Выбор моделей макроэкономической политики. Оптимальная модель макроэкономической политики для Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотрение основных макроэкономических моделей, критериев их выбора и выбора мм в условиях Украины
Метод исследования – количественный и качественный анализ динамики макроэкономических показателей, рассмотрение опыта макроэкономической политики развитых стран.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……....5
1. Макроэкономическая политика как совокупность её важнейших составляющих……………………………….…………………………………………..7
1.1) Монетарная политика, определение, направления………………….…….7
1.2) Значение и виды фискальной политики………………..…………………11
1.3) Внешнеэкономическая деятельность государства……………………….18
2. Модели макроэкономического развития…………………………………….23
2.1) Определение модели макроэкономической политики. Ранние модели макроэкономической политики…………………………….…………………………23
2.2) Классический и кейнсианский подходы к макроэкономической политике………………………………………………………………………………...27
2.3) Примеры макроэкономических политик успешных стран……………………………………………..………………………………………31
3. Выбор модели макроэкономической политики для Украины…………...36
3.1) Макроэкономическая ситуация в Украине на современном этапе…....36
3.2) Адекватные пути решения существующих проблем, выбор оптимальной модели макроэкономической политики………………………………………...........................................................40
3.3) Рекомендации международных организаций по поводу макроэкономической политики для Украины, выбор оптимальной модели……………………………………………………………………………..........41

Выводы...…………………………………………………………………………45
Перечень ссылок…...……………………………………………………….......48
Приложение А…………………………………………………………………..51
Приложение Б…………………………………………………………………..52

Работа содержит 1 файл

Курсовая Макра.docx

— 327.13 Кб (Скачать)

 

 

3. ВЫБОР МОДЕЛИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ПОЛИТИКИ ДЛЯ УКРАИНЫ

3.1 Макроэкономическая ситуация в Украине на современном этапе

 

На данном этапе украинская экономика  является довольно слабо развитой, особенно на фоне таких гигантов как  США, Япония, преуспевающие страны Японии. Если характеризовать ситуацию с точки зрения наиболее насущных проблем, то стоит выделить высокие темпы инфляции, несоответствие уровня цен и зарплат, нестабильность и недоверие общественности правительственным кругам, высокий уровень коррупции. Из проблем чисто экономического характера можно выделить слабую инфраструктуру (особенно это касается автомобильного и воздушного транспорта), устаревшее оборудование на заводах и предприятиях, плачевное состояние и высокий износ производственных фондов. Кроме того, Украина характеризуется низкой степенью развития финансовых рынков, деятельность банков нестабильна, их услуги ненадёжны. Отмечается низкий доступ к финансовым услугам, особенно для предприятий малого и среднего бизнеса. Кроме прочего, в стране отмечается низкий уровень НТП, многие технологии, которые стали обычными в странах Европы, в Украине ещё даже не применяются. Таков упрощённый перечень проблем, характерных для украинской экономики. Что касается конкретно макроэкономической политики государства, то здесь налицо неэффективная деятельность правительства, которая приводит к таким присущим нашей стране явлениям, как неудержимая инфляция, непомерный внешний долг, дефицит бюджета. Таков упрощённый перечень проблем, характерных для украинской экономики. Некоторые из них можно рассмотреть более детально[26,469].

По состоянию на 31 мая 2011 года, государственный  и гарантированный государством долг Украины составил 460,6 млрд. гривен (57,7 млрд. долларов США). Из этой суммы внешний долг составил 36,9 млрд. долларов, внутренний долг — 20,8 млрд. долларов.

На август 2010 (и на январь 2011) Украина  является вторым после Румынии крупнейшим должником МВФ. Каждый пятый доллар суммарного долга всех стран мира перед МВФ — долг Украины.

По данным на 2010 год, украинский фондовый рынок находится на крайне низком уровне развития, отставая от Вьетнама, Ботсваны, Нигерии и ряда других африканских стран.

