Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 16:03, реферат
Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт – это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания – конфликтология.
Введение…………………………………………………………………………2
1. Понятие конфликта…………………………………………………………...3
2. Виды конфликтов……………………………………………………………..4
3. Социальные конфликты……………………………………………………....6
4. Внутри личностные конфликты……………………………………………...9
Заключение……………………………………………………………………….13
Список используемой литературы……………………………………………...14
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие конфликта………………………………………………………
2. Виды конфликтов……………………………………………………
3. Социальные конфликты…………………………………………………….
4. Внутри личностные конфликты……………………………………………...9
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение
Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт – это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания – конфликтология.
1. Понятие конфликта
Словно конфликт пришло в русский и другие языки из латыни. Это одно из тех международных слов, которые радуют переводчиков, – они не нуждаются в переводе, поскольку понятны и так: и звучание и значение их во всех языках примерно одинаково. В русском языке слово конфликт стало употребляться с ХIХ века. В классическом «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля его еще нет. А современный «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова не только содержит это слово, но и поясняет его примерами, из которых видно, что в ХХ веке оно имеет очень широкую область применения: «семейный конфликт», «вооруженный конфликт на границе», «конфликт с сослуживцами», «конфликтная комиссия»… В латинском языке conflictus означает буквально столкновение. В словаре Ожегова слово «конфликт» толкуется как «столкновение, серьезное разногласие, спор».
Существует множество определений и толкований конфликта. Выявив недостатки и установив общие положения можно дать синтезированное определение конфликта.
Конфликт – это различные виды противодействия, противоборства личностей и групп по поводу рассогласованных существенно значимых для их целей, интересов, ценностей, установок, а также осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий.
2. Виды конфликтов
Основанием для типологии конфликтов выступают: цели участников конфликта, соответствие их действий существующим нормам, конечный результат конфликтного взаимодействия и влияние конфликта на развитие организации.
В зависимости от характера влияния выделяются следующие типы конфликтов в организации:
- конструктивные;
- стабилизирующие;
- деструктивные.
Конструктивные конфликты способствуют повышению стабильности функционирования организации в новых условиях внешней среды за счет перестройки ее функций и структуры и установления новых связей. Стабилизирующие конфликты направлены на устранение отклонений от нормы и закрепление признаков устоявшейся нормы. Деструктивные конфликты способствуют разрушению установившейся нормы и возвращению к старым нормам или углублению проблемной ситуации. Участники деструктивных конфликтов затрачивают свою энергию на то, чтобы контролировать друг друга или оказывать друг другу противодействие.
Выделяются также конфликты дес
Другой подход – это разделение конфликтов на деловые и эмоциональные. Но, во-первых, каждый конфликт сопровождается эмоциями. И, во-вторых, очень редко в организации люди конфликтуют только по тому, что не нравятся друг другу. Чаще они находятся в ситуации, которая их и сталкивает.
Еще одна очень распространенная классификация сводится к делению конфликтов на социальные и внутри личностные.
Социальный конфликт – это столкновение интересов различных общественных групп. К социальным относятся:
- межличностные конфликты;
- межгрупповые;
- конфликт между личностью и группой;
- между группой и обществом.
А внутри личностные выражаются в противоречиях между «хочу – не хочу», «могу – не могу» и «надо» в разных сочетаниях. К примеру, конфликт «хочу и не могу», «хочу и хочу» и т.д. Эта классификация удобна для анализа, но в реальности внутри личностные и социальные конфликты тесно переплетены между собой и могут «маскироваться» друг под друга.
3. Социальные конфликты
Межличностный конфликт. Этот тип конфликта самый распространенный. Конфликт между личностями возникает там, где сталкиваются разные школы, манеры поведения, их может питать и желание получить что-то, неподкрепленное соответствующими возможностями. Межличностный конфликт может также проявляться как столкновение людей с различными чертами характера, взглядами и ценностями. В организации межличностный конфликт – это чаще всего борьба руководителя за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта; эта борьба за власть, привилегии; это столкновение различных точек зрения в решениях проблем, различных приоритетов.
Отличительные особенности межличностных конфликтов:
1) Противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.
2) Проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных.
3) Межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным полигоном проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей.
4) Отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.
5) Затрагивают интересы окружающих.
Межгрупповой конфликт. Подобные конфликты часто возникают из-за отсутствия четкого согласования функций и графиков работы между подразделениями. Причиной может послужить и дефицит ресурсов: материалов, информации, нового оборудования, времени и т. д. Межгрупповые конфликты возникают и между неформальными группами.
В межгрупповых конфликтах индивид склонен вести себя более агрессивно, нежели в случае, когда от него требуется принятие индивидуального решения. Причины заключаются в так называемом эффекте толпы, который с одной стороны обеспечивает «заразительность агрессии», а с другой заметно снижает чувство персональной ответственности за происходящее. В группе всегда существует лидер, на которого, по мнению рядовых в случае наказания и будет направлена энергия. Поэтому ответственность за свое поведение заметно снижается. Кроме того, агрессивные проявления в группе обеспечивают ощущение анонимности, что также снижает чувство персональной ответственности. И, наконец, агрессивное поведение в группе людей, таким же агрессивным образом себя ведущих, воспринимается как социальное одобрение и поддержка.
К межгрупповым конфликтам относятся трудовой конфликт, межэтнический конфликт и внутриполитический конфликт.
