Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 19:37, курсовая работа
Цель работы – рассмотрение основных макроэкономических моделей, критериев их выбора и выбора мм в условиях Украины
Метод исследования – количественный и качественный анализ динамики макроэкономических показателей, рассмотрение опыта макроэкономической политики развитых стран.
Введение………………………………………………………………….……....5
1. Макроэкономическая политика как совокупность её важнейших составляющих……………………………….…………………………………………..7
1.1) Монетарная политика, определение, направления………………….…….7
1.2) Значение и виды фискальной политики………………..…………………11
1.3) Внешнеэкономическая деятельность государства……………………….18
2. Модели макроэкономического развития…………………………………….23
2.1) Определение модели макроэкономической политики. Ранние модели макроэкономической политики…………………………….…………………………23
2.2) Классический и кейнсианский подходы к макроэкономической политике………………………………………………………………………………...27
2.3) Примеры макроэкономических политик успешных стран……………………………………………..………………………………………31
3. Выбор модели макроэкономической политики для Украины…………...36
3.1) Макроэкономическая ситуация в Украине на современном этапе…....36
3.2) Адекватные пути решения существующих проблем, выбор оптимальной модели макроэкономической политики………………………………………...........................................................40
3.3) Рекомендации международных организаций по поводу макроэкономической политики для Украины, выбор оптимальной модели……………………………………………………………………………..........41
Выводы...…………………………………………………………………………45
Перечень ссылок…...……………………………………………………….......48
Приложение А…………………………………………………………………..51
Приложение Б…………………………………………………………………..52
Очевидно, что оба уравнения описывают кругооборот доходов и расходов в экономике и поэтому взаимосвязаны.
В кейнсианской модели фискальная политика
рассматривается как наиболее эффективное
средство макроэкономической стабилизации,
так как государственные
В классической модели фискальной политике отводится второстепенная роль по сравнению с монетарной, так как фискальные меры вызывают эффект вытеснения и способствуют повышению уровня инфляции, что значительно снижает их стимулирующий эффект.
В кейнсианской модели монетарная политика
рассматривается как вторичная
по отношению к фискальной, так
как у денежно-кредитной
В классической модели предполагается,
что изменение денежного
Теория рациональных ожиданий (ТРО), связанная с новой классической экономической теорией, основана на двух концептуальных постулатах:
Поэтому с точки зрения сторонников
ТРО любая дискреционная
Стабилизационная политика поддерживает равновесие совокупного спроса и совокупного предложения, сглаживания колебания экономики. Правительство должно стимулировать экономику в периоды спада и сдерживать в периоды подъема.
Экономическая стабилизация связана
со многими трудностями
Цели стабилизационной политики: достижение желаемого уровня занятости; стабильность экономического роста; сдерживание инфляции.
Стабилизационная политика включает
фискальную (налогово-бюджетную) и кредитно-денежную
политику. Фискальная политика регулирует
налогообложение и
Экономическая политика может проводиться двумя путями: это стратегия активизма или установление долгосрочных правил экономической политики.
Активистской политики придерживаются кейнсианцы, считающие необходимым проведение стабилизационной политики для достижения эффективности национальной экономики.
Неоклассики считают проведение стабилизационной политики бесполезным, поэтому они предлагают второй путь - установление долгосрочных правил экономической политики.
Стабилизационная политика влияет на ожидания хозяйственных субъектов, которые, в свою очередь, влияют на результаты стабилизационной политики. Поэтому стабилизационная политика должна быть предсказуема для хозяйственных субъектов. Меры стабилизационной политики правительства влияют на популярность правительства[21,304-308].
Экономическая политика, использующая стратегию активизма, подразумевает активное регулирование рыночной системы путем проведения фискальной и кредитно-денежной политики. Тем самым экономическая политика, использующая дискреционные меры в краткосрочных периодах, стремится к осуществлению долгосрочных целей.
Меры экономической политики определяют
популярность правительства. Поэтому
правительство
В отличие от кейнсианцев монетаристы и неоклассики видят причину нестабильности именно в проведении экономической политики. Для достижения экономического равновесия, по мнению монетаристов и неоклассиков, необходимы устойчивые и долгосрочные правила.
Выбор между активной и пассивной моделями макроэкономической политики не тождествен выбору между «политикой твердого курса» и «свободой действий».
Опыт макроэкономического
2.3 Примеры макроэкономических политик успешных стран
Опыт успешных стран показывает, что макроэкономическая политика, проводимая государством, всегда должна отличаться гибкостью и инструменты, применяемые государством должны быть уместными в той или иной ситуации. Слепое применение сложившихся законов и норм может быть абсолютно бесполезным или даже вредным в определённом положении. Чтобы проиллюстрировать это ярче рассмотрим несколько известнейших примеров успешной макроэкономической политики в 20 веке и 21 веках[23,405].
