Виды монополии и методы регулирования их деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 00:07, курсовая работа

Описание работы

Проблемы монополизации хозяйственной жизни , конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике.

Содержание

Введение..............................................................................................................3
1. Основная часть……………………………………………………………...4
1.1. Виды монополии и методы регулирования их деятельности……….5
1.2. Методы регулирования деятельности естественных монополий…..9
1.3. Международные монополии…………………………………………….22
2. Аналитическая часть……………………………………………………….26
2.1. Исследование монополии………………………………………………...26
2.2. Максимизация уровня производства…………………………………...28
2.3. Обеспечение самоокупаемости…………………………………………..30
2.4. Ценообразование монополии и выпуск монополиста………………..32
2.5. Издержки и эффективность монополий……………………………….34
2.6. Искусственная монополия………………………………………………..39
3.Заключение……………………………………………………………………43
Список литературы…………………………………………………………….46

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 383.00 Кб (Скачать)

    2)      деятельность по эксплуатации этих сетей.

    Нетрудно понять, что эффективность естественной монополии в инфраструктурных отраслях обеспечивается технологическим единством находящейся в ее распоряжении сети. Действительно, экономически нецелесообразно строительство двух альтернативных аэропортов или прокладка рядом друг с другом двух конкурирующих железных дорог. Абсурдно устанавливать в квартирах по несколько кранов, из которых будет течь вода, поставляемая разными компаниями.[10,379]

    С экономической точки зрения это будет означать многократный рост средних постоянных издержек. Так, в условиях существования естественной монополии стоимость сети энергоснабжения распределяется в виде издержек на всю проданную электроэнергию. Если же параллельных сетей будет две, то соответственно удвоится и их стоимость. Поток энергии, проходящий через каждую, упадет в два раза. А постоянные издержки, приходящиеся на каждый киловатт энергии, купленной потребителем, возрастут в 2 раза!

  

 

2.2. Максимизация уровня производства.

    Ценовое регулирование деятельности естественных монополий предполагает принудительное закрепление максимальной величины цен на продукцию монополиста. При этом последствия данной регулирующей меры прямо зависят от того конкретного уровня, на котором будут закреплены цены.

                             

Рис. 2.2. Регулирование цен продукции естественной монополии с целью

максимизации  производства

    На рис. 2.2 показан распространенный вариант регулирования, при котором наивысшая допустимая цена закрепляется на уровне пересечения предельных издержек с кривой спроса (Р = МС = D). Главным последствием установления максимальной цены с точки зрения поведения фирмы-монополиста является изменение кривой предельного дохода. Коль скоро монополист не может взвинтить цену выше названного уровня даже при тех объемах производства, где кривая спроса объективно позволяет сделать это, его кривая предельного дохода из положения MR смещается в положение MR1 (на графике выделено жирной линией), совпадающее с максимально дозволенной величиной цен Р. В самом деле, если максимальная цена электроэнергии зафиксирована на уровне 21 коп. за 1кВт/ч, то каждый дополнительно проданный киловатт будет приносить доход, равный

этой сумме, а кривая предельного дохода выродится  в горизонтальную прямую, проходящую на этом уровне.

Д    алее вступает в силу правило МС = MR. Как и любая другая фирма, монополист сам без всякого государственного принуждения (что является крупным плюсом данной методики регулирования!) будет стремиться довести объем производства до QM, соответствующего точке пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек. На рис. 2.2 хорошо видны и другие достоинства такого способа ограничения монополистических цен: достигается значительный прирост производства (Qreg > QM) и понижаются цены (Рreg < Рм).[16,128]

    Но есть у описываемого метода регулирования и недостаток: устанавливаемый государством уровень цен никак не связан со средними издержками, т.е. он может волей государства закрепить и получение экономических прибылей (рис. 2.2а), и несение убытков (рис. 2.2б). Оба варианта нежелательны. Наличие у естественного монополиста постоянных экономических прибылей равносильно налогу на потребителей. Оплачивая завышенные цены они увеличивают свои издержки со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями (сокращением спроса на их продукцию, снижением конкурентоспособности и др.).

    Но еще опасней, пожалуй, закрепление убытков. Покрывать их в долгосрочном аспекте естественный монополист может только за счет государственных субсидий, иначе он просто разорится. А это открывает широкую дорогу расточительности. Коль скоро на прибыль так или иначе нет надежд, а государство все равно покроет убытки, монополист может получить выгоду лишь за счет растранжиривания государственных средств.                 Высочайшие оклады, раздутые штаты, огромные представительские расходы— все это скрытые формы обогащения за счет казны. Другими словами, х-неэффективность в  этом случае достигает высочайшего уровня.

