Закон конкуренции и особенности его проявления в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Свобода ценообразования создает условия для конкуренции между производителями. Рынки выполняют регулирующую функцию лишь при условии существования экономической конкуренции. Необходимая для формирования политических взглядов конкуренция политических групп (партий) и разворачивающаяся на рынках конкуренция между предприятиями, не могут существовать друг бух друга. Без демократического принятия решений в политике рыночная экономика невозможна, иначе возникает перспектива захвата рынка и экономической власти определенной политической группой. Несомненно также, что демократия, опирающаяся на централизованную управляемую экономику, имеет под собой экономически слабый фундамент. Низкая производительность труда и застой в экономическом развитии создают социальную напряженность, она ставит под угрозу все демократические завоевания.

Содержание

Введение 3
1. Конкуренция как элемент рыночной экономики. 5
1.1. Структурно-функциональные характеристики рынка. 5
1.2. Понятийно-категориальные интерпретации конкуренции. 16
1.3. Основные виды конкурентных рынков. 20
2. Особенности закона конкуренции в современной экономике. 27
2.1. Эффективность конкурентных рынков. 27
2.2. Пути развития конкурентоспособности экономики 29
современной России.
Заключение 34
Литература 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая Конкуренция.docx

— 100.72 Кб (Скачать)

    - никаких  искусственных ограничений спроса, предложения или цены существует  и ресурсы - переменные факторы производства - мобильны

    - каждый  продавец и покупатель владеет  полной и правильной информацией  о цене, количествах продукта, затратах  и спросе на рынке.

    Нетрудно  видеть, что ни один реальный рынок  не удовлетворяет всем перечисленным  условиям. Поэтому схема совершенной  конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она  является ключом к пониманию более  реальных рыночных структур. И в  этом ее ценность.

    Для участников рынка в условиях совершенной  конкуренции цена - это заданная величина. Поэтому продавец может  лишь решать, какое количество товара он захочет предложить по данной цене. Это означает, что он одновременно акцептант цены и регулятор количества.

    Монополия

    Один  продавец противостоит многим покупателям, причем этот продавец является единственным производителем продукта, не имеющего, к тому же, близких товаров-заменителей. Такая модель имеет следующие характерные черты:

    а) продавец является единственным производителем данного товара (продукта)

    б) реализуемый продукт уникален в  том смысле, что нет его заменителей

    в) монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок (монополист является законодателем  цены, т.е. монополист назначает цену и покупатель при заданной монопольной  цене может решать, какое количество товара он может закупить, но в большинстве  случаев монополист не может назначать  произвольно высокую цену, т.к  по мере роста цен спрос снижается, а при падающих ценных спрос возрастает)

    г) на пути входа в рынок монополистом устанавливаются непреодолимые  барьеры для конкурентов - как  естественного, так и искусственного происхождения,

    примерами естественных монополий могут служить  предприятия общественного пользования - электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения, линии  связи и транспортные предприятия. К искусственным барьерам относятся  патенты и лицензии, предоставляемые  некоторым фирмам на исключительное право функционировать на данном рынке.

    Монополистическая конкуренция

    Относительно  большое число производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию, т.е. на рынке присутствуют гетерогенные товары. В условиях совершенной конкуренции  фирмы производят стандартизованную (однородную) продукцию, в условиях монополистической конкуренции  производится дифференцированная продукция. Дифференциация затрагивает, прежде всего, качество продукта или услуг, благодаря  чему у потребителя складываются ценовые предпочтения. Продукция  может быть дифференцирована также  по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного использования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы и т.п.

    Таким образом, фирмы на рынке монополистической  конкуренции вступают в соперничество  не только (и даже не столько) через  цены, но и путем всемирной дифференциации продукции и услуг. Монопольность  в такой модели заключается в  том, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает в некоторой мере монопольной  властью над своим товаром; она  может повышать и понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается наличием производителей аналогичных  товаров. Кроме того на монополистических  рынках наряду с мелкими и средними достаточно крупные фирмы.

    При такой модели рынка фирмы стремятся  расширять свою область предпочтений путем индивидуализации своей продукции. Это происходит прежде всего с помощью товарных знаков, наименований и рекламной компании, которые однозначно выделяют различия товаров.

