Зарплата и проблемы её регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – заработная плата.

Предмет исследования – определение сущности заработной платы и необходимости ее государственного регулирования.

Цель работы: изучение заработной платы и проблем ее урегулирования в Республике Беларусь.

Содержание

Введение

1 Сущность, виды, функции заработной платы и факторы ее определяющие

2 Равновесная ставка заработной платы и дифференциация ставок заработной платы

3 Современное состояние уровня заработной платы в Республике Беларусь и проблема ее урегулирования

3.1 Анализ заработной платы в Республике Беларусь

3.2 Государственное регулирование оплаты труда в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Зарплата курсач.doc

— 390.00 Кб (Скачать)

Примечание – Источник [9]

 

По данным таблицы 3.1.3 видно, что наибольшая номинальная среднемесячная заработная плата в 2005-2011 годах наблюдалась в таких отраслях экономики как строительство, связь, наука и научное обслуживание. Наименьший уровень заработной платы в Республике Беларусь традиционно относится к таким отраслям как сельское хозяйство, образование и торговля и общественное питание. Но если в отраслях сельского хозяйства и торговли и общественного питания уровень образования работников довольно низкий, то в отрасли образования требуется, как правило, наличие высшего образования у работников. Данная особенность существенно отличает Республику Беларусь от развитых стран, где специальности отрасли образования считаются очень престижными и высокооплачиваемыми.

В Беларуси межотраслевая дифференциация в оплате труда работников по видам экономической деятельности за январь-май текущего года составила 2,7 раза и снизилась по сравнению с 2000-м на 21%.

Для сравнения: разница между самыми высокооплачиваемыми и самыми низкооплачиваемыми категориями работников различных отраслей в 2000 году была 6,7 раза, в 2003-м - 6,3 раза, в 2005-м - 4,6 раза, в 2008 и 2009 годах - 3,6 раза, в 2010 году - 3 раза [13].

Таким образом, можно отметить, что за последние годы отмечалась тенденция увеличения номинальной заработной платы с относительно небольшим ее увеличением в реальном выражении. В то же время существует тенденция увеличения средней заработной платы в белорусских рублях, однако ее уменьшение в долларовом эквиваленте.

 

3.2 Государственное регулирование оплаты труда в Республике Беларусь

 

 

Задачей первоочередной важности при регулировании доходов населения является выработка мер воздействия на процессы образования доходов (их объемы, структуру, дина­мику, источники поступления), направления использования, покупательскую способность и распределение доходов меж­ду различными группами населения.

В системе государственного регулирования доходов насе­ления в условиях формирования рыночных отношений цент­ральное место занимает социально справедливое распределе­ние доходов [14, c. 655].

Рынок не обеспечивает социальную справедли­вость в обществе, наоборот, способствует углублению социаль­ной дифференциации населения, расширяет разрыв между бо­гатыми и бедными, и государство берет на себя регулирование распределения дохода. Эта задача решается различными при­емами и методами, например, путем вмешательства в функци­онирование рынка с помощью системы налогов и других пла­тежей. Через механизм налогообложения и государственные расходы на социальное обеспечение все большая доля нацио­нального дохода переходит от относительно богатых к относи­тельно бедным.

При выработке мер государственного воздействия на обра­зование и использование доходов населения широко применя­ются балансы денежных доходов и расходов населения.

Балансы денежных доходов и расходов населения разра­батываются по республике в целом, а также по областям, райо­нам, городам и отдельным социальным группам населения и имеют многоцелевое назначение. Они включаются в состав плановых, программных и прогнозных документов, отражаю­щих социально-экономические процессы.

Балансы денежных доходов и расходов населения показы­вают общий объем и структуру денежных доходов и расходов населения, реальные и номинальные доходы, а также покупа­тельную способность населения. Они позволяют представить доходы и расходы населения по источникам образования и направлениям использования денежных средств, отразить денежный оборот между населением и предприятиями, учреж­дениями, организациями, а также экономические отношения между государством и населением, положение отдельных со­циальных групп населения.

Балансы дают возможность регулировать соотношение меж­ду величиной денежных средств, их сбережениями и товарны­ми ресурсами, объемами платных услуг, предоставляемых на­селению.

Принципиальная схема баланса денежных доходов и рас­ходов населения представлена в таблице 3.2.1.

Наибольший удельный вес в денежных доходах населе­ния занимает оплата труда, которая призвана выполнять сти­мулирующую функцию в соответствии с полезностью труда, его качеством и количеством и обеспечивать воспроизвод­ство рабочей силы. Поэтому политика доходов должна стро­иться, в первую очередь, исходя из политики в области опла­ты труда, включая все виды оплаты труда для всех категорий работающих.

