Виды экономических конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Понятие конфликта (от лат. confliktus – столкновение) активно используется как в научной литературе, так и в обыденной речи и трактуется достаточно широко. Мы интуитивно понимаем, что такое конфликт и называем этим словом военные действия, семейную ссору, столкновение интересов, спор, шумный скандал и внутриличностные переживания, нравственную борьбу.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 338.00 Кб (Скачать)
 
    1. Функции и причины конфликтов

Конфликты могут выполнять функции как позитивные, так и негативные (табл.1)

Таблица 1 функции конфликтов

    Позитивные функции
Негативные функции
Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте
Получение новой информации об оппоненте Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально – психологического климата в коллективе
Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом Представление о побежденных группах как о врагах
Стимулирование к изменениям и развитию Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе
Снятие синдрома покорности у подчиненных После завершения конфликта – уменьшение степени сотрудничества между частью коллектива
Диагностика возможностей оппонента Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»)

Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Следует различать объективные причины и их восприятие индивидуумами.

   Объективные причины можно представить в виде нескольких групп:

-    ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;

- различие в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования;

-    взаимосвязь заданий, неправильное распределение ответственности;

-    плохие коммуникации.

   Непременно возникают вопросы о цене победы и о том, что представляет собой поражение для другой стороны.

   Переговоры – это широкий аспект общения, охватывающий многие сферы деятельности человека, набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.

   Для того чтобы переговоры стали возможными, необходимы следующие условия: наличие взаимозависимости сторон, участвующих в конфликте; отсутствие значительного различия в возможностях (силе) субъектов конфликта; соответствие стадии развития конфликта возможностям переговоров; участие в переговорах сторон, которые реально могут принимать решения в сложившейся ситуации.

Конфликт в своем развитии проходит несколько этапов.  Возможности переговоров по этапам развития конфликта представлены в табл. 2:

Таблица 2 Возможности переговоров в соответствии с этапами развития конфликта

Варианты развития Поведение переговоров конфликта
1. Напряженность, несогласие Проводить рано, составляющие конфликта не определены
2. Соперничество Уместны
3. Агрессивность С участием третьей стороны
4. Насилие, военные действия Невозможны, целесообразны ответные агрессивные действия

Специалисты считают, что тщательно подготовленные переговоры на 50% определяют успех всей дальнейшей деятельности (табл. 3).

Таблица 3 Цели и результаты переговоров 

Цели Результаты
Максимально отражают интересы Наиболее благоприятны
Учитывают интересы Допустимы
Не учитывают интересы Неприемлемы
Ущемляют интересы Совершенно неприемлемы
 

2 Модели конфликтов и их применение в  организации

  • 2.1 Модели развития конфликта
  •    Конфликт представляет собой процесс, развивающийся во времени (рис. 1), который можно разделить на несколько периодов. Таковыми, например, могут быть: предконфликтный период, конфликтное взаимодействие и послеконфликтный период.

       Рис. 1Динамическая модель развития конфликта

     

       Напряженность с течением времени в предконфликтный период (t0 - ti) постепенно (1) или лавинообразно (2) нарастает, а затем достигает наибольшего значения в момент кульминации г.2 и ниспадает. Следует заметить, что зачастую конфликтное взаимодействие имеет продолжительность (t3 - tl) всего около 1 мин., а послеконфликтный период может быть больше его в 600-2000 и более раз. Причем показатели исхода конфликтов для обеих сторон могут, совсем не содержать выигрышных показателей, т.е. один ущерб.

       В длительных конфликтах часто доля делового содержания с течением времени уменьшается и начинает доминировать личностная сфера, что и представлено на рис. 2.

    Рис.2 
    Изменение соотношения деловой и личностной сфер конфликта

     

      Модели описания конфликтов в виде матриц и графиков являются необходимым фундаментом для создания варианта модели конфликта в виде игры, схематизированного описания взаимодействия сторон в конфликте. Это позволит пользоваться методами и моделями теории игр для поиска оптимальных решений.

      Игровую модель конфликта можно представить как сочетание отображения (рис. 3) возможных позитивных и негативных альтернатив (ходов) участников-игроков К и П и вариантов исходов каждой пары ходов Ki, Пi в виде платежной матрицы B = ||bij||.

