Заработная плата и инвестирования в человеческий капитал

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является: рассмотрение заработной платы и инвестирование в человеческий капитал.
Задачами данной работы являются:
1) Выяснение сущности заработной платы.
2) Рассмотрение функций, элементов и принципов организации заработной платы.
3) Рассмотрение форм и систем заработной платы.
4) Рассмотрение инвестиций в человеческий капитал.
5) Выяснить эффективность вложения инвестиций в образование и общую подготовку.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОПЛАТА ТРУДА 5
1.1 Сущность заработной платы. Функции, элементы и принципы организации заработной платы. 5
1.2 Формы и системы заработной платы. 15
1.3 Оплата труда в натуральном выражении. 22
2 ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ 28
2.1 Инвестиции в человеческий капитал – важнейший фактор экономического роста 28
2.2 Вложение в образование. Общая подготовка. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

Работа содержит 1 файл

готово.doc

— 256.00 Кб (Скачать)

      Кажется, что в самой природе заработной платы, как основного мерила трудового  вклада, заложен некоторый элемент  мотивации, направленный не только на реализацию людских потребностей (в пище, воде – по А. Маслоу), но и на обеспечение потребностей более высокого ранга. Действительно, для многих людей размер заработной платы является показателем статуса человека в обществе и неким элементом признания и уважения. Поэтому очень важно, чтобы организация оплаты труда на предприятиях стимулировала работников к большей эффективности и творчеству [8. с. 67].    

      Измерительно-распределительная  функция предназначена для отражения меры живого труда при распределении фонда потребления между наемными работниками и собственниками средств производства. Посредством заработной платы определяется индивидуальная доля в фонде потребления каждого участника производственного процесса в соответствии с его трудовым вкладом [8. с. 69].

