Зарплата и проблемы её регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – заработная плата.

Предмет исследования – определение сущности заработной платы и необходимости ее государственного регулирования.

Цель работы: изучение заработной платы и проблем ее урегулирования в Республике Беларусь.

Содержание

Введение

1 Сущность, виды, функции заработной платы и факторы ее определяющие

2 Равновесная ставка заработной платы и дифференциация ставок заработной платы

3 Современное состояние уровня заработной платы в Республике Беларусь и проблема ее урегулирования

3.1 Анализ заработной платы в Республике Беларусь

3.2 Государственное регулирование оплаты труда в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Зарплата курсач.doc

— 390.00 Кб (Скачать)

Совершенствование оплаты труда требует:

        пересмотра минимальной заработной платы и тариф­ной ставки первого разряда, приближения их к величине про­житочного минимума трудоспособного человека. Так с 1 октября 2011 года тарифная ставка первого разряда была повышена с 118 000 до 151 000 рублей. Повышение составило 28%. Бюджет прожиточного минимума составляет в Беларуси с 1 ноября 574 790 рублей [11];

        усиления зависимости оплаты труда от результатов хо­зяйствования;

        совершенствования системы налогообложения, которая должна содействовать усилению мотивации труда работников, развитию их деловой активности и предпринимательства.

Одним из механизмов государственного регулирования доходов населения является социальное партнерство, обеспе­чивающее взаимодействие органов государственного управле­ния, профсоюзов и нанимателей [16, c. 25].

Правовую основу социального партнерства в республике составляют действующая Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс, Законы «О профессиональных союзах», «Об общественных объединениях», Указ Президента Республики Беларусь «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь», Положение об органи­зации взаимодействия государственных органов, профессиональ­ных союзов и нанимателей в целях предотвращения массовой безработицы. Однако незрелость трудовых отношений, их несоответствие условиям рыночной экономики не позволяют на сегодняшний день в пол­ной мере использовать механизм социального партнерства. В перспективе это направление должно получить дальнейшее развитие.

Необходимо также отметить, что 10 мая 2011 г. Президентом Республики Беларусь был издан Указ №181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» [17].

В соответствии с данным Указом наниматели получили право самостоятельно определять систему, условия и порядок оплаты труда работников.

Коммерческие организации и индивидуальные предприниматели при введении новых условий оплаты труда работников, в том числе без применения ЕТС РБ, обязаны обеспечить:

        недопущение снижения размеров заработной платы работников на момент их введения;

        соблюдение для работников гарантий, предусмотренных законодательством о труде.

Повышение тарифных ставок и окладов теперь зависит от результатов работы и в пределах имеющихся финансовых возможностей нанимателя. Ограничение размера премии, включаемой  в состав затрат в размере 80%, теперь отменено [18].

Таким образом, регулирование доходов населения и заработной платы является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, направленной на обеспечение устойчивого роста уровня жизни людей и сокращение бедности.

Основное направление в области политики оплаты труда – создание условий, позволяющих экономически активной части населения республики зарабатывать достаточные средства за счет личного трудового вклада.

Развитие рыночных отношений вносит существенные изменения в содержание, направление и методы регулирования. Если в плановой экономике политика доходов и оплаты труда отождествлялась с патерналистской ролью государства, жестким централизованным распределением социальных благ, бюджетными источниками финансирования, то в последние годы все больше внимания уделяется экономическому регулированию социальных процессов, происходящих в обществе. Главной целью такой политики становится создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и своей семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства слабозащищенных групп населения. При этом в основу новых подходов положены принципы социальной ответственности всех членов общества, отказа от социального иждивенчества и перехода к социальным гарантиям, что означает прежде всего защиту прав человека на свободный труд, создание системы, обеспечивающей определенные жизненные стандарты.

 

 


Заключение

В соответствии с задачами исследования были сформулированы следующие выводы:

1.        рассмотрена сущность, виды, функции заработной платы и факторы ее определяющие;

2.        обоснована равновесная ставка заработной платы и дифференциация ставок заработной платы;

3.        проанализирована динамика заработной платы в Республике Беларусь;

4.        охарактеризовано государственное регулирование заработной платы в Республике Беларусь.

Таким образом, заработная плата – это денежное выражение стоимости това­ра, каковым является рабочая сила, или цена труда. Выделяют такие виды заработной платы, как номинальная, располагаемая и реальная заработная плата, а также денежную и неденежную формы оплаты труда.

