Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 08:27, контрольная работа
В условиях сформировавшегося рынка возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятия должны производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать. Положительный либо отрицательный результат деятельности хозяйствующего субъекта зависит от того, насколько тщательно изучены и определены уровень, характер, структура спроса и тенденции его изменения. Результаты исследования рынка кладутся в основу разработки хозяйственной стратегии и товарного ассортимента.
Из данных предыдущей таблицы следует, что организация наращивает объем производства всех видов товаров. Наблюдается значительное отклонение планов производства отчетного и предыдущего года от 117,55% до 187,51% для разных видов товаров. Выявлено существенное отличие фактического объема производства от планового как в предыдущем году, так и отчетном. Отклонения фактического объема производства от планового в отчетном году изменяются от 132,75% до 89,52%. Отклонение итогового показателя составляет 124,38%. Присутствуют ошибки планирования в сторону занижения планов производства и нарушение плановой дисциплины. По товару Е в предыдущем году план был перевыполнен, и в отчетном году был запланирован объем производства, составляющий 162,03% от плана предыдущего года. Этот показатель является завышенным, и план был недовыполнен в отчетном году на 725 тыс.руб., т.е. на 13,54%.
При анализе определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом по предприятию, по отдельным потребителям и видам продукции, анализируются причины недовыполнения плана и производится оценка деятельности по выполнению договорных обязательств (Таблица 5).
Таблица 5 – Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции за июнь 2010 года, млн. руб.
Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается по формуле 9.2:
Из таблицы 5 видно, что за июнь месяц 2010 года недопоставлено продукции по договорам на сумму 800 млн. руб., или на 10 %, а в целом за год - на 5 %.
Ассортимент
Расчет
влияния структуры производства
на уровень перечисленных
Таблица 6 – Анализ структуры товарной продукции ООО «Иван»
|
При
условии, что план производства был
перевыполнен на 102,7 % по всем видам
продукции и запланированная
структура не изменилась, то общий
объем производства в ценах плана
составил бы 98 500 млн. руб. При фактической
структуре он выше на 2450 млн. руб., значит
увеличилась доля более дорогой продукции.
Результат можно получить и более простым
способом - способом процентных разностей.
Для этого воспользуемся формулой 5.3:
Расчет
влияния структурного фактора на
изменение выпуска продукции
в стоимостном выражении можно
вычислить с помощью
Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки (таблица 7). Приведенные данные показывают, что за счет изменения структуры продукции выручка от ее реализации увеличилась на 2275 млн. руб. Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих изделий С и D в общем объеме продаж.
Таблица 7 – Расчет влияния структуры реализованной продукции на сумму выручки
Изделие | Оптовая цена 1 уп, млн. руб. | Объем реализации продукции, уп. | Выручка по плановым ценам, млн. руб. | Изменение выручки за счет структуры продукции, млн. руб. | |||
план | факт | план | Факт при план структуре | факт | |||
A
B C D |
5,0
6,0 7,0 7,5 |
5700
5600 2700 1900 |
4850
5300 3050 2560 |
28500
33600 18900 14250 |
28250
33305 18735 14035 |
24250
31800 21350 19200 |
-4000
-1505 +2615 +5165 |
Итого | - | 15900 | 15760 | 95250 | 94325 | 96600 | +2275 |
Как видно из таблицы 8, за отчетный год на предприятии проделана определенная работа по улучшению качества продукции и повышении ее конкурентоспособности, о чем свидетельствует увеличение удельного веса продукции высшей категории качества и экспортируемой продукции.
Таблица 8 – Анализ обобщающих показателей качества продукции
Показатель | Прошлый год | Отчетный год | |
план | факт | ||
Средневзвешенный
балл качества продукции
Удельный вес, % |
0,70 | 0,75 | 0,74 |
продукции высшей категории качества | 75 | 76 | 78 |
экспортируемой продукции | 12,5 | 15,6 | 15,7 |
забракованной продукции | 0,55 | 0,40 | 0,50 |
зарекламированной продукции | 0,30 | 0,25 | 0,20 |
Потери от брака, млн. руб. | 450 | 350 | 420 |
Средний коэффициент сортности можно определить по формуле 1.3, воспользовавшись данными таблицы 9:
Отсюда коэффициент сортности: по плану - 0,833 (28 800/34 560), фактически - 0,908 (27 468/30 240). Выполнение плана по качеству - 109 % (0,908/0,833). Средневзвешенная цена по плану - 500 тыс. руб., фактически - 545 тыс. руб., что по отношению к плану также составляет 109 %.