В Республике Беларусь на первой стадии экономических преобразований политика государства в области оплаты труда была направлена на решение важнейших задач того периода – финансовой стабилизации, сохранения определенного уровня заработной платы низкооплачиваемых слоев населения и ре­альной стоимости социальных выплат путем их периодиче­ских централизованных повышений или индексации.

В 1991-1992 гг. с принятием Законов «О предприятиях в Республике Беларусь», «О минимальной заработной плате и государственных гарантиях в области оплаты труда», «О мини­мальном потребительском бюджете», «Об индексации доходов населения с учетом инфляции» и других были сделаны пер­вые шаги по переходу к рыночным принципам оплаты труда. Дальнейшее реформирование оплаты труда связано с раз­работкой новой концепции оплаты труда, одобренной Кабине­том Министров Республики Беларусь в 1995 г., изменениями, внесенными в Кодекс законов о труде: Законом «О коллектив­ных договорах и соглашениях», Указами Президента Респуб­лики Беларусь в части повышения зара­ботной платы на предприятиях государственной формы собственности «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)», «О развитии социального партнерства», «Об индексации заработной платы» и другими [15, c. 38].

 

Таблица 3.2.1 – Баланс денежных доходов и расходов населения

Доходы

Расходы и сбережения

1.                  Оплата труда

2.                  Доходы рабочих и служащих от предприятий и организаций, кроне оплаты труда

3.                  Поступления от продажи продуктов сельского хозяйства

4.                  Пенсии и пособия

5.                  Стипендии

6.                  Доходы от собственности

7.                  Поступления из финансовой системы всего, в том числе:

а)              страховые возмещения;

б)              ссуды на индивидуальное жилищное строительство и другие цели;

в)              изменение задолженности по ссудам, выданным на потребительские цели;

г)              проценты по вкладам;

д)              выигрыши и погашения по займам;

е) изменение задолженности населения по покупке товаров в кредит (прирост, уменьшение);

ж) изменение задолженности по ссудам лицам, осуществляющим деятельность без образования юридического лица (прирост,

уменьшение);

и) возмещение ущерба репрессированным гражданам.

8.              Прочие поступления:

а) от продажи вещей через комиссионные магазины и скупочные пункты;

б) от продажи утильсырья, металлолома и др.;

в) другие доходы

9.              Деньги, полученные по переводам (за вычетом переведенных и внесенных сумм)

1.                  Покупка товаров и оплата услуг, всего, в том числе: а) покупка товаров по всем каналам реализации; б) оплата услуг и другие расходы - всего, в том числе: оплата жилья и коммунальных услуг; оплата бытовых услуг; оплата услуг системы образовании; расходы на путевки в санатории и дома отдыха, туризм и медицинские услуги; расходы на кино, театры и другие зрелища; расходы на все виды транспорта; оплата услуг связи; прочие расходы

2.                  Обязательные платежи и добровольные взносы - всего; в том числе:

а)              налоги и сборы;

б)              платежи по страхованию;

в)              возврат ссуд;

г)              страховые взносы в частные пенсионные фонды

д)              приобретение лотерейных билетов;

е)              проценты за товарный кредит;

ж)              обязательные страховые взносы в пенсионный фонд;

3.              Прирост сбережений во вкладах и в ценных бумагах – всего; в том числе:

а)              прирост вкладов в учреждениях сберегательного банка;

б)              прирост вкладов в коммерческих банках;

в)              приобретение облигаций внутренних займов;

г)              прирост (уменьшение) средств физических лиц, депонированных в банках для расчетов с использованием пластиковых карт;

ж) приобретение акций предприятий

4. Покупка жилых помещении

Расходы населения на приобретение иностранной валюты

Всего денежных доходов

Превышение расходов над доходами

Баланс

Всего денежных расходов и сбережений

Превышение доходов над расходами

Баланс

Примечание – Источник [16, с. 670]

 

Согласно новой концепции оплаты труда в Республике Бе­ларусь, основной и наиболее эффективной формой регулирова­ния заработной платы является многоуровневая коллек­тивно-договорная система, позволяющая полно отразить ин­тересы заинтересованных сторон при установлении уровня и условий оплаты труда, т.е. интересы нанимателей и наемных работников. Договорное регулирование заработной платы предусматривает применение генерального, отраслевых (тарифных) соглашений, коллективных и трудовых договоров.