Заработная плата выполняет несколько функций, наиболее важные из них – воспроизводственная, стимулирующая, статусная, регулирующая (распределительная), производственно-долевая и др.

Существует целый ряд факторов, определяющих заработную плату. Первый фактор заключается в том, что при одной и той же величине выручки от продажи произведенных товаров повышение заработной платы означает сокращение прибыли, которую присваивает предприниматель. Другим составляющим фактором является производительность труда. Если рост произво­дительности отстает от увеличения заработной платы, эффектив­ность падает и выгодность производства убывает.

В точке пересечения кривой спроса и предложения спрос на труд равен предложению труда, т. е. рынок труда находится в равновесном состоянии. Это означает, что все предприниматели, согласные платить определенный уровень заработной пла­ты, находят на рынке необходимое количество труда, их спрос на труд удовлетворен полностью. В положении рыночного равновесия полностью трудоустроены все работники, готовые предложить свои услу­ги при определенном уровне заработной платы. Поэтому точка пересечения кривой спроса и предложения определяет положение полной занятости.

Размер заработной платы зависит от качества труда, квалификации и профессиональной подготовки, влияющих на размер предельного продукта труда. В результате для рынка тру­да характерно наличие неконкурирующих друг с другом групп работ­ников. Дифференциация в зара­ботной плате, которая вызывается необходимостью компенсировать не­материальные различия в характере самого труда, называется уравни­вающими, или компенсационными (компенсирующими), различия­ми. Существуют и такие различия в характере труда и в размерах зара­ботков, которые не относятся к типу уравнивающих различий. Это раз­личия, вытекающие из объективных качественных особенностей, - раз­ных способностей людей, таланта.

Можно отметить, что за последние годы отмечалась тенденция увеличения номинальной заработной платы с относительно небольшим ее увеличением в реальном выражении. В то же время существует тенденция увеличения средней заработной платы в белорусских рублях, однако ее уменьшение в долларовом эквиваленте.

Таким образом, регулирование доходов населения и заработной платы является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, направленной на обеспечение устойчивого роста уровня жизни людей и сокращение бедности.

Основное направление в области политики оплаты труда – создание условий, позволяющих экономически активной части населения республики зарабатывать достаточные средства за счет личного трудового вклада.

Главной целью такой политики становится создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и своей семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства слабозащищенных групп населения. При этом в основу новых подходов положены принципы социальной ответственности всех членов общества, отказа от социального иждивенчества и перехода к социальным гарантиям, что означает прежде всего защиту прав человека на свободный труд, создание системы, обеспечивающей определенные жизненные стандарты.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

 

1                    ТК РБ

2                    Новое в оплате труда / [сост. Д.Г. Скрипченко]. Мн.: Промкомплекс, 2010. – 191 с.;

3                    Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник для студентов экон. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / Э. А Лутохина [и др.]; под ред. Э.А. Лутохиной. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2005. – 400 с.;

4                    Иохин, В.Я. Экономическая теория. Учебник. М.: Экономист, 2004. – 861 с.;

5                    Яковлева, Т.Г. Мотивация персонала. Построение эффективной системы оплаты труда. Спб.: ПитерПресс, 2009. – 238 с.;

6                    Анищенко, Н.И. Все о заработной плате: вопросы организации и бухгалтерского учета: практическое пособие. 2-е изд., доп. и перераб. Мн.: Издательство Гревцова, 2009. 255 с.

7                    Курс экономической теории: учебник. 5-е доп. и перераб. изд. Киров: «АСА», 2004. – 832 с.;

8                    Новицкий, Н.И. Организация, планирование и управление производством: учебно-методическое пособие / Н.И. Новицкий, В.П. Пашуто; под ред. Н.И. Новицкого. М.: Финансы и статистика, 2008. 574 с.

9                    belstat

10               http://www.moyby.com

11               http://mojazarplata.by

12               http://tut.by

13               Министерстве труда и социальной защиты

14               Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов, Я.М. Алексондрович, А.В, Богданович и др.; под ред. д-ра экон. наук, проф. В.Н. Шимова. – 3-е изд., перераб. и доп. Мн.: БГЭУ, 2009. – 751 с.;

15               Волович, С.Л. Роль государства в решении социальных проблем // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2010. №10. – с. 38-39.;

16               Абалкин, Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. // Вопросы экономики. 2007. № 6. – c. 24-27.

17               Указ

18               http://www.belta.by

 

29

 



Информация о работе Зарплата и проблемы её регулирования