Взаимосвязь экономической теории и экономической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать взаимосвязь экономической теории и экономической политики. Для реализации поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:
изучить теоретико-методологические основы взаимодействия государства и экономики;
рассмотреть современную концепцию государственного регулирования экономическими процессами;
охарактеризовать влияние государства на экономические процессы в условиях экономической нестабильности начала XXI века.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы взаимодействия государства и экономики …………………………………………………..5
1.1. Необходимость государственного регулирования экономики 5
1.2. Классическая и кейнсианская концепции регулирования национальной экономики ……………………………………………9
Глава 2. Современная концепция государственного регулирования экономическими процессами ……………………………………………..12
2.1. Цели государственной экономической политики ……………12
2.2. Методы государственного экономического регулирования ...17
Глава 3. Влияние государства на экономические процессы в условиях экономической нестабильности начала XXI века ……………………….26
3.1. Основные направления государственного регулирования пореформенной экономики России ………………………………..26
3.2. Государственная политика в условиях мирового экономического кризиса ……………………………………………29
Заключение …………………………………………………………………40
Список использованной литературы ……………………………………..43

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 850.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Белгородский государственный университет» 
 
 
 
 

Кафедра «Мировая экономика» 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему: Взаимосвязь экономической теории и экономической мысли 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Выполнил студент

                Савичев Артём Сергеевич

                группа 100815

                Научный руководитель:

                старший преподаватель

                кафедры «мировая экономика»

                Андросова Анна Васильевна 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Белгород 2009

Содержание 

      Введение  …………………………………………………………………… 3

    Глава 1. Теоретико-методологические основы взаимодействия государства  и экономики …………………………………………………..5

          1.1. Необходимость государственного  регулирования экономики 5

      1.2. Классическая  и кейнсианская концепции регулирования национальной экономики ……………………………………………9

    Глава 2. Современная  концепция государственного регулирования  экономическими процессами ……………………………………………..12

          2.1. Цели государственной экономической  политики ……………12

          2.2. Методы государственного экономического регулирования ...17

    Глава 3. Влияние  государства на экономические процессы  в условиях экономической нестабильности начала XXI века ……………………….26

      3.1. Основные  направления государственного регулирования  пореформенной экономики России  ………………………………..26

      3.2. Государственная  политика  в условиях мирового  экономического кризиса ……………………………………………29

      Заключение  …………………………………………………………………40

      Список  использованной литературы ……………………………………..43 

 

       Введение 

      Огромная  роль государства и способность  его регулировать некоторые экономические процессы зависят от связи экономики и политики, от разработки экономической политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии. Государство породило новую форму общественной обусловленности поведения человека, отделив общий интерес от частного. Поэтому возникновение и существование государства является не только исторически необходимым, но и общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы. "Видимая рука" правительства должна регулировать "невидимую руку" конкуренции, о которой писал А.Смит1. В науке идея бесконтрольной экономики, сводящаяся к тому, что рынки нужно предоставить самим себе, все больше уступает место теории государственного регулирования рыночной экономики. В последнее время доля государства в валовом национальном продукте промышленно развитых стран увеличивается, удвоившись с 60-х годов. Государство все больше подключается к деловым проектам и помогает предпринимателям накопить капитал. В силу этих обстоятельств государство становится предметом изучения экономической теории.

      Актуальность  выбранной темы объясняется тем, что долгое время происходило отождествление экономической роли государства с самой политической экономией. Поэтому и до сего времени предпринимаются попытки свести экономическую теорию к экономической политике. Государственное вмешательство в экономику объективно необходимо для любого правительства независимо от того, является экономика рыночной или командно-распределительной.  Данное обстоятельство требует рассмотрение  данной проблемы.

      Проблема  исследования находит свое отражение  в учебно-методической литературе, периодических изданиях. Вопросам экономической теории и политики посвящены отдельные главы работы В.И. Видяпина. Автор рассматривает основные модели взаимоотношений экономики и государственной политики, представляет основные экономические функции государства. В.Д. Камаев представляет теоретические концепции взаимосвязи экономической  теории и политики. Б.А. Райзберг излагает теоретические аспекты экономики и политики  на фоне основных проблем национальной экономики.

      Объект  исследования – экономическая политика, предмет исследования – взаимосвязь экономической теории и экономической политики.

      Цель  данной работы – исследовать взаимосвязь  экономической теории и экономической  политики. Для реализации поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:

      изучить теоретико-методологические основы взаимодействия государства и экономики;

      рассмотреть современную концепцию государственного регулирования экономическими процессами;

      охарактеризовать  влияние государства на экономические  процессы  в условиях экономической  нестабильности начала XXI века.

      Методологической  базой исследования являются – метод  анализа литературы, сравнения и  обобщения данных. Эмпирической базой  исследования послужили работы В.И. Видяпина, Б.А. Райзберга, В.Д. Камаева, аналитические статьи И. Ю. Юргенса и А. Кудрина, опубликованные в журнале «Вопросы экономики». Задачи данной работы определили ее структуру: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

 

       Глава 1. Теоретико-методологические основы взаимодействия государства и экономики 

      1.1. Необходимость государственного  регулирования экономики

      Проблема  взаимоотношений государства и  экономики является одной из центральных  в обществе, так как государство  выполняет важнейшие функции  в хозяйственной системе. Возрастающие масштабы современной экономической деятельности, усложнение характера внутренних и международных хозяйственных связей создают объективные экономические предпосылки усиления роли государства в регулировании общественного производства. Но не надо думать, что государство стало играть важную роль в экономике только на индустриальном этапе развития человеческого общества. Во все времена государство оказывало значительное влияние на социально-экономическое развитие страны. Современная экономическая роль государства является итогом длительной эволюции, в ходе которой условия, формы и методы его воздействия на экономику постоянно менялись. Феодальное государство стояло на охране земельной собственности феодалов, определяло обязанности ремесленников, крестьян, т.е. обязанности всех по отношению к центральной власти.

