Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 21:58, курсовая работа
Целью настоящей работы является определение места и роли внешних эффектов в современной экономической ситуации. При этом, учитывая специфику текущей ситуации в России, особое внимание уделяется формам государственного участия в разрешении проблемы оптимального распределения ресурсов и максимального удовлетворения интересов всего общества с использованием минимально необходимых для этого затрат.
Введение……………………………………………………………………….. 3
Внешние эффекты: содержание понятия………………………………….7
Классификации внешних эффектов……………………………..8
Внешние эффекты как проявление несостоятельности рынка..16
Подходы к решению проблемы внешних эффектов в экономических школах……………………………………………………………………...19
Неоклассическое направление…………………………………..19
Неоинституциональное направление…………………………...24
Трансакционные издержки и спецификация прав собственности……………………………………………..25
Теорема Коуза……………………………………………..29
Результаты проявления внешних эффектов на примере экономики природопользования в России……………………………………………34
Заключение…………………………………………………………………….37
Список литературы……………………………………………………………40
Менее очевидны, но столь же сильны экономические стимулы, побуждающие владельца леса использовать возможность для заключения соглашения с владельцем курорта. Одна из существенных потерь, которую он понесет в случае вырубки, заключается в том, что он не получит возмещения (на которое он мог бы рассчитывать) от владельца курорта за согласие не вырубать хвойный лес. Владелец курорта, безусловно, был бы готов заплатить единовременно или ежегодно выплачивать определенную сумму владельцу леса, чтобы ликвидировать или минимизировать побочные издержки. Или, возможно, владелец курорта захотел бы купить лесной участок за сравнительно высокую цену, чтобы помешать вырубке леса. С точки зрения владельца леса, плата за предотвращение вырубки или закупочная цена, превышающая стоимость земли вместе с лесом, составляет издержки от вырубки леса.
Можно предсказать, что в этой ситуации обе стороны сочтут более целесообразным достичь соглашения, чем вырубать хвойный лес. По теореме Коуза, правительству не надо будет вмешиваться, чтобы скорректировать этот потенциальный побочный результат.19
К сожалению, многие негативные побочные результаты затрагивают значительное число заинтересованных сторон и связаны с крупными сделками. Поэтому частные соглашения не могут исправить такие негативные побочные эффекты. В подобных обстоятельствах следует полагаться главным образом на правительство или правительства, чтобы найти решение проблемы побочного результата.
В случае если права собственности не определены или определены нечетко, роль государства сводиться к их первоначальному распределению и формированию институтов, регулирующих использование ресурса. Тем не менее, теорема Коуза напоминает нам, что точное определение прав собственности может служить фактором уменьшения или ликвидации побочных эффектов.
Выяснение и перераспределение соответствующих прав собственности, способствующее решению проблемы экстерналий, может происходить путем переговоров вовлеченных в проблему внешних эффектов лиц. Иногда, в случае споров, при этом могут привлекаться и судебные инстанции, например, для определения и защиты прав собственности. После того, как права собственности на соответствующие ресурсы и продукты и ресурсы выяснены, их владельцы могут либо сами использовать их для производства и потребления соответствующей продукции, либо продать их заинтересованным лицам. В любом случае "невидимые" прежде для рыночного механизма блага получают денежную оценку и вовлекаются в рыночный оборот, что и приводит к перераспределению ресурсов и продуктов и восстановлению эффективного их размещения.
Из теоремы Коуза вытекают несколько важных выводов.
Во-первых, внешние эффекты носят обоюдный характер. Фабричный дым причиняет вред городским жителям, но запрет на выбросы оборачивается убытками для хозяина фабрики, а стало быть, и для потребителей его продукции. С экономической точки зрения, речь должна идти не о том, «кто виноват», а том, как минимизировать величину совокупного ущерба.
Во-вторых, источником внешних эффектов в конечном итоге служат размытые или неустановленные права собственности.
