Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 02:25, курсовая работа
В данной курсовой работе я постараюсь затронуть проблемы мировой торговли, способы регулирования внешней торговли государства, а также средства оптимизации внешнеэкономической деятельности стран, в том числе России.
Введение _________________________ стр. 3-4
Основная часть ___________________ стр. 5-26
Сущность и виды внешнеторговой политики, и инструменты государственного регулирования внешней торговли _________________ стр. 5-7
Таможенно - тарифное регулирование внешней торговли _________________________ стр. 8-11
Тариф на импорт и последствия его
введения _________________________ стр. 12-13
Фактический уровень таможенной
защиты __________________________ стр. 14-15
Экспортный тариф ________________ стр. 16-17
Нетарифные методы регулирования внешней торговли _________________________ стр. 18-22
Внешнеторговая политика
России ___________________________ стр. 23-26
Заключение ______________________ стр. 27-29
Список использованной
литературы _______________________ стр. 30
5. Приложения ______________________с
Таможенно - тарифное регулирование внешней
торговли.
Рассмотрим понятие таможенного тарифа и его виды. Таможенный тариф представляет собой систематизированный перечень товаров, подлежащих таможенному обложению при ввозе их на таможенную территорию данной страны, или при вывозе из неё. При этом систематизация перечня товаров осуществляется по определённым признакам и против каждого из товаров указывается одна или несколько ставок таможенных пошлин.
Основными целями применения таможенного тарифа являются:
- рационализация товарной структуры ввоза товаров в страну;
- поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза
товаров, валютных доходов и расходов на территории
государства;
- защита национальных производителей от нежелательной
иностранной конкуренции;
- создание условий для прогрессивных изменений в структуре
производства и потребления товаров;
- пополнение доходов государства;
- обеспечение условий для облегчения доступа национальным
экспортерам на рынки других стран.
Различают два типа таможенных тарифов: простой и сложный.
Простой тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависимости от страны происхождения товара. Данный тариф не предусматривает достаточной маневренности в таможенной политике, и поэтому он не соответствует современным условиям конкурентной борьбы на мировом рынке.
Сложный тариф предполагает определение по каждому товару двух и более ставок таможенных пошлин. В рамках сложного тарифа выделяются: автономные, конвенциональные и преференциальные ставки.
Таможенные тарифы классифицируются по различным признакам: характеру происхождения, направлениям, количеству ставок для одного товара, методу исчисления, времени действия.
Основными видами таможенных пошлин являются конвенциональные и автономные.
Конвенциональные пошлины применяются к вещам, происходящим из стран и их союзов, пользующихся в данном государстве режимом наибольшего благоприятствования в торговле. Их размеры устанавливаются в соответствии с международными договорами и являются минимальными.
Автономные таможенные пошлины, напротив, применяются к вещам, которые происходят из стран и их союзов, не пользующихся в стране режимом наибольшего благоприятствования. Они являются одним из основных инструментов защиты национальной экономики от неблагоприятного воздействия внешних экономических факторов и по размеру являются максимальными.
Существуют также специальные пошлины, носящие автономный характер, они отличаются повышенными размерами ставок и применяются в качестве защитной меры для производителей от иностранных конкурирующих товаров, либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны других стран.
Преференциальные таможенные пошлины характеризуются пониженным размером ставок и применяются в отношении вещей, происходящих из государств, у которых заключены договора о взаимном снижении размеров таможенных пошлин на определенные товары. Эти государства образуют таможенный союз или зону свободной приграничной торговли, происходящих из развивающихся государств, впоследствии пользующихся всеобщей системой преференций в соответствии с нормами международной торговли.
Кроме перечисленных ставок, размер которых устанавливается заранее, таможенные тарифы предусматривают возможность введения дополнительных пошлин. К дополнительным пошлинам относятся: антидемпинговые, компенсационные и картельные.
Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость, если такой импорт наносит экономический ущерб национальным товаропроизводителям.
Компенсационные пошлины применяются в отношении тех импортных товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если данный импорт наносит ущерб национальным производителям аналогичной продукции.
Картельные пошлины применяются против товаров, происходящих из стран, осуществляющих в отношении данного государства дискриминацию, недружественные акты и т.д.
Величина ставок дополнительных пошлин обычно в несколько раз превышает уровень максимальных ставок и, кроме того, могут быть предусмотрены дополнительные формы юридической ответственности импортеров (штрафы и т. п.).
Сложный таможенный тариф наиболее часто используется во внешнеторговой политике государств, так как позволяет оказывать давление на одни страны, облагая их товары более высокими пошлинами, или предоставлять льготы другим государствам, развивая более тесное экономическое сотрудничество. Общее число товарной продукции в тарифах развитых стран составляет около трёх тысяч. Причём каждая товарная позиция обычно содержит более мелкие позиции, позволяя, таким образом, увеличивать число товаров, облагаемых таможенными пошлинами.
Группировка товаров в таможенных тарифах представляет собой важный элемент внешнеторговой политики. Выделяя определённые товары в отдельные позиции, государство может более эффективно тормозить их импорт или, напротив, создавать льготы для товаров отдельных стран. При этом, чем более дробной является структура тарифа, тем эффективнее он может быть использован в протекционистских целях.
Существует также политика применения тарифных квот, которая осуществляется посредством использования переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объёма импорта товаров: при импорте в пределах определённых количеств он облагается по базовой, внутриквотной ставке тарифа;
при превышении определённого объёма, импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа.
Такая политика позволяет стране проводить гибкое регулирование притока импортных товаров. Причем тарифная квота обычно по своей эффективности сравнима с количественным ограничением.