Таблица 9 – Анализ качества продукции
Сорт продукции | Цена за 1 шт, тыс. руб. | Выпуск
продукции
шт |
Стоимость выпуска, млн. руб. | ||||
план | факт | план | факт | по цене I сорта | |||
План | факт | ||||||
I
II III |
6000
5000 2500 |
2880
1728 1152 |
3528
1008 504 |
17280
8640 2880 |
21168
5040 1260 |
17280 10368 6912 | 21168 6048 3024 |
Итого | 5000 | 5760 | 5040 | 28800 | 27468 | 34560 | 30 240 |
Выполним
расчет влияния сортового состава продукции
на объем ее производства способом абсолютных
разниц (таблица 10).
Таблица 10 – Влияние сортового состава продукции на объем выпуска изделия А в стоимостном выражении
Сорт
продукции |
Оптовая
цена
1 туб, тыс. руб. |
Структура продукции, % | Изменение
средней
цены за счет структуры, тыс. руб. | ||
план | факт | +, - | |||
1
2 3 |
6000
5000 2500 |
50
30 20 |
70
20 10 |
+20
-10 -10 |
+1200
-500 -250 |
Итого | 5000 | 100 | 100 | X | +450 |
В связи с улучшением качества продукции (увеличением доли продукции I сорта и уменьшением соответственно доли продукции II и III сортов) средняя цена реализации по изделию А выше плановой на 450 тыс. руб., а стоимость всего фактического выпуска - на 2268 млн. руб.(450 тыс. руб. х 5040 туб).
В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции (таблица 11); определяют потери от брака.
Таблица 11 – Динамика брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции
млн. руб. | |
1. Себестоимость забракованной продукции |
|
2. Расходы по исправлению брака |
|
3. Стоимость
брака по цене возможного |
|
4. Сумма удержаний с виновных лиц |
|
5. Потери от брака (п.1 + п.2 - п.З - п.4) |
|
Для определения потерь товарной продукции необходимо знать фактический уровень рентабельности. В нашем примере стоимость товарной продукции в действующих ценах составляет 104 300 млн. руб., а ее себестоимость - 84 168 млн. руб. Отсюда фактический уровень рентабельности равен +23,9 % (104 300-84 168)/84 168 х 100). Это означает, что фактический уровень цены выше себестоимости продукции в 1,239 раза. Потери же товарной продукции равны 420 х 1,239 = 520,4 млн. руб., или 0,5 % от стоимости фактического выпуска.
Один
из наиболее распространенных показателей
- коэффициент ритмичности. Величина его
определяется по формуле 7.3:
Критм
= 30 + 33,33 + 33,34 = 96,67 %
Таблица 12 – Ритмичность выпуска продукции по декадам
Декада | Выпуск продукции за год, млн руб. | Удельный вес продукции, % | Выполнение плана, коэффициент | Доля продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности, % | ||
план | факт | план | факт | |||
Первая
Вторая Третья |
32000
32000 32000 |
30240
34272 36288 |
33,3
33,3 33,4 |
30
34 36 |
0,945
1,071 1,134 |
30,0
33,33 33,34 |
Всего за год | 96000 | 100800 | 100 | 100 | 1,05 | 96,67 |
Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции (таблица 13).
Таблица 13 – Анализ факторов изменения объема реализации продукции
Показатель | Сумма в плановых ценах, млн. руб. | ||
план | факт | +, - | |
1. Остаток готовой продукции на начало года | 2000 | 2000 | - |
2. Выпуск товарной продукции | 96000 | 100800 | +4800 |
3. Остаток готовой продукции на конец года | 2200 | 3545 | +1345 |
4. Отгрузка продукции за год (п.1+п.2-п.З) | 95800 | 99255 | +3455 |
5.
Остаток товаров, отгруженных
покупателям:
5.1. на начало года 5.2. на конец года |
4450 5000 |
4500 7155 |
+50 +2155 |
6.
Реализация продукции (п.4+п.5. |
95250 | 96600 | +1350 |