Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 07:25, курсовая работа
Цели работы:
· определить понятия «риск» и «неопределенность»;
· показать отношение потребителя к риску;
· выяснить, как оно влияет на поведение потребителя;
· попытаться сравнить теоретическую модель поведения с реальностью.
В этом случае величина угла наклона бюджетной линии
называется ценой риска, так как она показывает, насколько возрастает риск вкладчика, который намерен получить дополнительную прибыль.
На рис.4 это выглядит следующим образом:
Рис.
4. График выбора размеров риска и прибыли
Если вкладчик не желает рисковать, он может вложить все свои средства в облигации (b = 0) и получить прибыль Rf. Чтобы получить более высокую ожидаемую прибыль, он должен пойти на некоторый риск. Например, вложить все средства в акции (b = 1) и заработать прибыль Rm, но при этом риск увеличится и стандартное отклонение составит σm. Или он может вложить свои средства по частям в различные виды активов, получить прибыль меньше Rm, но больше Rf и иметь риск меньше σm, но больше нуля. Это иллюстрируется с помощью рис. 4 , где показаны три кривые безразличия, каждая из которых дает сочетание размеров риска и прибыли, в равной степени удовлетворяющие вкладчика (кривые идут с наклоном вверх, так как риск нежелателен и его увеличение следует компенсировать повышением объема прибыли). Кривая U1 связана с максимальным удовлетворением вкладчика, a U3 - с минимальным. При одинаковом уровне риска ожидаемая прибыль на U1 больше, чем на U2 и U3.
Подобно потребителю, делающему выбор между двумя благами, вкладчик выбирает сочетание риска и прибыли в точке, где кривая безразличия U2 является касательной по отношению к бюджетной линии. В этом случае прибыль R* и стандартное отклонение σ*.
Рассмотрим
ситуацию с двумя вкладчиками: А
- нерасположенный к риску
Рис.5.
Выбор наборов ценных бумаг двумя различными
вкладчиками
Кривая
безразличия вкладчика А
Те же принципы сохраняются, если для анализа будут взяты другие активы.
Максимальный размер риска, на который решится вкладчик, чтобы заработать более высокую ожидаемую прибыль, зависит от его отношения к риску. У склонных к риску вкладчиков наблюдается тенденция к включению большей доли рисковых активов в портфель ценных бумаг.
Поэтому
обычно осуществляется диверсификация
портфеля в качестве метода, направленного
на снижение риска путем распределения
инвестиций между несколькими рискованными
активами.
2.3 Поведение реального потребителя
Вот
что пишут Р. Нельсон и С. Уинтер:
В теоретических описаниях
Акцент
на различиях в поведении
бы
заметить, что идея рационального
субъекта не столь абсурдна, чтобы
от нее отказываться. Реальные экономические
субъекты похожи на своих рациональных
«собpaтьев» стремлением
Во-первых,
реальный потребитель с его
Например, А. Некипелов отмечает: «Ни одному субъекту не придет в голову ради совершения оптимального выбора строить полную карту предпочтений и находить затем ту кривую (плоскость, гиперплоскость) безразличия, по отношению к которой ресурсное ограничение является касательной. И даже если бы кто-то решил поступать именно так, он просто не справился бы с этой задачей. Существенно сузить сферу поиска оптимального решения можно, если делать выбор из совокупности вариантов (например, наборов товаров в случае потребителя, стремящегося оптимально израсходовать свой доход), находящихся на линии ресурсного ограничения. Однако и при таком подходе спектр возможностей столь велик, что надеяться на эффективность метода полного перебора не приходится». /11/
Каждый реальный (дееспособный) потребитель характеризуется двойственным восприятием предлагаемых ему потребительских благ: в форме ощущений полезных свойств конкретных благ и в виде некоторого абстрактного их осмысления, в частности с точки зрения родовых (базовых) потребностей, которые должны ими удовлетворяться. Другими словами, в сознании каждого дееспособного потребителя присутствуют, по крайней мере, два образа потребительских благ.
Первый образ представляет собой отражение и субъективную оценку
производимого экономикой множества конкретных видов благ. Его наиболее очевидная особенность такова: каждый современный потребитель в зависимости от своего дохода, образования, места жительства и других факторов способен накапливать информацию о подобных благах в размере от нескольких сотен до десятков и сотен тысяч видов. Однако он не может запомнить все множество видов конкретных благ, создаваемых экономикой, а тем более - оценить их полезность. Следовательно, первый образ потребительских благ всегда содержит неполную информацию о множестве реально предлагаемых населению конкретных видов благ.