В рамках генерального соглашения, исходя из уровня раз­вития производительных сил, определяется соотношение ми­нимальной заработной платы и минимального потребительского бюджета.

В отраслевых (тарифных) соглашениях определяются: минимальные месячные (почасовые) тарифные ставки по ос­новным видам деятельности в отраслях, соотношения мини­мальных тарифных ставок по отраслевым профессионально-квалификационным группам работников, а также минимальные размеры доплат и надбавок, характерных для отрасли.

В коллективных договорах определяются формы, системы и размеры оплаты труда работников предприятия, а также дру­гие условия оплаты труда.

В трудовых договорах (контрактах) между работником и нанимателем устанавливаются индивидуальные условия и нормы оплаты труда, которые не могут быть ниже предусмот­ренных коллективным договором. Все вопросы оплаты труда регулируются путем переговоров между объединениями нанимателей и профсоюзами.

Государственная политика Республики Беларусь на со­временном этапе направлена на повышение цены рабочей силы, рост заработной платы в зависимости от увеличения объемов производства, сокращения чрезмерной дифференциации в опла­те труда между отраслями, категориями и группами работни­ков. При этом закладываются новые подходы к регулированию оплаты труда во всех сферах деятельности.

Однако следует признать, что в настоящее время механизм коллективно-договорного регулирования не обеспечивает в дол­жной мере рост экономических результатов деятельности пред­приятий, отраслей, регионов. Не обеспечивает он и оптималь­ного баланса интересов нанимателей и наемных работников, выполнение соглашений и договоров в области оплаты труда. Например, не полностью выполняются соглашения между Пра­вительством Республики Беларусь, республиканскими объеди­нениями нанимателей и профсоюзами, а также многие отрас­левые тарифные соглашения и коллективные договоры.

Важная роль в регулировании оплаты труда отводится минимальной заработной плате, выступающей важнейшим социальным нормативом. Государство законодательно устана­вливает нижний предел (минимальный размер) заработной пла­ты, которая призвана:

•        гарантировать минимальный уровень оплаты труда;

•        обеспечивать воспроизводство рабочей силы;

•        служить исходной величиной для дифференциации опла­ты труда в зависимости от его сложности, квалификации рабо­тающего, условий и сфер приложения труда, а также при заклю­чении договоров между наемными работниками и работодате­лями [17, c. 24].

Размер минимальной заработной платы устанавливается ежегодно с 1 января исходя из показателей бюджета Республики Беларусь, утвержденного на очередной бюджетный (финансовый) год. В течение года минимальная заработная плата подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации доходов населения с учетом инфляции.

Месячная минимальная заработная плата в Беларуси в августе 2011 года составила 687 370 рублей. Часовая минимальная зарплата - 4 050 рублей [11].

Приостановка с 1993 г. За­кона «О минимальной заработной плате и государственных га­рантиях в области оплаты труда» была продиктована полити­кой в области занятости населения, однако на сегодняшний день роль и значение минимальной заработной платы как социаль­ного стандарта целесообразно восстановить и повысить.

Важнейшей проблемой в области регулирования оплаты труда является оплата труда в бюджетной сфере и внебюд­жетном секторе экономики. На сегодняшний день в республи­ке наблюдается необоснованный рост различий в оплате труда в этих сферах, что требует выработки соответствующих мер со стороны государства.

В государственной политике в области оплаты труда, выде­ляющей два направления – оплата труда во внебюджетном секторе экономики и оплата труда в бюджетной сфере, необхо­димо обеспечить:

        в рамках первого направления – дальнейшее развитие системы соглашений между работодателями и работниками на всех уровнях социального партнерства, определяющей их вза­имную ответственность и полномочия; повышение эффектив­ности действующей тарифной системы, усилив ее воспроизвод­ственную и стимулирующую функции;

        в рамках второго направления – совершенствование оплаты труда путем уточнения параметров Единой тарифной сетки в органической увязке с механизмом надбавок и доплат, дополнительным стимулированием труда высококвалифицированных работников (с учетом надбавок к должностным окладам за непрерывный стаж работы и высокую результативность труда), повышения ставок заработной платы работников бюджетной сферы не только в зависимости от темпов роста потребительских цен (индексация ставок), но и с учетом динамики заработной платы во внебюджетном секторе экономики. Этой же цели должны служить и меры, компенсирующие работникам бюджетной сферы потери в связи с инфляцией [15, c. 39].

Информация о работе Зарплата и проблемы её регулирования