Анализ объема и реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 08:27, контрольная работа

Описание работы

В условиях сформировавшегося рынка возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятия должны производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать. Положительный либо отрицательный результат деятельности хозяйствующего субъекта зависит от того, насколько тщательно изучены и определены уровень, характер, структура спроса и тенденции его изменения. Результаты исследования рынка кладутся в основу разработки хозяйственной стратегии и товарного ассортимента.

Работа содержит 1 файл

анализ производства и реализации продукции.docx

— 209.55 Кб (Скачать)

     Особое  внимание уделяется изучению влияния  факторов, определяющих объем производства продукции. Их можно объединить в три группы:

     1) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования:

                                                    (5.5)

                                              (6.5) 

     2) обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования: 

                                                (7.5) 

                                                 (8.5) 

     3) обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования: 

                                                (9.5)

                                         (10.5) 

где   Дв ~ доля реализованной продукции (выручки) в общем объеме валовой продукции.

     Расчет  влияния данных факторов на объем, валовой и реализованной продукции можно произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа. Затем, зная причины изменения среднегодовой выработки персонала, фондоотдачи и материалоотдачи, следует установить их влияние на выпуск продукции путем умножения их прироста за счет i-го фактора соответственно на фактическую численность персонала, фактическую среднегодовую стоимость основных производственных фондов и фактическую сумму потребленных материальных ресурсов:

                                            (11.5) 

                                            (12.5) 

                                              (13.5) 

                                          (14.5) 

                                      (15.5) 

                                       (16.5) 

  Основные  источники резервов увеличения выпуска  и реализации продукции показаны на рисунке 3 [6]. 

    

  

  6

  

    
 

 
 
 

 

 
 
 

Рисунок 3 - Источники резервов увеличения объема и реализации продукции 

     Определение величины резервов по первой группе производится следующим образом:

,                                          (17.5) 

,                                      (18.5) 

      ,                                        (19.5) 

где   , ,   - резерв роста валовой продукции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени в связи с сокращением его потерь и повышения среднечасовой выработки;

     РКР – резерв увеличения количества рабочих мест;

     РФРВ – резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине предприятия;

     РЧВ - резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочей силы;

      - возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.

     По  второй группе резервы увеличения производства продукции за счет увеличения численности оборудования (РК), времени его работы (РТ) и выпуска продукции за один машинно-час (РЧВ) рассчитываются по формуле: 

, (20.5) 

, (21.5) 

. (22.5) 

     По  третьей группе резервы увеличения выпуска продукции исчисляются  следующим образом:

     а) дополнительное количество i -го материала делится на норму его расхода на единицу i-го вида продукции и умножается на плановую цену единицы продукции. Затем результаты суммируются по всем видам продукции: 

                                        (23.5) 

     б) сверхплановые отходы материалов делятся  на норму их расхода на единицу i-го вида продукции и умножаются на плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полученные результаты суммируются: 

                                  (24.5) 

     в) планируемое сокращение нормы расхода i-го ресурса на единицу i-го вида продукций умножается на планируемый к выпуску объем производства i-го вида продукции, полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва валовой продукции: 

                             (25.5) 

     В заключение анализа обобщают выявленные резервы увеличения производства и реализации продукции.

     Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам  ресурсов. Максимальный резерв, установленный  по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов [10].

     При определении резервов увеличения реализации продукции необходимо, кроме данных резервов, учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия и отгруженной покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реализации [8]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ИВАН»

     ООО «Иван» – пекарня, занимается выпуском и реализацией хлеба и хлебобулочных изделий. Исследования проводились на основе показателей работы данного предприятия за 2009, 2010 и 2011 годы.

     Рассчитаем  среднегодовые темпы роста Tср и прироста Тпр данных показателей по среднеарифметической Тсра или среднегеометрической Тсрг взвешенной на основе данных, представленных в таблице 1 по формулам 3.2, 4.2 и 5.2.