Второй образ складывается в человеческом сознании в виде множества абстрактных видов потребительских благ, соответствующих набору родовых (базовых) потребностей человека. Примерами подобных благ являются еда, одежда, жилье, средства коммуникации, знания и т. д., то есть не блага как таковые, а символы родовых потребностей (в еде, одежде, жилище, общении, знаниях и пр.), которые на генетическом уровне или посредством обучения заложены в сознании индивидуума.
Здесь
важно иметь в виду, что реальные
потребители формируют
Чтобы
убедиться в справедливости сказанного,
обратимся к экономической
Сравнивая
два образа потребительских благ,
которыми в своей повседневной жизни
пользуется каждый реальный потребитель,
то есть множества их конкр-х и абстрактных
видов, нетрудно обнаружить, что различия
между ними весьма значительны.
Во-первых, множество конкретных видов
благ чрезвычайно велико, и ни один реальный
потребитель не в состоянии запомнить
и оценить его полностью. Напротив, множество
абстрактных видов благ крайне ограничено
(в частности, согласно КИПЦ-ДХ, в него
входит всего 11 наименований),и любой дееспособный
потребитель, как правило, владеет полной
информацией о его составе.
Таблица 3. Структура потребительских расходов домашних хозяйств в соответствии с КИПЦ-ДХ (Классификатор индивидуального потребления домашних хозяйств по целям). /12/ (по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, в % к итогу)
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
потребительские расходы- всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе по группировкам в соответствии с КИПЦ-ДХ | |||||||
продукты питания | 45,9 | 41,7 | 37,7 | 36 | 33,2 | 31,6 | 28,4 |
алкогольные напитки, табачные изделия | 3,6 | 3,2 | 3,2 | 3 | 2,7 | 2,7 | 2,4 |
одежда и обувь | 13,6 | 13,5 | 12,6 | 11,6 | 10,7 | 10,9 | 10,4 |
жилищно-коммунальные услуги, топливо | 7,1 | 8,7 | 10,5 | 10,8 | 11,3 | 12,1 | 11,6 |
предметы домашнего обихода, бытовая техника, уход за домом | 6,1 | 6,6 | 7,3 | 6,9 | 7,2 | 7,3 | 7,3 |
здравоохранение | 2,1 | 2,3 | 2,2 | 2,4 | 2,5 | 3 | 3,1 |
транспорт | 7,7 | 9,3 | 9,2 | 10,2 | 12,2 | 12,5 | 16,6 |
связь | 1,4 | 1,8 | 2,4 | 2,9 | 3,7 | 4 | 3,8 |
организация отдыха и культурных мероприятий | 4,7 | 4,8 | 6 | 6,3 | 7,1 | 6,4 | 6,4 |
образование | 1,2 | 1,5 | 1,3 | 1,7 | 1,8 | 2 | 1,8 |
гостиницы, кафе и рестораны | 2,6 | 2,5 | 3,1 | 3,5 | 2,9 | 2,6 | 3 |
другие товары и услуги | 4 | 4,1 | 4,5 | 4,7 | 4,7 | 4,9 | 5,2 |
Во-вторых, если с течением времени внутри множества конкретных видов потребительских благ происходят необратимые изменения (одни уходят, другие появляются), то набор абстрактных видов благ можно назвать «вечным»: любой из 11 указанных выше видов существовал во времена античной цивилизации, в эпоху средневековья, существует в настоящее время и, надеемся, будет существовать и впредь.
В-третьих, относительно друг друга они выступают как множества разных уровней: первое расшифровывает второе, второе представляет агрегированный вариант первого.
Последнее
различие подводит нас к пониманию
индивидуального
Схема
1. Иерархия потребностей по А. Маслоу.
Абраам
Маслоу попытался объяснить, почему
в разное время индивид ощущает
различные потребности. Почему один
человек тратит уйму времени на то,
чтобы защитить себя от всевозможных
внешних угроз, а другой стремится
к тому, чтобы заслужить уважение
окружающих? А.Маслоу объясняет это
тем, что система человеческих потребностей
выстроена в иерархическом
Информация о работе Выбор потребителя в условиях неопределенности и риска