Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 07:25, курсовая работа
Цели работы:
· определить понятия «риск» и «неопределенность»;
· показать отношение потребителя к риску;
· выяснить, как оно влияет на поведение потребителя;
· попытаться сравнить теоретическую модель поведения с реальностью.
Таблица 2. 10 крупнейших страховых компаний на основании данных Федеральной службы страхового надзора по итогам 9 месяцев 2010 года.
компания | страховая премия в тыс.руб. | выплаты в тыс.руб. |
1. РОСГОССТРАХ (ООО) | 54 132 630 | 26 925 345 |
2.СОГАЗ | 40 338 622 | 15 094 083 |
3.ИНГОССТРАХ | 31 305 047 | 21 181 325 |
4.РЕСО-ГАРАНТИЯ | 26 801 326 | 14 023 844 |
5.ВОЕННО-СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ | 18 461 794 | 8 449 047 |
6.АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ | 16 227 305 | 8 081 519 |
7.РОСНО | 15 527 067 | 13 845 513 |
8.СОГЛАСИЕ | 10 880 126 | 4 608 493 |
9.ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ | 8 711 506 | 5 141 456 |
10.КАПИТАЛ СТРАХОВАНИЕ | 7 874 056 | 2 224 237 |
2. Теория поведения потребителя в условиях неопределенности и риска
2.1 Поведение теоретического потребителя
Спрос на рынке - это наши потребности, которые мы удовлетворяем, покупая блага. Каким образом наши потребности превращаются в определенную величину спроса? Как из множества благ мы выбираем то, что нас удовлетворяет? На эти вопросы и отвечает теория поведения потребителей. В этой теории формулируется общая модель поведения потребителя.
Поведение потребителя - это процесс формирования рыночного спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учетом существующих цен.
Наш
выбор товаров и услуг для
потребления, то есть выбор потребителя,
зависит, прежде всего, от наших потребностей
и вкусов, привычек, традиций, то есть
от наших предпочтений. Предпочтения
потребителя - это признание преимуществ
каких-то благ перед другими благами,
то есть признание одних благ лучшими
по сравнению с другими. Предпочтения
покупателя являются субъективными. Субъективными
также являются и оценки полезности
каждого выбираемого блага. Но выбор
потребителя определяется не только
его предпочтениями, он ограничен
также ценой выбираемых продуктов
и его доходом. Так же как и
в масштабах экономики, ресурсы
индивидуального потребителя
Полезность блага - это удовлетворение, которое испытывает человек в процессе потребления блага; в основе полезности лежат различные физические, химические, биологические и прочие свойства блага. В экономической теории предполагается, что потребитель блага каким-то образом определяет степень полезности от потребления блага, а, зная полезность разных благ, он может сделать выбор из различных благ. Этот выбор благ должен быть наилучшим с его точки зрения, то есть приносить ему наибольшую полезность, наибольшую степень удовлетворения. Потребляя разные количества одного и того же блага,
мы замечаем, что чем больше благ потребляем, тем меньшее удовлетворение мы получаем от потребления дополнительной единицы данного блага. Первый съеденный нами беляш в университетской столовой приносит нам наибольшее удовлетворение, второй беляш приносит меньшее удовлетворение, третий еще меньше. Этим также руководствуется потребитель, покупая различные количества благ. В теории данная закономерность получила название закона убывающей предельной полезности.
Предельная
полезность любого блага представляет
собой величину дополнительной полезности
одной дополнительной единицы потребляемого
блага. Закон убывающей предельной
полезности предполагает зависимость
между увеличением количества потребляемого
блага и дополнительной полезностью
дополнительной единицы этого блага.
С увеличением количества потребляемых
благ общая величина полезности благ
(совокупная полезность) увеличивается,
но в меньшей степени, так как
каждая дополнительная единица блага
добавляет уменьшающуюся
Закон убывающей предельной полезности состоит в том, что с увеличением количества потребляемого блага предельная полезность блага уменьшается. Принципом убывающей предельной полезности руководствуется потребитель, выбирая такой потребительский набор, который приносит ему наибольшую полезность при данной цене блага и при данном доходе потребителя.
Таким образом, мы можем кратко сформулировать некоторые принципы поведения потребителя на рынке, то есть модель его поведения:
· выбирая блага для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями;
· поведение потребителя является рациональным, в частности он выдвигает определенные цели и руководствуется личным интересом, то есть действует в рамках разумного эгоизма;
·потребитель
стремится максимизировать совокупную
полезность, другими словами, стремится
выбрать такой набор благ, который приносит
ему наибольшу
общую величину полезности;
· на выбор потребителя и его субъективные оценки полезности покупаемых благ влияет закон убывающей предельной полезности;
· при выборе благ возможности потребителя ограничены ценами благ и его доходом; данное ограничение называется бюджетным ограничением.