Кроме того, принятие помощи международных  организаций обязывает к следованию рекомендуемых ими стратегий  и путей развития. Так, некоторые  эксперты считают, что политика, навязанная МВФ Югославии, стала причиной затяжной и кровавой войны в этом регионе.

Динамика задолженности Украины  перед МВФ за последние шесть  лет.

 

Таблица 3.1 – Задолженность Украины  перед МВФ за последние 6 лет [27,358]

 

на 01.01.2007

54512

 

на 01.01.2008

79955

+46,7%

на 01.01.2009

101659

+27,1%

на 01.01.2010

103396

+1,7%

на 01.01.2011

117343

+13,5%

на 01.01.2012

126236

+7,6%

 

За данными Кабинета Министров Украины в 1994- 1995 гг. инфляция в Украине приблизительно на 86% определялась увеличением объемов денежной массы и скоростью ее обращения и на 14 %   снижением объемов производства. На самом деле это влияние является более многосторонним и глубоким. Он действует также через соотношение спроса и предложения, экспорта и импорта, валютный курс и тому подобное.

Среди факторов и факторов инфляции в украинской экономике  следует назвать следующие:

не взвешенная первичная  эмиссия;

структурные перекосы в материальном производстве и ценовой   политике;

затраты экономики и непродуктивные расходы отдельных производств;

значительная разрушительность товарно-продуктовой сферы и неэффективность безналичной системы расчетов;

отрицательное сальдо внешней торговли и не контролированный экспорт;

долларизация экономики.

Быстрое углубление инфляции от скрытой до гиперинфляции в течение 1991-1993гг  было обусловлено, с одной стороны, очень неудовлетворительной структурой производства, его низкой эффективностью, падением темпов роста, а потом и абсолютных объемов производства. А с другой — наращиванием дефицита государственного бюджета с уменьшением поступления доходов и сохранением на предыдущем уровне или ростом государственных расходов. Результатом этого стала непрерывная эмиссия, показатели годового индекса инфляции указаны ниже в таблице.

 

Рисунок 3.1 – Показатели годового индекса инфляции в Украине (2008-2012 гг.) [28]

 

Бесспорно, вышеупомянутые растущий спрос и затраты производства являются факторами инфляции в Украине.  Поротое интересно посмотреть каким  именно образом и на каких часовых промежутках влияли они на развитие инфляционных процессов.

Посмотрим на развитие украинской экономики в течение 1991-1995 лет через призму классических факторов инфляции. Наиболее высокие темпы инфляции в Украине приходятся на 1993 г., когда цены выросли за год в 102,6 раз при среднемесячном уровне инфляции 47,1% (типовая гиперинфляция).

Нужно сразу же отметить, что взгляды различных экономистов на проблему развития и причин инфляции в Украине не однозначные. Одной из основных причин инфляционных процессов 1991-93 гг. называют действие внешних факторов, в частности, резкий рост цен на энергоносители (с 1991 по 1994 гг. цены на нефть выросли в 146 тыс. раз, на газ - в 64,2 тыс. раза). Внутренние украинские цены на уголь за этот период выросли в 90,7 тыс. раз. Соответственно они считают начальной для нашей экономики была инфляция расходов, ибо периодическое опережающее повышение цен на энергоносителе было импульсом для общего роста цен и инфляции. Повышение предприятиями цен на собственную продукцию с целью покрытия растущих расходов давало толчок для дальнейшего развития инфляционных процессов. Невзирая на растущую денежную эмиссию, возникла нехватка оборотных средств предприятий для расчетов со своими поставщиками («кризис неплатежей»- по данным СБРР за 1992 г. неплатежи в Украине составляли 40% общего ВВП) но выдачи заработной оплаты. Сложилась типовая кумулятивная инфляционная спираль «зарплаты-цены»: рост цен ведет к увеличению расходов, которое требовало увеличения денежной массы и нового витка роста цен. Таким образом, прослеживается переплетение инфляции расходов и спроса.

