Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 21:58, курсовая работа
Целью настоящей работы является определение места и роли внешних эффектов в современной экономической ситуации. При этом, учитывая специфику текущей ситуации в России, особое внимание уделяется формам государственного участия в разрешении проблемы оптимального распределения ресурсов и максимального удовлетворения интересов всего общества с использованием минимально необходимых для этого затрат.
Введение……………………………………………………………………….. 3
Внешние эффекты: содержание понятия………………………………….7
Классификации внешних эффектов……………………………..8
Внешние эффекты как проявление несостоятельности рынка..16
Подходы к решению проблемы внешних эффектов в экономических школах……………………………………………………………………...19
Неоклассическое направление…………………………………..19
Неоинституциональное направление…………………………...24
Трансакционные издержки и спецификация прав собственности……………………………………………..25
Теорема Коуза……………………………………………..29
Результаты проявления внешних эффектов на примере экономики природопользования в России……………………………………………34
Заключение…………………………………………………………………….37
Список литературы……………………………………………………………40
Следующим ударом по теории благосостояния стала опубликованная в 1960 году статья будущего лауреата Нобелевской премии Рональда Коуза «Проблема общественных издержек». Критикуя традиционную неоклассическую теорию, Коуз положил начало новой институциональной теории. Основными ее представителями, помимо Коуза, стали Дуглас Норт, Кеннет Эрроу, Оливер Уильямсон, Гарольд Демсец.
Неоинституционализм применяет теорию трансакционных издержек и прав собственности к историческому анализу и исходит из двух общих установок. Во-первых, что социальные институты имеют значение и, во-вторых, что они поддаются анализу с помощью стандартных инструментов экономической теории. В основе лежит методология индивидуализма: во главу угла ставится независимый индивид, который участвует в уже сложившихся институтах или формирует новые в соответствии со своими интересами. По этой методологии индивиды первичны, институты - вторичны.
Неоклассическая
школа предполагает, что рынок
действует в условиях совершенной
конкуренции, а отклонения от неё
характеризует как «провалы и
рынка» и возлагает в таких
случаях надежды на государство.
Неоинституционалисты же рассматривают
экономику не с точки зрения системы, стремящейся
к единственному оптимальному равновесию,
а с более реалистичных позиций. Институциональная
экономика допускает возможность неравновесной
ситуации или наличия нескольких точек
равновесия, которые не обязательно являются
оптимальными. Индивид, фирма, государство
не обладают полной информацией о цене,
товарах, рыночной конъюнктуре, потребительском
спросе и других важных вопросах, которые
позволяют принимать необходимые решения
о сделках, с целью получения наибольшей
выгоды.14 Они действуют в условиях
неопределенности, что не дает теоретической
возможности ликвидации трансакционных
издержек, о которых речь ниже.
Прежде
чем рассмотреть предложенные Коузом
методы решения проблемы внешних
эффектов, следует осветить сущность
центральных понятий
До
появления понятия
Издержки, возникающие до заключения сделки, называются издержками ex ante. Они включают:
1. Издержки поиска информации включают затраты времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также потери, связанные с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации.
2. Издержки ведения переговоров об условиях обмена, затраты на заключение и оформление контрактов. Основной инструмент экономии такого рода затрат - стандартные (типовые) договоры.
3. Издержки измерения. В акте обмена неизбежно учитываются лишь некоторые из характеристик продукта или услуги, причем точность их оценки (измерения) бывает чрезвычайно приблизительной. Поэтому часто требуются затраты на соответствующую измерительную технику, на проведение собственно измерения, на осуществление мер, имеющих целью обезопасить стороны от ошибок измерения и, наконец, потери от этих ошибок. Издержки измерения растут с повышением требований к точности.
4. Издержки заключения контракта приходятся на юридическое оформление сделки.
Следующие три вида трансакционных издержек связаны с расходами, возникающими после сделки, и называются издержками ex post:
1. Издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты.
2. Издержки оппортунистического поведения включают расходы по предупреждению уклонения от условий договора и расходы на контроль за соблюдением договора.
3. Издержки защиты от третьих лиц – расходы на защиту от претензий сторон, не участвующих в сделке, но желающих получить часть полезного эффекта. В качестве третьих лиц могут выступать государство, муниципальные органы, преступники15.
В развитой экономике, основанной всё в большей степени на разделении труда и узкой специализации, трансакционные издержки растут. Задача государственного регулирования в экономике заключается в управлении трансакционными издержками с целью стимулирования деловой активности. Американские неоинституционалисты Дж. Уолис и Д.Норт для измерения этих издержек ввели понятие трансакционного сектора. В него входят оптовая и розничная торговля, страхование, банки, затраты государства на правоохранительную деятельность и др. В странах с развитой экономикой трансакционный сектор имеет тенденцию к росту и составляет более 50% от ВВП, что способствует появлению большего числа рынков и росту национального богатства. В России трансакционный сектор еще не развит, поэтому трансакционные издержки высокие и переложены в основном на частных экономических агентов.