Учитывая, что в зависимости от страны происхождения,
товары могут
облагаться автономной, конвенционной
или преференциальной пошлиной, то в рамках
внешнеторговой политики крайне важной
проблемой становится определение страны
происхождения товаров. Общее правило
для определения страны происхождения
товара гласит, что страной происхождения
считается та страна, где товар был произведен
или существенно переработан.
Тариф
на импорт и последствия
его введения.
Наиболее распространенным видом государственного регулирования внешней торговли является таможенная пошлина на импорт, представляющая собой государственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны, под контролем таможенного ведомства. При введении тарифа на импорт цена импортного товара поднимается выше мировой цены.
Существуют два основных вида таможенных пошлин: специфические и адвалорные. Специфические пошлины определяются в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объёма и т.д.) Адвалорные пошлины устанавливаются в виде процента от таможенной стоимости товара.
Тариф на импорт представляет собой перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами, которые применяются данной страной к ввозимым товарам, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности государства. Следует отметить, что на величину импортной пошлины возрастают также и издержки производителя, а следовательно и цена, по которой импортер будет продавать свой товар.
Очевидно, что увеличение импортных пошлин негативно отражается в первую очередь на потребителях. Производители при введении импортных пошлин могут продавать свой товар по более высокой цене и увеличивать объем продаж. Потребители сократят покупаемое количество более дешевого импортного товара и будут вынуждены увеличить потребление более дорогого местного. Данная ситуация приводит к менее эффективному использованию ресурсов, поскольку возможность продавать товар по более высокой цене позволяет и производить его с более высокими издержками, т.е. происходит перетягивание ресурсов в менее эффективные отрасли.
Интерес производителей в защитных пошлинах организационно значительно легче отстоять, чем интерес потребителей. Кроме того, в качестве выигравшей стороны от тарифов выступает государство. Иначе говоря, увеличение расходов потребителя увеличивает доходы государства. Однако если за счет высокой пошлины увеличиваются цены на импортное сырье, материалы и оборудование, используемое местными производителями, то следствием высоких импортных пошлин может стать рост издержек у этих производителей, а далее, по известной схеме, рост цен и сокращение производства.
У государства в данной ситуации убытки от сокращения налоговых поступлений могут превысить доход от импортной пошлины.
Поэтому использование таможенных пошлин, как и всех торговых инструментов, требует учета их многостороннего воздействия на экономическую ситуацию.
Введение таможенного тарифа на импорт приводит к снижению благосостояния потребителей, так как это увеличивает цену и импортных товаров А (см.приложение 1), и аналогичных товаров отечественных производителей. Но при этом, влияние таможенных пошлин на импорт определенных товаров способствует выигрышу отечественных производителей аналогичных товаров. Они могут расширить продажи своих товаров, поскольку импортные товары с введением пошлин становятся дороже, и у покупателей увеличится спрос на отечественные товары. Одновременно рост цен на импортные товары дает возможность отечественным производителям так же повысить цены на аналогичные товары и получить дополнительный выигрыш.
Влияние
таможенного тарифа на благосостояние
потребителей, производителей и на доходы
государства показано на графиках спроса
и предложения №1, №2 (см. приложение 1).
Фактический
уровень таможенной
защиты.
Таможенное дело - это один из базовых институтов любой экономики, а таможенные органы не могут быть изолированы от государственных органов в процессе формирования таможенной политики и таможенного законодательства, а также в их практической реализации.
В рамках таможенно-тарифной политики широко используется "разрешающая оговорка". Страна, включающая эту оговорку в международное соглашение, получает возможность отменить предоставленную уступку, сниженную пошлину, более льготную квоту и ввести дополнительные ограничения ввоза, если импорт иностранных товаров возрастает до такой степени, что может нанести ущерб национальному производству.
Существует обратно пропорциональная зависимость между уровнем развития экономики страны и уровнем таможенного обложения пошлинами импорта. Чем более развита экономика, тем, как правило, ниже ставки тарифов. Это связано с тем, что конкурентоспособность продукции страны достаточно высока и нет необходимости, за редким исключением, защищать внутренний рынок от аналогичной иностранной продукции высокими таможенными пошлинами.
Структура таможенного тарифа у основного большинства стран построена по принципу эскалации, т. е. увеличения пошлин по мере роста степени обработки товара. Сырье обычно ввозится без пошлин либо облагается минимальными ставками, на полуфабрикаты устанавливаются средние по уровню пошлины, а на готовые изделия - наиболее высокие. Тарифная эскалация позволяет развитым странам активно стимулировать производство сырья и полуфабрикатов в развивающихся странах и создаёт условия для дальнейшего роста их технологической отсталости.
Следует также отметить, что таможенные тарифы обычно имеют не одну, а несколько колонок с различными ставками пошлин, предназначенных для взимания их с одного и того же товара, но поступающего из разных стран. Чаще всего встречаются тарифы с двумя колонками пошлин: одна - с более низкими пошлинами, предназначенными для обложения товаров, ввозимых из стран, с которыми имеется договоренность о снижении таможенных тарифов, другая - со значительно более высокими пошлинами. В международной торговой практике существуют таможенные тарифы с тремя, четырьмя и большим числом колонок пошлин. Например, таможенный тариф Японии имеет четыре колонки - с автономными и конвенциональными пошлинами, а также с преференциальными - для развивающихся государств и с сезонными пошлинами.
Следует выделить важный аспект в развитии экономики государства, которым является величина фактического уровня таможенной защиты. Он может быть определен по следующей формуле