Закон конкуренции и особенности его проявления в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Свобода ценообразования создает условия для конкуренции между производителями. Рынки выполняют регулирующую функцию лишь при условии существования экономической конкуренции. Необходимая для формирования политических взглядов конкуренция политических групп (партий) и разворачивающаяся на рынках конкуренция между предприятиями, не могут существовать друг бух друга. Без демократического принятия решений в политике рыночная экономика невозможна, иначе возникает перспектива захвата рынка и экономической власти определенной политической группой. Несомненно также, что демократия, опирающаяся на централизованную управляемую экономику, имеет под собой экономически слабый фундамент. Низкая производительность труда и застой в экономическом развитии создают социальную напряженность, она ставит под угрозу все демократические завоевания.

Содержание

Введение 3
1. Конкуренция как элемент рыночной экономики. 5
1.1. Структурно-функциональные характеристики рынка. 5
1.2. Понятийно-категориальные интерпретации конкуренции. 16
1.3. Основные виды конкурентных рынков. 20
2. Особенности закона конкуренции в современной экономике. 27
2.1. Эффективность конкурентных рынков. 27
2.2. Пути развития конкурентоспособности экономики 29
современной России.
Заключение 34
Литература 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая Конкуренция.docx

— 100.72 Кб (Скачать)

    Столь низкие места России объясняются  как объективными российскими трудностями  в данной области, так и определенной условностью и ангажированностью существующих рейтингов .

    Два пути к мировой конкурентоспособности. Здесь уместно отметить, что, согласно существующей международной классификации, включающей два пути к мировой  конкурентоспособности стран, –  «верхний» и «нижний» – Россия, к сожалению, идет по «нижнему пути к конкурентоспособности», ведущему к экономическому тупику, дальнейшему  разрушению имеющегося инновационного потенциала. Главная причина этого  заключается не в отсутствии интеллектуального  капитала и каких-либо конкурентных преимуществ в российском государстве, а в отсутствии долгосрочной стратегии, основанной на трезвой оценке исторической роли страны, ее интеллектуального  потенциала и учета современных  тенденций глобального мира.

    К сожалению, в российском обществе, особенно в его элите, пока не сформировалось должное отношение к вопросу  конкурентоспособности, который можно  назвать ключевым вопросом устойчивого  развития. Приходится констатировать, что Россия еще не приступила к  реформированию, ориентированному на конкурентоспособность. В отличие  от развитых стран, задачи повышения  конкурентоспособности государства  в условиях жесткой конкурентной глобальной среды еще не стали  приоритетными в среде политического  руководства и российского общества, чему свидетельством продолжающиеся процессы «утечки» умов и капитала, снижения инновационного потенциала, доли страны на мировом рынке наукоемкой продукции, старение основных фондов и человеческого  потенциала, хронической нерешенности вопросов профессионализации управления, «ком» социально-демографических  проблем.

    Согласно  данным С.В.Степашина, несмотря на определенные экономические успехи последних  лет, «среднедушевой объем и структура  нашего ВВП заметно отличаются от тех же показателей развитых стран. Структура экспорта за несколько  десятилетий практически не изменилась. 57% в нем занимают топливно-энергетические товары, в том числе 32% – сырая  нефть. Доля машин, оборудования и транспортных средств составляет менее 8%. Мы по-прежнему позиционируемся на мировом рынке, прежде всего, как поставщики даже не полуфабрикатов, а сырья. Структура  нашего экспорта вполне адекватно отражает структуру российской экономики  и может служить показателем  реальной конкурентоспособности»9.

    Справедливости  ради следует отметить усилия российского  политического руководства, пытающегося  направить созидательную энергию  государственных, общественных и бизнес-структур в соответствующем направлении. В Послании Президента РФ Д.Медведева  Федеральному Собранию РФ, сделанному 5 ноября 2008 г. в условиях начавшегося  глобального финансового кризиса, подчеркивается, что «именно сейчас нам нужно создавать основы национальной конкурентоспособности там, где  мы можем получить будущие выгоды и преимущества. Надо быстро осваивать  высвобождаемые в мировой экономике  ниши. Создавать новые эффективные  предприятия. Внедрять самые передовые  технологии. Такой подход – это  и есть одно из лучших антикризисных  «лекарств» и, с другой стороны, неотъемлемая часть идеологии современного развития России» .

    Серьезные надежды эксперты связывают со Стратегией-2020, принятием Концепции долгосрочного  социально-экономического развития России до 2020 года. В Стратегии-2020 предусматривается  пятикратный рост зарплат, трехкратный  рост жилищного строительства, удвоение расходов на исследования и разработки, а также рост численности населения  России до 145 млн. человек и увеличение продолжительности жизни до 70 лет. Стратегия предполагает увеличение расходов на образование с 4,1% ВВП до 5,5-6,0% ВВП, на здравоохранение – с 3,6% до 5,2-5,5% ВВП, а объем выпуска инновационной продукции к 2020 году планируется нарастить в 5-6 раз.

