Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:36, курсовая работа
Свобода ценообразования создает условия для конкуренции между производителями. Рынки выполняют регулирующую функцию лишь при условии существования экономической конкуренции. Необходимая для формирования политических взглядов конкуренция политических групп (партий) и разворачивающаяся на рынках конкуренция между предприятиями, не могут существовать друг бух друга. Без демократического принятия решений в политике рыночная экономика невозможна, иначе возникает перспектива захвата рынка и экономической власти определенной политической группой. Несомненно также, что демократия, опирающаяся на централизованную управляемую экономику, имеет под собой экономически слабый фундамент. Низкая производительность труда и застой в экономическом развитии создают социальную напряженность, она ставит под угрозу все демократические завоевания.
Введение 3
1. Конкуренция как элемент рыночной экономики. 5
1.1. Структурно-функциональные характеристики рынка. 5
1.2. Понятийно-категориальные интерпретации конкуренции. 16
1.3. Основные виды конкурентных рынков. 20
2. Особенности закона конкуренции в современной экономике. 27
2.1. Эффективность конкурентных рынков. 27
2.2. Пути развития конкурентоспособности экономики 29
современной России.
Заключение 34
Литература 36
Попытку
глубоко раскрыть экономическую
природу экономической цены с
позиции трудовой теории предпринял
К. Маркс. Он заметил, что предложение
и спрос регулируют только временные
колебания рыночных цен. По его словам,
«в тот самый момент, когда эти
противоположные силы становятся равными,
они взаимно парализуют друг друга
и перестают действовать в
том или другом направлении. В
тот момент, когда между предложением
и спросом устанавливается
1.2.
Понятийно-категориальные
интерпретации конкуренции.
Термин
«конкуренция» вошел в
«Конкуренция — ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом».5
Закон конкуренции — закон, в соответствии с которым происходит объективный процесс повышения качества товаров, снижения их удельной цены. Конкуренция — это объективный процесс “вымывания” с рынка некачественной, дорогой продукции.
Допустим, однородную продукцию выпускают 6 фирм. Сравнивать продукцию фирмы можно по показателям цены (Ц).
Рис.1 Схема действия закона конкуренции при рассмотрении ряда товаров одного назначения
В первое время (Т1) самой отстающей фирмой оказалась первая, у которой самая высокая удельная цена. Поэтому 1-я фирма в момент Т1 принимает стратегию перехода на 2-ю модель продукции, с лучшим показателем цены. Аналогично поступили 2-я, 3-я и 4-я фирмы. 5-я фирма не успела перейти на новую модель, а старую модель потребители не стали покупать, и она обанкротилась (время Т2). Ее место на рынке заняла 7-я фирма, сразу освоившая конкурентоспособную продукцию.
Таким
образом, постоянно идет процесс
“вымывания“ с рынка
Закон
конкуренции длительное время может
действовать только при наличии
качественного антимонопольного законодательства.
Во всех промышленно развитых странах
введены антимонопольные или
антитрестовские законы, ограничивающие
действия монополистов. Например, в
США антитрестовское
Толкование
понятия конкуренции в
Поведенческая
трактовка конкуренции была характерна
и для неоклассической
Наряду с поведенческой трактовкой начиная с конца ХIХ века в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов были Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлен. Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин «конкуренция» чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.
Таким образом, при структурном подходе акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют в нем. Как подчеркивает А.Ю.Юданов, «в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того, кто и почему победил, а установления факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в обратном случае — об одной из разновидностей конкуренции несовершенной».6
Такое понимание конкуренции, как видим, значительно отличается от ее определения в классической теории, не проводившей различия между конкуренцией и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели в виду лишь совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость продавцов настолько мала, что ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмы независимы друг от друга в том смысле, что действия одной не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на поведение других фирм. При таком конкурентном поведениии-соперничестве ни одна фирма не может стать лидером на рынке, то есть, не возможна монополия.
Позднее список рыночных структур был расширен, и появилась необходимость в четком разграничении понятий «конкуренция» и «соперничество». В современном понимании термин «соперничество» относится к действительному поведению рыночных агентов, направленному на завоевание лидирующего положения на рынке и используется для характеристики сферы деятельности бизнесменов, предпринимателей, а не для качественной характеристики строения рынка. Термин «конкуренция» в свою очередь, используется для характеристики модели, строения рынка.
Кроме поведенческой и структурной трактовки конкуренции, в экономической теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а также характеристика конкуренции как «процедуры открытия».
Функциональный
подход к определению конкуренции
связан, в частности, с именем австрийского
экономиста Й.Шумпетера. В своей
теории экономического развития он определял
конкуренцию как борьбу старого
с новым. Эту борьбу ведут предприниматели
— организаторы производства, прокладывающие
новые пути, осуществляющие новые
комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера,
задача предпринимателя — осуществлять
реализацию нововведений, бороться с
рутиной, не делать то, что делают другие,
стать «созидающим
Другой
австрийский экономист и
1.3 Основные виды конкурентных рынков
В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:
1.
Большое количество
2.
Огромное число обособленных
потребителей и малое
3.
Единственный потребитель
4.
Структура взаимосвязей, где единому
потребителю
По Смиту сущность конкурентного поведения производителей составляло "честное"- без сговора - соперничество производителей посредством, как правило, ценового давления на конкурентов7.Не соперничество в установлении цены, а отсутствие возможности влиять на цену, является ключевым моментом в современной трактовке понятия конкуренции.
Рассмотрим подробнее основные из вышеперечисленных рыночных структур.
Полиполия (совершенная конкуренция)
Большое число продавцов и покупателей одного и того же товара. Изменения в цене какого-либо продавца вызывают соответствующую реакцию только среди покупателей, но не среди других продавцов.
Рынок открыт для каждого. Рекламные компании не так важны и обязательны, т.к. на продажу предлагаются только гомогенные (однородные) товары, рынок прозрачен и отсутствуют какие-либо предпочтения. На рынке с подобной структурой цена - это заданная величина. На основании вышеизложенного можно вывести следующие варианты поведения участников рынка:
Акцептант
цены. Хотя цена и формируется в процессе
конкуренции среди всех участников рынка,
но в то же время отдельно взятый продавец
не оказывает никакого прямого влияния
на цену. Если продавец запрашивает более
высокую цену, все покупатели сразу же
переходят к его конкурентам, так как в
условиях совершенной конкуренции каждый
продавец и покупатель обладают полной
и правильной информацией о цене, количествах
продукта, затратах и спросе на рынке
Если
же продавец запрашивает более низкую
цену, то он окажется не в состоянии
удовлетворить весь спрос, который
будет ориентирован на него, в силу
его незначительной доли на рынке, при
этом прямого влияния на цену со
стороны этого конкретного
Если покупатели и продавцы поступают одинаковым образом, то они оказывают влияние на цену.
Регулятор количества. Если продавец вынужден согласиться с преобладающими на рынке ценами, то он может приспособиться к рынку путем регулирования объема своих продаж. В этом случае он определяет количество, которое он намерен продать по заданной цене. Покупателю также остается лишь выбрать, сколько он захочет получить по заданной цене.
Условия
совершенной конкуренции
- большое
количество продавцов и
- каждый
продавец производит
- барьеры
для входа на рынок в
Информация о работе Закон конкуренции и особенности его проявления в современной экономике