      Рис. 3. Игровая модель конфликта

        

      На рис. 3 показано, что действия обеих сторон негативными альтернативами (–/–) свидетельствуют о том, что с помощью «войн» понять друг друга нельзя. Позитивные действия с обеих сторон приводят к мирному исходу. Варианты альтернатив (–/+) или (+/–) могут привести к мирному варианту согласия, что определяется цепочкой причинно - следственных альтернатив в многоходовом взаимодействии.

      Состояние человека во взаимодействии можно интерпретировать графически в виде сочетания степени его активности и уровня настроения (рис. 4).

      Рис. 4 Графическая модель оценки состояния партнера

    Измерение этих показателей можно производить от среднего, нейтрального (0) уровня. Тогда точка состояния определяется вектором с соответствующими координатами, например M(x1, y2). Состояние, определяемое другим вектором N(x1, y1), отличается меньшей активностью Dy = (y2 – y1). Состояние партнера, определяемое вектором A(x3, y2), отличается более скверным настроением, чем состояние партнера, определяемое вектором В(x2, y2).

      На рис. 5 представлена модель взаимодействия партнеров, состояния которых зафиксированы векторами А и В, в результате чего образуется конфликт - вектор Е. Эта зона готовности к конфликту из всех квадрантов является самой неблагоприятной. Пользуясь такими графическими моделями развития взаимодействия партнеров, можно заранее подготовиться к возможным исходам.

      Рис. 5. Сетевые модели ролевого взаимодействия партнеров  

    Одной из типичных причин социально-психологических межличностных конфликтов является несбалансированное ролевое взаимодействие. Теоретическая основа анализа межличностных конфликтов была разработана американским психологом Э. Берном, который предложил своеобразную сетевую модель описания взаимодействия партнеров (рис. 6).

    Рис. 6.Сетевые модели ролевого взаимодействия партнеров

      

      Каждый человек в процессе взаимодействия с окружающими вынужден играть более десятка ролей, причем далеко не всегда успешно. В предлагаемой модели каждый партнер может имитировать роль С — старшего, Р — равного или М — младшего. Если ролевое взаимодействие сбалансировано, то общение может развиваться бесконфликтно, иначе при дисбалансе ролей возможен конфликт.

      В процессе коммерческих переговоров приходится искать область взаимных интересов (рис. 7), позволяющую найти компромиссное решение.

    Рис. 7. Область вариантов компромиссных решений на переговорах

       

       Делая большие уступки по менее значимым аспектам для фирмы, но более значимым для оппонента, коммерсант получает больше по другим позициям, которые более значимы и выгодны для фирмы. Эти уступки имеют минимальные и максимальные границы интересов. Это условие получило название «принцип Парето» по имени итальянского ученого В. Парето.

       2.2 Анализ конфликтности в конкретной организации

    2.2.1 Формирование выборки и описание этапов исследования

      По запросу ООО "XXX" было проведено исследование, направленное на исследование психологических причин конфликтности личности в организации.

      Исследование проводилось в первичном трудовом коллективе - ООО "XXX", состоящем из 12 человек, из них 7 женщин и 5 мужчин. В исследовании приняло участие 10 человек, двое отказались от участия из - за отсутствия времени.

      Возрастной состав членов коллектива: от 24 до 42 лет.

      Образование: среднее специальное и высшее.

    2.2.2 Описание используемых методов и методик

      Гипотеза: существует взаимосвязь между осознаваемостью предпочтения стратегии соперничества (по К. Томасу) и конфликтностью личности в коллективе. Для проверки выдвинутой гипотезы были применены: метод наблюдения (стороннее (автор) и включенное (эксперты)), метод тестирования. В рамках метода тестирования были применены три методики: методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса и методика самооценки степени конфликтности личности и оценки экспертом степени конфликтности личности, социометрия группы.

      А) Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению. Тест адаптирован Гришиной Н.В. для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент не только на разрешение конфликтов, а на управление ими. В соответствии с этим, К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на том, какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными, каким образом, возможно стимулировать продуктивное поведение.

      Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная со вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов: соперничество, приспособления, компромисс, избегание, сотрудничество.

      В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных ситуациях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Оптимальным поведением в конфликтах считается такое, когда применяются все стратегии и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов (минимум – 0 баллов, максимум – 12 баллов). Бланк и ключ методики представлены в Приложении 1.

    Информация о работе Виды экономических конфликтов