      «Особенно наглядно проявляется роль государства  в так называемые переломные, переходные периоды независимо от того, происходят ли эти изменения мирным или немирным путем: например, «кровавое законодательство» в Англии в конце XV в. против экспроприированных крестьян, законы Петра I в России в конце XVI – начале XVII в., Кодекс Наполеона во Франции в начале XIX в и т.д. Резкое усиление роли государства связано с Первой мировой войной, которая вызвала необходимость невиданной ранее концентрации ресурсов в руках и под контролем государства. Исключительную роль в формировании инструментария государственного вмешательства и регулирования сыграл мировой экономический кризис 1929–1933 гг., так называемая Великая депрессия. В условиях, когда объем производства в главных странах капитализма упал почти вдвое, замерла международная торговля, безработными оказались миллионы людей, государства были вынуждены взять на себя широкие экономические функции в борьбе с кризисом. Неэффективность политики нерегулируемого рынка (laissez-faire), которая была провозглашена еще А. Смитом, стала очевидной и заставила, в частности, президента США Ф.Д. Рузвельта, одного из первых государственных руководителей стран с рыночной системой хозяйствования, пойти на активное вмешательство государства в управление экономикой. Иначе говоря, пришло понимание того, что рыночный механизм развития необходимо дополнить мерами государственного регулирования»2.

      Объективная необходимость вмешательства государства в рыночную экономику возникла в связи с тем, что рыночный механизм порождает ряд негативных последствий. Кроме того, сама общественная жизнь требует вмешательства государства как особого инструмента, который обладает исключительным и общепризнанным правом принуждать. Теоретическим обоснованием этого вмешательства стала работа Дж.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». Идеи этой книги надолго определили механизм государственного вмешательства в экономику. Использование инструментов кейнсианской теории позволило промышленно развитым странам Европы, Северной Америки и Японии добиться в послевоенный период устойчивого экономического роста. Специально разработанные программы давали возможность избегать хозяйственных катастроф типа Великой депрессии, резкого падения производства. Однако по мере развертывания научно-технической революции в индустриальных странах стали отказываться от глобального распространения кейнсианства, а международные финансовые организации – внедрять новые либеральные экономические теории.

      В смешанной экономике, основанной на рыночной конкуренции и макроэкономическом регулировании, государству отводится  вполне определенная роль, так как  рынок, как и любая хозяйственная  система, не является идеальным механизмом. Он имеет как положительные, так и отрицательные стороны, поэтому естественно, что государство стремится разработать такой механизм хозяйствования, который препятствовал бы разрушительным рыночным последствиям в экономике: монополизму, бедности, кризисам, спадам и т.д.

      Наша  страна находится на сложном, переходном этапе, и именно поэтому особенно важна регулирующая роль государства. Но роль эта должна быть принципиально  иной, не такой, как в условиях командной  экономики, когда центр задает все параметры хозяйственной деятельности, включая цены. Ведь сверху нельзя оптимально определить объемы производства миллионов видов продукции, распределить их в соответствии с потребностями и тем более определить цены, отражающие взаимосвязь спроса и предложения. Эта ситуация наглядно видна на рис. 1.13, отражающем решение проблемы производства и ценообразования в условиях командной экономики, когда заданы объемы производства и цены.

    Рис. 1. 1. Директивное решение проблем  производства и ценообразования:

    Snl, – плановое предложение; Р – фиксированная цена; D1D1 – предлагаемый спрос; D2D2 – повышенный спрос; Р1 – первоначальная цена; Р2 – цена равновесия при повышенном спросе; Р3 – цена равновесия при пониженном спросе

 

       В условиях командной экономики объем предложения (план) был четко задан и график предложения принимал форму вертикальной прямой Snl. Цена здесь также являлась четко фиксированной,назначенной сверху на основе затрат и прибыли, т.е. предполагалось прохождение кривой спроса через точку E1. Но такая модель является жестко заданной и не отражает изменения спроса. Что произойдет, если спрос на данную продукцию повысится и кривая спроса D1 переместится в положение D2? Спрос тогда увеличится до объема D1, в то время как производство равно 0Snl, поскольку фиксированная цена не дала информации об изменении спроса. Образуется дефицит в объеме S2. Последствия дефицита нам хорошо известны (снижение качества продукции, спекуляция, теневая экономика). Если цены не были бы фиксированными и устанавливались исходя из спроса и предложения, то они должны были подняться до уровня Р2, и точкой равновесия стала бы точка Р. Если же спрос в плановом периоде понизился, кривая спроса D переместилась в положение D2 и объем спроса сократился таким образом до 0S2, а производится в соответствии с планом 0S1, то образуется излишек продукции, равный S2Snl. Фиксированная цена и в этом случае дала ложную информацию. Исходя из здравого смысла, план должен быть снижен либо необходимо снизить цену до уровня Р3 и компенсировать производителю потери, но в условиях плановой системы это делается слишком медленно, а потери в это время растут.

Информация о работе Взаимосвязь экономической теории и экономической мысли