    

2.3. Обеспечение самоокупаемости.

     Другим ориентиром установления максимальных цен может быть точка

пересечения кривой средних издержек и линии спроса (Р = АТС = D). Поскольку средние издержки в данном случае точно равны продажной цене, естественный монополист работает в этом случае без убытков и прибылей. Таким образом снимается основная проблема предыдущего метода регулирования.

    На рис. 2.3 видно, что и этот подход к регулированию решает задачу прироста производства (Qreg > QM ) и понижения цены (Рreg < РM).

Однако правило  МС = MR на этот раз действует против регулирующих органов. До точки пересечения кривой предельных издержек и новой, обусловленной государственным фиксированием цен кривой предельного дохода MR, увеличение производства выгодно монополисту. Но после этой точки (N) каждый лишний произведенный товар будет вызывать больше издержек, чем приносить доходов (МС> MR). Очевидно, что монополист всеми правдами и неправдами будет стремиться остановить производство на уровне QN и не доводить его до Qreg. Поскольку спрос при цене Р составит именно Qreg , то на рынке возникнет дефицит (Qreg > QN).

                             

Рис. 2.3. Регулирование цен продукции естественной монополии с целью

обеспечения безубыточности производства

    Нечто подобное граждане крупных российских городов испытали в начале 90-х годов. МПС прекратило ремонт электричек, и их выходило на линии с каждым днем все меньше и меньше. «Объективные» причины для этого, разумеется, находились: это и вандализм подростков, ломавших сидения и бивших стекла, и нехватка средств на ремонт. Но все они как по мановению волшебной палочки исчезли (или, по крайней мере, перестали сказываться на числе курсирующих электричек), как только цены на билеты были подняты.                    Таким образом, второй подход к ценовому регулированию тоже не идеален. В чистом виде он вызывает товарные дефициты и требует поэтому дополнительных принудительных мер по отношению к монополистам. Наиболее распространенной из этих мер в современной России является составление списков потребителей,прекращать снабжение которых монополист не имеет права.

 

2.4. Ценообразование монополии и выпуск монополиста.

    Рассмотрим традиционное ценообразование монополии, для того чтобы понять механизм регулирования монопольных цен и реакцию монополистов.

   На рисунке 2.4. показаны краткосрочные кривые средних и предельных издержек монопольной фирмы. Также показаны спрос на продукт монополиста и предельный доход от него. Монопольный выпуск обозначен как Qm, он является выпуском,соответствующим той точке, где пересекаются кривые предельного дохода и предельных издержек. Чтобы побудить покупателей приобрести это количество товара, монополист устанавливает цену, равную Рм.

    При этой цене и величине выпуска монополист получает на единицу товара прибыль (Рм - АСм). Общий выпуск равен Qm. Общая экономическая прибыль равна, следовательно, (Рм -АСм)Qм. Какую по величине прибыль заработает монополист в действительности, зависит как от издержек, так и от спроса на его товар. Если фортуна отвернется от вас, вы можете не найти желающих купить права на ваши концерты, даже если предлагать их по льготной цене. Таков шоу-бизнес: вас могут превозносить сегодня и изгнать завтра. Обладание монополией не гарантирует, что вы будете получать прибыли. Монополисты могут и действительно выходят из отрасли, когда

спрос на продукт, который они продают, снижается. Владеть единственной в

городе подлинной  турецкой баней будет невыгодно, если цена меньше средних издержек для объема выпуска, при котором MR = МС.

    Если спрос и предельный доход от продукта, поставляемого монополистом, снижаются, то может быть невозможным заработать прибыль. Если цена, соответствующая выпуску, при котором MR = МС, упадет ниже средних издержек, монополия понесет убытки. Это показано на графике В (рис. 2.4). В Соединенных Штатах Америки в последние годы фирма "Amtrak" обладает монополией на пассажирские железнодорожные перевозки на многих маршрутах. Однако даже, несмотря на это, фирма несла убытки.

                             

Рис. 2.4. Монопольная цена и выпуск

    Монопольная фирма максимизирует прибыль, выпуская количество товара, соответствующее точке, где MR = МС. Затем она устанавливает цену Рм. Которая требуется, чтобы побудить покупателей приобрести количество товара Qm.

   

    

2.5. Издержки и эффективность монополий.

    Как оценить эффективность монополистического рынка? Мы убедились, что монополия, в отличие от конкурентной фирмы, назначает цену, превышающую предельные издержки. С точки зрения потребителей монополия нежелательна. С другой стороны, монопольно высокая цена весьма привлекательна для владельцев фирмы. Как соотносятся выгоды собственников фирмы и затраты, которые вынуждены нести потребители? Быть может, монополия выгодна с точки зрения общества в целом?