Т.Т. Ковальчук и М.М. Коваль в своей статье «Основные факторы и факторы инфляции в Украине»  настаивают на том, что основной в Украине стала инфляция спроса, причиненная в первую очередь избыточной эмиссией со стороны государства[29,43]. Неконтролируемый выпуск денежный массы, показателю которого не соответствует уровень развития экономики и промышленности, обусловливает высокие темпы инфляции и разбухания денежной массы.

 

3.2 Адекватные пути решения существующих проблем, выбор оптимальной модели макроэкономической политики

 

Следуя из вышеизложенных проблем, можно выделить приоритетные направления работы для Украины. Прежде всего, проблемы экономики дежат  в области низкого развития экономики  и низкого уровня НТП. Следует  делать ставку на развитие наукоёмких отраслей, делать всё возможное для  максимального вложения инвестиций в высокотехнологичные производства. Здесь следует обратить внимание на рекомендации Всемирного экономического форума, который советует «заимствовать» технологии и идеи у заграницы путём стимулирования прямых иностранных инвестиций[30,54-55]. В результате страна может наладить собственное производство путём аутсорсинга или организации нового производства.

Не вызывает сомнений, что  львиная доля экономических проблем  Украины кроется в области  коррупции, бюрократизма и низкой квалификации лиц, принимающих ответственные  решения в государственном масштабе. Согласно опросу Всемирного экономического форума, который проводился среди  предпринимателей и бизнесменов  Украины, наибольшей проблемой, которая  стоит на пути развития бизнеса, является именно коррупция. Количество очередей и огромный «бумажный» оборот замедляют  функционирование бизнеса и производства в десятки раз. Ликвидация коррупции  и бюрократизма, несомненно, являются необходимой мерой на пути к экономическому росту.

То же самое можно сказать  и о правовой системе. Учитывая неспособность законодательства решить проблемы предпринимателя, быстро и эффективно уладить споры и разбирательства, бизнес становится невыгодным. Учитывая низкую культуру бизнес отношений в Украине, долги и уступки партнёрам становятся опасным делом, которое может разорить бизнес. Поэтому тщательный пересмотр законодательных норм и доведение их до совершенства дадут мультипликативный рост производства.

Другой насущной проблемой  является непосильный налоговый  прессинг. Особенно непосилен он для  предприятий малого и среднего бизнеса. В условиях развивающейся экономики подобная сдерживающая фискальная политика – просто неуместная мера. В условиях украинской экономики более уместна стимулирующая фискальная политика, максимальные меры для увеличения количества предприятий малого и среднего бизнеса. Известно, что большая часть ВВП состоит именно из продукта предприятий малого и среднего размеров[31,68-73].

Другой важной проблемой  является инфраструктура. В структуре  государственных расходов развитых стран на инфраструктуру отводятся весьма значительные средства. Учитывая, что Украина замыкает список стран Европы по состоянию инфраструктуры автомобильного транспорта, инвестиции в эту сферу являются весьма уместными.

 

3.3 Рекомендации международных организаций по поводу макроэкономической политики для Украины, выбор оптимальной политики\

 

В этом разделе основное внимание уделяется исследованиям  Всемирного экономического форума, который  занимается составлением индекса глобальной конкурентоспособности для 144 экономик мира. Составление индекса и исследования проводятся таким образом, что в  итоге можно дать комплексную  оценку экономики и рекомендации для любой страны. Согласно классификации  форума, Украина находится на второй, переходной, стадии экономического развития, когда простая концентрация и максимальное использование производственных мощностей не дают желаемого развития, а базы для технологического прогресса ещё нет. В условиях слабой экономики, разрухи и кризиса не хватает средств на инвестиции в наукоёмкие отрасли, потому Форум в этой ситуации рекомендует стимулировать максимальное привлечение ПИИ в страну. Технологи могут заимствоваться путём имитации и копирования, аутсорсинга. Исходя из вышесказанного, можно очертить приблизительный комплекс мероприятий, которые помогут увеличить количество иностранных влияний в украинскую экономику. Прежде всего, это низкие таможенные пошлины, минимальное количество утомительных процедур на таможне. Не менее важным является отсутствие налогового прессинга внутри страны, в святи с этим иностранным инвесторам можно предоставлять специальные льготы, полностью освобождать их от налогов или создавать зоны свободной торговли. Другим фактором оценки прибыльности вложения для иностранного инвестора является наличие дешёвой и/или квалифицированной рабочей силы в стране[32,184-185].

