Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 18:58, реферат
Двойственность Смита имеет свое оправдание, так как его задача действительно была двоякой. Стремясь привести экономические знания в систему, он должен был не только абстрактно анализировать внутренние связи, но и описать буржуазное общество, подобрать номенклатуру определений и понятий. Эта двойственность Смита, его непоследовательность в проведении основных научных принципов имела большое значение для дальнейшего развития политической экономии
абстракции. Выделив в экономике ряд основных исходных категорий и связав
их принципиальными зависимостями, можно далее анализировать все более
сложные и конкретные общественные явления. Адам Смит развивал этот
научный метод. Он попытался построить свою систему, положив в основу
такие категории, как разделение труда, обмен, меновая стоимость, и идя
далее к доходам основных классов. Его многочисленные отступления и
описания можно в этом смысле рассматривать как фактические иллюстрации,
имеющие определенную доказательность и ценность. Но Смит не смог
удержаться на этом высоком уровне научного исследования. Описательство,
поверхностные
представления часто
более глубокий аналитический подход. Эта двойственность была объективно
обусловлена эпохой и местом Смита в науке, субъективно - особенностями
его интеллекта.
Маркс в связи с этим писал: "Сам Смит с большой наивностью движется в
постоянном противоречии. С одной стороны, он прослеживает внутреннюю
связь экономических категорий, или скрытую структуру буржуазной
экономической системы. С другой стороны, он ставит рядом с этим связь,
как она дана видимым.образом в явлениях конкуренции и как она, стало
быть, представляется чуждому науке наблюдателю, а равно и человеку,
который практически захвачен процессом буржуазного производства и
практически заинтересован в нем. Оба эти способа понимания, из которых
один проникает во внутреннюю связь буржуазной системы, так сказать в ее
физиологию, а другой только описывает, каталогизирует, рассказывает и
подводит под
схематизирующие определения
проявляется в жизненном процессе, в том виде, в каком оно проявляется и
выступает наружу,- оба эти способа понимания у Смита не только
преспокойно уживаются один подле другого, но и переплетаются друг с
другом и постоянно друг другу противоречат". Далее Маркс говорит, что
двойственность Смита имеет свое оправдание, так как его задача
действительно была двоякой. Стремясь привести экономические знания в
систему, он должен был не только абстрактно анализировать внутренние
связи, но и описать буржуазное общество, подобрать номенклатуру
определений и понятий. Эта двойственность Смита, его
непоследовательность в проведении основных научных принципов имела
большое значение для дальнейшего развития политической экономии. Давид
Рикардо был, вероятно, первым, кто критиковал шотландца, защищая
Смита-аналитика от Смита-описателя. Вместе с тем на "Богатство народов"
могли опираться и те авторы, которые, в отличие от Рикардо, развивали
поверхностные,
вульгарные представления Смита.
Литература
М. Хоркхаймер, Т. В. Адорно. Понятие просвещения // Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М., С-Пб., 1997, с. 16-60
Д. Рикуперати. Культурология Человек Просвещения // Мир Просвещения. Исторический словарь. М., 2003, с. 15-29
Информация о работе Адам Смитт - мыслитель эпохи возрождения