    Монополистическая конкуренция отличается от совершенной  полиполии по следующим признакам:

    - на  совершенном рынке продаются  не гомогенные, а гетерогенные  товары;

    - для  участников рынка нет полной  прозрачности рынка, и они действуют  не всегда в соответствии с экономическими принципами;

    - предприятия  стремятся расширить свою область  предпочтений путем индивидуализации  своей продукции;

    - доступ  к рынку для новых продавцов  при монополистической конкуренции  затруднен в силу наличия предпочтений.

    Олигополия

    Немногочисленность  участников конкуренции- когда относительно малое (в пределах десятка) число  фирм господствует на рынке товаров  или услуг. Примеры классических олигополий: "Форд", "Крайслер" и др.

    Олигополии  могут производить как однородные, так и дифференцированные товары. Однородность чаще всего преобладает  на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента и т.д.; дифференциация - на рынках потребительских товаров.

    Немногочисленность  фирм способствует их монополистическим  соглашениям : по установлению цен, разделу  или распределению рынков или  по другим способам ограничения конкуренции  между ними. Доказано, что конкуренция  на олигополистическом рынке тем  интенсивней, чем ниже уровень концентрации производства (большее число фирм), и наоборот.

    Важную  роль в характере конкурентных отношений  на таком рынке играют объем и  структура той информации о конкурентах  и об условиях спроса, которой фирмы  располагают: чем такой информации меньше, тем более конкурентным будет  поведение фирмы. Основное отличие  олигополистического рынка от рынка совершенной конкуренции связано с динамикой цен. Если на совершенном рынке они пульсируют непрерывно и бессистемно в зависимости от колебаний спроса и предложения, то при ологополии имеют тенденцию к устойчивой фиксации и изменяются не так часто. Типично т.н. лидерство в ценах, когда их преимущественно диктует одна ведущая фирма, остальные же олигополисты следуют за лидером. Доступ к рынку новым продавцам затруднен. В случае соглашения олигополистов по поводу цен, конкуренция все больше смещается в направлении качества, рекламы и индивидуализации.

 

2. Особенности закона  конкуренции в  современной экономике.

       

       2.1. Эффективность конкурентных рынков.

    Эффективность конкурентных рынков состоит в распределении  ограниченного количества ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, таким образом, чтобы максимизировать  удовлетворение потребностей.

    Производственная  эффективность означает, что каждый товар, включенный в состав выпускаемой  продукции, производится наименее дорогостоящим  способом. Конкурентный рынок вынуждает  фирмы в долгосрочном периоде  вести производство при минимальных  средних издержках. В этом суть производственной эффективности.

    Эффективность распределения ресурсов имеет место, когда невозможно изменить структуру  совокупного производства так, чтобы  получить дополнительную чистую выгоду для общества. Ресурсы распределяются так, чтобы производилась совокупная продукция, состав которой наилучшим  образом соответствует предпочтениям  потребителей.

    Из  сущности издержек утраченных возможностей следует, что предельные издержки производства продукта измеряют цену — относительную  ценность других товаров, которые могли  бы быть произведены с помощью  ресурсов, использованных в производстве единицы этого продукта. Равенство  цены предельным издержкам, характерное  для чистой конкуренции, обеспечивает эффективное распределение ресурсов.

    Ограниченность  рынка чистой конкуренции связана  со следующими проблемами, которые  им не разрешаются:

    1. Проблема распределения доходов  состоит том, что рыночная система  вообще не регулирует распределение  доходов, которое может быть  очень неравномерным, вести к  производству дорогостоящих пустяков  для богатых, отказывая бедным  в удовлетворении их основных  нужд.

    2. Побочные издержки и общественные  блага. Существуют издержки, которых  производители стараются избегать. Например, они могут загрязнять окружающую среду. Издержки при этом несет общество, они называются побочными, или внешними издержками. Некоторые блага, например, прививки, предотвращающие эпидемии, приносят выгоды всему обществу. Они называются внешними, или побочными, выгодами. Максимизация прибыли обеспечивает эффективное распределение ресурсов, если предельные издержки фирм включают все издержки, а цена продукта отражает все выгоды, которые общество получает от производства товара, включая побочные.

    Следует также иметь в виду, что рыночная система игнорирует производство общественных благ, например образование населения, оборону.

    3. Диапазон потребительского выбора  в условиях чистой конкуренции  невелик, поскольку чистая конкуренция  возможна только на рынках, оперирующих  со стандартизованными продуктами.

