Военная экономика, ее СУЩНОСТЬ и роль в общественном развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 20:55, реферат

Описание работы

Войны сопровождают практически всю историю человечества. Их подготовка и ведение требуют экономического обеспечения, которое с развитием экономики и военного дела требует все более масштабных затрат. В экономике возникают и развиваются предприятия, а затем и целые отрасли, занятые производством вооружений, а в вооруженных силах формируется военная инфраструктура, обеспечивающая конечное военное потребление, которое постепенно становится все более сложным и требует научной организации. Экономическое обеспечение войн попадает в поле зрения различных наук, постепенно накапливаются военно-экономические знания, развивается военно-экономическая мысль. Однако вплоть до начала ХХ века ни военной экономики, ни военно-экономической науки еще не было.

Содержание

Введение 3
1. Военная экономика: понятие и состав 5
1.1. Военная экономика как элемент экономической системы общества 5
1.2. Военно-экономический потенциал государства, как характеристика военной экономики 8
1.3. Военно-экономический потенциал Республики Беларусь 11
2. Состав и назначение производственного сектора военной экономики 15
3. Сущность и предназначение экономики вооруженных сил 18
Заключение 27
Список использованных источников 29

Работа содержит 1 файл

Реферат_Воен.эконом.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

 особые информационные  условия функционирования предприятий,  обусловленные требованиями секретности, ограничивающие кооперацию и передачу технологий.

Назначение, структура, развитие военной промышленности в каждой стране (группе стран) определяются их геополитическим положением, военно-политическими задачами, экономическими, финансовыми, транспортными возможностями.

Одни страны располагают  полным комплексом отраслей, выпускающих  военную продукцию, развитой научно-технической и испытательной базой, опытными кадрами. Другие имеют сборочные предприятия, использующие импортные поставки комплектующих изделий. Менее развитые в экономическом отношении, не обладающие достаточными производственными и научно-техническими ресурсами, обеспечивают военные потребности преимущественно за счет импорта.

Заметим, что Вооруженные  Силы ряда стран мира с целью сохранения боеспособности, достаточной для отражения военной угрозы любого уровня, требуют значительные военные расходы.

 Америка является оружейным торговцем, и в этом году, как ожидается, продаст оружия на 50 миллиардов. Однако в ближнесрочной перспективе дела могут идти не так хорошо. Военные расходы всех стран мира в прошлом году превысили 1.63 триллиона долларов, но это всего лишь на 1.3 процента больше, чем год назад. В расходы входят затраты на оружие, военных, и поддержание военной инфраструктуры определённой страны.

Оборонный бюджет США  на данный момент является самым большим, и так было всё время с конца Второй мировой. В прошлом году военные расходы были чуть менее 700 миллиардов, в основном из-за войны в Ираке и Афганистане. США являются единственной страной, чьё военное присутствие военно-морских, военно-воздушных и сухопутных сил наблюдается почти в каждой части мира от Южной Кореи до Персидского залива.

Общемировое замедление расходов на военные нужды происходит вследствие двух причин. Во-первых, влияние  рецессии, и ужесточающие экономические  меры, которые за ней последовали. Другая причина в том, что такие  крупные страны как Германия, решили, что им не нужно серьёзное военное присутствие за пределами своих границ.

Многие страны решили не сокращать свои военные бюджеты  вообще, но у них на эти цели предусмотрены  сравнительно небольшие бюджеты. По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира, расходы на оборону в Африке и Южной Америке выросли примерно на 6 процентов. Этого едва хватает, чтобы компенсировать сокращение более крупными странами.

Китай, являющийся второй страной в мире по объёму ВВП, и  первой по численности населения, увеличил расходы на оборону больше всех. Его военные расходы с 2001 по 2010 годы выросли на 189 процентов, достигнув 119 миллиардов долларов. Многие эксперты полагают, что Китай занижает свои военные расходы, которые сейчас составляют 2.1 процента ВВП. Для США эти цифры 4.8 процента, так что если Китай решит в этом плане догнать Америку, его военный бюджет должен будет составлять порядка 300 миллиардов долларов. Однако раз уж Обама решил заняться сокращением бюджета Пентагона, военные бюджеты двух стран в скором времени вполне могут начать примерно совпадать.

Обзор показателей приводит к трём важным вопросам. Первый в  том, будут ли крупные промышленные страны Европы и Япония продолжать считать большие военные расходы приемлемыми. Второй – начнётся ли между Китаем и США гонка вооружений, подобная той, что имела место между Советским Союзом и США в период между 50-ми и 80-ми годами прошлого века. И последний – увидим ли мы продолжение разрастания войн в развивающихся странах. Расходы в таких регионах как Ближний Восток, Северная Африка и Пакистан, безусловно, скоро могут резко возрасти.