Конфликт между личностью и группой. Между личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. В организации люди взаимодействуют непосредственно друг с другом не только как функционеры организации. Стихийно возникают отношения, нерегламентированные никакими инструкциями. В процессе функционирования группы вырабатываются групповые нормы, стандартные правила поведения, которых придерживаются ее участники. Соблюдение групповых норм обеспечивает принятие или не принятие индивида группой.
Первая особенность связана со структурой конфликта. Субъектом в нем с одной стороны выступает личность, а с другой – группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие протекает на основе столкновения личностных и групповых мотивов. Группа обладает дополнительной мощностью и не мобильностью. Поэтому в таком конфликте субъекты, включенные в группу, проявляют большую жестокость, чем обыкновенно могут себе позволить.
Вторая особенность
отражает специфику причин конфликта.
Такие причины связаны
Позиция – официальное, определяемое должностью положение.
Статус – реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним и низким (относительно положения).
Внутренняя установка – субъективное восприятие личностью своенго статуса.
Роль – нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности.
Групповые нормы – общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы.
Причины конфликта между личностью и группой всегда связаны с:
1) нарушением ролевых ожиданий;
2) с неадекватностью внутренней установки статусу личности (особенно конфликтность личности с группой наблюдается при завышении у нее внутренней установки);
3) с нарушением групповых норм.
Третья особенность отражается в форме проявления конфликта. Это применение групповых санкций, ограничение или прекращение неформального общения, эйфория.
4. Внутри личностные конфликты
Внутренние конфликты личности зарождаются и развиваются бессознательными процессами. Только уже на развитых стадиях они проявляются в сознании нарушением его уравновешенного состояния. По проблемам, которыми внутренний конфликт проявляет себя в сознании личности, различают три типа внутренних конфликтов личности:
1) мотивационные,
2) когнитивные,
3) ролевые.
Разумеется, переживаемый личностью внутренний конфликт может содержать одновременно все компоненты и мотивационного, и когнитивного, и ролевого конфликтов.
Содержанием мотивационных конфликтов является столкновение мотивов. Они осознаются по одновременной актуализации нескольких почти равных по силе мотивов, побуждающих личность совершить противоречащие друг другу действия. Непременным условием мотивационного конфликта является то, что мотивы несовместимых действий актуализируются одновременно и имеют почти равную силу, в противном случае конфликт не осознавался бы, так как мы просто выбирали бы более значимое для нас и реализовали свои желания последовательно.
По своим проявлениям различают три варианта мотивационных конфликтов:
а) мотивы в равной мере привлекательны, но взаимоисключающие,
б) мотивы в равной мере непривлекательны,
в) один и тот же мотив в равной мере привлекателен и непривлекателен.
Первый вариант мотивационного конфликта осознается, когда личность оказывается перед необходимостью выбора в равной мере привлекательными, но взаимоисключающими мотивационными альтернативами. Эта ситуация, когда хочется и того и другого, она может приобретать драматический характер, если речь идет о выборе между чем-то или кем-то в равной мере необходимым или дорогим для человека.
Второй вариант мотивационного конфликта осознается по наличию выбора между двумя в равной мере непривлекательными возможностями, выбором «из двух зол меньшего».
Третий вариант мотивационного конфликта осознается, когда один и тот же выбор в равной мере и привлекателен, и непривлекателен, имеет «и плюсы, и минусы». Внутренний конфликт в этом случае осознается по наличию взвешивания «за и против». Этот конфликт может быть мучительным для личности, если речь идет о жизненно важном выборе.
Содержанием когнитивных конфликтов является столкновение несовместимых мнений. Личность стремится к уменьшению неприятного для нее когнитивного диссонанса, т.е. состояния дискомфорта, связанного с тем, что она одновременно имеют два противоречивых мнения об одном и том же явлении, но это еще не конфликт, конфликт возникает, когда личность подталкивается противоречивыми мнениями сразу в двух противоположных направлениях.
Содержанием ролевых конфликтов является столкновение несовместимых ролевых принципов поведения. По своим проявлениям различают два варианта ролевых конфликтов:
а) несовместимость требования роли и возможностей личности,
б) несовместимость двух ролевых позиций личности.
Первый вариант ролевого конфликта возникает, когда сталкиваются несовместимые требования роли и возможностей личности, когда или из-за неспособности человека соответствовать требованиям роли, или из-за нежелания соответствовать своей роли возникает проблема выбора. Человек может или выбрать роль и изменить себе, или отказаться от роли, или же найти компромиссный способ снятия или ослабления этого противоречия.
Второй вариант ролевого конфликта возникает, когда сталкиваются несовместимые ролевые позиции личности.
Безусловно, говоря о внутри личностных конфликтах, мы должны понимать, что в «чистом виде» внутри личностный конфликт не существует. Они всегда – результат воздействия на личность социальной среды. В общей группе внутри личностных конфликтов можно выделить две подгруппы:
1) Конфликты, возникающие из противоречий внутреннего мира личности (мотивационные, неадекватной самооценки). Они отражают отношение личности к окружающей среде.
2) Конфликты, возникающие как результат перехода объективных противоречий во внутренний мир (моральные конфликты, адаптационные).
Выделяют следующие виды внутри личностных конфликтов:
Истерический – характеризуется завышенными претензиями личности в сочетании с недооценкой объективных условий или требований окружающих.
Обессивно-психастенический – характеризуется противоречивыми собственными потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личным поведением.