Военная экономика, ее СУЩНОСТЬ и роль в общественном развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 20:55, реферат

Описание работы

Войны сопровождают практически всю историю человечества. Их подготовка и ведение требуют экономического обеспечения, которое с развитием экономики и военного дела требует все более масштабных затрат. В экономике возникают и развиваются предприятия, а затем и целые отрасли, занятые производством вооружений, а в вооруженных силах формируется военная инфраструктура, обеспечивающая конечное военное потребление, которое постепенно становится все более сложным и требует научной организации. Экономическое обеспечение войн попадает в поле зрения различных наук, постепенно накапливаются военно-экономические знания, развивается военно-экономическая мысль. Однако вплоть до начала ХХ века ни военной экономики, ни военно-экономической науки еще не было.

Содержание

Введение 3
1. Военная экономика: понятие и состав 5
1.1. Военная экономика как элемент экономической системы общества 5
1.2. Военно-экономический потенциал государства, как характеристика военной экономики 8
1.3. Военно-экономический потенциал Республики Беларусь 11
2. Состав и назначение производственного сектора военной экономики 15
3. Сущность и предназначение экономики вооруженных сил 18
Заключение 27
Список использованных источников 29

Работа содержит 1 файл

Реферат_Воен.эконом.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

Участие белорусских  предприятий в международных  военно-технических выставках подтверждает конкурентоспособность белорусских разработок в области автоматизированных систем управления, оптоэлектроники для бронетехники и стрелкового оружия, тяжелой автомобильной техники высокой проходимости, модернизации техники ПВО и ВВС, средств РЭБ и разведки, топонавигационной техники и др. Многие иностранные заказчики уже используют эти разработки для оснащения своих вооруженных сил.

Кроме того, имеющиеся  в республике ремонтные предприятия  способны произвести капитальный ремонт и модернизацию большого перечня вооружения, военной и специальной техники – от стрелкового оружия до современных комплексов ПВО, танков и самолетов новейших модификаций. Конкретно – авиационной техники (самолетов и вертолетов различных типов); бронетанковой (танков, бронетранспортеров, боевых машин пехоты различных типов); техники противовоздушной обороны (зенитных ракетных и зенитных артиллерийских комплексов, радиолокационных систем различных типов); средств радиоэлектронной борьбы и связи, инженерной техники.

В целях совершенствования организации военного производства в стране и решения других проблем ОПК в декабре 2003 г. Указом Президента Республики Беларусь создан Государственный военно-промышленный комитет. В этом документе в качестве основных задач вновь созданного ведомства названы разработка и реализация стратегии развития оборонного сектора экономики, координация деятельности предприятий, а также выработка мер по эффективному использованию научно-технического потенциала страны для повышения обороноспособности. Такие задачи прямо вытекают из положений Военной доктрины государства, гласящей, что главной целью развития оборонно-промышленной отрасли экономики является своевременное оснащение и материальное обеспечение Вооруженных Сил эффективными системами вооружения и военной техники и параллельно – удовлетворение потребностей экономики и населения в продукции гражданского назначения.

В 2005 г. завершено реформирование Вооруженных Сил страны, осуществленное на основе разработанных в 2001 г. "Концепции строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь до 2010 года" и "Программы завершения реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь на 2001-2005 годы". За последние четыре года армия республики сократилась с 83 тыс. до 50 тыс. человек и в настоящее время (с учетом 15-тысячного гражданского персонала) насчитывает до 65 тыс. человек. Однако при этом создана отлаженная система стратегического сдерживания, за счет упразднения дублирующих горизонталей и вертикалей значительно оптимизирована организационная структура Вооруженных Сил, сформированы силы специальных операций, усовершенствована база мобилизационного развертывания армии, по-новому построена организация военной науки. По оценке бывшего министра обороны, в настоящее время — государственного секретаря совета безопасности генерал-полковника Л.С. Мальцева, «Вооруженные Силы приведены в соответствие с характером нынешней военно-политической обстановки, современной войны и вооруженной борьбы, степенью возможных военных угроз и экономическими возможностями государства".

В целом военно-экономический  потенциал страны довольно значителен. По оценке Королевского объединенного  института оборонных исследований (RUSI, Великобритания), Беларусь занимает 41-е место в мире в рейтинге из 164 наиболее развитых в военном  отношении государств. Она находится на 3-м месте среди стран СНГ после России (делит 2-3-е места в общемировом списке с Китаем, на 1-м - США) и Украины (21-е место). Намного отстают от Беларуси все страны бывшего Варшавского договора кроме Польши, находящейся на 30-м месте, и Балтии (Литва - 79-е, Эстония - 107-е, Латвия - 108-е), а также такие европейские государства, как Дания (48-е место), Чехия (61-е место), Хорватия (73-е место). И хотя методология и детали исследования его авторами не раскрываются, но высокая международная оценка потенциала Беларуси показательна.

