Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:44, курсовая работа
Целью исследования является раскрытие и обобщение теоретических основ, сравнение и анализ открытой и закрытой экономик в общемировом масштабе для определения наиболее оптимального развития экономики России, направленной на внутреннее развитие и интеграцию в мировую экономику.
В соответствии с заданной целью в данной работе поставлены следующие задачи:
• Определить место открытой и закрытой экономик в современных экономических отношениях;
• Выявить закономерности и противоречия осуществления экономических отношений в закрытой и открытой экономической системе;
Введение
Глава 1.Теоретические аспекты моделей открытой и закрытой экономики
1.1 Сущность открытой и закрытой экономики………………………………………………3.
1.2 Отличительные черты открытой и закрытой экономики…………………………...........7.
1.3 Макроэкономические показатели моделей закрытой и открытой экономики……….....8.
1.3.1 Модель закрытой экономики…………………………………………………………...8.
1.3.2 Модель открытой экономики…………………………………………………………..9.
1.4 Преимущества и недостатки открытой и закрытой экономики………………………...11.
1.5 Становление открытой экономики, как одна из ведущих тенденций мирового хозяйства………………………………………………………………………………........13.
1.5.1 Эволюция национальной экономической системы…………………………………..13
1.5.2 Формы перехода от закрытой экономике к открытой экономке……………………13
1.6 Факторы, определяющие открытость экономики………………………………………..16
1.7 Классификация стран по степени открытости мировому рынку………………………..17
1.8 Взаимодействие всемирного хозяйства и национальных экономик……………………18
1.9 Открытость экономики и экономическая безопасность…………………………………20
Глава 2 . Характеристика и отличительные черты национальной экономики России.
2.1 Формирование открытой экономики России……………………………………………23
2.1.1 Преимущества перехода к открытой экономике……………………………………..23
2.1.2 Недостатки перехода к модели открытой экономики………………………………..23
2.1.3 Принципы формирования открытой экономики России …………………………….25
2.2 Внешнеэкономическая политика…………………………………………………………26
2.3 Внешняя торговля………………………………………………………………………….27
2.4 Оценка открытости национальной экономики России………………………………….29
Заключение ………………………………………………………………………………33
Приложения………………………………………………………………………………36
Список использованной литературы……………………………………………………35
* · свободное (рыночное) ценообразование;
* · частная собственность на средства производства, в том числе на землю;
* · демонополизация экономики.
Успех такого варианта зависит от наличия в стране институциональных структур, способных эффективно нейтрализовать негативные последствия перехода к рынку, а также готовности субъектов хозяйствования работать в новых экономических условиях. Примером “шокового” перехода является опыт Германии в конце 40-х годов и восточно-европейских стран в начале 90-х годов ХХ века. Россия в 1992 году также выбрала шоковый вариант перехода, однако, в отличие от восточно-европейских стран, она не смогла быстро создать соответствующие институциональные структуры.
1.6 Факторы, определяющие открытость экономики.
Можно выделить четыре основных фактора, определяющих степень открытости экономики:
1 Первый фактор - это уровень экономического развития страны, который принято измерять величиной национального дохода, приходящегося на душу населения. Первостепенное значение этого фактора не может вызывать сомнений, так как величина производственного и личного потребления в стране прямо зависит от объема национального дохода страны. И чем больше национальный доход на душу населения, тем шире возможности развития экономических связей с другими странами. При этом экономистами отмечается определенная закономерность: чем больше в структуре национального продукта удельный вес базовых отраслей (металлургия, энергетика и т. д.), тем меньше участвует страна в международном разделении труда, соответственно, меньше открытость национальной экономики.
2 Второй фактор - это степень развития структуры национального (общественного) продукта. Зависимость между структурой общественного продукта и интенсивностью внешних (а также и внутренних) экономических связей (потоков) такова: чем более дифференцирована структура производства, тем более интенсивными (при прочих равных условиях) могут быть эти связи, и наоборот, чем менее дифференцирован общественный продукт, тем слабее интенсивность этих связей, так как тогда нет условий для широких потоков товаров и услуг внутри хозяйства данной страны и между странами.[12] Международные экономические связи долгосрочны и прочны лишь тогда, когда товарная структура как экспорта, так и импорта дифференцирована, а степень обработки обмениваемых товаров велика. Вообще существует прямая зависимость между объемом национального дохода, приходящегося на душу населения, и развитостью структуры общественного продукта, но это не "жесткая" связь, так как в ее пределах могут быть весьма большие отклонения.[13]
3 Третий фактор - это наличие в стране производственных ресурсов, понимаемых здесь, главным образом, как природные ресурсы, необходимые для производства сельскохозяйственного сырья, а также полезных ископаемых. Причем если воздействие первых двух факторов на интенсивность внешних экономических связей проявляется лишь при определенном уровне промышленного развития, то обладание запасами сырья и сельскохозяйственными ресурсами играет определенную роль и в условиях недостаточно развитой экономики.
