Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 02:25, курсовая работа
В данной курсовой работе я постараюсь затронуть проблемы мировой торговли, способы регулирования внешней торговли государства, а также средства оптимизации внешнеэкономической деятельности стран, в том числе России.
Введение _________________________ стр. 3-4
Основная часть ___________________ стр. 5-26
Сущность и виды внешнеторговой политики, и инструменты государственного регулирования внешней торговли _________________ стр. 5-7
Таможенно - тарифное регулирование внешней торговли _________________________ стр. 8-11
Тариф на импорт и последствия его
введения _________________________ стр. 12-13
Фактический уровень таможенной
защиты __________________________ стр. 14-15
Экспортный тариф ________________ стр. 16-17
Нетарифные методы регулирования внешней торговли _________________________ стр. 18-22
Внешнеторговая политика
России ___________________________ стр. 23-26
Заключение ______________________ стр. 27-29
Список использованной
литературы _______________________ стр. 30
5. Приложения ______________________с
Где:
q - фактический уровень таможенной защиты;
Т – номинальный уровень таможенной пошлины на импорт конечного продукта;
a – доля стоимости импортированного сырья в цене конечного продукта в условиях отсутствия таможенного тарифа;
t – номинальный тариф на импортное сырье.
В таблице №1 (см. приложение 2) приведены номинальные ставки пошлины и фактические уровни защиты для ряда товаров, требующих дальнейшей технологической обработки (Евросоюз, США, Япония).
Рассмотрев
формулу можно определить, что
уровень таможенной защиты повышается
не только по мере увеличения разницы
в величинах пошлин на конечную продукцию
и на сырье, но и по мере понижения степени
обработки, то есть уменьшения добавленной
стоимости.
Экспортный
тариф.
Рассматривая значение экспортного тарифа можно сказать, что он используется в тех случаях, когда ценовые диспропорции между национальной и мировой экономикой угрожают привести к тому, что из страны будет вывезен дефицитный товар и его не останется для внутреннего потребления.
Введение таможенного тарифа на экспорт может быть целесообразным в том случае, когда цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового, путем выплаты соответствующих субсидий производителям. В этом случае ограничение экспорта рассматривается государством как необходимая мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке и предотвращения избыточного экспорта субсидируемого продукта. Государство может быть заинтересовано в установлении экспортного тарифа и с точки зрения увеличения доходной части бюджета. Экспортные тарифы используют в основном развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Промышленные развитые страны используют их редко, а в США, например, налогообложение экспорта запрещено конституцией. На графике №3 (см. приложение 3) показаны последствия такой политики.
Синонимом процветания
Экспорт действует как составляющая совокупных расходов, наряду с потреблением, инвестициями, государственными расходами, т.е. он увеличивает совокупный спрос. Большему объему совокупных расходов соответствует более высокий уровень равновесного объема производства. Следовательно, рост экспорта может увеличивать национальный доход. К тому же эффекту приводят и иностранные инвестиции.
И наконец, следует отметить, что путь
всемирного поощрения экспорта может
способствовать подъему экономики и повышению
благосостояния населения при условии,
что средства, получаемые от экспорта,
идут не на поддержание отсталых производств,
а на структурные изменения экономики
с учетом долгосрочных структурных сдвигов
в мировом хозяйстве с тем, чтобы страна
могла занять более достойное место в
системе международного разделения труда
и использовать его преимущества с большей
выгодой для себя. Однако при этом не стоит
забывать, что экспорт одной страны - это
импорт другой. Следовательно, ориентация
всех стран на экспортную экспансию, т.е.
в известной степени на стимулирование
собственного производства за счет других
стран, вряд ли осуществимо.
Нетарифные
методы регулирования
внешней торговли.
Под нетарифными методами
Применение нетарифных методов государственного регулирования международной торговли обусловлено тем, что на национальной территории, государство может устанавливать специальный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, а так же создавать благоприятные предпосылки для эффективного развития экспортных производств и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных производителей и потребителей. Наиболее эффективно, систему нетарифного регулирования применяют в рамках внешнеторговой политики развитые страны.
Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин:
- во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами. В этой связи объем, и методика их применения полностью регулируется национальными государственными органами и определяется рамками хозяйственного и технического законодательства страны;
- во-вторых, нетарифные методы более удобны в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике;
- в-третьих, нетарифные методы позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока;
- в-четвертых, нетарифные методы не являются дополнительным налоговым бременем для населения.
Следует отметить, что до настоящего времени не выработано единой классификации нетарифных методов регулирования. Однако наибольшее распространение получила классификация, разработанная Секретариатом Всемирной Торговой Организации,
в соответствии с которой нетарифные ограничения подразделяются на пять основных групп:
- количественные ограничения импорта и экспорта (квоты);
- таможенные и административные импортно-экспортные
формальности;
- стандарты и требования к качеству товаров;
- ограничения, заложенные в механизме платежей;
- участие государства во внешнеторговых операциях.