Политика укрепления военно-экономического потенциала страны будет продолжена и в дальнейшем. Президент страны А.Г.Лукашенко неоднократно подчеркивал, что для предотвращения предпосылок к развязыванию вооруженных конфликтов, противодействию международному терроризму Беларусь активно использует дипломатические, международно-правовые и иные невоенные средства. Но современный мир таков, что военный потенциал государства обретает характер базового элемента его авторитета и влияния в мире. «Это составляющая - обязательный инструмент любого государства и сейчас ее значение возрастает» – считает глава государства. Также он обозначил основные приоритетные направления развития военно-экономического потенциала страны на ближайшую перспективу.

Во-первых, это – оснащение  армии, всех воинских формирований страны современным вооружением и военной техникой исходя из имеющихся экономических возможностей.

Во-вторых, это – изменение подходов к материальному обеспечению  Вооруженных Сил. Нужна единая экономическая и организационно продуманная система обеспечения материальными ресурсами всех силовых ведомств. Это позволит сэкономить деньги, усилия, сократить обслуживающий персонал, снизить цены, начиная от продуктов питания и заканчивая вооружением.

В-третьих, это – создание единой системы управления страной, определение  облика государственных органов  военного времени. «Не обеспечив  централизацию руководства в  сфере обороны, жизнеспособность государственного управления, мы не можем говорить об эффективном обеспечении национальной безопасности» - отметил А.Г. Лукашенко.

В-четвертых, это – сохранение положительных  тенденций в развитии всего народного  хозяйства страны, как основы военно-экономического потенциала.

В-пятых, это – поддержание социальной и политической стабильности в Республике.

В-шестых, это – дальнейшее укрепление и совершенствование идеологического фундамента белорусского общества.

 

2. состав  и назначение производственного  сектора военной экономики

 

 

 

Как было отмечено выше, военно-экономический потенциал страны характеризуется производительными силами оборонно-промышленного комплекса. Что же представляет собой ОПК? Прежде всего, следует уточнить значение исходного понятия. Дело в том, что в течение длительного времени в мировом общественно-политическом лексиконе широко использовался термин «военно-промышленный комплекс (ВПК)», который в последнее время либо заменяется, либо используется наряду с термином «оборонно-промышленный комплекс», что само по себе проблематично. В науке, в том числе и в военно-экономической науке, не может и не должно быть различных понятий для обозначения одного и того же содержания. Поэтому следует напомнить, что термин «военно-промышленный комплекс» впервые употребил известный американский «четырехзвездночный» генерал и политик, 34-й президент США Д.Эйзенхауэр. Уходя в январе 1961 г. с высшего государственного поста, в своем прощальном обращении к американскому народу он предупредил его о возникновении новой угрозы американским национальным интересам в лице ВПК. Профессиональный военный высшего уровня управления и политик, мыслящий государственными и глобальными категориями, видел угрозу не в военном производстве, обеспечивающем потребности национальной обороны, а в союзе высшего генералитета, части государственного аппарата и крупных производителей военной продукции, заинтересованных в неограниченном увеличении государственных военных расходов и получении военных прибылей. Именно такой смысл вкладывался в термин ВПК его «изобретателем».

Таким образом, ВПК изначально понимался как своеобразная «раковая опухоль», паразитирующая на теле общества. Именно в этом смысле термин был воспринят «миролюбивой общественностью», став средством идеологической борьбы против милитаризма и гонки вооружений в мировых масштабах. Подобная «идеологизированность» понятия делает его применение в современных условиях ограниченно приемлемым. Тем более что сегодня профессионально подготовленные и рационально организованные Вооруженные Силы и военная экономика в цивилизованных странах не только не являются вредоносным «наростом», а стали факторами стабилизации роста национальных экономик и международных экономических и политических отношений. Тем более что общество в большинстве развитых стран научилось разумно ограничивать неумеренные аппетиты военных. Заметим попутно, что в нашей стране говорить сегодня о необоснованных притязаниях военных вообще не приходится.