В-третьих, ключевую роль в работе рынка играют трансакционные издержки. Если они малы, а права собственности четко определены, то рынок сам способен устранять внешние эффекты: заинтересованные стороны смогут самостоятельно прийти к наиболее рациональному решению. При этом не будет иметь значение, кто именно обладает правом собственности. Для рынка важно, чтобы хоть кто-то владел данным ресурсом, чтобы появилась возможность для рыночных операций с ним.
Все
вышеперечисленные направления
интернализации внешних эффектов представлены
в обобщенной таблице в Приложении 1.
Глава 3. Результаты проявления внешних эффектов на примере экономики природопользования.
Понятие экстерналий относится к одному из фундаментальных в экономике природопользования. Оно позволяет понять глубинную сущность процессов, происходящих при взаимодействии общества с окружающей средой, дать им объективную оценку и научно обосновать действенные пути по совершенствованию природопользования и минимизации экологического ущерба.
Как было проанализировано в Главе 1, внешние эффекты относятся к проявлениям несостоятельности и несовершенства рынка, не позволяющим достигать общественного оптимума только при помощи рыночных механизмов. Вполне вероятная реакция государства на результаты их проявления состоит в корректировке рынка.
В целях обеспечения условий для комфортного проживания населения государству необходимо выработать правильную стратегию в борьбе с загрязнением окружающей среды и проводить эффективную политику в этой области.
Существуют четыре способа сокращения вредных выбросов в окружающую среду.
1.Установление законом норм или стандартов по вредным выбросам, иначе говоря, предельных концентраций вредных веществ в промышленных отходах. Превышение установленных правительственными органами стандартов влечет крупный штраф или уголовное наказание.
Практика установления стандартов имеет, однако, свои очевидные недостатки. Прежде всего, они разрешают в определенных пределах бесплатно сбрасывать вредные вещества. При установлении единых для страны норм не учитываются разная степень остроты экологических проблем в разных регионах, а также существенные различия предельных частных издержек отдельных фирм. Поэтому затраты, связанные с достижением единого уровня загрязнения, могут приводить к значительным потерям отдельных фирм и общества в целом, так как игнорируются существующие в частном секторе сравнительные преимущества. И, наконец, что особенно важно, стандарты не стимулируют производителей к снижению существующего уровня загрязнения.
2. Введение платы за выбросы. Эта система более гибкая и в большей мере способствует сокращению общего объема вредных выбросов. Однако полной уверенности в том, что стандарты загрязнения не будут нарушены, при такой системе нет.
3. «Бабл-принцип», когда ограничения на выброс устанавливаются для целого предприятия или группы. В отраслях с высокими природоохранными издержками это позволяет сэкономить значительную часть расходов на охрану среды в результате более высокой степени очистки там, где эти меры дешевле.
4. Продажа прав на загрязнение окружающей среды – один из новых принципов регулирования. Государство определяет объем вредных выбросов, допустимых в данном регионе и продает на них соответствующие права в форме лицензий с аукциона. Предприятия и фирмы получают возможность обмениваться правом на выброс загрязняющих веществ в рамках общего лимита на загрязнение.20
В
России в настоящее время используются
два способа регулирования
Согласно Закону РФ «Об охране окружающей природной среды», опубликованному в 2001 г., задачами экономического механизма охраны окружающей природной среды являются:
- установление лимитов загрязнения выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду;
- установление нормативов платы и размеров платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду;
- предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий, осуществлении эффективных мер по охране окружающей природной среды.
Задача государства сводится к периодическому контролю за соблюдением этих норм предприятиями. Такой способ регулирования внешних эффектов предполагает использование возможностей технического контроля за состоянием окружающей среды. В то же время он ограничивается этими техническими возможностями.
