Закон конкуренции и особенности его проявления в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Свобода ценообразования создает условия для конкуренции между производителями. Рынки выполняют регулирующую функцию лишь при условии существования экономической конкуренции. Необходимая для формирования политических взглядов конкуренция политических групп (партий) и разворачивающаяся на рынках конкуренция между предприятиями, не могут существовать друг бух друга. Без демократического принятия решений в политике рыночная экономика невозможна, иначе возникает перспектива захвата рынка и экономической власти определенной политической группой. Несомненно также, что демократия, опирающаяся на централизованную управляемую экономику, имеет под собой экономически слабый фундамент. Низкая производительность труда и застой в экономическом развитии создают социальную напряженность, она ставит под угрозу все демократические завоевания.

Содержание

Введение 3
1. Конкуренция как элемент рыночной экономики. 5
1.1. Структурно-функциональные характеристики рынка. 5
1.2. Понятийно-категориальные интерпретации конкуренции. 16
1.3. Основные виды конкурентных рынков. 20
2. Особенности закона конкуренции в современной экономике. 27
2.1. Эффективность конкурентных рынков. 27
2.2. Пути развития конкурентоспособности экономики 29
современной России.
Заключение 34
Литература 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая Конкуренция.docx

— 100.72 Кб (Скачать)

     Отправным моментом в отношении «товар-покупатель»  является процесс принятия последними решения о покупке, при котором  оцениваются средства удовлетворения потребности, предлагаемые на рынке. Уже  это обстоятельство позволяет утверждать, что нет «цены в себе», а  существует «цена на что-то». В связи  с этим решения в рамках политики цен принимаются с учетом отношения  «цена—качество». Объектом решений  является формирование такого отношения  «цена—качество», которое соответствовало  бы требованиям рынка (потребителя) и целям товаропроизводителя.

     Под качеством следует понимать необходимую  потребителю совокупность всех вещественных и нематериальных составляющих свойств  продукта, цена в широком смысле—это все объективные затраты потребителя, которые связаны с приобретением  продукта—носителя качества. Цена выражается в денежной, натуральной  форме, в виде услуг либо иными  расходами покупателя.1

     Для покупателя цена распадается на две  части: эквивалент товара определенного  качества и сопутствующие покупке  затраты. В первом случае один экономический субъект возмещает затраты другого, связанные с производством и распределением продукта. Сумма возмещения отражает обычно соответствие денежного требования продавца и согласие покупателя с ним.

     Вторая  часть возмещаемых затрат в отличие  от первой предназначена для создания возможности приобретения продукта или его использования (например, затраты, связанные с приобретением  самолета, автомобиля, катера).

     Экономическая сущность, предназначение, роль цены в  хозяйственной деятельности, а также  ее взаимоотношения с другими  экономическими явлениями и категориями  находят отражение в функциях цены.

     Учетная функция, или функция учета и изменения затрат общественного труда, определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цена в конечном счете отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли. Причем рыночная цена может значительно отклоняться от издержек. В итоге цена используется для определения эффективности производства, служит ориентиром принятия хозяйственных решений, действенным инструментом внутрифирменного планирования.

     Выполняя  стимулирующую функцию, цена сдерживает производство и потребление товаров или поощрительно действует на них. Цена стимулирует производителя посредством заключенной в ней прибыли. Цены могут способствовать или препятствовать увеличению выпуска и потребления товаров. С помощью цены можно стимулировать, либо тормозить научно-технический процесс, экономию затрат ресурсов, улучшение качества продуктов, изменение структуры производства и потребления. Осуществляется стимулирование посредством повышения доли прибыли в цене, надбавок и скидок к ней.

     Распределительная функция цены связана с ее отклонением от стоимости под воздействием рыночных факторов. Суть этой функции—участие цен в распределении и перераспределении национального дохода между отраслями экономики, государственными и другими ее секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами.

     Функция сбалансированного  спроса и предложения  проявляется в том, что посредством цен осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спосом. Цена подает сигналы о диспропорциях в сферах производства и обращения, требуя принятия мер по их преодолению. Это гибкий инструмент для достижения соответствия спроса и предложения, которое достигается либо посредством увеличения (сокращения) производства, либо повышения (снижения) цены, либо одновременно обоими способами. Эта функция цены играет главенствующую роль при формировании цен на товары.

     Функция цены как средства рационального размещения производства проявляется в том, что с помощью механизма цен происходит переход капиталов в секторы экономики с более высокой нормой прибыли под воздействием законов конкуренции и спроса.

     Все функции цены причинно взаимосвязаны  и взаимодействуют, вступая в  противоречие между собой. В хозяйственной  жизни предприятий взаимосвязи  между функциями цены носят сложный, многоплановый характер.

     Спрос — это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание их приобрести. Потребителей интересует не товар вообще, а товар  по приемлемой цене. Исходя из этого, следует  говорить не об абсолютном, а о платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос характеризует  не только желание, но и возможность  купить товар.

     Спросом называется количество товара, которое  будет куплено за приемлемую цену и в определенный промежуток времени.

     Механизм  рынка позволяет удовлетворять  только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и  превратить в спрос. К ним прежде всего относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых  участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага  в мировой экономической науке  именуются общественными товарами.

     В обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется посредством реализации спроса.

     На  величину спроса, его структуру и  динамику влияют многочисленные факторы  экономического, социального и технологического характера. Спрос на товар, например, может увеличиваться из-за рекламы, изменения моды или вкусов покупателей. Несмотря на это, необходимо знать, что покупатель в первую очередь интересуется тем, сколько стоит товар, который он хочет купить, соизмеряя свои желания со своим доходом. Это означает, что спрос на определенное благо в основном зависит от цен на товары и от дохода, выделяемого покупателем на потребление. Нередко спросом называют то количество товара, которое будет куплено потребителями по данной цене в определенных условиях места и времени.

