Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 21:25, курсовая работа
Объект исследования – заработная плата.
Предмет исследования – определение сущности заработной платы и необходимости ее государственного регулирования.
Цель работы: изучение заработной платы и проблем ее урегулирования в Республике Беларусь.
Введение
1 Сущность, виды, функции заработной платы и факторы ее определяющие
2 Равновесная ставка заработной платы и дифференциация ставок заработной платы
3 Современное состояние уровня заработной платы в Республике Беларусь и проблема ее урегулирования
3.1 Анализ заработной платы в Республике Беларусь
3.2 Государственное регулирование оплаты труда в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Примечание – Источник [9]
По данным таблицы 3.1.3 видно, что наибольшая номинальная среднемесячная заработная плата в 2005-2011 годах наблюдалась в таких отраслях экономики как строительство, связь, наука и научное обслуживание. Наименьший уровень заработной платы в Республике Беларусь традиционно относится к таким отраслям как сельское хозяйство, образование и торговля и общественное питание. Но если в отраслях сельского хозяйства и торговли и общественного питания уровень образования работников довольно низкий, то в отрасли образования требуется, как правило, наличие высшего образования у работников. Данная особенность существенно отличает Республику Беларусь от развитых стран, где специальности отрасли образования считаются очень престижными и высокооплачиваемыми.
В Беларуси межотраслевая дифференциация в оплате труда работников по видам экономической деятельности за январь-май текущего года составила 2,7 раза и снизилась по сравнению с 2000-м на 21%.
Для сравнения: разница между самыми высокооплачиваемыми и самыми низкооплачиваемыми категориями работников различных отраслей в 2000 году была 6,7 раза, в 2003-м - 6,3 раза, в 2005-м - 4,6 раза, в 2008 и 2009 годах - 3,6 раза, в 2010 году - 3 раза [13].
Таким образом, можно отметить, что за последние годы отмечалась тенденция увеличения номинальной заработной платы с относительно небольшим ее увеличением в реальном выражении. В то же время существует тенденция увеличения средней заработной платы в белорусских рублях, однако ее уменьшение в долларовом эквиваленте.
Задачей первоочередной важности при регулировании доходов населения является выработка мер воздействия на процессы образования доходов (их объемы, структуру, динамику, источники поступления), направления использования, покупательскую способность и распределение доходов между различными группами населения.
В системе государственного регулирования доходов населения в условиях формирования рыночных отношений центральное место занимает социально справедливое распределение доходов [14, c. 655].
Рынок не обеспечивает социальную справедливость в обществе, наоборот, способствует углублению социальной дифференциации населения, расширяет разрыв между богатыми и бедными, и государство берет на себя регулирование распределения дохода. Эта задача решается различными приемами и методами, например, путем вмешательства в функционирование рынка с помощью системы налогов и других платежей. Через механизм налогообложения и государственные расходы на социальное обеспечение все большая доля национального дохода переходит от относительно богатых к относительно бедным.
При выработке мер государственного воздействия на образование и использование доходов населения широко применяются балансы денежных доходов и расходов населения.
Балансы денежных доходов и расходов населения разрабатываются по республике в целом, а также по областям, районам, городам и отдельным социальным группам населения и имеют многоцелевое назначение. Они включаются в состав плановых, программных и прогнозных документов, отражающих социально-экономические процессы.
Балансы денежных доходов и расходов населения показывают общий объем и структуру денежных доходов и расходов населения, реальные и номинальные доходы, а также покупательную способность населения. Они позволяют представить доходы и расходы населения по источникам образования и направлениям использования денежных средств, отразить денежный оборот между населением и предприятиями, учреждениями, организациями, а также экономические отношения между государством и населением, положение отдельных социальных групп населения.
Балансы дают возможность регулировать соотношение между величиной денежных средств, их сбережениями и товарными ресурсами, объемами платных услуг, предоставляемых населению.
Принципиальная схема баланса денежных доходов и расходов населения представлена в таблице 3.2.1.
Наибольший удельный вес в денежных доходах населения занимает оплата труда, которая призвана выполнять стимулирующую функцию в соответствии с полезностью труда, его качеством и количеством и обеспечивать воспроизводство рабочей силы. Поэтому политика доходов должна строиться, в первую очередь, исходя из политики в области оплаты труда, включая все виды оплаты труда для всех категорий работающих.
