Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:11, курсовая работа
Цель данной работы – исследовать взаимосвязь экономической теории и экономической политики. Для реализации поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:
изучить теоретико-методологические основы взаимодействия государства и экономики;
рассмотреть современную концепцию государственного регулирования экономическими процессами;
охарактеризовать влияние государства на экономические процессы в условиях экономической нестабильности начала XXI века.
Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы взаимодействия государства и экономики …………………………………………………..5
1.1. Необходимость государственного регулирования экономики 5
1.2. Классическая и кейнсианская концепции регулирования национальной экономики ……………………………………………9
Глава 2. Современная концепция государственного регулирования экономическими процессами ……………………………………………..12
2.1. Цели государственной экономической политики ……………12
2.2. Методы государственного экономического регулирования ...17
Глава 3. Влияние государства на экономические процессы в условиях экономической нестабильности начала XXI века ……………………….26
3.1. Основные направления государственного регулирования пореформенной экономики России ………………………………..26
3.2. Государственная политика в условиях мирового экономического кризиса ……………………………………………29
Заключение …………………………………………………………………40
Список использованной литературы ……………………………………..43
В условиях резкого повышения роли банковской системы в формировании денежного предложения регуляторы вынуждены либо сохраныть статус-кво, полагаясь на естественное развитие событий в ходе кризиса и санируя наиболее слабых участников, либо переходить к реформе банковского сектора.
Таким образом, государственная политика направлена на ослабление негативного воздействия кризисных явлений финансово-платежной системе. Реализуемые антикризисные меры и принципы принятия соответствующих решений требуют совершенствования. Осуществление ряда дополнительных мер позволит адекватно противостоять выявленным вызовам.
Отечественная экономика испытывает, видимо, первый полноценный рыночный кризис, отягощенный слабостью финансовой системы, легко «импортировавшей» шок из-за рубежа. Хотя импульсом к началу нынешних процессов стали события на мировых финансовых рынках и рецессия в развитых странах, но реакцию российской экономики определяли внутренние причины и особенности ее структуры: сильная зависимость сырьевых отраслей от экспорта; неразвитость частной финансовой системы; наличие нерешенных проблем в области экономической политики. Нестабильность финансовых систем, обострение социальных проблем и замедление экономического роста вынуждают правительство принимать различные меры по стабилизации ситуации и стимулированию экономики, в том числе и меры в области платежной системы. Перед нашей страной стоят следующие задачи, касающиеся денежной платежной системы и требующие достаточно быстрых решений проблем налично-денежного и безналичного оборота.
1.
Использование мер монетарной
и фискальной политики для
стабилизации ситуации на
2.
Использование мер фискальной
политики для решения
3.
Поддержка реального сектора
экономики в условиях
4.
Выработка новых правил
5.
Расширение возможностей
Таким
образом, можно заключить, что модернизационные
силы в стране есть. Они не консолидированы
и скорее всего их активность проявится
лишь после кульминации кризиса,
когда станет ясно, что его дно
достигнуто. Общепризнанно, что стержнем
предстоящей модернизации должна стать
инновационная экономика, опирающаяся
на реформирование платежной системы,
института собственности и законодательной
системы.
Заключение
Таким образом, важнейшую роль в государственном управлении экономикой играет проводимый властями, органами управления экономический курс, в котором находит свое выражение экономическая политика. Благодаря наличию и реальному воплощению экономической политики государству удается осуществлять целенаправленную программу действий, проводить стабильную линию экономического поведения.
Экономика любой страны подчинена прежде всего объективным историческим и экономическим закономерностям. В этом смысле есть основания утверждать, что путь ее задан, предопределен. Однако в действительности экономика связана историческим прошлым и неизбежным будущим лишь частично. Во многом ее траектория движения зависит от устремлений и воли главных действующих субъектов: организаций, граждан. Каждый из этих субъектов способен влиять на экономическую судьбу. Самыми обширными возможностями обладает в этом отношении государство в лице правительства в широком смысле слова, т.е. всех ветвей государственной власти.
Правительство, будучи главным кормчим экономического корабля страны, избирает курс, проводит определенную линию действий для реализации избранной социально-экономической стратегии, исходящей из целевых установок и учитывающей сложившуюся ситуацию и намечающиеся тенденции. В этом смысле и принято говорить, что государство осуществляет, проводит выработанную им экономическую политику.
Таким
образом, экономическая политика –
это проводимая государством, правительством
страны генеральная линия
Во
многом экономическая политика государства
ситуационно обусловлена в том
смысле, что она непосредственным
образом диктуется
Можно сделать вывод, что сегодня взаимодействие экономической теории и экономической политики осуществляется по следующим направлениям.
1.
Поддержка функционирования
2.
Перераспределение дохода и
3.
Ограничение действия
Ограничения
применяются и в сфере
4.
Достижение и сохранение
5.
В последнее время во многих
странах широко используется
функция общественного выбора
в принятии правительственных
решений, которая определяет, что покупать
правительству, как производить товары,
для кого предназначаются государственные
расходы, на кого распространяются льготы
и т.д. По своему экономическому содержанию
функция общественного выбора основывается
на главных экономико-политических задачах
государства.
Список использованной
литературы
Информация о работе Взаимосвязь экономической теории и экономической мысли