В качестве центрального понятия используется понятие "право собственности". Не ресурс сам по себе является собственностью, а пучок или доля прав по использованию ресурса. Отношения собственности трактуются как отношения между людьми, а не как отношения "человек - вещь". Они выводятся из проблемы редкости, или ограниченности, ресурсов. Трактовка прав собственности носит всеохватывающий характер, вбирая в себя как материальные, так и бестелесные объекты. Согласно данной теории, под правами собственности понимаются санкционированные обществом (законами государства, административными распоряжениями, традициями, обычаями и т. д.) поведенческие отношения между людьми в связи с существованием благ (редких ресурсов) и касаются их использования. Эти отношения определяют нормы поведения по поводу благ, которые любое лицо должно соблюдать в своих взаимодействиях с другими людьми или же нести издержки из-за их несоблюдения.
При этом авторами теории подчеркивается, что в экономике нет абсолютных прав собственности, а существует так называемый пучок или доля прав по использованию ресурса, предложенный английским юристом А. Оноре. Он включает 11 элементов: право владения, право пользования, право управления, право на доход, право на "капитальную стоимость" вещи, право на безопасность, право на переход вещи по наследству или по завещанию, бессрочность, запрещение вредного использования, ответственность в виде взыскания, остаточный характер. Чем шире набор прав, связанных с данным ресурсом, тем выше его ценность16.
Право
собственности может
Неполнота спецификации трактуется как размывание прав собственности. Размывание прав собственности может происходить либо потому, что они неточно установлены и плохо защищены, либо потому, что они подпадают под разного рода ограничения, главным образом со стороны государства.
Спецификация прав собственности, с точки зрения экономической теории, должна идти до того предела, где дальнейший выигрыш от преодоления их размытости уже не будет окупать связанные с этим издержки. Вследствие этого существование широкого круга ресурсов с размытыми или неустойчивыми правами на них - вполне нормальное явление, всегда присутствующее во всех экономиках, хотя состав этого круга непрерывно меняется17.
Согласно
теории прав собственности содержание
и распределение прав собственности влияют
на аллокацию ресурсов, объем и условия
обмена, распределение и уровень дохода,
процессы ценообразования. Формальным
доказательством этого положения служит
так называемая теорема Коуза.
2.2.2. Теорема Коуза.
Роберт Коуз (нобелевский лауреат, 1991 г.), в отличие от Пигу, считает, что государство не способно эффективно решить проблему "внешних эффектов". Теорема Коуза гласит, что при нулевых трансакционных издержках и четком установлении прав собственности, независимо от того, как эти права распределены между экономическими субъектами, частные и социальные издержки будут равны. Эту же мысль Дж. Стиглер выразил следующим образом: «. . . в условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки равны»18.
Другими словами, эффективное размещение ресурсов будет достигаться независимо от распределения прав собственности на эти ресурсы; достаточно только, чтобы издержки на установление и защиту прав собственности, ведение переговоров и достижение соглашения по перераспределению этих прав были бы незначительны. В результате таких переговоров все неучтенные ранее в экономических расчетах ресурсы получают денежную оценку, и их собственником становится тот экономический субъект, которому это наиболее выгодно.
В
частном секторе экономики
Решению проблемы могут способствовать, например, слияния, то есть объединения производителей и получателей внешних эффектов в одно целое, - например, фирму, общество потребителей и т.д. Тем самым бывшие внешние эффекты автоматически становятся внутренними, и происходит необходимая корректировка объемов и технологий производства соответствующих благ.
Представим, что химический и пивоваренный заводы из приведенного выше примера объединяются в одно предприятие. При этом внешний эффект, который раньше создавал химзавод, исчезает, так как теперь одна фирма вынуждена иметь дело с обоими производствами и ни на кого извне она влияния не оказывает. Теперь затраты в виде уменьшения выпуска пива она воспринимает как свои собственные и будет стремиться их минимизировать.
Хотя
в некоторых случаях
Индивидуальное соглашение строится по следующему принципу. Согласно теореме Коуза, положительные и отрицательные побочные результаты не требуют государственного вмешательства в тех ситуациях, когда:
1)
четко определены права
2)
вовлечено небольшое число
3) стоимость сделки слишком мала.
В таких обстоятельствах роль государства должна сводится к поощрению соглашения между заинтересованными лицами или группами. Поскольку на карту поставлены экономические интересы сторон, то соглашение между ними дает им возможность найти приемлемое решение проблемы побочных результатов путем переговоров. Право собственности устанавливает цену побочного результата, создавая вмененные издержки для обеих сторон. Поэтому у них возникает насущная необходимость найти пути для решения проблемы побочных результатов.
Распространенный пример. Предположим, что владелец большого участка леса собирается заключить контракт с лесозаготовительной компанией на полную очистку тысячи акров земли от старых хвойных деревьев. Сложность состоит в том, что в лесу есть озеро, на берегу которого находится известный всей стране курорт. Курорт расположен на земле, принадлежащей его владельцу. Должно ли правительство или муниципалитет каким-то образом вмешаться в эту ситуацию?
По мнению Коуза, владельцы леса и курорта могут решить эту проблему без вмешательства правительства. Если одна из сторон имеет право на то, что является предметом спора, то у обеих сторон есть стимул договориться о приемлемом для них решении. В нашем примере владелец лесного участка обладает правом собственности на землю, которая должна быть расчищена от леса. Поэтому у владельца курорта есть стимул для достижения соглашения с владельцем леса, чтобы уменьшить последствия вырубки. Ясно, что из-за вырубки очень большого участка леса, окружающего курорт, наплыв туристов сократится, а, следовательно, уменьшатся и доходы владельца курорта.
Информация о работе Внешние эффекты: содержание, формы, результаты