В Республике Беларусь на первой стадии экономических преобразований политика государства в области оплаты труда была направлена на решение важнейших задач того периода – финансовой стабилизации, сохранения определенного уровня заработной платы низкооплачиваемых слоев населения и реальной стоимости социальных выплат путем их периодических централизованных повышений или индексации.
В 1991-1992 гг. с принятием Законов «О предприятиях в Республике Беларусь», «О минимальной заработной плате и государственных гарантиях в области оплаты труда», «О минимальном потребительском бюджете», «Об индексации доходов населения с учетом инфляции» и других были сделаны первые шаги по переходу к рыночным принципам оплаты труда. Дальнейшее реформирование оплаты труда связано с разработкой новой концепции оплаты труда, одобренной Кабинетом Министров Республики Беларусь в 1995 г., изменениями, внесенными в Кодекс законов о труде: Законом «О коллективных договорах и соглашениях», Указами Президента Республики Беларусь в части повышения заработной платы на предприятиях государственной формы собственности «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)», «О развитии социального партнерства», «Об индексации заработной платы» и другими [15, c. 38].
Таблица 3.2.1 – Баланс денежных доходов и расходов населения
Доходы | Расходы и сбережения |
1. Оплата труда 2. Доходы рабочих и служащих от предприятий и организаций, кроне оплаты труда 3. Поступления от продажи продуктов сельского хозяйства 4. Пенсии и пособия 5. Стипендии 6. Доходы от собственности 7. Поступления из финансовой системы всего, в том числе: а) страховые возмещения; б) ссуды на индивидуальное жилищное строительство и другие цели; в) изменение задолженности по ссудам, выданным на потребительские цели; г) проценты по вкладам; д) выигрыши и погашения по займам; е) изменение задолженности населения по покупке товаров в кредит (прирост, уменьшение); ж) изменение задолженности по ссудам лицам, осуществляющим деятельность без образования юридического лица (прирост, уменьшение); и) возмещение ущерба репрессированным гражданам. 8. Прочие поступления: а) от продажи вещей через комиссионные магазины и скупочные пункты; б) от продажи утильсырья, металлолома и др.; в) другие доходы 9. Деньги, полученные по переводам (за вычетом переведенных и внесенных сумм) | 1. Покупка товаров и оплата услуг, всего, в том числе: а) покупка товаров по всем каналам реализации; б) оплата услуг и другие расходы - всего, в том числе: оплата жилья и коммунальных услуг; оплата бытовых услуг; оплата услуг системы образовании; расходы на путевки в санатории и дома отдыха, туризм и медицинские услуги; расходы на кино, театры и другие зрелища; расходы на все виды транспорта; оплата услуг связи; прочие расходы 2. Обязательные платежи и добровольные взносы - всего; в том числе: а) налоги и сборы; б) платежи по страхованию; в) возврат ссуд; г) страховые взносы в частные пенсионные фонды д) приобретение лотерейных билетов; е) проценты за товарный кредит; ж) обязательные страховые взносы в пенсионный фонд; 3. Прирост сбережений во вкладах и в ценных бумагах – всего; в том числе: а) прирост вкладов в учреждениях сберегательного банка; б) прирост вкладов в коммерческих банках; в) приобретение облигаций внутренних займов; г) прирост (уменьшение) средств физических лиц, депонированных в банках для расчетов с использованием пластиковых карт; ж) приобретение акций предприятий 4. Покупка жилых помещении Расходы населения на приобретение иностранной валюты |
Всего денежных доходов Превышение расходов над доходами Баланс | Всего денежных расходов и сбережений Превышение доходов над расходами Баланс |
Примечание – Источник [16, с. 670]
Согласно новой концепции оплаты труда в Республике Беларусь, основной и наиболее эффективной формой регулирования заработной платы является многоуровневая коллективно-договорная система, позволяющая полно отразить интересы заинтересованных сторон при установлении уровня и условий оплаты труда, т.е. интересы нанимателей и наемных работников. Договорное регулирование заработной платы предусматривает применение генерального, отраслевых (тарифных) соглашений, коллективных и трудовых договоров.
