельной материалоемкости).

 

Таблица 1. Показатели эффективности материальных ресурсов

Показатели

Экономическая интерпретация  показателя

Материалоемкость продукции (ME)

Отражает величину материальных затрат, приходящуюся на

1 руб. выпущенной продукции

Материалоотдача продукции (МО)

Характеризует выход  продукции с каждого рубля  потребленных материальных ресурсов

Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции (УМ)

Отражает уровень использования  материальных ресурсов, а также структуру (материалоемкость продукции)

Сырьеемкость продукции (СМЕ)

Металлоемкость продукции (ММЕ)

Топливоемкость продукции (ТМЕ)

Энергоемкость продукции (ЭМЕ)

Показатели отражают эффективность потребления отдельных элементов материальных ресурсов на 1 руб. выпущенной продукцией

Удельная материалоемкость изделия (УМЕ)

Характеризует величину материальных затрат, израсходованных  на одно изделие

Информация о работе Анализ показателей эффективности исполдьзования сырья и материалов