Внешнеторговая политика страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 02:25, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе я постараюсь затронуть проблемы мировой торговли, способы регулирования внешней торговли государства, а также средства оптимизации внешнеэкономической деятельности стран, в том числе России.

Содержание

Введение _________________________ стр. 3-4


Основная часть ___________________ стр. 5-26


Сущность и виды внешнеторговой политики, и инструменты государственного регулирования внешней торговли _________________ стр. 5-7
Таможенно - тарифное регулирование внешней торговли _________________________ стр. 8-11
Тариф на импорт и последствия его
введения _________________________ стр. 12-13

Фактический уровень таможенной
защиты __________________________ стр. 14-15

Экспортный тариф ________________ стр. 16-17
Нетарифные методы регулирования внешней торговли _________________________ стр. 18-22
Внешнеторговая политика
России ___________________________ стр. 23-26



Заключение ______________________ стр. 27-29


Список использованной
литературы _______________________ стр. 30


5. Приложения ______________________с

Работа содержит 1 файл

ОРИГИНАЛ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.doc

— 245.50 Кб (Скачать)

Внешнеторговая  политика России. 

          Внешнеторговая политика России, в настоящее время, представляет собой регулирование государством экспортных и импортных операций, и является, судя по всему, политикой либерализации. В течение долгого времени она проводилась под влиянием Международного Валютного Фонда, который связывал выдачу каждого транша - кредита с принятием соответствующей либерализационной меры. Основной регламент, регулирующий внешнеторговую политику России - Федеральный закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности

от 8 декабря 2003 г. Основная суть этого закона заключается в обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности как российских, так и иностранных предпринимателей, защиты экономических интересов России.

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой политики России являются:

       - защита государством прав и законных интересов участников

        внешнеторговой деятельности, а также прав и законных

         интересов российских производителей и потребителей

         товаров и услуг.

     - равенство и не дискриминация участников внешнеторговой

       деятельности.

    - единство таможенной территории Российской Федерации.

    - взаимность в отношении другого государства

        (предоставление одним государством другому определенного

        режима международной торговли).

      - выбор мер государственного регулирования.

      - исключение неоправданного участия государства во

        внешней торговле.

          Российская Федерация может участвовать в зонах свободной торговли и таможенных союзах, принимая международные правила, а также разрешает использование защитных мер в отношении отечественных производителей, т.е. протекционизм.

Таможенный кодекс Российской Федерации устанавливает основные понятия внешней торговли и  используемых ею таможенных режимов. Однако следует отметить, что ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношение которых они применяются, а также нетарифные меры внешнеэкономического регулирования устанавливаются правительством Российской Федерации. Таможенные пошлины являются традиционным инструментом регулирования внешней торговли. Проводя долгосрочную экономическую политику их необходимо рассматривать, как инструмент воздействия на торговые потоки.

          Валютное регулирование занимает особое место во внешнеторговой политике Российской Федерации. Главной целью является контроль за движением валюты в процессе осуществления экспортно-импортных операций. Валютную политику в России осуществляют Министерство Финансов и Центральный банк РФ. Наиболее распространенным методом валютного регулирования внешней торговли является обязательная продажа валютной выручки от экспорта за национальную валюту. Среди других методов валютной политики следует назвать различные виды валютных ограничений, являющиеся административными методами регулирования. В российской практике применяются такие виды ограничений, как государственный контроль за валютными операциями, валютные ограничения для импортеров, ограничения на ввоз и вывоз капитала, ограничения на обмен валюты.

          К важнейшим целям внешнеторговой политики России следует отнести:

        - целенаправленное содействие в изменении структурной

         составляющей экономики страны;

        - изменение характера присутствия России в мировой

          экономике, как по линии товарной специализации, так и в

         отношении договорно-правовых и политических условий;

        - обеспечение экономической безопасности Российской

           Федерации.