    Распространение чистой конкуренции ограничено, но существуют рынки, очень близкие  к ним по своим условиям, например биржевые рынки стандартных видов  сырья, в частности металлов.

    Основным  критерием оценки того или иного  действия, как эффективного так и  неэффективного, является критерий Калдора—Хикса. Согласно этому критерию, экономическое  действие является эффективным, если положительные  результаты от него в виде потребительского излишка и прибыли производителей превышают его возможные отрицательные  результаты.

    Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить  продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам. Графически это означает, что кривая средних  издержек только касается кривой спроса. В условиях совершенной конкуренции  цена спроса является для фирмы заданной величиной. Фирма может продать  по этой цене любое количество товара. Кривая спроса с точки зрения фирмы выглядит как кривая рыночной цены или MR (см. рис. 7.1). Если бы издержки на производство единицы продукции были выше цены (АС > Р), то любая продукция была бы экономически убыточной, и фирмы вынуждены были бы покинуть данную отрасль. Если бы средние издержки были ниже кривой спроса и соответственно цены (АС < Р), это означало бы, что кривая средних издержек пересекла кривую спроса и образовался некий объем производства, приносящий сверхприбыль. Приток новых фирм рано или поздно свел бы эту прибыль на нет. Таким образом, кривые только касаются друг друга, что и создает ситуацию длительного равновесия: ни прибыли, ни убытков.

    2.2. Пути развития  конкурентоспособности  современной экономики

      Проблема конкурентоспособности государства, его экономики, жизнестойкости общества в целом становится все более актуальной. Это ее значение возрастает вместе с  ужесточением глобальной конкурентной среды. Глобализации свойственно не только расширение и углубление кооперации, интеграции и сотрудничества, но и наличие конкуренции, которая неразрывно сопутствует глобализационным процессам, ведь конкуренция – спутник глобализации.

    В условиях нарастающей глобализации залогом жизнеспособности развития является достижение конкурентного  преимущества, поскольку ни одна страна и ни одна экономика или отдельная  компания не могут противостоять  влиянию конкуренции, т.к. за благовидной  витриной глобализации с ее красивыми  лозунгами о кооперации усилий и  взаимовыгодном сотрудничестве стоит  жесткая конкурентная глобальная среда. Особенное звучание вопрос жизнеустойчивости, конкурентоспособности государства  приобретает в наши дни – в  условиях глобального финансово-экономического кризиса, охватившего, как кажется, все уголки Земного шара, и «проверяющего» на прочность общественно-государственные  конструкции многих стран.

    Сегодня наша страна занимает весьма низкие места  в международных рейтингах глобальной конкурентоспособности. Имеются в  виду, прежде всего, два наиболее известных  рейтинга: рейтинг конкурентоспособности IMD (Международного института развития менеджмента, г. Лозанна, Швейцария) и  Индекс глобальной конкурентоспособности WEF (Всемирного экономического форума). В рейтинге IMD за 2008 г., включающем 55 стран, наша страна заняла 47-е место. В Индексе глобальной конкурентоспособности WEF за 2008 г., включающем 131 страну, Россия заняла 58-е место.8

    Если  брать отдельные параметры, то Россия в международных рейтингах глобальной конкурентоспособности входит в  десятку лидирующих стран лишь по двум показателям: 1-е место по запасам  сырьевых ресурсов (30 трлн. долл. США) и 7-е место по средней продолжительности  школьного образования (10,5 лет). Российская Федерация заметно проигрывает  в уровне качества государственных  институтов, профессиональности управления (качество и прозрачность управления), стабильности и предсказуемости  законодательства, обеспечении безопасности граждан, по основным экономическим  показателям, по показателям эффективности  бизнеса (степень соответствия принципам  инновационности, рентабельности и  социальной ответственности, производительности труда, развития рынка труда, качеству менеджмента), показателям инвестиций в традиционную и технологическую  инфраструктуру, в образование и  непрерывное повышение квалификации рабочей силы, взаимообусловленности  заработной платы, производительности труда и налогов, показателям  сокращения неравенства между богатыми и бедными, показателям состояния  инфраструктуры (степень соответствия инфраструктуры потребностям бизнеса, развитость базовой, технологической, научной, информационной и социальной инфраструктуры), показателям состояния образования, здравоохранения и окружающей среды.

Информация о работе Закон конкуренции и особенности его проявления в современной экономике