Хотя в истории науки  было немало примеров изменения первоначального  смыслового содержания тех или иных терминов, говорить о подобной эволюции понятия ВПК преждевременно. Полной деидеологизации военной сферы пока что не произошло и, очевидно, вряд ли когда-нибудь произойдет. Слишком много горя и страданий принесли человечеству войны и гонка вооружений. Поэтому целесообразно четко разграничить сферы применения понятий ВПК и ОПК, употребляя первый термин для обозначения негативных проявлений и последствий отвлечения огромных ресурсов на военные цели, а второй – для обозначения объективно необходимой части экономики, охватывающей военные НИОКР, производство и дальнейшее продвижение продукции военного назначения до их конечных потребителей в вооруженных силах. Однако пока это не станет общепринятым, мы будем вынуждены употреблять (в том числе и в этом пособии) рассматриваемые понятия как синонимы.

Однозначного понимания  ОПК и четкого определения  его границ не существует, поскольку:

    1. отсутствует строго определенное организационно-ведомственное структурирование учреждений, предприятий и служб, занятых производством военной продукции;
    2. производственно-технологические особенности выпускаемой продукции – вооружения и военной техники – в известной мере специфичны, но вместе с тем четко не определены, "размыты";
    3. продукция военного назначения представляет собой и чисто военную (вооружение, боеприпасы) и обычную, не отличающуюся по потребительским свойствам от гражданской (транспортные средства, средства информации, продукты питания). Поэтому вполне правомерно существуют различные подходы к определению комплекса отраслей, занятых созданием (разработкой, исследованиями, испытаниями, выпуском, утилизацией) продукции военного назначения.

Комплекс этих отраслей может рассматриваться с различных  точек зрения:

 организационной (специфика,  особенности организации управления);

 технологической (уникальность технологии);

 предназначения (характера) выпускаемой  продукции; 

 степени взаимосвязи с гражданским  производством; 

 воздействия, оказываемого  этим комплексом на народное  хозяйство в целом – его  технологический уровень, экспортные возможности, темпы экономического роста, сбалансированность.

В целях практического  структурирования экономики следует  различать понятия "военный сектор" и "оборонно-промышленный комплекс", хотя они и достаточно близки.

Военный сектор экономики - понятие более широкое, чем оборонно-промышленный комплекс. Он охватывает все отрасли, производящие товары и услуги военного назначения. Это, прежде всего, вооружение, транспортные средства, но так же научно-технические разработки, средства связи, производственные помещения, жилье, потребительские товары для военнослужащих. Военный сектор принято выделять по функциональному назначению выпускаемой продукции, независимо от ее натурально-вещественной формы и специфических требований (организационных особенностей), предъявляемых к военным предприятиям.

В экономике США, Франции, Англии, Японии и других стран не имеется "чистых" отраслей, выпускающих только военную или только гражданскую продукцию. Такие отрасли могут появиться в военное время. В обычных же условиях, как показывают расчеты, доля военной продукции может составлять от 0,6 до 92 процентов от общего объема продукции отрасли.

Оборонно-промышленный комплекс – основное ядро военной экономики – охватывает группу (комплекс) отраслей, занятых производством вооружения и военной техники. Эта группа отраслей имеет определенную специфику, которая проявляется в следующих особенностях предприятий и организаций ОПК, отличающих их от традиционных товаропроизводителей, действующих в рыночной среде:

 заказчиком военной продукции является государство, причем существует определенная, на практике ограничиваемая наличием мирового рынка вооружений и военной техники, монополия заказчика, обусловленная преобладанием государственного заказа на создание и производство вооружений над инициативными, задельными работами предприятий ОПК;

 особые требования  к качеству производимой продукции,  которые могут, как существенно  превосходить, так и значительно  уступать (например, по расчетному  времени эксплуатации в боевых условиях) аналогичным стандартам, определяющим качество гражданской продукции;

 наукоемкость  и высокотехнологичность разработки  и производства подавляющего большинства современных видов вооружений;

 долгосрочность  и капиталоемкость большинства  инвестиционных проектов, реализуемых предприятиями ОПК;

 наличие избыточных (мобилизационных) мощностей, запасов  дефицитного сырья, оборудования, инструментария, материалов;

 высокий  уровень специализации и монополизации  производителей, обусловливающий, как правило, затратный способ формирования цен на производимую продукцию;

 меньшая,  по сравнению с гражданским  производством, скорость обновления  образцов выпускаемой продукции,  не связанная с необходимостью  удовлетворения быстро изменяющихся  потребностей индивидуальных потребителей, проявляющихся в колебаниях рыночного спроса;

Информация о работе Военная экономика, ее СУЩНОСТЬ и роль в общественном развитии