             Вместе с тем, в сложившейся  ситуации представляется целесообразным  фокусирование разрозненных усилий  в формате конкурентной стратегии  российского государства. Совершенно  очевидно, что в российском обществе, если оно хочет выжить в  жесткой глобальной конкурентной  среде, назрела необходимость  формирования конкурентной стратегии  и конкурентной политики государства,  определяющей стратегические векторы  и приоритеты развития частным  политическим стратегиям – экономической,  инновационной, социальной, демографической,  информационной, военной, культурной  и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое  явление имеет свои плюсы и  минусы. К положительным чертам можно  отнести: гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую  производительность труда, минимум  издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность  регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет  к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические  нарушения и др.

    На  мой взгляд, полезно время от времени  проводить различия между характерными чертами чисто конкурентного  рынка и особенностями других основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и  олигополией.

    Мы  выяснили, что для того чтобы рынок  был совершенно конкурентным, для  него должны выполняться следующие  условия: наличие многих продавцов, каждый их которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и  выход из него, и независимые решения, как со стороны производителей, так  и потребителей. Некоторые отрасли  особенно в сельском хозяйстве, удовлетворяют  этим требованиям, но модель конкуренции  является полезной даже в том случае, когда эти требования соблюдаются  только приблизительно. Совершенный  конкурент не может воздействовать на сложившуюся рыночную цену товаров  и услуг.

    На  несовершенно конкурентных рынках в  противоположность совершенно конкурентным продавцы могут повышать цену на свои продукты, ограничивая свой выпуск. Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других.

    Общество, признавая, что монополия нарушает процесс ценообразования, относясь враждебно к монопольной прибыли  или же по другим причинам, может  объявить монополию «общественно полезным предприятием» и установить контроль над ее ценами. Другими важными типами несовершенно конкурентных рынков являются монополистическая конкуренция (множество продавцов, легкость вхождения и дифференциация продукции) и олигополия (мало продавцов, возможна дифференциация продукции и существуют барьеры для вхождения). При несовершенно конкуренции фирма обладает известным контролем.

    Говоря  о негативных методах  ведения  конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е.  эти два явления  связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного  шпионажа, например, он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного  комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в  отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские  работы, открытия, т.к.  если все время  пользоваться чужим, похищенным, то при  этом теряется некоторый собственный  потенциал развития, что в итоге  ведет к регрессу.

    Также мы выяснили, что конкурентоспособность  российской экономики находится на низком уровне, нашли причины сложившейся ситуации и возможные варианты решения этой проблемы.

    Я считаю, что именно с помощью государственного регулирования экономики и различных  антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно  достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в  условиях свободной конкуренции факторы, противодействующие влиянию монополий или уравновешивающие его. 
 
 

Список  литературы

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник.  2-е изд. – М.:ТК Велби изд. Проспект. - 2005.
  2. Бланк А., Гурвич Е., Улюкаев А. – Обменный курс и конкурентоспособность отраслей российской экономики. Вопросы экономики. -  2006. -  №6
  3. Кузнецов А. Электронные рынки и конкуренция. «Вопросы экономики». - 2004. - №2.
  4. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика.  М.: Акалис. – 1996
  5. Конкуренция и ее виды. Светуньков С. Г. М. 2000.
  6. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью. Под ред. проф. С.Г.Светунькова. М. 2000.
  7. The Global Competitiveness Report. World Economic Forum. 2007-2008.
  8. Алиев З.Т., Киселев С.Г. Геополитический фактор конкурентоспособности России// Новое в экономике и управлении: Сб. статей. Вып. 19. –  М.: МАКС Пресс, 2008.
  9. Сорокин Д.Е. Проблемы конкурентоспособности России как национально-государственной целостности// Конкурентоспособность России в условиях глобализации. Под общ. ред. В.К.Егорова, С.В.Степашина. М.: Изд-во РАГС, 2006.
  10. Степашин С.В. Конкурентоспособность России в условиях глобализации: взгляд Счетной палаты// Конкурентоспособность России в условиях глобализации. М.: РАГС, 2006.
  11. Миляева Л. Оценка конкурентоспособности кадров//ЭКО. -  2000. -  № 3.
  12. Шаститко А., Авдашева С. – Адвокатирование конкуренции как часть конкурентной политики. Вопросы экономики. - 2005. - №12
  13. Экономика. Учебник/под ред. А.И.Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. —М.: «Проспект», 1998. — с.16.
  14. Юданов  А.Ю. Конкуренция: теория и практика. 2-е издание.  М., 1998. — С. 40.
 

       

      

Информация о работе Закон конкуренции и особенности его проявления в современной экономике