Другим важным, а, возможно, и самым важным критерием является приемлемая инфраструктура.

Таким образом, подводя тог, можно сказать, что наиболее уместной политикой в современных условиях будет мягкая стимулирующая фискальная политика, умеренная монетарная политика, внешнеэкономическая политика, рассчитанная на привлечение прямых иностранных инвестиций. Подобные меры помогут выйти Украине на качественно новый уровень развития.

Одной из важных проблем  Украины является, как уже говорилось выше, низкий удельный вес наукоёмких отраслей в экономике и, как следствие, в экспорте. Основная масса экспортируемых нами товаров – это ресурсы  Украины и продукция трудоёмких отраслей. Это не только не даёт желаемой прибыли, но и оказывает на экономику  ряд отрицательных эффектов. Структура  украинского экспорта видна на диаграмме, которая приводится ниже.

Рисунок 3.2 – Структура  экспорта Украины [33]

Иногда рекомендации к  проведению макроэкономической политики, предлагаемые международными организациями  и объединениями, могут носить опасный  характер. В частности, они могут  быть составлены некомпетентными чиновниками  и лицами, не до конца хорошо понимающими  экономические реалии Украины. Поэтому  такие реформы могут вредить  экономике, расходиться с принципами активной социальной политики, направленной на улучшение качества жизни. Более  того, они могут быть заранее нацелены на экономические выгоды стран, участвующих  в составлении этих реформ, а не на благополучие Украины. Поэтому внутри страны должны иметься исследовательские  центры и компетентные учёные, способные  составить эффективную и адекватную стратегию развития для Украины. В частности, огромное количество учёных и исследователей говорили об опасности  реформ и «рекомендаций», предоставляемых  Международным Валютным Фондом. В  частности, по мнению отдельных учёных, именно такие реформы являлись причиной вооружённых конфликтов в Югославии.

Не берясь говорить о подлинности  вышеуказанного утверждения, можно  с уверенностью говорить, что рекомендации МВФ Украине, не так давно «случайно» получившие огласку, неминуемо обострят социальное положение в стране, в разы ухудшат уровень жизни населения и увеличат недоверие и неприязнь народа к государственной власти. Реформы являются обязательным условием получения помощи в 16 млрд. долларов для Украины и поэтому являются своеобразным «навязыванием» воли МВФ Украине. В целом эти изменения нацелены на активное пополнение бюджета путём значительного урезания социальных выплат. В частности, перечень рекомендаций предлагает:

- повысить пенсионный возраст - на два года для мужчин, на три - для женщин. Ликвидировать право на досрочный уход на пенсию и принцип считать год за два на опасных предприятиях.

- ликвидировать институт специальных пенсионных пособий, которые выделяются ученым, государственным служащим, управляющим государственных предприятий. Ограничить пенсии работающим пенсионерам. Установить пенсионный возраст офицерам армии в 60 лет.

- повысить цену на газ для муниципальных предприятий на 50%, в два раза для частных потребителей. Увеличить стоимость электричества на 40%. Разрешить установление цен ЖКХ. Допустить рост цен соответственно росту цен на газ. Увеличить акциз на бензин на 60 евро.

- отменить льготы и повысить налоги на транспорт на 50%. Не повышать прожиточный минимум, балансировать социальную ситуацию за счет точечных субсидий.

- приватизировать все шахты и отменить все субсидии. Отменить льготы для предприятий ЖКХ, транспорта и прочего. Отмена государственной поддержки бесплатного питания, учебников.

Информация о работе Выбор моделей макроэкономической политики. Оптимальная модель макроэкономической политики для Украины