Выбор моделей макроэкономической политики. Оптимальная модель макроэкономической политики для Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотрение основных макроэкономических моделей, критериев их выбора и выбора мм в условиях Украины
Метод исследования – количественный и качественный анализ динамики макроэкономических показателей, рассмотрение опыта макроэкономической политики развитых стран.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……....5
1. Макроэкономическая политика как совокупность её важнейших составляющих……………………………….…………………………………………..7
1.1) Монетарная политика, определение, направления………………….…….7
1.2) Значение и виды фискальной политики………………..…………………11
1.3) Внешнеэкономическая деятельность государства……………………….18
2. Модели макроэкономического развития…………………………………….23
2.1) Определение модели макроэкономической политики. Ранние модели макроэкономической политики…………………………….…………………………23
2.2) Классический и кейнсианский подходы к макроэкономической политике………………………………………………………………………………...27
2.3) Примеры макроэкономических политик успешных стран……………………………………………..………………………………………31
3. Выбор модели макроэкономической политики для Украины…………...36
3.1) Макроэкономическая ситуация в Украине на современном этапе…....36
3.2) Адекватные пути решения существующих проблем, выбор оптимальной модели макроэкономической политики………………………………………...........................................................40
3.3) Рекомендации международных организаций по поводу макроэкономической политики для Украины, выбор оптимальной модели……………………………………………………………………………..........41

Выводы...…………………………………………………………………………45
Перечень ссылок…...……………………………………………………….......48
Приложение А…………………………………………………………………..51
Приложение Б…………………………………………………………………..52

Работа содержит 1 файл

Курсовая Макра.docx

— 327.13 Кб (Скачать)


Высшее учебное заведение  «Донецкий  национальный технический университет»

Высшая школа экономики  и менеджмента 

Кафедра внешней экономической  деятельности предприятия 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО МАКРОЭКОНОМИКЕ

по теме: Выбор моделей  макроэкономической политики. Оптимальная  модель макроэкономической политики для  Украины

                                            Студента  2   курса  группы  ЭМС-11 а     

Направления подготовки 6.030503 международная  экономика                                            Руководитель доцент, с.н.с., к.е.н. С.В. Кучерук

                                           (Ученая степень, звание, должность,  Ф.И.О.)

                                отрасль знаний  0501 Макроэкономика

                                                                         Поклонского Сергея Константиновича           

                                 

                                  Оценка по национальной шкале  :____________

                                  Количество баллов:__________ Оценка ECTS_______

                                  

                                  Члены комиссии  ________         ____________ ____________

                                                                                                                  ( подпись)                                       (фамилия и инициалы)

                                                                   ________            ______________________

                                                                                                                    ( подпись)                                       (фамилия и инициалы)

                                                                   ________            ______________________

                                                                                                                   ( подпись)                                       (фамилия и инициалы)

                                         г. Донецк – 2012 год

 

 

РЕЦЕНЗИЯ 

на курсовую работу

по дисциплине «Макроэкономика» студента (ки)

Донецкого национального  технического университета

Факультета экономики  и менеджмента

 


(группа, фамилия, имя,  отчество)

Тема курсовой работы_________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Положительные стороны работы:

 

 

 

 

 

Недостатки работы:

 

 

 

 

 

 

Оценка ______________________

Дата_________________________          Рецензент__________________________

 

 

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 52 с., 6 рис., 2 приложения, 33 источника, 3 раздела.

Объект исследования –  основные макроэкономические модели и  их выбор для Украины.

Цель работы – рассмотрение основных макроэкономических моделей, критериев их выбора и выбора мм в условиях Украины

Метод исследования – количественный и качественный анализ динамики макроэкономических показателей, рассмотрение опыта макроэкономической политики развитых стран.

Модель макроэкономической политики – это совокупность стратегий  и методов регулирования в  сферах монетарной, фискальной политик  и в области внешнеэкономической  деятельности государства. Фискальная политика касается налогового регулирования. Она может быть стимулирующей или сдерживающей в зависимости от фазы экономического развития страны. Монетарная политика иначе называется кредитно-денежной политикой страны, она включает регулирование курсов, кредитное регулирование, управление госбюджетами. Внешнеэкономическая деятельность также оказывает большое влияние на макроэкономическую политику, она включает управление импортом и экспортом, таможенные пошлины. Кроме указанных составляющих, макроэкономическая политика включает административные меры на местах и в городах, которые могут либо стимулировать, либо тормозить экономический рост.

МОДЕЛЬ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ, ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА, КРЕДИТНО ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА, ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА, ВНЕШНИЙ ДОЛГ, ТЕМПЫ РОСТА ВВП, ТЕМПЫ ПРИРОСТА ВВП, ИНДЕКСЫ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….……....5

1. Макроэкономическая политика  как совокупность её важнейших  составляющих……………………………….…………………………………………..7

1.1) Монетарная политика, определение, направления………………….…….7

1.2) Значение и виды  фискальной политики………………..…………………11

1.3) Внешнеэкономическая  деятельность государства……………………….18

2. Модели макроэкономического  развития…………………………………….23

2.1) Определение модели  макроэкономической политики. Ранние  модели макроэкономической политики…………………………….…………………………23

2.2) Классический и кейнсианский  подходы к макроэкономической  политике………………………………………………………………………………...27

2.3) Примеры макроэкономических  политик успешных стран……………………………………………..………………………………………31

3. Выбор модели макроэкономической  политики для Украины…………...36

3.1) Макроэкономическая ситуация  в Украине на современном этапе…....36

3.2) Адекватные пути решения  существующих проблем, выбор оптимальной  модели макроэкономической политики………………………………………...........................................................40