Наиболее распространенной формой нетарифного ограничения является квота, или контингент. Квотирование представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотируется импорт товаров, и квота исполняет роль, подобную протекционистской пошлины, т.е. способствует снижению конкуренции на внутреннем рынке. В мировой практике используются индивидуальные, тарифные, глобальные и другие виды квот.
Индивидуальные квоты предполагают распределение общего количества разрешенных к импорту товаров по странам-поставщикам. Различают пропорциональную квоту, которая определяется по доле каждой страны в импорте за базовый период и двустороннюю квоту, предоставляемую в обмен на встречные торговые уступки или политические обязательства другой страны.
Тарифные квоты предусматривают поставку определенного количества товаров в обычном таможенном режиме, а для поставки сверх этого количества устанавливается более жесткий тариф.
Глобальные квоты устанавливают размер общего количества импорта товара на определенный период без распределения его между странами-поставщиками, что позволяет избирательно подходить к выбору страны-поставщика.
На графике №4 (см. приложение 4) показана ситуация, возникающая в связи с введением квоты.
К нетарифным барьерам можно отнести также государственную монополию, как исключительное право государства на осуществление определенных видов внешнеэкономической деятельности, национальные налоговые системы, национальные стандарты и т.п.
Государственное воздействие распространяется и на регулирование ввоза и вывоза капитала. Государство, с одной стороны, должно обеспечить благоприятный инвестиционный климат с гарантией от национализации иностранной собственности, с другой - защитить собственные интересы, например, через установление максимальной доли иностранного капитала в совместных предприятиях, перечни отраслей, доступных для иностранных инвесторов, участие национальных кадров в управлении, доступность информации и т.д.
Как правило, квотирование
Существует также практика автоматического лицензирования, когда для ввоза или вывоза определенных товаров требуется получить лицензию, что позволяет государству осуществить наблюдение за торговлей этими товарами и в случае необходимости быстро вводить ограничительные меры. В настоящее время положения Всемирной Торговой Организации разрешает вводить полные ограничения импорта в случае резкого неравновесного баланса.
Широкое распространение получила особая форма количественного ограничения импорта - добровольные экспортные ограничения, когда страна-импортер устанавливает квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. Конечно, на деле такие экспортные ограничения являются не добровольными, а скорее вынужденными. Они вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить более жесткие протекционистские меры.
В особую группу мер, которые использует государство, регулируя отношение страны с мировым хозяйством, относится так называемый активный протекционизм, или различные формы стимулирования экспорта. Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей являются экспортные субсидии, т.е. льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. Экспортные субсидии могут быть прямыми (выплата дотации производителю при его выходе на внешний рынок) и косвенными (путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т.п.). Среди них можно отметить: льготное государственное кредитование экспорта (уменьшение ставок и удлинение сроков кредита), государственное страхование экспортных кредитов, прямое субсидирование экспорта и различные налоговые льготы для экспортеров. Используют также различные формы информационного и организационного содействия экспорту продукции национальных предприятий, обеспечение торгово-экономической информацией, развитие транспортной и информационной инфраструктуры, организации ярмарок и выставок и т.п.
Распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке является демпинг, когда экспортер продает свой товар на зарубежном рынке по цене, ниже нормальной. Обычно речь идет о продаже по цене ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера. Во-первых, демпинг может являться следствием государственной внешней политики, когда экспортер получает субсидию. Во-вторых, демпинг может стать результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах, когда фирма-экспортер, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке при неэластичном спросе, максимизирует доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цены и расширения объема продаж. Такого рода дискриминация в ценах возможна, если рынок сегментирован, т.е. затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынка путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.
В соответствии с правилами Всемирной Торговой Организации в целях защиты от демпинга государство-импортер может вводить антидемпинговые пошлины, чему должно предшествовать специальное расследование с целью установления самого факта демпинга и ущерба от него.
Еще одной формой нетарифного регулирования внешнеторговой политики, связанной с монополизацией рынка, являются международные картели - монополистические объединения экспортеров, которые путем обеспечения контроля за объемами производства, ограничивают конкуренцию между продавцами, с целью установления выгодных цен. Такого рода картели создавались неоднократно на рынках сырьевых и сельскохозяйственных товаров, характеризующихся низкой эластичностью спроса по цене и ограниченным числом продавцов.
Крайней формой государственного ограничения внешней торговли являются экономические санкции, например, торговое эмбарго - запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны, товаров. Страна вводит эмбарго на торговлю с другой страной, как правило, по политическим мотивам. Экономические санкции по отношению к какой-либо стране могут также носить коллективный характер, например, когда они вводятся по решению Организации Объединенных Наций.
На практике используется гораздо больше
форм и методов государственного регулирования
внешней торговли. В частности, за последнее
время широкое распространение получили
так называемые технические барьеры, представляющие
собой административное регулирование,
при котором происходит дискриминация
импортных товаров в пользу отечественных
при помощи специфических стандартов
качества, норм безопасности, санитарных
ограничений и т.д.