+-------------------------+------------------+----------------------------+

¦    Срок, с которого     ¦Сумма минимального¦      Нормативный акт,      ¦

¦ установлен минимальный  ¦  размера оплаты  ¦  установивший минимальный  ¦

¦   размер оплаты труда   ¦      труда       ¦     размер оплаты труда    ¦

¦                         ¦ (руб., в месяц)  ¦                            ¦

+-------------------------+------------------+----------------------------+

¦ с 1 января 2009 г.      ¦       4330       ¦ ст. 1  Федерального закона ¦

¦                         ¦                  ¦ от 24.06.2008 N 91-ФЗ      ¦

+-------------------------+------------------+----------------------------+

¦ с 1 сентября 2007 г.    ¦       2300       ¦ ст. 1  Федерального закона ¦

¦                         ¦                  ¦ от 20.04.2007 N 54-ФЗ      ¦

+-------------------------+------------------+----------------------------+

¦ с 1 мая 2006 г.         ¦       1100       ¦ ст. 1  Федерального закона ¦

¦                         ¦                  ¦ от 29.12.2004 N 198-ФЗ     ¦

+-------------------------+------------------+----------------------------+

¦ с 1 сентября 2005 г.    ¦        800       ¦ ст. 1 Федерального закона ¦

¦                         ¦                  ¦ от 29.12.2004 N 198-ФЗ     ¦

+-------------------------+------------------+----------------------------+

¦ с 1 января 2005 г.      ¦        720       ¦ ст. 1  Федерального закона ¦

¦                         ¦                  ¦ от 29.12.2004 N 198-ФЗ     ¦

+-------------------------+------------------+----------------------------+

¦ с 1 октября 2003 г.     ¦        600       ¦ ст. 1  Федерального закона ¦

¦                         ¦                  ¦ от 01.10.2003 N 127-ФЗ     ¦

+-------------------------+------------------+----------------------------+

¦ с 1 мая 2002 г.         ¦        450       ¦ ст. 1  Федерального закона ¦

¦                         ¦                  ¦ от 29.04.2002 N 42-ФЗ      ¦

+-------------------------+------------------+----------------------------+

¦ с 1 июля 2001 г.        ¦        300       ¦ ст. 1  Федерального закона ¦

¦                         ¦                  ¦ от 19.06.2000 N 82-ФЗ      ¦

+-------------------------+------------------+----------------------------+

¦ с 1 января 2001 г.      ¦        200       ¦ ст. 1  Федерального закона ¦

¦                         ¦                  ¦ от 19.06.2000 N 82-ФЗ      ¦

+-------------------------+------------------+----------------------------+

¦ с 1 июля 2000 г.        ¦        132       ¦ ст. 1  Федерального закона ¦

¦                         ¦                  ¦ от 19.06.2000 N 82-ФЗ      ¦

+-------------------------+------------------+----------------------------+ 

          Рисунок 2. Минимальная заработная плата в России

  

      Из рисунка 2 видно недостаточно эффективное обеспечение государством воспроизводственной функции заработной платы, отсутствие должной связи между суммой минимальной заработной платы и стоимостью набора материальных благ для нормальной жизнедеятельности и воспроизводства.

    Ресурсно-разместительная  функция. Значение данной функции в настоящее время существенно возрастает. Сущность ее состоит в оптимизации размещения трудовых ресурсов по регионам, отраслям экономики, предприятиям. В условиях, когда государственное регулирование в сфере размещения трудовых ресурсов сводится к минимуму, а формирование эффективно функционирующего рынка труда возможно лишь при наличии свободы у каждого наемного работника в выборе места приложения своего труда, стремление к повышению жизненного уровня обусловливает его перемещение с целью нахождения работы, в максимальной степени, удовлетворяющей его потребности.

    Функция формирования платежеспособного спроса населения. Назначение этой функции - увязка платежеспособного спроса, под которым понимается форма проявления потребностей, обеспеченных денежными средствами покупателей, и производства потребительских товаров. Поскольку платежеспособный спрос формируется под воздействием двух основных факторов-потребностей и доходов общества, то с помощью заработной платы в условиях рынка устанавливаются необходимые пропорции между товарным предложением и спросом [8. с. 74].

    Для реализации вышеназванных функций, на мой взгляд, необходимо соблюдение следующих важнейших принципов:

      1) Повышение реальной заработной платы по мере роста эффективности производства и труда. Этот принцип связан с действием объективного экономического закона возвышения потребностей, согласно которому более полное их удовлетворение реально лишь при расширении возможностей получить за свой труд большее количество материальных благ и услуг. Однако такая возможность должна быть, увязана с результатами производственной деятельности, с эффективностью труда. Отсутствие такой увязки может привести, с одной стороны, к выплате незаработанных денег, а значит, к инфляции, обеспечению получения номинальной заработной платы и, в конечном счете, к снижению реальной заработной платы, а с другой, - к выплате заниженной, не соответствующей эффективности трудового вклада, номинальной заработной платы. В результате утратятся возможности удовлетворения растущих потребностей работников и увеличения заработной платы.

      2) Обеспечение опережающих темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы (или темпов роста объемов выпуска продукции над темпами роста фонда потребления). Сущность этого принципа может быть, также сформулирована как максимизация трудовых доходов на основе развития и повышения эффективности производства. Соблюдение его обусловливает непрерывность процесса накопления, расширенного производства и является непременным условием развития и процветания предприятия. Нарушение данного принципа ведет к выплате необеспеченных товарами денег, к инфляции, развитию застойных явлений в экономике страны. В условиях конкретного предприятия - это постепенное замедление процесса обновления средств производства, отсутствие ориентации на разработку и приобретение наиболее перспективных из них и как результат - падения спроса на менее качественную, по сравнению с конкурирующими фирмами, продукцию.[14. с. 125]

      3) Дифференциация заработной платы в зависимости от трудового вклада работника в результаты деятельности предприятия, содержания и условий труда, района расположения предприятия, его отраслевой принадлежности. Данный принцип основан на необходимости усиления материальной заинтересованности работников в повышении квалификации своего труда, обеспечении высокого качества продукции. При этом должны быть  учтены различия в количестве материальных благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы, в условиях труда, географических и климатических условиях жизни.[там же. с. 127]