В 1930-х Америка оказалась ввергнута в тяжелейший кризис за всю историю своего существования. Чудовищное падение производства выступало на фоне массовых безработицы и голода.
Для выхода из кризиса в 1933 году начал осуществляться Новый курс Рузвельта — различные меры, направленные на регулирование экономики. Некоторые из них, по современным представлениям, помогли устранить причины Почти сразу же после вступления в должность, в марте 1933 года, Рузвельту пришлось столкнуться с третьей волной банковской паники, на которую новый президент отреагировал закрытием банков на неделю и подготовкой за это время программы гарантирования вкладов.
Ниже на графиках приведены показатели функционирования экономики США.
Рисунок 2.1 – Цены на фармацевтическую продукцию в США в период кризиса 1930-х [24]
Рисунок 2.2 – Промышленный индекс Доу-Джонса [24]
Безработные активно привлекались к общественным работам. В общей сложности в 1933—1939 годах на общественных работах под эгидой Администрации общественных работ (PWA) и администрации гражданских работ Civil Works Administration — СВА (это строительство каналов, дорог, мостов зачастую в необжитых и болотистых малярийных районах) численность занятых на общественных работах достигала 4 миллиона человек.
Через Конгресс были проведены также несколько законопроектов, регулирующих финансовую сферу: чрезвычайный банковской закон, закон Гласса-Стиголла (1933 г.) о разграничении инвестиционных и коммерческих банков, закон о кредитовании сельского хозяйства, закон о комиссии по ценным бумагам.
В сфере сельского хозяйства
принятый 12 мая 1933 года закон о регулировании,
который реструктурировал 12-миллиардный
фермерский долг, сократил проценты по
ипотечной задолженности и
Итоги первого года президентства Рузвельта были неоднозначны: падение ВВП значительно замедлилось и составило лишь 2,1 % в 1933 году, но безработица выросла до 24,9 %.
После выкупа государством всего золота по твёрдой цене, опираясь на закон о золотом резерве, принятый в январе 1934 года, Рузвельт издал 31 января 1934 года прокламацию, которая сокращала золотое содержание доллара с 25,8 до 15 5/21 грана и устанавливала официальную цену золота на уровне 35 долларов за унцию. Иными словами, доллар был девальвирован на 41 %.
Было составлено 557 основных и 189 дополнительных так называемых «кодексов честной конкуренции» в различных отраслях. Стороны гарантировали минимум зарплаты, а также единую зарплату для всех рабочих одной категории. Эти кодексы охватили 95 % всех промышленных рабочих. Такие кодексы сильно ограничивали конкуренцию.
Методы Рузвельта, резко повышавшие роль правительства, рассматривались как покушение на Конституцию США. В 1935 году Верховный суд США постановил, что Национальная администрация восстановления и вводящий её закон (National Industrial Recovery Act, NIRA) неконституционны. Причина была в фактической отмене в этом акте многих антимонопольных законов и закреплении за профсоюзами монополии на наём работников.
Государство решительно вторглось
в сферу образования, здравоохранения,
гарантировало прожиточный
Индекс промышленного
Примером стремительного роста, спровоцированного «правильными» действиями правительства является так называемое «японское экономическое чудо». Японское экономическое чудо — исторический феномен рекордного роста японской экономики, начавшийся с середины 1950-х и продолжавшийся до нефтяного кризиса 1973 года. Рост экономики в период экономического чуда составлял почти 10 % ежегодно, это были самые высокие темпы роста среди развитых стран того времени. Одна из причин «чуда» — низкие налоги и интенсивное освоение японской наукой новых технологий, информация о которых до Второй мировой войны в Японию почти не поступала из-за изоляционной политики властей.
Отличительными чертами
Ярчайшими примерами продуманной
и эффективной
Украина занимает место в середине списка среди стран мира по уровню конкурентоспособности, однако положительным результатом это считать нельзя. На данном этапе Украина характеризуется крайне низким уровнем развития инфраструктуры, включая транспортную, коммунальную и культурную, высоким уровнем коррупции и бюрократизма, неконтролируемой инфляцией, низким уровнем научно-технического прогресса, недостаточным уровнем применения предприятиями передовых технологий и последних достижений науки в производстве, неразвитыми технологиями бизнеса. Достижение уровня развитых экономик требует серьёзных структурных изменений, последовательной, правильной политики, эффективных экономических стратегий и времени.