Внешнеторговая политика страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 02:25, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе я постараюсь затронуть проблемы мировой торговли, способы регулирования внешней торговли государства, а также средства оптимизации внешнеэкономической деятельности стран, в том числе России.

Содержание

Введение _________________________ стр. 3-4


Основная часть ___________________ стр. 5-26


Сущность и виды внешнеторговой политики, и инструменты государственного регулирования внешней торговли _________________ стр. 5-7
Таможенно - тарифное регулирование внешней торговли _________________________ стр. 8-11
Тариф на импорт и последствия его
введения _________________________ стр. 12-13

Фактический уровень таможенной
защиты __________________________ стр. 14-15

Экспортный тариф ________________ стр. 16-17
Нетарифные методы регулирования внешней торговли _________________________ стр. 18-22
Внешнеторговая политика
России ___________________________ стр. 23-26



Заключение ______________________ стр. 27-29


Список использованной
литературы _______________________ стр. 30


5. Приложения ______________________с

Работа содержит 1 файл

ОРИГИНАЛ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.doc

— 245.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                                  

НИЖЕГОРОДСКИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

                                                                

                                                             

Кафедра «Экономическая теория»

                                                                

                                                                               
 
 

                                                                     

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине

«Экономическая  теория»

на  тему: Внешнеторговая политика страны. 
 
 
 
 

Выполнил: студент

1-ЭФз  группы

Экономического  факультета

Тайрякбярова  А.А.

Научный руководитель:

Орлова  Л.Г. 

                                                               

                                                                 
 

Н.Новгород

2008  

Содержание: 
 

    1.     Введение _________________________ стр. 3-4
 
    1.     Основная часть ___________________ стр. 5-26
 
    1. Сущность  и виды внешнеторговой политики, и                                                              инструменты государственного регулирования               внешней торговли _________________ стр. 5-7
    2. Таможенно - тарифное регулирование внешней торговли _________________________ стр. 8-11
    3. Тариф на импорт и последствия его

      введения _________________________ стр. 12-13

    1. Фактический уровень таможенной

      защиты __________________________ стр. 14-15

    1. Экспортный тариф ________________ стр. 16-17
    2. Нетарифные методы регулирования внешней торговли _________________________ стр. 18-22
    3. Внешнеторговая политика

      России ___________________________ стр. 23-26 

 
  1. Заключение ______________________ стр. 27-29
 
 
  1. Список  использованной

               литературы _______________________ стр. 30 

        5.     Приложения ______________________стр. 31-35 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ. 

         Внешнеторговая политика любого государства является важнейшей составляющей экономики данного государства в целом. Внешняя торговля - это основная артерия, по которой в государство вливаются денежные и товарные потоки. Нельзя преувеличить значимость внешнеторговой деятельности государства и невозможно недооценить важность его внешней политики и экономики. Внешнеторговая политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулированием внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт  и экспорт.[1,C.594].

          Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила неэффективно или не производила вовсе. В ходе развития внешнеэкономические связи переросли во внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений - мировое хозяйство. Происходящие в мировом хозяйстве процессы весьма актуальны, т.к. затрагивают интересы всех государств мира.

          Основная задача государства в области международной торговли - помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.

           Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как, непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы и т. д.), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и т. д.).           

          В условиях развития международных экономических отношений все большую значимость приобретает оптимальная внешнеторговая политика каждой страны. По-прежнему внешняя торговля  остается  определяющей формой международных связей, и от того насколько эффективна внешнеторговая политика государства, во многом зависит его место в современной мировой экономике.

           В данной курсовой работе я постараюсь затронуть проблемы мировой торговли, способы регулирования внешней торговли государства, а также средства оптимизации внешнеэкономической деятельности стран, в том числе России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 

        Сущность и виды внешнеторговой политики

и инструменты государственного регулирования                внешней торговли. 

          Определим термин «внешнеторговая политика»:

внешнеторговая политика – это целенаправленное воздействие государства на внешнеторговые отношения с другими странами. Современная внешнеторговая политика - это взаимодействие двух тенденций: протекционизма и либерализации. Протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а зачастую и на захват внешних рынков [1,С.595].