    В качестве критерия экономического благосостояния мы используем общий излишек. Вспомним, что общий излишек равен сумме потребительского излишка и излишка производителей. Потребительский излишек определяется как разность между суммой, которую потребители готовы заплатить за товар, и реально уплаченной суммой. Излишек производителей — выручка, полученная за реализованный товар за вычетом издержек его производства. В нашем случае мы имеем производителя в единственном числе — монополиста.[17,325]

    Равновесие спроса и предложения на конкурентном рынке — не только

естественный, но и желательный результат его  функционирования. «Невидимая рука» рынка обеспечивает распределение ресурсов, максимизирующее величину общего излишка. Так как монополия приводит к распределению ресурсов, отличному от распределения конкурентного рынка, монопольный рынок должен, в некотором роде, потерпеть фиаско в максимизации экономического благосостояния.

Безвозвратная потеря.

    Мы начинаем анализ с изучения поведения монополии, как если бы она

управлялась великодушным плановиком, который заинтересован не только в

прибыли владельцев фирмы, но и в выгоде ее потребителей и стремится к

максимизации  общего излишка, равного сумме излишка  производителя (прибыли) и потребительского излишка. Запомним, что общий излишек равен ценности товара для потребителя за вычетом издержек производства товара для монопольного производителя.

    Рис. 2.5. демонстрирует нам определение объема производства нашим «специалистом доброй воли». Кривая спроса отражает ценность товара для потребителей, то есть сумму, которую они готовы заплатить за товар. Кривая предельных издержек отражает издержки монополиста. Таким образом, общественно эффективный объем выпуска находится в точке пересечения кривой спроса и кривой предельных издержек. При объемах ниже этого уровня ценность товара для потребителей превышает предельные издержки его производства, следовательно, увеличение

выпуска ведет  к возрастанию общего излишка. Выше этого уровня предельные

издержки превышают  ценность товара для потребителей, а значит, при снижении

объема выпуска  суммарный излишек увеличится.

                             

Рис. 2.5. Эффективный уровень производства

    Если бы монополией действительно управлял великодушный плановик, она достигала бы эффективного объема выпуска, устанавливая цену, находящуюся в точке пересечения кривых спроса и предельных издержек. То есть «специалист доброй воли», подобно конкурентной фирме и в отличие от максимизирующей прибыль монополии, установил бы цену, равную предельным издержкам. Так как такая цена давала бы потребителям точную информацию об издержках производства товара, потребители приобретали бы эффективный объем товара.[17,327]

    Мы можем оценить влияние монополии на благосостояние, сравнивая объем выпуска, выбираемый монополистом, и объем производства, на котором остановился бы наш специалист по планированию. Монополист решает поставлять такой объем продукции, которому соответствует точка пересечения кривой предельного дохода и кривой предельных издержек; плановик же выбирает объем выпуска, соответствующий точке пересечения кривой спроса с кривой предельных издержек. Рис. 2.6. демонстрирует

нам разницу  в подходах: решение монополиста меньше общественно эффективного объема выпуска.

    Неэффективность монополии рассматривают и в терминах цены монополиста. Так как рыночная кривая спроса выражает обратную зависимость между ценой и объемом предложения товара, объему производства ниже общественно эффективного выпуска соответствует цена, превышающая общественно эффективную цену. Когда монополист устанавливает цену, превышающую предельные издержки,

некоторые потенциальные потребители, оценивающие товар выше предельных издержек производства, но ниже цены монополиста, отказываются от его приобретения. В этом и есть существо неэффективности, ибо для таких потребителей ценность данного товара выше издержек его приобретения. Таким образом, монопольное ценообразование является в определенной степени препятствием для осуществления взаимовыгодной торговли.

                             

Рис. 2.6. Неэффективность монополии

    Можно измерить и неэффективность монополии (рис. 2.6). Вспомним, что кривая спроса отражает ценность товара для потребителей, а кривая предельных издержек — без издержки монопольного производителя. Таким образом, площадь треугольника возвратных потерь между кривой спроса и кривой предельных издержек равна уменьшению общего излишка вследствие монопольного ценообразования. Безвозвратная потеря, вызванная монополией, напоминает безвозвратные потери вследствие налогообложения. В самом деле, монополист подобен тайному сборщику налогов. Введение налога на товар «вбивает клин» между готовностью потребителей заплатить за товар (кривая спроса) и издержками производителя (кривая предложения). Так как монополия, проявляя

Информация о работе Виды монополии и методы регулирования их деятельности