Между крупными странами в данный момент нет гонки вооружений. Однако в глобальном масштабе хватает  волнений, чтобы это положение  могло измениться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Десятка стран с крупнейшими военными расходами

 

Страны

Расходы в 2010,

млрд. USD

Изменение

2001 – 2010,

%

Доля ВВП,

%

США

698

81.3

4.8

Китай

119

189

2.1

Британия

59.6

21.9

2.7

Франция

59.3

3.3

2.3

Россия

58.7

82.4

4

Япония

54.5

- 1.7

1

Саудовская Аравия

45.2

63

10.4

Германия

45.2

- 2.7

1.3

Индия

41.3

54.3

1.8

Италия

37

- 5.8

1.8


 

 

 

3. СУЩНОСТЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЭКОНОМИКИ

ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

 

 

 

Экономика Вооруженных Сил может рассматриваться с двух сторон. Прежде всего, это отрасль знаний, наука, изучающая закономерности экономического обеспечения боевой готовности армии. С другой стороны – это военно-хозяйственный механизм, в рамках которого осуществляется процесс обеспечения армии всем необходимым.

Предметом изучения теории экономики Вооруженных Сил является совокупность экономических отношений, возникающих в армии и на флоте в процессе обеспечения потребностей военной безопасности государства.

Можно выделить четыре группы экономических отношений, соответствующих четырем стадиям движения созданного продукта (Таблица 2.).

 

Таблица 2.

Структура экономических отношений  в Вооруженных Силах

 

Группа экономических отношений

Содержание экономического процесса в группе

I. Отношения производства

1. Продолжение процесса производства 
продукта военного производства.

2. Промышленное, строительное и сель 
скохозяйственное производство

II. Отношения распределения

1. Определение потребности в военном 
продукте.

2. Организация экономических связей с 
хозяйством страны.

3. Распределение конечного военного 
продукта в армии и на флоте

III. Отношения обмена (обращения)

1. Обмен деятельностью (купля-прода 
жа).

2. Военная торговля

IV. Отношения потребления

1. Потребление  средств вооруженной 
борьбы.

2. Личное потребление военнослужащих


 

Источник: Ежегодник СИПРИ-2000. М., Наука. 2001. С. 245.

 

Группа I – отношения производственной сферы, в рамках которой продолжается процесс до производства средств вооруженной борьбы. Производственная сфера представлена в армии строительным, промышленным и сельскохозяйственным производством. Эта сфера характеризуется производительным трудом, участием ее работников в создании совокупного общественного продукта и валового внутреннего продукта. Но производственная деятельность в армии носит подчиненный характер, она развивается постольку, поскольку это необходимо для обеспечения боевой готовности войск.

Группа II – отношения по распределению продукта военного назначения. Весь распределительный процесс конечной военной продукции можно разделить на две части: первая – это отношения между обществом и вооруженными силами и вторая – распределительные отношения в самих Вооруженных Силах.

Распределительные отношения  в первой части отражают процесс  определения и последующего распределения  необходимой доли совокупного общественного  продукта и валового внутреннего  продукта для обеспечения функций армии. Эти отношения в большей части характерны для военной экономики, но активное участие в определении конкретных потребностей армии, организации их связей с отраслями оборонной промышленности, решении вопросов о возмещении ее затрат принимают активное участие и звенья экономики Вооруженных Сил. Таким образом, отношения распределения в сфере деятельности экономики Вооруженных Сил дополняют распределительные отношения, свойственные военной экономике в целом.

В пределах выделенных материальных и финансовых ресурсов создаются фонды для удовлетворения потребностей боевой подготовки и воспитательной работы; для содержания и эксплуатации вооружения и военной техники, их пополнения, ремонта и модернизации; для удовлетворения потребностей личного состава и другие фонды. В конечные военные продукты через программно-целевые методы планирования и управления распределяются по всей системе материально-технического обеспечения боевой готовности, системе обеспечения личного состава.

Группа III – отношения обмена (обращения). В обществе, после того как продукты произведены и распределены в соответствии с закономерностями, присущими данной стадии его развития, наступает стадия обмена результатами деятельности между людьми, то есть стадия купли-продажи. Каждый субъект общественных отношений может получить тот или иной объем жизненных или других благ только в соответствии с наличием фондов денежных средств; именно их наличие определяет степень участия юридических и физических лиц в обмене. Сфера отношений, связанная с обменом товаров, специфична для экономики вооруженных сил. Специфичность эта в том, что фонды денежных средств, необходимые для осуществления процесса купли всего необходимого на рынке товаров и услуг, сосредоточиваются в основном в центральном звене экономики вооруженных сил, а в низовом войсковом звене объем денежных средств на закупки товаров и материалов ограничен в силу централизации снабжения войск вооружением и военной техникой. Развитие рыночных отношений в экономике страны приводит к расширению рамок денежных отношений в войсковом хозяйстве, но процесс этот будет и далее осуществляться с учетом необходимой степени централизации обеспечения войск вооружением и военной техникой.