Модель
поведения потребителя
Некоторые
положения этой модели слишком абстрактны.
Например, трудно представить, что, съев
два беляша, мы мысленно определили
количество полученного удовлетворения.
Тем не менее, эта упрощенная модель поведения
потребителя является очень полезной,
многое объясняет в поведении покупателей
на рынке, в том числе и то, от чего зависит
спрос на товары.
2.2 Принятие решений в условиях риска и неопределенности (теоретическая модель).
Как
уже было отмечено, большинство людей
не склонны к риску, однако многие
вкладывают сбережения в акции или
другие активы, связанные с риском.
Прежде чем ответить на вопрос, каким
образом принимаются эти
Итак, активы - это средства, обеспечивающие денежные поступления их владельцу в форме как прямых выплат (прибыль, дивиденты, рента и т.д.), так и скрытых выплат (увеличение стоимости фирмы, недвижимости, акций и т.д.).
Они подразделяются на:
· безрисковые
- активы, дающие денежные поступления,
размеры которых заранее
· рисковые - активы, доход по которым частично зависит от случая. Примером
безрисковых активов являются государственные облигации, а рисковых - акции
промышленных предприятий, банков и т.п.
Целью приобретения активов является получение дохода. Чтобы определить, какой из них выгоднее, надо сопоставить денежные поступления от них с их ценой. Таким образом, прибыль от актива представляет собой отношение общего объема денежных поступлений от актива к его цене. Например, облигация, цена которой составляет на данный момент 1000 ден. ед., приносит в данном году 100 ден. ед. поступлений, что означает, что она приносит 10% прибыли.
Вкладывая свои сбережения в акции, облигации и другие активы, люди рассчитывают на получение прибыли, которая превышает уровень инфляции. В этом случае, откладывая свое потребление, они смогут в будущем купить больше, чем в данный момент, расходуя весь свой доход. Следовательно, прибыль от активов должна быть определена в реальном (с поправкой на инфляцию) выражении. Реальная прибыль от актива представляет собой номинальную прибыль за вычетом инфляции. Например, если уровень инфляции составляет 5% в год, то реальная прибыль от облигации будет 5%.
Так
как большинство активов
Существует связь между ожидаемой прибылью и риском: чем выше прибыль на капиталовложения, тем выше риск. Следовательно, не склонный к риску вкладчик должен соизмерять ожидаемую прибыль с риском.
Рассмотрим
эту взаимосвязь более
Предположим, что у индивидуума есть желание вложить все свои сбережения в два актива:
· облигации государственного займа,
· акции банка.
В этом случае надо решить, какую часть сбережений вложить в каждый из
них. Решение
этой проблемы аналогично проблеме потребительского
выбора при распределении бюджета
на покупку потребительских
Пусть свободная от рисков прибыль по облигациям - Rf, а ожидаемая прибыль от акций - Rm, при этом действительная прибыль - rm. Во время принятия решения о капиталовложении известен ряд возможных результатов и вероятность каждого, но неизвестно, какой именно из этих результатов осуществится. У рисковых активов пусть будет более высокая прибыль, чем у безрисковых (Rm > Rf). Иначе не склонные к риску вкладчики приобретали бы только облигации, а акции вообще бы не приобретались.
Чтобы
ответить на вопрос, сколько денег
вкладчик вложит в каждый вид актива,
обозначим часть его
Rp = bRm + (l - b)Rf. (2)
Предположим, что облигации дают 6% дивидендов, акции - 8%, a b = 0,5. Toгда Rp = 7%.
Для
определения степени риска
Однако наиболее важным является вопрос о том, каким образом вкладчик принимает решение относительно размера части b. Чтобы это сделать, надо показать, что он сталкивается с взаимозаменяемостью риска и прибыли при построении своей бюджетной линии.
Приведенное выше уравнение для всей ожидаемой прибыли можно переписать так:
Rp = Rf + b(Rm - Rf) (3)
Причем
отсюда
Данное уравнение является уравнением бюджетной линии, так как описывает взаимосвязь между риском и прибылью. Это уравнение прямой линии, из которой следует, что Rp возрастает по мере того, как стандартное отклонение этой прибыли σp увеличивается.
Информация о работе Выбор потребителя в условиях неопределенности и риска