     Рыночный  механизм позволяет удовлетворять  только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе есть и такие потребности, которые  нельзя трансформировать в спрос. К  ним, прежде всего, относятся блага  и услуги коллективного пользования, которые в экономической науке  называются общественными товарами (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление и т.д.). Вместе с тем в обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая  часть потребностей удовлетворяется  через спрос.

     Предложение – это обобщающий термин, используемый для описания поведения фактических  и потенциальных производителей (продавцов) товаров. Иногда предложение  определяют как совокупность товаров  с определенными ценами, которые  находятся на рынке (или в пути) и которые могут или намерены продать производители (определение  В. Видяпина и Г. Журавлевой). Таким  образом, здесь предложение выступает  как продукт, который находится  на рынке или может быть доставлен  на рынок.

     Термин  «предложение» определяют как функцию, показывающую разные количества продукции, которую производитель желает и  способен произвести и предложить к  продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных в течение  определенного периода времени.

     На  предложение оказывают влияние  следующие факторы:

  1. Цена
  2. Научно-технический прогресс
  3. Налоги
  4. Цены на ресурсы
  5. Ожидание приемлемых цен
  6. Число продавцов на рынке и т. д.

     Предложение, как и спрос, представляет ряд  альтернативных возможностей и изображается в виде кривой или таблицы. Закон  предложения выражает связь между  ценой и количеством продукции: с повышением цены возрастает величина предложения и наоборот. По мере повышения цены предприниматель  сочтет для себя более выгодным произвести или продать более дорогую  продукцию и переключиться на ее производство или продажу. Как  показывают результаты исследования, не на всех российских рынках предприниматель  ведет себя в соответствии с описанным  законом.

     Трудно  приуменьшить роль и значение конкуренции  как элемента рыночного механизма. Понятие конкуренции многозначно, поэтому универсального ее определения не существует. Конкуренция—это соперничество, соревнование между товаропроизводителями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Одновременно конкуренция—это механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства.2

     Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественно  возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его  существования и развития.

     Конкурентные  тенденции на развитом рынке, как  показывает практика, существенно устойчивее и сильнее, чем на монополистические. Победителями в конкуренции оказываются  и крупны, и мелкие, и сильные, а порой и слабые фирмы. Монополия  не вытесняет конкуренцию, поскольку  борющиеся между собой фирмы  являются весьма разными. Нельзя свести конкуренцию лишь к борьбе сильного против слабого—в таком случае сверхмощные  монополии действительно вытеснили  бы всех более слабых соперников.

     В реальности конкуренция имеет более  сложную основу. Каждому типу хозяйственных  единиц присущи свои особенности: у  ведущих мощных монополий—это сила, у мелких фирм—гибкость, у специализированных компаний—приспособленность к особым сегментам и «нишам» рынка, у  фирм-новаторов—преимущества первооткрывателей  и т.д. В конкретных рыночных ситуациях  решающее преимущество получает то одно, то другое качество.

     Для участников рыночных отношений, и в  первую очередь для товаропроизводителей, конкуренция носит объективно принудительный характер, заставляя их систематически применять новые технологии, повышать производительность труда, снижать  или сдерживать цены на производимые товары. Иначе говоря, конкуренция систематически заставляет снижать индивидуальные издержки производства, экономить ресурсы, добиваться наиболее рационального сочетания используемых факторов производства.

     Деятельность  любой хозяйственной единицы  в условиях конкуренции подвергается двойному контролю: внутреннему непосредственному  контролю в рамках фирмы и внешнему опосредственному контролю на рынке  со стороны фирм-конкурентов, через  конечные результаты рыночной деятельности. Вторая форма контроля является жесткой, но беспристрастной. Беспристрастность  и объективность оценки возможностей любой хозяйственной единицы  определяется тем, что в конечном счете эту оценку проводит покупатель, который, руководствуясь собственными интересами, отдает предпочтение товарам  или иного конкурента.

     Конкуренция—это самый эффективный и дешевый  метод экономического контроля, ибо  стоит обществу минимальных затрат. Такого рода контроль, как упоминалось, постоянно заставляет производителя  сокращать издержки производства и  цен, увеличивать объем сбыта, бороться за законы и потребителя, улучшать качество продукции.

     Однако  не всякая конкуренция способствует эффективному функционированию рынка—недобросовестная конкуренция оказывает негативное воздействие на экономику. Закон  РФ «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает недобросовестную конкуренцию, для которой характерно распространение ложных, неточных и  искаженных сведений, способных нанести  ущерб другим хозяйствующим субъектам; самовольное использование товарных знаков фирменных наименований, маркировки и внешнего оформления товаров других фирм; получение, использование, разглашение  научно-технической, производственной, коммерческой и иной информации без  согласия ее владельцев и т.п.

     Функции конкуренции:

  1. Формирует цены
  2. Является средством сбалансированности спроса и предложения
  3. Стимулирует снижение затрат на производство и реализацию продукции
  4. Повышает эффективность производства
  5. Осуществляет контроль над экономической силой каждого предприятия.

     На  рынке особое значение имеет равновесная  цена, которая является результатом  взаимодействия цены, спроса и предложения. Согласно распространенному мнению, равновесная цена—это и есть та рыночная цена, которая выражает сущность равенства спроса и предложения. В точке равновесия (точке, в которой  цены продавцов совпадают с ценами покупателей) спрос и предложение  перестают быть связаны с динамикой  цены. Здесь перестают сталкиваться интересы продавцов и покупателей. Значит, саму равновесную цену никак  нельзя объяснить ни действием закона спроса, ни действием закона предложения.

Информация о работе Закон конкуренции и особенности его проявления в современной экономике