Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 00:07, курсовая работа
Проблемы монополизации хозяйственной жизни , конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике.
Введение..............................................................................................................3
1. Основная часть……………………………………………………………...4
1.1. Виды монополии и методы регулирования их деятельности……….5
1.2. Методы регулирования деятельности естественных монополий…..9
1.3. Международные монополии…………………………………………….22
2. Аналитическая часть……………………………………………………….26
2.1. Исследование монополии………………………………………………...26
2.2. Максимизация уровня производства…………………………………...28
2.3. Обеспечение самоокупаемости…………………………………………..30
2.4. Ценообразование монополии и выпуск монополиста………………..32
2.5. Издержки и эффективность монополий……………………………….34
2.6. Искусственная монополия………………………………………………..39
3.Заключение……………………………………………………………………43
Список литературы…………………………………………………………….46
Объем производства монополиста, стремящегося к наибольшей прибыли, лежит ниже уровня, максимизирующего сумму потребительского излишка и излишка производителя. То есть, когда монополист назначает цену выше предельных издержек, некоторые потребители, оценивающие товар выше предельных издержек, но ниже установленной монопольной цены, отказываются от его покупки. В результате деятельность монополии ведет к безвозвратным потерям для общества, подобным тем, которые возникают при введении налога.
Правительство реагирует на проблему монополии одним из четырех способов:
использует антитрестовские законы, направленные на повышение уровня
конкуренции в отрасли; регулирует цены, устанавливаемые монополиями;
преобразует монополии в государственные предприятия; в случае
незначительного, в сравнении с неизбежными несовершенствами политики, фиаско рынка политики могут просто «плыть по течению». Один из методов увеличения монопольной прибыли — назначение разных цен на один и тот же товар в зависимости от готовности различных групп потребителей заплатить за него.
Практика ценовой дискриминации ведет к увеличению экономического
благосостояния, так как товар приобретут те покупатели, которые в иных
условиях отказались бы от его покупки. В особом случае совершенной ценовой дискриминации безвозвратные потери отсутствуют. В более общем случае несовершенной ценовой дискриминации она может привести как к увеличению, так и уменьшению благосостояния в сравнении с установлением единой монопольной цены.
Можно сказать, что выпуск монополиста «слишком мал», а цена его продукции «слишком высока». Это заставляет общество искать способы регулирования монополии, достижения эффективности на рынке. Итак, нами рассмотрены сущность и положение монополий (в особенности естественных) на российском рынке, их влияние на российскую экономику, перспективы их реформирования.
Современный подход к регулированию естественных монополий, по нашему мнению, должен строиться на положении, согласно которому естественные монополии – составная часть того, что Дж. Гэлбрейт называл "планирующей системой". В современной высокоразвитой экономике в нее входят крупнейшие корпорации. Законы их поведения отличаются от законов функционирования традиционной рыночной системы, играющей в современной экономике подчиненную роль. Рынок сам по себе
не в состоянии ни управлять, ни контролировать "планирующую систему". Эти функции могут выполнять только государство и общество в целом. В отношении естественных монополий такой контроль должен касаться издержек, цен и распределения прибыли. Экономическая деятельность монополий, в том числе и естественных, должна рассматриваться в контексте глобализации мировой экономики и ужесточения международной конкуренции транснациональных корпораций. Именно транснациональные корпорации выступают основными субъектами глобальной экономики, аккумулирующими большую часть образующихся в ней доходов. Создание и успешное развитие этих компаний требуют огромных усилий, времени, благоприятного климата, поддержки, в том числе и на правительственном уровне. Национальная экономика без таких компаний обречена
на пассивную роль в общемировых экономических отношениях.
На сегодняшний день в нашей стране действует единственная в полном смысле транснациональная компания, обладающая неоспоримым весом на европейском континенте - это ОАО"Газпром".
Список литературы
1. А. Томпсон. Экономика фирм. М.: «Финансы и кредит». – 2006.
2. А.Д.Голубович, Д.Г.Фиркало, Б.Л.Хенкин "Создание акционерных
обществ", Москва, 2005.
3. Албегова М.Н., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку. Под общей ред. профессора, д.э.н. Сидоровича А.В. М., 2001.
4. Городецкий А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий //
Вопросы экономики, 1999.
5. Федеральный Закон "О естественных монополиях" 17.08.2006г. №147-ФЗ
6. Д.Н. Хайман. Современная микроэкономика. / Под. ред. д-ра э. н. С. В.
Валдайцева. М.: «Финансы и статистика»,2006.
7. Иванов В.Н. Социальный статус и проблемы российского
предпринимательства//
8. Кокорев В. Институциональная реформа в сфере инфраструктуры в
условиях естественной монополии. // Вопросы экономики. – 1998. - № 4
9. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. М. 1991.
10. Курс экономики / Под ред. Райзберга Б.А. М., 2001.
11. Курс экономической теории / Под общей ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров. 1994.
12. Микроэкономика. М.: КноРус. 2000.
13. Микроэкономика: теория и российская
практика. Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова.
М., 2006.
14. Вэриан. Микроэкономика. Шт. Мичиган. – 1999 Микроэкономика: теория и российская практика. Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. М., 1999.
15. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика.
16. Микроэкономика./под.общей ред. В. М. Гальперина. С- П.: «Экономическая школа». – 1997.
17. Мэнкью
Н. Г. Принципы экономикс. СПб:
18. Н. Грегори Мэнкью. Принципы экономикс./ учеб. пособие для ВУЗов.
19. Самуэльсон П. Экономика. В 2 т. Т. I. М. 2005.
20. Основы
предпринимательской
Маркетинг. Финансовый менеджмент)/В.М.Власова, Д.М.Воинов, С.Н.Кулаков и др.,2007.
под ред. В.М.Власовой – М.: Финансы и статистика.
21. Основы экономической теории / Под ред. В.Д. Камаева. М. 1997. С- П.:
«Питер». – 2001.
22. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: учеб. для вузов/ Е. Ф. Борисов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. образование, 2007. – 391 с.
23. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: учеб. для вузов. – 2-е изд.- М: Норма. 2006-561с.
Информация о работе Виды монополии и методы регулирования их деятельности