Однако в разных регионах сложились различные экологические ситуации, которые требуют специального подхода. Правительством Российской Федерации установлены коэффициенты, учитывающие экологические факторы. В соответствии с этими коэффициентами проводятся различия между экологической ситуацией в отдельных экономических районах страны, с учетом различий загрязнения атмосферного воздуха, почвы. Кроме того, уровни загрязнения дифференцируются по бассейнам основных рек. Например, уровень коэффициента экологической ситуации выше для Центрального района, Уральского, Поволжского. Эти коэффициенты увеличиваются на территориях национальных парков, курортных регионов, для природо-пользователей крупных промышленных центров.
Очень показательным примером может служить подход к решению проблемы защиты озера Байкал. Защита озера обеспечивается отдельным федеральным законом, который определяет достаточно четкие границы экологических зон, виды деятельности, запрещенные или ограниченные на Байкальской природной территории, а также специальные нормативы предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал. Однако этот опыт не может быть распространен на всю страну, хотя бы ввиду высокой стоимости его реализации, которая оправдывается только уникальностью озера Байкал. Более того, этот подход не обеспечивает экономической эффективности для других районов.21
Применяемые в России в настоящее время способы уменьшения загрязнения не являются достаточно эффективными, так как они требуют от государства больших затрат, связанных с проверкой качества окружающей среды, соблюдения установленных норм, взиманием штрафов или предоставлением субсидий, а также взиманием платы за загрязнения. Однако в России, видимо, применение более эффективных способов еще невозможно. Введение «бабл-принципа» в современных условиях рискованно, так как нет уверенности, что владельцы предприятий смогут договориться друг с другом о внедрении очистных технологий, не прибегая к нерыночным методам, а государство не может гарантировать защиту владельцев компаний.
Также
в России затруднен контроль уровня
загрязнения путем продажи прав
на загрязнение. В ситуации, когда
рынок недостаточно развит и отсутствует
спецификация прав собственности, обмен
акциями на право загрязнения
между предприятиями будет
Заключение.
Эффективность любой экономической системы оценивается с точки зрения ее возможности обеспечить рациональное распределение ограниченных ресурсов общества в соответствии с его потребностями. Как уже отмечалось, рыночная система исторически доказала свою эффективность, она обладает целым рядом достоинств и положительных свойств. Но и она отнюдь не является идеальной - ей присуща определенная ограниченность и целый ряд недостатков, снижающих ее эффективность.
Ограниченность рынка связана с тем, что ряд объективно существующих общественных издержек не находит своего отражения в рыночной цене, искажая тем самым ценовые сигналы, регулирующие в условиях рынка распределение ресурсов, что ведет к снижению эффективности их распределения.
В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:
1. Внешние эффекты характеризуются как потери или выгоды, приходящиеся на долю третьих лиц, в рыночной сделке не участвующих. Категория «внешние эффекты» выступает как часть общественной стоимости, неучтённой в ценах, является динамическим явлением и обладает специфической потребительной стоимостью, способной переходить к другим субъектам экономических отношений с момента появления внешнего эффекта. Внешние эффекты возникают как при производстве, так и при потреблении, они могут распространяться как на одно лицо, так и на общество в целом. Они могут быть как положительными, так и отрицательными.
2. Сущность проблемы внешних эффектов заключается в неэффективном размещении и использовании ресурсов и продуктов в экономике вследствие расхождения частных и социальных издержек, либо частной и общественной выгоды. Принцип решения проблемы внешних эффектов достигается равенством предельных общественных издержек и предельной общественной выгоды.
В работе предложены следующие пути интернализации внешних эффектов:
3. Внешние эффекты связаны с провалами рынка. При отрицательных экстерналиях экономический субъект, создающий эффект, не платит за произведенный им ущерб, а при положительных - он не получает компенсацию в размере изменившегося благосостояния внешних субъектов. Платы за внешний эффект может не быть в том случае, если отсутствует рынок того ресурса или блага, через который этот внешний эффект реализуется. Это означает, что система цен перестает выполнять сигнальную функцию и приводит к несостоятельности рынка.
Информация о работе Внешние эффекты: содержание, формы, результаты