Группа IV – отношения по потреблению конечного военного продукта. Различают два вида конечного военного потребления: потребление средств вооруженной борьбы и личное потребление военнослужащих.

Потребление средств  вооруженной борьбы является одним  из основных условий жизни и деятельности вооруженных сил, так как формирование необходимого уровня боевой готовности прежде всего достигается в процессе овладения новым оружием, боевой техникой в процессе его интенсивной эксплуатации и последующей утилизации. В процессе потребления жизненных благ военнослужащими возникают отношения двух видов: индивидуальное потребление военнослужащих всех категорий и совместное удовлетворение некоторых личных потребностей военнослужащих. Все эти четыре группы отношений составляют предмет экономики Вооруженных Сил.

Экономика Вооруженных Сил имеет тесные контакты с теорией Тыла Вооруженных Сил, изучающей тыловое обеспечение войск в мирное и военное время. Военно-хозяйственный организм армии включает не только тыл с его органами, но и всю многообразную деятельность других звеньев по обеспечению потребностей Вооруженных Сил. Речь идет о таких понятиях, как финансы вооруженных сил, учет, отчетность, военно-экономический анализ, управление многоотраслевым хозяйством. Их изучают соответствующие учебные дисциплины.

Экономика Вооруженных  Сил представляет собой сложную совокупность элементов и включает, с одной стороны, материально-техническую базу армии, занятых снабжением, обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом работников (рабочие, служащие, солдаты, офицеры) в структуре вооруженных сил. А с другой стороны, экономика вооруженных сил – военно-экономические отношения по поводу создания, рационального распределения между всеми звеньями армии, эффективного использования материальных и финансовых ресурсов, выделяемых государством Вооруженным Силам.

Экономика Вооруженных Сил – относительно самостоятельная часть военной экономики, что вытекает из особенностей самой сферы, в рамках которой продолжается и завершается военно-экономический процесс.

Если материально-вещественную основу оборонно-промышленного комплекса составляют производственные мощности для выпуска военной продукции, то материально-вещественную основу экономики вооруженных сил составляют орудия и средства специфического воинского труда. Специфичны также функции и экономическая сущность труда в промышленности, производящей вооружение и военную технику, и труда в экономике Вооруженных Сил. В одном случае – это создание определенных потребительных стоимостей, в другом – подготовка их к использованию в интересах повышения обороноспособности страны (в мирное время) или для ведения вооруженной борьбы (в условиях войны).

Значение экономики Вооруженных Сил обусловлено масштабами и разнообразием потребностей армии, необходимых для поддержания боевой мощи, обеспечения боеготовности войск. Достаточно сказать, что в современных армиях используется около 5 млн. наименований и видов различных материальных средств, которые надо заказать в народном хозяйстве, проверить качество их производства, получить, хранить, подготовить к использованию и распределить в войска в соответствии с потребностями, а затем рационально использовать и по мере необходимости ремонтировать. Затем после определенного эксплуатационного периода списать, утилизировать или передать в народное хозяйство для использования в гражданских целях. Вполне понятно, что задачи и роль экономики вооруженных сил в результате усложнения оружия и роста материальных затрат на поддержание боевой мощи, в условиях преобразования социально-экономической системы от командно-административной к рыночной, приобретают новые черты и направления.

Всеобщая коммерциализация общественных отношений, естественно, затронула и военное ведомство, исказив сущность его экономического механизма, породив стремление пополнить военный бюджет «скорыми» деньгами за счет распродажи «избыточного», «устаревшего» и «ненужного» военного имущества. Однако по прошествии некоторого времени стало понятным, что процесс адаптации к условиям рыночного хозяйствования требует иных мер и действий, а для участия военной деятельности (воинского труда) в рыночных отношениях необходима серьезная подготовка. Прежде всего, надо было правильно определить место и роль ее в развертывающейся и усложняющейся системе рыночных отношений, надлежало уяснить, с чем Вооруженные Силы идут в рынок. Невразумительные оценки вклада армии в экономический и военно-экономический потенциал, абсолютизация роли отношений потребления в системе деятельности личного состава, распространенный в литературе и учебных курсах экономической теории тезис о, якобы, тормозящей роли ратного труда в совокупном общественном труде способствовали тому, что в сфере экономических и военно-экономических знаний глубоко укоренилось ошибочное представление о том, что воинский труд относится к классу непроизводительного.

Информация о работе Военная экономика, ее СУЩНОСТЬ и роль в общественном развитии