4 Четвертый фактор связан с характером внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок способствует расширению экономических связей с другими странами, так как обеспечивает реализацию продукции даже крупномасштабного производства внутри страны. Богатый внутренний рынок с дифференцированным спросом - это обязательное условие полноценного функционирования национальной экономики на внешнем (мировом) рынке.
1.7 Классификация стран по степени открытости мировому хозяйству.
Индекс открытости экономики базируется на таких экономических характеристиках, как свобода доступа на рынки, таможенная система, транспортная и коммуникационная инфраструктура и рыночная конъюнктура. В каждой категории имеются еще несколько параметров. Данные собираются специалистами ВЭФ из открытых источников и международных организаций, таких как Всемирный банк, ООН, Всемирная торговая организация, а также путем опроса ведущих мировых бизнесменов, ежегодно посещающих Всемирный экономический форум.
Степень открытости мировому рынку обычно измеряется долей экспорта в ВНП. Мировым банком выделяется 5 групп стран, соответствующая информация имеется только по 163 государствам. Условно можно выделить:
страны с относительно закрытой экономикой с долей экспорта в ВВП менее 10%. В эту группу входят 10 стран. Латинская Америка: Бразилия, Аргентина, Перу, Суринам. Африка – Судан, Уганда, Руанда. Азия – Бирма, Япония, Гаити;
страны с относительно открытой экономикой с долей экспорта в ВВП более 35% (около 70 стран). К ним относятся Панама, Коста-Рика, Гондурас – Центральная Америка. Гайана – Южная Америка. Африка – Мавритания, Тунис, Сенегал, Габон, Конго, Ангола, Намибия, Ботсвана, Кения. Азия – Саудовская Аравия, Иордания, Израиль, ОАЭ, Бутан, Таиланд, Малайзия, Филиппины, Папуа-Новая Гвинея, Монголия. Европа – Норвегия, Бельгия Нидерланды, Швейцария, Австрия, Чехия, Словения, Болгария. Страны бывшего СССР – Прибалтийские республики, Беларусь, Закавказские республики.
страны с долей экспорта в ВВП 10-19% (27стран). Это США, Мексика, Колумбия, Боливия, Австралия Индия, Пакистан, Испания, Нигер, Чад, Эфиопия, Сомали.
страны с долей экспорта в ВВП 20-24% (24 страны). В том числе Украина, Франция, Италия, Греция, Германия, Турция, Сирия, Вьетнам, Лаос, Никарагуа, Африканские страны- ЮАР, Мозамбик, Нигерия, Мали, Алжир, Египет, Мадагаскар.
страны с долей экспорта в ВВП 25-34% (32 страны). В том числе Россия, Среднеазиатские республики бывшего СССР, Молдавия, Румыния, Венгрия, Великобритания, Португалия, Китай, Иран, Канада, Скандинавские страны (Швеция, Финляндия), Венесуэла, Чили, Парагвай, Эквадор, Африка - Заир, Танзания и др.[14]
Первой тройкой наиболее открытых экономик признаны Сингапур, специальный административный район Китая Гонконг и Швейцария.
Одной из характерных особенностей функционирования мировой хозяйственной системы второй половины XX в. является рост интенсивности внешнеэкономических отношений. Происходит углубление и расширение международной интеграции и экономических связей между отдельными странами, группами стран, а также между экономическими группировками и отдельными организациями.
1.8 Взаимодействие всемирного хозяйства и национальных экономик.
Всемирное хозяйство представляет взаимосвязанные между собой экономики практически всех цивилизованных стран мира. Экономической основой всемирного хозяйства служит объективная целесообразность, обусловленная стремлением всех государств к росту экономической эффективности, достигнутому за счет международного разделения труда, и вызванный ростом национальной специализацией и международной интеграцией.
Создание всемирного хозяйства не означает автоматического включения в него всех национальных экономик. Среди множества факторов, влияющих на вхождение и уровень интегрирования каждой страны в систему мирового хозяйства, важнейшими являются два фактора:
Эффект, или экономическая, а, может быть, и политическая выгода для стран-участниц мирового интеграционного процесса; при этом главным критерием должен быть национальный интерес – не только текущий, но и будущий. Решение вопроса об участии каждой конкретной страны в тех или иных формах международных экономических связей всегда представляет сложность, т.к. требует всестороннего учета последствий и результатов такого акта. Это важно не только для национальной экономики отдельной страны, но и для мирового экономического сообщества в целом.
Участие в мировой экономической интеграции для любой страны становится возможным при условии определенной адаптации национального хозяйства и правовой базы государства к унифицированным нормам и требованиям всемирного хозяйства.
Ускорение развития международных экономических интеграционных процессов требует, как уже отмечалось, все более открытой экономики, что подразумевает:
1.- прозрачность, т.е. свободный доступ к национальным макроэкономическим сведениям;
2.- экономическую свободу внутри страны;
3.- участие страны и ее экономических субъектов в мировом интеграционном процессе.