        Политика протекционизма, так же как и политика либерализации, в чистом виде не проводится. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:

    - селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или товаров;

    - отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство;

    - коллективный протекционизм - проводится объединениями государств в отношении стран, в них не входящих;

    - скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики.

           На практике протекционизм развивается  и применяется с периода возникновения международных торговых отношений.

В 20 в. особенно сильное влияние протекционизма наблюдалось в период между двумя  мировыми войнами. Сохранится такая практика, надо полагать, и в 21 в., как специфическая мера защиты экономических субъектов национальной экономики. Внешним проявлением протекционизма является положительное сальдо торгового баланса, т.е. превышение экспорта над импортом, что и служит основой для сохранения протекционистских тенденций.

          Положительными сторонами протекционизма следует выделить: облегчение развития молодых отраслей производства, которые лучше развиты в других странах, сокращение безработицы, а также то, что протекционизм является необходимым условием индустриализации в развивающихся странах. Но наряду с положительными, существуют и отрицательные стороны, связанные со стремлением страны ограничить импорт только объемами экспорта, а в этом случае внешнеторговое сальдо стремиться к нулю и защищена не вся экономика, а отдельные отрасли. В длительном периоде политика протекционизма приводит к формированию неэффективной отраслевой структуры национальной экономики.

          Политика либерализации связана со снижением таможенных и других барьеров, препятствующих развитию внешнеторговых связей [1,С.595]. Кроме того, политика либерализации характеризуется отказом или воздержанием государства от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, но при этом государство заключает договора с другими странами, с целью создания благоприятных условий за рубежом для национальной экономики. Данный вид внешнеторговой политики дает максимальную свободу, для действия рыночных сил, в стремлении получить максимальные выгоды из международного разделения труда и международного товарного обмена. Следует также отметить, что страны становятся более взаимосвязаны и политически развиты, и это дает преимущество более сильным, в экономическом плане странам, или более сильным отраслям данных государств. Кроме того, существуют другие положительные воздействия политики либерализации, которые состоят в том, что она стимулирует процессы конкуренции на мировом рынке; позволяет осуществлять международную торговлю в соответствии с законом сравнительных конкурентных преимуществ; создает возможности для использования международной специализации, которая является основой роста прибылей производителей и потребителей; содействует расширению границ рынка; создает основы для массового производства и получения положительного эффекта от него. 
 

          Государства, проводя протекционистскую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. К инструментам внешнеторговой политики относятся:

    1) тарифные ограничения (таможенные тарифы,

           таможенные    пошлины и тарифные квоты, которыми

           облагаются товары при экспорте, импорте и транзите)

    2) нетарифные ограничения (государственная монополия, как

        исключительное право государства на осуществление

        определенных видов внешнеэкономической деятельности,

        национальные налоговые системы, национальные

       стандарты и т.п.).

         Также к инструментам государственного  регулирования внешнеторговой деятельности относятся:

         - административные (ограничения экспорта и импорта,

        лицензирование - квоты на экспорт и импорт,

        добровольное ограничение экспорта и импорта);

    - экономические (таможенные пошлины, сборы, акцизы, 

      внутреннее налогообложение, уравнительное пограничное

      налогообложение);

    - технические барьеры в торговле (стандарты и технические

      нормы, методы определения соответствия стандартам,

      нормы и правила безопасности, системы сертификации,

      санитарно-ветеринарные нормы, нормы здравоохранения);

    - меры, содействующие национальным экспортерам и

      производителям товаров для экспорта (различные

       субсидии);

    - валютно-финансовые инструменты (маневрирование

       учетной ставкой, направленное воздействие на

       повышение и понижение курса валюты, использование

      кредитных механизмов);

    - торгово-договорные и другие средства, обеспечивающие

       правовые условия для развития внешней торговли,

       двусторонние и многосторонние соглашения. 
     
     
     

Информация о работе Внешнеторговая политика страны