      В настоящее время данный принцип, мягко говоря, не соблюдается. Парадокс заключается в том, что уровню квалификации работников не соответствует размер получаемой ими заработной платы. Так, в отраслях, имеющих более квалифицированных работников, в том числе в образовании, культуре, искусстве, здравоохранении, среднемесячная начисленная номинальная заработная плата ниже среднероссийского уровня. Несоответствие зарплаты уровню квалификации ведет к оттоку кадров из тех отраслей, призванных содействовать научно – техническому и культурному прогрессу страны.

      4) Равная оплата за равный труд. В условиях рынка рассматриваемый принцип следует понимать, прежде всего, как недопущение дискриминации в оплате труда по полу, возрасту, национальной принадлежности и т. д., соблюдение принципа справедливости  в распределении внутри предприятия или фирмы, предполагающего адекватную оценку одинакового труда через его оплату.[14. с. 134]

      Все предприятия должны стремиться к  соблюдению этого принципа, так как  он позволяет:

      1) Сдержать рост заработной платы.

      2) Предотвратить утечку наиболее квалифицированных кадров.

      Государственное регулирование оплаты труда. Обеспечение  данного принципа в настоящее время, включает:

      1) Законодательное установление и изменение минимального размера оп латы труда.

      2) Налоговое регулирование средств, направляемых на оплату труда организациями, а также доходов физических лиц.

      3) Установление порядка индексации заработной платы при росте потребительских цен.

      4) Регулирование оплаты труда в государственных и муниципальных организациях.

      5) Введение и установление порядка применения ЕТС по оплате труда работников бюджетных отраслей и установление для этих тарифной ставки (оклада) первого разряда, а также повышение тарифных ставок (окладов).

      6) Установление районных коэффициентов и процентных (северных) надбавок.

      7) Установление государственных гарантий по оплате труда.[15. с. 67]

      Регулирование оплаты труда, кроме того, осуществляется на основе генеральных, отраслевых, территориальных, коллективных и индивидуальных договоров и соглашений.

      В современных условиях проводимая государственная политика в сфере регулирования заработной платы, грубо говоря, крайне неэффективна. На лицо тенденция самоустранения государства, так как оно не обладает возможностью обеспечить своих граждан необходимой заработной платой, что равносильно слабости. Это проявление, как системного кризиса, так и общей экономической ситуации в стране.

      Учет  воздействия рынка труда. Сегодня  очевидно, что государственное регулирование дополняется своеобразной рыночной самонастройкой, которую неверно было бы рассматривать как рыночную стихию. Дело в том, что на рынке труда представлен широкий диапазон заработной платы как в государственных и частных компаниях, так и в неорганизованном секторе, где рабочая сила не охвачена профсоюзами, и плата за труд полностью определяется администрацией. Рынок труда - это область, где, в конечном счете, формируется оценка различных видов труда. Заработная плата каждого конкретного работника тесно связана с его положением на рынке труда, помимо того, что ситуация на этом рынке определяет возможность занятости [12. с. 247].

          Воздействие данного принципа на уровень заработной платы носит скорее локальный, чем глобальный характер. Это говорит о том, что рыночные механизмы, которые определяют соотношение в оплате труда разных профессий, находятся в зачаточном состоянии. Понадобится не мало времени, чтобы эти рыночные механизмы заработали в полную силу.

      Простота, логичность и доступность  форм и  систем оплаты труда, что обеспечивает широкую информированность об их сущности. Стимул становится таковым лишь в том случае, когда у работника есть о нем понятная и подробная информация. Исполнители должны четко представлять, в каком случае размер заработной платы, т. е. Уровень их материального состояния повысится.

Информация о работе Заработная плата и инвестирования в человеческий капитал