Закон конкуренции и особенности его проявления в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Свобода ценообразования создает условия для конкуренции между производителями. Рынки выполняют регулирующую функцию лишь при условии существования экономической конкуренции. Необходимая для формирования политических взглядов конкуренция политических групп (партий) и разворачивающаяся на рынках конкуренция между предприятиями, не могут существовать друг бух друга. Без демократического принятия решений в политике рыночная экономика невозможна, иначе возникает перспектива захвата рынка и экономической власти определенной политической группой. Несомненно также, что демократия, опирающаяся на централизованную управляемую экономику, имеет под собой экономически слабый фундамент. Низкая производительность труда и застой в экономическом развитии создают социальную напряженность, она ставит под угрозу все демократические завоевания.

Содержание

Введение 3
1. Конкуренция как элемент рыночной экономики. 5
1.1. Структурно-функциональные характеристики рынка. 5
1.2. Понятийно-категориальные интерпретации конкуренции. 16
1.3. Основные виды конкурентных рынков. 20
2. Особенности закона конкуренции в современной экономике. 27
2.1. Эффективность конкурентных рынков. 27
2.2. Пути развития конкурентоспособности экономики 29
современной России.
Заключение 34
Литература 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая Конкуренция.docx

— 100.72 Кб (Скачать)

     Попытку глубоко раскрыть экономическую  природу экономической цены с  позиции трудовой теории предпринял К. Маркс. Он заметил, что предложение  и спрос регулируют только временные  колебания рыночных цен. По его словам, «в тот самый момент, когда эти  противоположные силы становятся равными, они взаимно парализуют друг друга  и перестают действовать в  том или другом направлении. В  тот момент, когда между предложением и спросом устанавливается равновесие и потому они перестают действовать, рыночная цена товара совпадает с  его действительной стоимостью, с  нормальной ценой, вокруг колеблются рыночные цены». 3  

 

     

1.2. Понятийно-категориальные  интерпретации конкуренции. 

    Термин  «конкуренция» вошел в экономическую  теорию из разговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение», «состязание»4.  В экономике конкуренция определяется следующим образом.

    «Конкуренция — ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом».5

    Закон конкуренции — закон, в соответствии с которым происходит объективный процесс повышения качества товаров, снижения их удельной цены. Конкуренция — это объективный процесс “вымывания” с рынка некачественной, дорогой продукции.

    Допустим, однородную продукцию выпускают 6 фирм. Сравнивать продукцию фирмы можно  по показателям цены (Ц).

    

    Рис.1 Схема действия закона конкуренции при рассмотрении ряда товаров одного назначения

    В первое время (Т1) самой отстающей  фирмой оказалась первая, у которой  самая высокая удельная цена. Поэтому 1-я фирма в момент Т1 принимает  стратегию перехода на 2-ю модель продукции, с лучшим показателем цены. Аналогично поступили 2-я, 3-я и 4-я фирмы. 5-я фирма не успела перейти на новую модель, а старую модель потребители не стали покупать, и она обанкротилась (время Т2). Ее место на рынке заняла 7-я фирма, сразу освоившая конкурентоспособную продукцию.

    Таким образом, постоянно идет процесс  “вымывания“ с рынка некачественной, дорогой продукции. Никто никого не заставляет работать лучше, повышать качество продукции (работы), кроме  угрозы банкротства, если изготовитель засиделся на месте. В соответствии с законом конкуренции в мире происходит объективный процесс  повышения качества товаров и  снижения их удельной цены.

    Закон конкуренции длительное время может  действовать только при наличии  качественного антимонопольного законодательства. Во всех промышленно развитых странах  введены антимонопольные или  антитрестовские законы, ограничивающие действия монополистов. Например, в  США антитрестовское законодательство действует с 1890 года.

    Толкование  понятия конкуренции в экономической  науке прошло несколько стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены.

    Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали  конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также  за деньги потребителей, на которые  их можно приобрести. Редкость, в  их понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с потребностями людей.

    Наряду  с поведенческой трактовкой начиная  с конца ХIХ века в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов  были   Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлен. Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин «конкуренция» чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.

    Таким образом, при структурном подходе  акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры  рынка, тех условий, которые господствуют в нем. Как подчеркивает А.Ю.Юданов, «в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того, кто и  почему победил, а установления факта  принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень  цен на рынке. Если такое воздействие  невозможно, то речь идет о рынке  совершенной конкуренции, в обратном случае — об одной из разновидностей конкуренции несовершенной».6

    Такое понимание конкуренции, как видим, значительно отличается  от ее определения  в классической теории, не проводившей  различия между конкуренцией и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели  в виду лишь совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость  продавцов настолько мала, что  ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмы независимы друг от друга в том смысле, что действия одной не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на поведение других фирм. При таком конкурентном поведениии-соперничестве ни одна фирма не может стать лидером на рынке, то есть, не возможна монополия.

       Позднее список рыночных структур был расширен, и появилась необходимость в четком разграничении понятий «конкуренция» и «соперничество». В современном понимании термин «соперничество» относится к действительному поведению рыночных агентов, направленному на завоевание лидирующего положения на рынке и используется для характеристики сферы деятельности бизнесменов, предпринимателей, а не для качественной характеристики строения рынка. Термин «конкуренция» в свою очередь, используется для характеристики модели, строения рынка.

