Анализ финансового состояния ОАО "Алмазы анабара"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 09:40, курсовая работа

Описание работы

Платежеспособность и финансовая устойчивость являются важнейшими характеристиками финансово-экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Если предприятие финансово устойчиво, платежеспособно, оно имеет преимущество перед другими предприятиями того же профиля в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Наконец, оно не вступает в конфликт с государством и обществом, т. к. выплачивает своевременно налоги в бюджет, взносы в социальные фонды, заработную плату — рабочим и служащим, дивиденды — акционерам, а банкам гарантирует возврат кредитов и уплату процентов по ним.

Работа содержит 1 файл

курсовик2.docx

— 107.54 Кб (Скачать)

      фактор деловых отношений и поведения сотрудников - установление контакта, ориентация в ситуации, обсуждение вопроса, проблемы, принятие решения, выход из контакта. Задача делового общения — не только успешно общаться с людьми, но и влиять на них в нужном для вас направлении.

     Важное  значение для деятельности предпринимательской  организации имеет также поставщики, конкурентная внешняя среда, когда одновременно действуют несколько соперничающих друг с другом субъектов хозяйствования, предлагающих одноименные товары или услуги.

     Значительную  часть деловой среды предприятия  составляет инфраструктура. Эта часть деловой среды, в которую входят банки, фондовые биржи, кадровые агентства, страховые компании, аудиторские и консультационные фирмы, различные транспортные организации и др., оказывает предприятию широкий спектр услуг. [12, стр. 201] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Методы, цель и  функции финансового  анализа 

     Методом финансового анализа является диалектический способ познания, путь исследования своего предмета, то есть финансовых процессов  и явлений.

     Характерными  особенностями метода финансового  анализа являются:

  • использование системы аналитических показателей, всесторонне характеризующих финансовую деятельность организации;
  • изучение причин изменения этих показателей;
  • выявление и измерение причинно-следственных связей между ними.
  • Все аналитические методы сгруппированы в две группы: качественные (логические) и количественные (формализованные). К качественным методам относятся:
  • метод сравнения;
  • метод построения систем аналитических таблиц;
  • метод построения систем аналитических показателей;
  • метод экспертных оценок;
  • метод сценариев;
  • психологические и морфологические методы и т.п.

       Количественные методы – это  приемы, использующие математику. Их  можно разделить на бухгалтерские,  статистические, классические методы  анализа, экономико-математические  и т.д.

     К часто используемым методам финансового  анализа относятся:

    • метод абсолютных, относительных и средних величин;
    • метод сравнения;
    • вертикальный анализ;
    • горизонтальный анализ;
    • трендовый анализ;
    • факторный анализ;
    • анализ с помощью финансовых коэффициентов;
    • метод экспертных оценок.

     Абсолютные  показатели характеризуют численность, объем (размер) изучаемого процесса. Они  всегда имеют какую-нибудь единицу  измерения: натуральную, условно-натуральную, денежную.

     Относительные показатели представляют отношение  абсолютных (или других относительных) показателей, то есть количество единиц одного показателя, приходящееся на одну единицу другого показателя.

     Средняя величина является специальным статистическим показателем, используемым для обобщения  данных.

     Метод сравнения – логический метод  анализа. Вопрос сравнения решается по принципу «лучше или хуже», «больше  или меньше».[15, стр. 371]

     Вертикальный  анализ – представление финансового  отчета в виде относительных показателей. Такое представление позволяет  увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге. выделяют две основные черты вертикального  анализа:

    • переход к относительным показателям позволяет проводить сравнительный анализ предприятий с учетом отраслевой специфики и других характеристик;
    • относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые искажают абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затрудняют их сопоставление в динамике.

     Горизонтальный  анализ заключается в построении одной или нескольких аналитических  таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами  роста (снижения). Как правило, берут  базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет  анализировать изменение отдельных  статей и прогнозировать их значения.

     Трендовый анализ – часть перспективного анализа, необходим в управлении для финансового  прогнозирования. Тренд – это  путь развития. Тренд определяется на основе анализа временных рядов  следующим образом: строится график возможного развития основных показателей  организации, определяется среднегодовой  темп прироста и рассчитывается прогнозное значение показателя. Это самый простой  способ финансового прогнозирования. Анализ временных рядов позволяет  решать следующие задачи:

    • изучить структуру временного ряда, включающую тренд – закономерные изменения среднего уровня параметров, а также случайные колебания;
    • изучить причинно-следственные взаимосвязи между процессами;
    • построить математическую модель временного ряда.
    • Анализ тренда предназначен для исследования изменений среднего значения временного ряда с построением математической модели тренда и с прогнозированием на этой основе будущих значений ряда.

     Каждый  результативный показатель зависит  от различных факторов. Под факторным  анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения  воздействия факторов на величину результативных показателей. Различают следующие  типы факторного анализа:

    • функциональный и вероятностный;
    • прямой (дедуктивный) и обратный (индуктивный);
    • одноступенчатый и многоступенчатый;
    • статический и динамический;
    • пространственный и временной;
    • ретроспективный и перспективный.

      Основными этапами факторного анализа являются:

    • отбор факторов, которые определяют исследуемые результативные показатели.
    • классификация и систематизация их с целью обеспечения возможностей системного подхода.
    • определение формы зависимости между факторами и результативными показателями.
    • моделирование взаимосвязей между результативным показателем и факторами.
    • расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.
    • работа с факторной моделью.