3.3) Рекомендации международных  организаций по поводу макроэкономической  политики для Украины, выбор  оптимальной модели……………………………………………………………………………..........41

 

Выводы...…………………………………………………………………………45

Перечень ссылок…...……………………………………………………….......48

Приложение А…………………………………………………………………..51

Приложение Б…………………………………………………………………..52

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях макроэкономическая политика страны является той составляющей, которая предопределяет успешность, благосостояние и экономический  рост государства. Многочисленные финансовые кризисы и, в особенности, Великая  депрессия в Америке 1930-х годов  показали нам, что рыночный механизм не настолько идеален и самодостаточен, чтобы обеспечивать самому себе бесперебойную  работу без стороннего вмешательства[1,35]. Доверить развитие «невидимой руке рынка» - это такая же ошибка, как чрезмерный контроль и вмешательство в экономику. Потому со стороны государства необходимы определённые действия, которые бы направляли и корректировали развитие экономики. Другая функция – обеспечение благоприятного климата для функционирования промышленности и бизнеса. Пожалуй, это и можно отнести к главным функциям макроэкономической политики.

Макроэкономическую политику можно рассматривать как совокупность её важнейших составляющих – фискальной (налоговой), монетарной (кредитно-денежной) и внешнеэкономической политик. Фискальная политика здесь выступает  в роли гибкого регулятора «температуры»  экономики. Корда налицо «перегрев», фискальная политика оказывает сдерживающее воздействие, и на оборот. Это осуществляется при помощи механизма встроенных налогов, которые рас тут и  снижаются пропорционально величине прибыли и денежного оборота.

Другой важный аспект –  монетарная политика, которая, кроме  прочего, регулирует колебания валютных курсов и объём денежной массы в стране. Соотношение отечественного и иностранных валютных курсов показывает конкурентоспособность и эффективность национальной экономики, это также и инструмент, при помощи которого можно эту конкурентоспособность повысить. В задачи правительства входит и антиинфляционная деятельность. Инфляция оказывает крайне пагубное влияние на экономику, так как обесценивает имеющиеся у потребителей денежные средства, вносит хаос и нестабильность[2,315]. Для борьбы с инфляцией применяется инфляционное таргетирование, которое включает публичное объявление планируемого показателя инфляции на какой-либо период.

Внешнеэкономическая деятельность государства включает экспортно-импортные  отношения и политические отношения  с другими странами. В зависимости  от потребностей национальной экономики, правительство при помощи таможенных пошлин и других регуляторов может  перекрывать или стимулировать  приток иностранных прямых инвестиций. Импортирование иностранных технологий может стать спасительным для  страны с низким уровнем научно-технологического прогресса. Здесь речь идёт о копировании  и имитации иностранного опыта и  технологий.

Макроэкономическая политика включает и регулирование внутри страны. Здесь можно выделить создание правовой базы функционирования предприятий, заводов, монополистических объединений, финансовых институтов и учреждений. Создание гибкого и справедливого  законодательства создаст благоприятную  почву для развития бизнеса, и  наоборот, может затормошить его  в случае, корда предприятиям приходится тратить огромные деньги и много  времени на судебные процессы и разбирательства. Это особенно важно в стране с низким показателем культуры ведения бизнеса – такой, как Украина[3,56].

В задачи макроэкономической политики входит слежение за внешним  долгом, который не должен превышать  определённого порога, за которым  страна оказывается в долговой яме.

Важнейшей задачей макроэкономической политики является  создание отличной инфраструктуры всех видов – начиная  транспортной и заканчивая социальной и культурной. Не зря инфраструктуру часто сравнивают с кровеносной  системой страны. В Украине инфраструктура развита слабо, в особенности это относится к автомобильному транспорту. Качество дорожного полотна не отвечает европейским стандартам, это не может не затормаживать приток инвестиций в страну. Кроме того, это увеличивает издержки и скорость функционирования национальной экономики.

Потому в каждой конкретной ситуации правительство страны выбирает определённые стратегии по указанным направлениям макроэкономической политики, которые должны дать желаемый результат.

1. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА  КАК СОВОКУПНОСТЬ ЕЁ ВАЖНЕЙШИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ

 

1.1 Монетарная политика, определение, направления

 

Основополагающей целью  денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью  цен. Денежно-кредитная политика состоит  в изменении денежного предложения  с целью стабилизации совокупного  объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен. 
Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег, в настоящее время эта функция постепенно ушла на второй план. Однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором зиждется вся оставшаяся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая.  
Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом[4,75-79]. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной). 
С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Нужно отметить, что денежно-кредитная  политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между  ними состоит в том, что центральный  банк либо оказывает косвенное воздействие  через ликвидность кредитных  учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и  качественных параметров деятельности банков. 
Выше уже были упомянуты политика дорогих денег (рестрикционная) и политика дешевых денег (экспансионистская). В этом разделе мы увидим, в чем она заключается и каков механизм реализации той или иной. 
Пусть экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах. 
Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно нормативы по резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем , чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость. 
В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме , то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление. 
Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку[5,28]. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении. 
Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки , в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения. 
     Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию[6,75]. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег. 
Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается ,при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег. Таким образом, политика дешёвых и дорогих денег применяется для стимуляции или «охлаждения» в зависимости от условий. Если наблюдается «перегрев» экономики, то применяется политика дорогих денег, и наоборот[7,18].

Информация о работе Выбор моделей макроэкономической политики. Оптимальная модель макроэкономической политики для Украины