В зависимости от этого мировое сообщество получает возможность определять не только состояние и возможности экономики той или иной страны, но и установить степень благоприятных условий для создания в ней иностранных и смешанных предприятий, целесообразность размещения кредитов в данной стране и др.
Экономическая открытость государства должна иметь определенные пределы, выход за которые способен принести негативный результат. Она не должна выходить за рамки глобальных интересов страны:
Каждое современное государство, проводя политику открытой экономики, одновременно стремится в определенной степени ограничить международное вмешательство в свою экономическую деятельность, оставляя за наднациональными экономическими органами лишь функции контроля за рекомендациями. Практически все страны, даже те, экономика которых признана наиболее открытой, не отказываются от политики жесткого протекционизма. Так, страны с развитой экономикой строго ограничивают вывоз новейших образцов техники и передовых технологий, ограничивают эмиграцию из страны ученых и специалистов, следят за соотношением между своим экспортом и импортом. Развивающиеся страны, как правило, строго лимитируют вывоз имеющегося у них стратегического сырья, ограничивают вывоз валюты, драгоценных металлов и других ценностей.
1.9 Открытость экономики и экономическая безопасность
Движение в направлении открытости экономики сопряжено с возникновением многих сложных проблем, одной из которых является проблема экономической безопасности – определение оптимальных условий взаимодействия с мировым хозяйством.[15] Для промышленно развитых стран, особенно не имеющих собственных запасов энергии и сырья, открытость экономики является существенным фактором, влияющим на их дальнейшее развитие. Все остальные страны также участвуют в международном разделении труда, а следовательно, в установлении и развитии коммерческих отношений друг с другом, что приводит к усилению взаимосвязей и взаимозависимости субъектов международного разделения труда и возникновению необходимости сочетать выгоды от специализации и кооперации с защитой от негативного внешнего воздействия. В результате возникают риск нестабильности национальной экономики, который обусловлен тем, что торговые отношения, в который вступают страны по мере своего “открытия”, не могут быть абсолютно безопасными. Поэтому при развитии внешней торговли в отдельных странах может иметь место только относительная экономическая безопасность, определяющаяся взаимозависимостью.
Взаимозависимость может привести к экономической зависимости, представляющей собой такие причинно-следственные связи, при которых внешние факторы оказывают значительное влияние на развитие той или иной ситуации. Зависимость возникает тогда, когда для решения любой проблемы требуется соответствующие изменения в виде приспособления.
Под приспособлением подразумевается способность государства влиять на негативную ситуацию, вызванную внешними факторами, таким образом, чтобы либо устранить внешнюю причину, либо ликвидировать последствия, либо переложить издержки приспособления на другие страны. Возможности приспособления имеют чётко ограниченные пределы. Среди мер по приспособлению можно выделить следующие:
- диверсификация торговых связей;
- укрепление и интенсификация разностороннего сотрудничества;
- нажим (в том числе военный и экономический);
- экономия и создание резервов;
- формирование экспортных производств.[16]
Зависимость проявляется, прежде всего, в экономической чувствительности, под которой понимается подверженность национальной экономики негативному воздействию внешних факторов до того момента, пока не будет осуществлено определённое приспособление к данной ситуации с целью устранения её неблагоприятных последствий. Более высокой степени зависимости является экономическая уязвимость, под которой понимается неизбежность нести под воздействием внешних факторов чрезмерные издержки приспособления, даже после корректировки или кардинального изменения внутренней ситуации. Экономическая уязвимость возникает тогда, когда пройдён критический порог издержек приспособления. Именно экономическая уязвимость создаёт проблему экономической безопасности, хотя этого ещё не достаточно.
Достаточным условием нарушения экономической безопасности является угроза – ограничение доступа к материальным, трудовым, научно-техническим ресурсам и к системе маркетинга. Выделяется два типа угроз:
- силовая угроза
- угроза экономическому благосостоянию.
- эмбарго
- экономическая блокада
- различные методы дискриминации
- системы увязывания[17]
Таким образом, экономическую безопасность можно определить как положение, при котором обеспеченность товарами услугами в данной стране защищена от действия внешних факторов, воспринимающихся как угроза эффективному функционированию национальной экономики. Если уровень ВНП не находится в существенной зависимости от внешних преднамеренных или случайных событий, тогда национальная экономика в безопасности. Если уровень ВНП реагирует на внешние факторы и их последствия невозможно нейтрализовать, тогда уровень экономической безопасности снижается. На ряду с понятием национальной экономической безопасности существует понятие международной экономической безопасности, под которой понимается система правил, основанных на взаимном доверии и равенстве, создающих экономические и институциональные условия прочного мира. Всеобщая безопасность означает предоставление гарантий в том, что ни одна сторона не сможет извлекать ни экономических, ни политических односторонних преимуществ из существования экономических зависимостей в рамках мирового хозяйства.
Информация о работе Закрытая и открытая экономика: сравнительный анализ