В рамках генерального соглашения, исходя из уровня развития производительных сил, определяется соотношение минимальной заработной платы и минимального потребительского бюджета.
В отраслевых (тарифных) соглашениях определяются: минимальные месячные (почасовые) тарифные ставки по основным видам деятельности в отраслях, соотношения минимальных тарифных ставок по отраслевым профессионально-
В коллективных договорах определяются формы, системы и размеры оплаты труда работников предприятия, а также другие условия оплаты труда.
В трудовых договорах (контрактах) между работником и нанимателем устанавливаются индивидуальные условия и нормы оплаты труда, которые не могут быть ниже предусмотренных коллективным договором. Все вопросы оплаты труда регулируются путем переговоров между объединениями нанимателей и профсоюзами.
Государственная политика Республики Беларусь на современном этапе направлена на повышение цены рабочей силы, рост заработной платы в зависимости от увеличения объемов производства, сокращения чрезмерной дифференциации в оплате труда между отраслями, категориями и группами работников. При этом закладываются новые подходы к регулированию оплаты труда во всех сферах деятельности.
Однако следует признать, что в настоящее время механизм коллективно-договорного регулирования не обеспечивает в должной мере рост экономических результатов деятельности предприятий, отраслей, регионов. Не обеспечивает он и оптимального баланса интересов нанимателей и наемных работников, выполнение соглашений и договоров в области оплаты труда. Например, не полностью выполняются соглашения между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзами, а также многие отраслевые тарифные соглашения и коллективные договоры.
Важная роль в регулировании оплаты труда отводится минимальной заработной плате, выступающей важнейшим социальным нормативом. Государство законодательно устанавливает нижний предел (минимальный размер) заработной платы, которая призвана:
• гарантировать минимальный уровень оплаты труда;
• обеспечивать воспроизводство рабочей силы;
• служить исходной величиной для дифференциации оплаты труда в зависимости от его сложности, квалификации работающего, условий и сфер приложения труда, а также при заключении договоров между наемными работниками и работодателями [17, c. 24].
Размер минимальной заработной платы устанавливается ежегодно с 1 января исходя из показателей бюджета Республики Беларусь, утвержденного на очередной бюджетный (финансовый) год. В течение года минимальная заработная плата подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации доходов населения с учетом инфляции.
Месячная минимальная заработная плата в Беларуси в августе 2011 года составила 687 370 рублей. Часовая минимальная зарплата - 4 050 рублей [11].
Приостановка с 1993 г. Закона «О минимальной заработной плате и государственных гарантиях в области оплаты труда» была продиктована политикой в области занятости населения, однако на сегодняшний день роль и значение минимальной заработной платы как социального стандарта целесообразно восстановить и повысить.
Важнейшей проблемой в области регулирования оплаты труда является оплата труда в бюджетной сфере и внебюджетном секторе экономики. На сегодняшний день в республике наблюдается необоснованный рост различий в оплате труда в этих сферах, что требует выработки соответствующих мер со стороны государства.
В государственной политике в области оплаты труда, выделяющей два направления – оплата труда во внебюджетном секторе экономики и оплата труда в бюджетной сфере, необходимо обеспечить:
в рамках первого направления – дальнейшее развитие системы соглашений между работодателями и работниками на всех уровнях социального партнерства, определяющей их взаимную ответственность и полномочия; повышение эффективности действующей тарифной системы, усилив ее воспроизводственную и стимулирующую функции;
в рамках второго направления – совершенствование оплаты труда путем уточнения параметров Единой тарифной сетки в органической увязке с механизмом надбавок и доплат, дополнительным стимулированием труда высококвалифицированных работников (с учетом надбавок к должностным окладам за непрерывный стаж работы и высокую результативность труда), повышения ставок заработной платы работников бюджетной сферы не только в зависимости от темпов роста потребительских цен (индексация ставок), но и с учетом динамики заработной платы во внебюджетном секторе экономики. Этой же цели должны служить и меры, компенсирующие работникам бюджетной сферы потери в связи с инфляцией [15, c. 39].