    Кроме поведенческой и структурной  трактовки конкуренции, в экономической  теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а также характеристика конкуренции как «процедуры открытия».

    Функциональный  подход к определению конкуренции  связан, в частности, с именем австрийского экономиста Й.Шумпетера. В своей  теории экономического развития он определял  конкуренцию как борьбу старого  с новым. Эту борьбу ведут предприниматели  — организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые  комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера, задача предпринимателя — осуществлять реализацию нововведений, бороться с  рутиной, не делать то, что делают другие, стать «созидающим разрушителем». Тогда он может выиграть в конкурентной борьбе, вытеснив с рынка тех предпринимателей, которые пользуются устаревшими  технологиями или выпускают не пользующуюся спросом продукцию.

    Другой  австрийский экономист и политический философ — Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию еще шире, понимая  ее как «процедуру открытия». По его мнению, предпринимателю важно, ориентируясь на повышение или понижение цен на ресурсы и производимые с их помощью блага, понять, в каком направлении нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке только благодаря ценам и конкуренции скрытое становится явным. Только «процедура» конкуренции «открывает», какие ресурсы и в каком количестве необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать.  

1.3 Основные виды  конкурентных рынков

    В зависимости от соотношения между  количеством производителей и количеством  потребителей различают следующие  виды конкурентных структур:

    1. Большое количество самостоятельных  производителей некоторого однородного  товара и масса обособленных  потребителей данного товара. Структура  связей такова, что каждый потребитель,  в принципе, может купить товар  у любого производителя, сообразуясь  с собственной оценкой полезности  товара, его ценой и собственными  возможностями приобретения данного  товара. Каждый производитель может  продать товар любому потребителю,  сообразуясь только с собственной  выгодой. Ни один из потребителей  не приобретает какую-либо существенную  долю общего спроса. Данная структура  рынка называется полиполией  и порождает, так называемую, совершенную конкуренцию .

    2. Огромное число обособленных  потребителей и малое количество  производителей, каждый из которых  может удовлетворить значительную  долю общего спроса. Такая структура  называется олигополией, и порождает,  так называемую, несовершенную конкуренцию.  Предельным случаем данной структуры,  когда массе потребителей противостоит  единственный производитель, способный  удовлетворить общий спрос всех  потребителей, является монополия.  В случае, когда рынок представлен  относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции.

    3. Единственный потребитель товара  и множество самостоятельных  производителей. При этом единый  потребитель приобретает весь  объем предложения товара, который  поставляется всем множеством  производителей. Данная структура  порождает особый тип несовершенной  конкуренции, называемый монопсонией  (монополия спроса).

    4. Структура взаимосвязей, где единому  потребителю противопоставляется  единственный производитель (двусторонняя  монополия), вообще не является  конкурентной, но также не является  и рыночной.

    По  Смиту сущность конкурентного поведения  производителей составляло "честное"- без сговора - соперничество производителей посредством, как правило, ценового давления на конкурентов7.Не соперничество в установлении цены, а отсутствие возможности влиять на цену, является ключевым моментом в современной трактовке понятия конкуренции.

    Рассмотрим  подробнее основные из вышеперечисленных  рыночных структур.

    Полиполия (совершенная конкуренция)

    Большое число продавцов и покупателей  одного и того же товара. Изменения  в цене какого-либо продавца вызывают соответствующую реакцию только среди покупателей, но не среди других продавцов.

    Рынок открыт для каждого. Рекламные компании не так важны и обязательны, т.к. на продажу предлагаются только гомогенные (однородные) товары, рынок прозрачен  и отсутствуют какие-либо предпочтения. На рынке с подобной структурой цена - это заданная величина. На основании  вышеизложенного можно вывести следующие варианты поведения участников рынка:

    Акцептант цены. Хотя цена и формируется в процессе конкуренции среди всех участников рынка, но в то же время отдельно взятый продавец не оказывает никакого прямого влияния на цену. Если продавец запрашивает более высокую цену, все покупатели сразу же переходят к его конкурентам, так как в условиях совершенной конкуренции каждый продавец и покупатель обладают полной и правильной информацией о цене, количествах продукта, затратах и спросе на рынке 

    Если  же продавец запрашивает более низкую цену, то он окажется не в состоянии  удовлетворить весь спрос, который  будет ориентирован на него, в силу его незначительной доли на рынке, при  этом прямого влияния на цену со стороны этого конкретного продавца не происходит.

    Если  покупатели и продавцы поступают  одинаковым образом, то они оказывают  влияние на цену.

    Регулятор количества. Если продавец вынужден согласиться с преобладающими на рынке ценами, то он может приспособиться к рынку путем регулирования объема своих продаж. В этом случае он определяет количество, которое он намерен продать по заданной цене. Покупателю также остается лишь выбрать, сколько он захочет получить по заданной цене.

    Условия совершенной конкуренции определяются следующими предпосылками:

    - большое  количество продавцов и покупателей,  ни один из которых не имеет  заметного влияния на рыночную  цену и количество товара 

    - каждый  продавец производит однородный  продукт, который ни в каком  отношении не отличим от продукта других продавцов

    - барьеры  для входа на рынок в долгосрочном  аспекте либо минимальны, либо  вообще отсутствует

Информация о работе Закон конкуренции и особенности его проявления в современной экономике