Закон конкуренции и особенности его проявления в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Свобода ценообразования создает условия для конкуренции между производителями. Рынки выполняют регулирующую функцию лишь при условии существования экономической конкуренции. Необходимая для формирования политических взглядов конкуренция политических групп (партий) и разворачивающаяся на рынках конкуренция между предприятиями, не могут существовать друг бух друга. Без демократического принятия решений в политике рыночная экономика невозможна, иначе возникает перспектива захвата рынка и экономической власти определенной политической группой. Несомненно также, что демократия, опирающаяся на централизованную управляемую экономику, имеет под собой экономически слабый фундамент. Низкая производительность труда и застой в экономическом развитии создают социальную напряженность, она ставит под угрозу все демократические завоевания.

Содержание

Введение 3
1. Конкуренция как элемент рыночной экономики. 5
1.1. Структурно-функциональные характеристики рынка. 5
1.2. Понятийно-категориальные интерпретации конкуренции. 16
1.3. Основные виды конкурентных рынков. 20
2. Особенности закона конкуренции в современной экономике. 27
2.1. Эффективность конкурентных рынков. 27
2.2. Пути развития конкурентоспособности экономики 29
современной России.
Заключение 34
Литература 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая Конкуренция.docx

— 100.72 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

  «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ 

  УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)» 
 
 
 
 
 
 
 

  К У Р С О В  А Я  Р А Б  О Т А

  на  тему: «Закон конкуренции и особенности его проявления в современной экономике» (№15) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Выполнил  студент:

  Факультета  Финансовый

  Группы 512

  Номер зачетной книжки 10064

  Коневский Р.И.

  Научный руководитель

  К.Э.Н. ст.пр. Борисовская  К.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  г.Ростов-на-Дону

  2011 

П Л А Н:

Стр.

Введение                                                                                                                3

1. Конкуренция как элемент рыночной экономики.                                     5

      1.1. Структурно-функциональные характеристики рынка.                   5

      1.2. Понятийно-категориальные интерпретации  конкуренции.            16

      1.3. Основные виды конкурентных  рынков.                                          20

2. Особенности  закона конкуренции в современной  экономике.                27

      2.1. Эффективность конкурентных рынков.                                           27

      2.2. Пути развития конкурентоспособности  экономики                             29

современной России.

Заключение                                                                                                          34                                                                                                            

Литература                                                                                                            36  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Свобода ценообразования создает условия  для конкуренции между производителями. Рынки выполняют регулирующую функцию  лишь при условии существования  экономической конкуренции. Необходимая  для формирования политических взглядов конкуренция политических групп (партий) и разворачивающаяся на рынках конкуренция  между предприятиями, не могут существовать друг бух друга. Без демократического принятия решений в политике рыночная экономика невозможна, иначе возникает  перспектива захвата рынка и  экономической власти определенной политической группой. Несомненно также, что демократия, опирающаяся на централизованную управляемую экономику, имеет под  собой экономически слабый фундамент. Низкая производительность труда и  застой в экономическом развитии создают социальную напряженность, она ставит под угрозу все демократические  завоевания.

     Конкуренция — это соперничество между  участниками рыночного хозяйства. Рыночная борьба за выживание и экономическое  процветание — экономический  закон товарного хозяйства.

     Конкуренция в рыночной экономике, хотя и претерпела заметные изменения за последние  десятилетия, тем не менее продолжает играть не менее заметную роль в  экономическом развитии, чем в XIX столетии, сохраняя важнейшее место  в рыночном механизме. Соотношение  конкурентных и монополистических  сил в экономике ныне таково, что  позволяет современный капитализм считать не в меньшей мере конкурентным, чем монополистическим. Рынок, конкурентный механизм, закон стоимости обеспечивают поддержание основных народнохозяйственных пропорций, задают критерии эффективности  производства, стимулируют товаропроизводителей, ”вымывают” неэффективные звенья.

     Конкуренция воплощает в себе стихийно-регулирующее начало. силы конкуренции действуют  в сторону усиления воздействия  всех факторов экономической эффективности, ведущих в обеспечению динамического  равновесия спроса и предложения  при общем повышении эффективности  всего воспроизводственного процесса.

     Разумеется, в силу своего стихийного характера, конкуренция, особенно при условии  ее полного господства на рынке, может  вызвать побочные отрицательные  экономические и социальные последствия. Однако в целом можно утверждать, что конкуренция с ее безжалостными  законами — главный двигатель  современного прогресса.

         Актуальность  данной работы определяется тем, что  на современном этапе рыночных преобразований в России товарный дефицит уже  в значи- тельной мере преодолен. На первое место для потребителя сегодня выходит уже не само наличие дефицитного ранее товара, а его характеристики, важнейшими из которых являются качество и цена. Это совершенно по-новому определяет стратегию поведения отечественных фирм-производителей, ведь в ситуации либерализации внешнеэкономической деятельности им приходится выдерживать значительную конкуренцию со стороны иностранных фирм, работающих на соответственных сегментах рынка.