     Создать факторную систему – значит представить  изучаемое явление в виде алгебраической суммы, частного или произведения нескольких факторов, которые воздействуют на величину этого явления и находятся  с ним в функциональной зависимости.

     Финансовые  коэффициенты применяются для анализа  финансового состояния предприятия  и представляют собой относительные  показатели, определяемые по данным отчетного  баланса и отчета о прибылях и  убытках.

     Для расчета финансовых коэффициентов  финансовые отчеты приводятся в аналитическую  форму.

     Критерии  оценки финансового состояния предприятия  с помощью финансовых коэффициентов  подразделяют на следующие группы:

    • ликвидность и платежеспособность;
    • финансовая устойчивость;
    • деловая активность;
    • рентабельность;
    • эффективность использования активов.

     Преимущества  метода коэффициентов:

    • возможность получить информацию, представляющую интерес для всех категорий пользователей;
    • простота и оперативность расчета;
    • возможность выявить тенденции в изменении финансового положения предприятия;
    • возможность оценить финансовое состояние исследуемого предприятия относительно других аналогичных предприятий;
    • устранение искажающего влияния инфляции.

     Экспертные  методы используются в тех случаях, когда не подходят инструментальные и при измерениях нельзя опереться  на физические явления или они  очень сложны.

     Целью финансового анализа является получение  наиболее информативных параметров, дающих объективную и наиболее точную картину финансового состояния  предприятия. Цель анализа достигается  в результате решения определенного  набора задач.

     Финансовый  анализ выполняет следующие функции:

    • изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей экономических явлений в конкретных условиях предприятия;
    • научное обоснование текущих и перспективных планов;
    • контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов;
    • поиск резервов повышения эффективности производства;
    • оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей и диагностика его положения на рынке товаров и услуг;
    • разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов. [17, стр. 78]

Ликвидность баланса определяется как степень  покрытия обязательств организации  ее активами, срок превращения которых  в деньги соответствует сроку  погашения обязательств.

Анализ  ликвидности баланса заключается  в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности  и расположенных в порядке  убывания ликвидности, с обязательствами  по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в  порядке возрастания сроков.

Для анализа  устойчивости финансового положения  предприятия целесообразно рассчитывать показатели оценки платежеспособности и ликвидности. Показатели могут  быть представлены финансовыми коэффициентами, величиной чистого оборотного капитала и коэффициентами структуры оборотных  активов.[7, стр. 299]

                              Таблица 1. Показатели платежеспособности и ликвидности

Показатель Экономическое

содержание

Расчет показателя Формула расчета  показателя по данным баланса Рекомен-дуемые значения
1 2 3 4 5
Коэффициенты  ликвидности и платежеспособности
1.1 коэффициент текущей платежеспособ-ности Характеризует в какой степени все краткосрочные  обязательства обеспечены оборотными активами Оборотные активы/Кратко-срочная кредиторская задолженность (стр.290-стр.216-стр.244)/ (стр.690-стр.640-стр.650) От 1 до 2
1.2 коэффициент промежуточной платежеспособ-ности  и ликвидности Каковы возможности  предприятия погасить краткосрочные  обязательства имеющимися денежными  средствами, (денежные  средства+кратко-срочные финансовые  вложения+де-биторская задолженность)/краткосрочная  кредиторская задолженность (стр.290-стр.210-стр.244)/(стр.690-стр.640-стр.650) 1 и более
1.3 коэффициент абсолютной ликвидности Какая часть  краткосрочных обязательств может  быть погашена имеющимися денежными  средствами (денежные  средства+кратко-срочные финансовые  вложения)/крат-косрочная кредиторская  задолженность (стр.260+стр.250)/ (стр. 690-стр.640-стр.650) 0,2-0,3
2.1 чистый  оборотный капитал Часть оборотных  активов, которая финансируется  собственным капиталом  Собственный капитал+долго-срочные заемные средства)-внеоборотные активы (стр.490+ стр.590)-стр.190 Рост показателя в динамике – положи-тельная тенденция
2.2 коэффициент  соотношения денежных средств и чистого оборотного капитала Характеризует долю чистого оборотного капитала в денежных средствах Денежные  средства/чистый оборотный капитал Стр.260/ [(стр.290-стр.244-стр.216)-(стр.690- 0-1

Рост  в динамике – поло- жительная  тенденция

2.3 коэффициент  соотношения запасов и чистого  оборотного капитала Характеризует долю чистого оборотного капитала, сявзанного в нереализованных запасах Запасы/чистый оборотный капитал (стр.210-стр.216)/ [(стр.290-стр.244-стр.216 Чем выше показатель и ближе к 1, тем хуже
2.4 коэффициент  соотношения запасов и краткосрочной  задолженности Характеризует степень зависимости платежеспособ-ности  от запасов обязательств Запасы/кратко- срочная кредиторская задолженность (стр.210-стр.216)/ (стр.690-стр.640-стр.650) 0,5 – 0,7
2.5 коэффициент  соотношения дебиторской и кредиторской  задолженности Характеризует общее соотношение расчетов по видам  задолженности предприятия Сумма дебиторской  задолженности/ сумма кредиторской задолженности (стр.230+ стр.240-стр.244)/ (стр.690-стр.640-стр.650)  

Информация о работе Анализ финансового состояния ОАО "Алмазы анабара"