Таблица 1 – Анализ темпов роста производства и продажи товаров в сопоставимых ценах ООО «Иван»

Годы Объем

производства,

тыс. р.

Темпы роста, % Объем

продаж,

тыс. р.

Темпы роста, %
базисные цепные базисные цепные
2008 390095 100,00 100,00 463081 100,00 100,00
2009 452973 116,12 116,12 563089 124,60 124,60
2010 717315 153,20 131,37 701605 142,05 113,84

     Анализируя  данные таблицы видно, что объем  производства увеличился на 53,2%, а объем  продаж на 42,05%. Цепные темпы роста  показывают, что в 2009 году объем производства увеличился относительно предыдущего  года на 16,12%, а в 2010 году на 31,37% относительно 2009 года.

     Цепные  темпы роста объема продаж показывают, что рост составлял 24,6% и 13,84% по годам  соответственно (Таблица 2).

Таблица 2 – Анализ роста и прироста производства и продаж товаров

     Из  данных таблицы следует, что среднегодовое  значение цепных темпов роста продаж ниже на 3,67%, чем производства продукции, наблюдаются неравномерность изменения показателей по годам (темп роста производства товаров в 2009 году составил 18%, а продаж - 25%, в то время как в 2010 году - 33% и 15% соответственно). Среднеарифметическое значение также показывает превышение темпов роста объема производства над темпами роста объемов продаж на 3,67 %. Объем продаж возрастал, при падении темпов роста, предприятие в 2009 году не удержало превышение объемов продаж над объемом производства товаров. Вывод следующий: у предприятия проблемы в маркетинговой сфере.

     Пример  схемы анализа продаж товаров  приведен в таблице 3.

Таблица 3 – Анализ соотношения планового и фактического объема производства и продаж товаров в сопоставимых ценах 2010 года

Вид

товара

Объем производства, тыс. р. Объем продаж, тыс. р.
план факт отклонение 

(+, -)

в %

к плану

план факт отклонение 

(+, -)

в %

к плану

А 335218 432600 97382 129,05 400211 434817 34606 108,65
Б 113984 131394 17410 115,27 122331 132211 9880 108,08
В 59184 73362 14178 123,96 63538 64599 1061 101,67
Г 39195 51325 12130 130,95 40921 42797 1876 104,58
Д 17297 22609 5312 130,71 20233 22102 1869 109,24
Е 5853 5246 -607 89,63 5000 5879 879 117,58
Итого: 570731 716536 145805 119,93 652234 702405 50171 108,30

     Организация успешно справляется с планами  производства и продаж, кроме отклонения от плана производства товара Е в  сторону снижения на 607 тыс.руб. Перевыполнение плана производства на 19,93% не подкрепляется соответствующим перевыполнением плана по продажам, которое составляет лишь 8,30%. Руководству предприятия следует обратить внимание на повышение обоснованности планирования производства и продаж. Пример анализа выполнения плана по производству продукции приведен в таблице 4, где представлены показатели по каждому виду товара.

Таблица 4 – Анализ выполнения плана по производству продукции в сопоставимых ценах 2010 года

Вид

товара

 

Объем производства товаров, тыс. р. Изменение плана производства отчетного года относительно плана прошлого года Изменение фактического объема производства в  отчетном году
прошлый год отчетный год относительно  плана относительно  прошлого года

     Продолжение таблицы 4

  план факт план факт тыс. руб. % тыс. р. % тыс. р. %
А 261230 276463 337218 433600 75988 129,09 96382 128,58 157137 156,84
Б 97520 101356 114834 131384 15414 117,55 17440 115,31 30018 129,62
В 36570 40097 59184 73362 22614 161,84 14178 123,96 33265 182,96
Г 14520 15991 17297 22609 2777 119,13 5312 130,71 6618 141,39
Д 21220 24228 39184 51375 17975 187,51 12130 132,75 27097 211,84
Е 3600 3820 5833 5146 2233 162,03 -725 89,52 1326 134,71
Итого: 434660 461955 572661 717416 137001 131,45 144754 124,38 255461 155,30

Информация о работе Анализ объема и реализации продукции