         Целью работы является рассмотреть общие аспекты закона конкуренции, а также особенности этого понятия применительно к нашей стране. 
 

1. Конкуренция как  элемент рыночной  экономики.

       

     1.1 Структурно-функциональные характеристики рынка

       Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров. Более простое определение гласит, что рыночный механизм представляет собой механизм взаимосвязи основных элементов рынка: спроса, предложения, цены и конкуренции. Эти элементы являются важнейшими параметрами рынка, которыми руководствуются производители и потребители в своей экономической деятельности в рыночной системе хозяйствования. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.

     Рыночный  механизм действует на основе экономических  законов: изменения спроса, предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и т.д.

     На  стороне производства выступает  предложение, на стороне потребления—спрос. Эти два элемента неразрывно связаны  между собой, хотя на рынке противостоят друг другу. Их можно сравнить с двумя  силами, действующими в противоположных  направлениях. В зависимости от конкретных условий рынка предложение и спрос уравновешиваются на более или менее продолжительный период. Это выравнивание спроса и предложения может происходить стихийно и под регулирующим воздействием государства.

     Важно отметить, что рыночный механизм действует  как механизм принуждения, заставляющий предпринимателей, преследующих свою собственную цель (прибыль), действовать  в конечном счете на пользу потребителей.

     Преимущества рыночной экономики в том, что она функционирует на основе саморегулирующегося механизма, обращена к человеку, через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство. Рыночный механизм — это механизм заведомо бездефицитного рынка. Он обеспечивает: эффективное распределение в обществе ресурсов; гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям; свободу выбора и действий рыночных субъектов; максимальное использование достижений НТР; способность к удовлетворению разнообразных потребностей; повышение качества товаров и услуг.

     Создается впечатление, что рынок функционирует  почти автоматически, хотя на самом  деле регулирование здесь осуществляется методом проб и ошибок. Но рынок  имеет и следующие серьезные  недостатки.

     1. Рынок приводит к дифференциации  в уровне жизни населения, что  не так уж и плохо, ибо  обеспечивает высокую мотивацию  к труду. Плохо то, что он  не обеспечивает социальную защиту  населения. Социальные последствия  свободного рынка таковы: безработица,  разорение, бедность отдельных  групп населения. 

     2. Механизм свободной конкуренции  не обеспечивает экономику нужным  количеством денег для развития  производства. Имеет место нехватка  денег. Проблему эмиссии денег  берет на себя государство  в лице госбанка.

     3. Деятельность свободных конкурентов  часто приводит к нежелательным  эффектам, таким, как загрязнение  окружающей среды, продуктов питания  пестицидами и другими вредными  веществами, развитие наркомании, алкоголизма  и т.д. Свободный рынок, таким  образом, зачастую игнорирует  потенциально негативные последствия  принимаемых решений, а также  не способствует сохранению не  воспроизводимых ресурсов.

     4. Свободный рынок не создает  стимулов для производства товаров  и услуг коллективного пользования,  не в состоянии обеспечить  общество услугами, в которых нуждается любой человек и от которых никто не получает прибыли (оборона, государственное управление, охрана природы и др.).

     5. Свободный рынок не обеспечивает  действенную мотивацию для фундаментальных  исследований. Он реализует уже  имеющиеся научно-технические достижения, но не выделяет средства для  фундаментальных исследований в  науке и технике, а они крайне  необходимы для развития общества  в отдаленной перспективе;

     6. Экономика, функционирующая на  основе свободного рынка, подвержена  нестабильному развитию с соответствующими  рецессионными (спад или замедление  темпов роста производства) и  инфляционными процессами.

     7. Рынок не распространяется на  те виды деятельности, которые  не могут быть подчинены исключительно  коммерческим интересам (здравоохранение,  образование, наука, культура, единая  транспортная система, убыточные  производства), но необходимы обществу.

     8. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка. Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.

     Особенность рыночного механизма состоит  в том, что каждый его элемент  теснейшим образом связан с ценой. Она является основным его инструментом, инструментом координации и приспособления друг к другу спроса и предложения. Цена товара является ориентиром, на основе которого предприниматели и потребители  делают свой выбор, какой товар производить, какой товар приобрести. Цены несут информацию о состоянии рынка для потребителей и для производителей.

     В течение 200 лет микроэкономическая теория исходила из того, что на сбыт товара можно влиять только с помощью  цен. Переоценка этого принципиального  положения под воздействием ряда новых весомых факторов (НТР, огромного  расширения производственных возможностей, значительного повышения благосостояния населения и т. д.), особенно заметно  проявившихся во второй половине XX века, лишило цену ее монопольного положения. Однако цена по-прежнему является исключительно важным фактором во взаимодействии производителя и потребителя.

Информация о работе Закон конкуренции и особенности его проявления в современной экономике