           Россия, двигаясь по пути развития экономики, решает ряд наиболее важных задач во внешнеторговой политике. Продолжение курса на либерализацию внешней торговли и интеграцию российской экономики в мировое хозяйство, поддержка отечественных производителей посредством регулирования иностранной конкуренции на внутреннем рынке, содействие размещению иностранных заказов на отечественных предприятиях, укрепление государственного контроля за внешнеторговыми и валютными операциями, защита интересов отечественных экспортеров на внешних рынках – далеко неполный список вопросов рассматриваемых Правительством Российской Федерации, для дальнейшего развития экономики государства.

Также для решения этих задач намечены следующие меры: последовательное сокращение круга квотируемых и лицензируемых товаров, переход к распределению сохраняющихся квот через тендеры, а также пересмотр льгот во внешнеторговой деятельности и введение более жесткой системы предоставления таких льгот. Следует отметить, что немаловажными факторами в решении поставленных задач, являются также: завершение разработки программы стимулирования промышленного экспорта РФ; создание международно-признанной системы сертификации и контроля качества экспортируемой продукции; достижение соглашений о благоприятном торговом режиме со странами – торговыми партнерами РФ, в целях устранения дискриминации российских экспортеров; присоединения РФ к международным торговым организациям. Россия должна сократить роль торгового импортера, последовательно снизить закупки зерна и других видов продовольствия, спрос на которые может быть покрыт отечественными производителями, а также ограничить и в последующем полностью ликвидировать субсидирования импорта.

Кроме того, следует  обратить внимание на совершенствование системы тарифного регулирования внешнеторговой деятельности, с целью превращения экспортных и импортных тарифов в действенный инструмент структурной политики, призванный обеспечить оптимальный уровень иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Следует также: нейтрализовать преимущества зарубежных фирм, и сделать присутствие иностранных товаров в России важным фактором борьбы с отечественным монополизмом;

усилить контроль за экспортом стратегически важных товаров, включая соблюдение экспортерами установленных правил и процедур; создать надежную систему валютного контроля; сформировать экономические и иные условия для прекращения утечки капитала за рубеж. Кроме перечисленных, важным аспектом в развитии экономики России, является: привлечение, на взаимовыгодных условиях, иностранных инвестиций; активизирование работы по поддержанию жизненно важных для РФ традиционных товаропотоков; укрепление экономической безопасности; а также последовательное устранение  

существующих  во взаимной торговли тарифных и нетарифных

ограничений. В связи с этим предполагается полностью   прекратить квотирование и лицензирование экспортных поставок, снизить экспортные пошлины на энергетические товары и ликвидировать централизованный экспорт, отменить льготы по освобождению предприятий, отраслей и регионов от продажи своей экспортной выручки, отказаться от практики установления дотационных коэффициентов для централизованного импорта.

          Органами государственного управления РФ осуществляется ряд мероприятий по стимулированию  внешнеторговой политики:

1. Формирование программы развития внешнеторговой политики.

   Речь идет о том, чтобы в целях стимулирования роста

    национальной экономики Правительство РФ  способствовало бы

    развитию внешней торговли, в том числе через осуществление

    федеральных и региональных программ развития

    внешнеторговой деятельности.

2. Информационное  обеспечение внешнеторговой политики.

   В целях повышения эффективности внешнеторговой политики,

    на территории РФ действует система внешнеторговой

     информации.

          Кроме этого, государство в целях стимулирования экспорта может участвовать в системе страхования экспортных кредитов.

          Регулирование внешнеторговой политики государством означает не только поддержку и стимулирование, но и контроль за соблюдением национальных интересов, а значит обеспечение экономической безопасности страны. В этих целях в числе других мер следует отметить необходимость усиления контроля выполнения российскими экспортерами правил международной торговли.

          Государственное регулирование внешнеторговой политики в России, в первую очередь, направлено на обеспечение национальной экономической безопасности, под которой понимается защищенность экономики от внутренних и внешних неблагоприятных факторов. Данные факторы могут нарушить нормальное функционирование процесса внутреннего воспроизводства, а значит, и снизить жизненный уровень, порождая неблагоприятные социальные последствия. 
 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

          В заключение стоит отметить, что роль и место внешнеторговой политики, имеют значительное влияние на экономическую составляющую государств, а следовательно и на общий уровень жизни людей, живущих в этих странах. Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа. Нельзя также переоценить важность экономических связей между странами, которые ставят себе целью прогрессивное развитие внешнеторговой политики государства в частности и мировой торговли в целом. Напрашивается вывод, что внешнеэкономические связи государств должны измениться, тем более что возможности для дальнейшего экстенсивного роста экспорта, например у нас, в России, уже практически исчерпаны.  Они должны во все возрастающей степени влиять на развитие рыночных связей внутри страны. В этом контексте развитие промышленного экспорта, прежде всего наукоемкой продукции, должно помочь раздвинуть рамки внутреннего спроса, сделать экономический рост не инфляционным, дать импульс инвестициям и производству во многих секторах национальной экономики. Соответственно приоритетное значение приобретает решение задачи создания внутренних и внешних условий для эффективной интеграции стран в мировое хозяйство, реализации их конкурентных преимуществ.

          Прошло время для опережающих темпов либерализации внешнеэкономических связей. На первый план выходят такие направления, как обеспечение необходимого уровня защиты внутреннего производства, содействие развитию экспорта наукоемкой продукции и услуг, защита интересов участников внешнеэкономических связей на мировом рынке.

          Говоря о таможенно - тарифном регулировании внешней торговли, хочется отметить, что как средство регулирования экспорта, таможенная пошлина, имеет по сравнению с квотой существенные недостатки. Прежде она делает менее выгодным весь экспорт. В результате вывоз данного товара может упасть ниже оптимального уровня. Поэтому экспортный тариф может являться для государства временной мерой. В то же время импортный тариф, важная составная часть механизма регулирования внешней торговли, должен отличаться высокой степенью дифференциации. Ввоз ряда товаров, необходимых стране и не производимых в ней, в достаточных количествах, как правило, не должно облагаться пошлинами. Но весьма важно также упорядочить ввоз необлагаемых никакими налогами товаров, поставляемых в рамках так называемой неорганизованной торговли. Наряду с этим, необходимыми мерами оптимизации внешней торговли государств, остается механизм применения традиционных мер антидемпинговых и компенсационных пошлин, а также возможность применения ряда защитных мер на период структурных преобразований в экономике и политике страны.

Такими мерами могут выступать кардинальные решения, предусматривающие введения целого ряда административных ограничений, направленных на защиту внутренних производителей.

          Что касается  России, особое значение  приобретают присоединение ее  к Всемирной Торговой Организации,  на выгодных для себя условиях; активизация торгово-политической  работы, направленной на обеспечение  рынков сбыта для российской наукоемкой продукции и услуг, в том числе и нетрадиционных рынков. Необходимо также предусмотреть определенное ужесточение системы государственного регулирования внешнеэкономических связей, не входя при этом в противоречие с принятой в мире практикой и с общим курсом на либерализацию. Специфика нового этапа реформ, в части внешнеэкономических связей, нашла отражение в среднесрочной программе правительства, которая в этой сфере исходит прежде всего из необходимости решения триединой задачи: развития экспорта и совершенствования его структуры; защиты внутреннего рынка и отечественных производителей, главным образом с помощью экономических методов; продолжения курса на интеграцию российской экономики в мировое хозяйство и обеспечения для этого благоприятных внешних условий.

Среди основных мер, предусмотренных в области внешнеэкономических связей, необходимо выделить принятые Федеральные программы развития экспорта, а также системы кредитования и страхования экспорта. Кроме этого стоит отметить разработку процедуры введения защитных мер, отвечающих правилам и нормам Всемирной Торговой Организации , снижение экспортных контрактов и валютного контроля и введения на этой базе единой государственной системы внешнеторгового и валютного контроля и учета.

Информация о работе Внешнеторговая политика страны